Применение современных здоровьесберегающих технологий в логопедической работе
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Андриевская Наталья Михайловна

На сегодняшний день приоритетными задачами в программе модернизации российского образования являются: оздоровление ребёнка-дошкольника и культивирование здорового образа жизни.

Одним из средств решения этих задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение современных здоровьесберегающих технологий в логопедической работе

На сегодняшний день приоритетными задачами в программе модернизации российского образования являются: оздоровление ребёнка-дошкольника и культивирование здорового образа жизни.

Одним из средств решения этих задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.

Здоровьесберегающие технологии – это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального и физического здоровья дошкольников.

Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить дошкольнику высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни и воспитав у него культуру здоровья.

Здоровьесберегающие технологии – неотъемлемая часть и логопедической коррекционной работы.

У ребёнка с речевой патологией низкая работоспособность, повышенная утомляемость, несформированная произвольность психических процессов. Такие дети вдобавок ещё и часто болеют.

Преодоление этих трудностей возможно только через создание здоровьесберегающей среды и правильного выбора форм, методов и приёмов логопедической коррекции.

Принципы здоровьесберегающих технологий:

  • принцип «Не навреди!»;
  • принцип сознательности и активности;
  • принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса;
  • принцип систематичности и последовательности;
  • принцип доступности и индивидуальности;
  • принцип всестороннего и гармоничного развития личности;
  • принцип системного чередования нагрузок и отдыха;
  • принцип постепенного наращивания оздоровительных воздействий

В своей работе я активно использую как традиционные, так и нетрадиционные технологии: артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, гимнастику для глаз, Су-Джок терапию, биоэнергопластику, дыхательную гимнастику.

Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий у детей происходит:

- улучшение памяти, внимания, мышления;

- повышение способности к произвольному контролю;

- улучшение общего эмоционального состояния;

- повышается работоспособность, уверенность в себе;

- стимулируются двигательные функции;

- снижается утомляемость;

- улучшаются пространственные представления;

- развивается дыхательный и артикуляционный аппарат;

- стимулируется речевая функция;

- улучшается соматическое состояние.

Су-джок терапия

        Нетрадиционные методы воздействия логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Один из таких методов, которые я использую в своей работе – Су-джок терапия.

Су-джок терапия является одним из эффективных приёмов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребёнка.

Су - Джок терапия – это последнее достижение восточной медицины. В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа. Су – Джок терапия оказывает воздействие на биоэнергитические точки с целью активизации защитных функций организма и направлена на воздействие зон коры головного мозга с целью профилактики речевых нарушений. Особенно важно воздействие на большой палец, отвечающий за голову человека.

Неоспоримыми достоинствами Су – Джок терапии являются:

  • Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект.
  • Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно.
  • Универсальность – Су-Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в  домашних условиях.
  • Простота применения – для получения результата проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью Су – Джок шариков. /они свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат.

Су-джок используют и при плохой подвижности пальчиков. Эта процедура значительно улучшает мелкую моторику рук, поднимает настроение ребенку.

Мы применяем су-джок - массажеры в виде массажных шариков в комплекте с массажными металлическими кольцами в сочетании с упражнениями по коррекции речи. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки надеваются на пальчики.

Применение су-джок массажёров способствует созданию функциональной базы для перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной речевой работы с ребенком, повышает физическую и умственную работоспособность детей.

Пути реализации су-джок терапии в ДОУ.

Работа с педагогами по знакомству с су-джок, приемами работы по его использованию.

Работа с детьми (организация деятельности на занятиях, в индивидуальной деятельности, в повседневной жизни).

Работа с родителями (практикум по использованию су-джок терапии, открытое занятие)

Создание развивающей среды (приобретение массажных шариков, составление картотек игр, упражнений, художественного слова).

Для реализации задач используем следующие направления и формы работы:

  • развитие фонематического слуха и восприятия;
  • коррекция произношения (автоматизация и дифференциация звуков);
  • совершенствование лексико-грамматических категорий;
  • совершенствование навыков пространственной ориентации.
  • упражнения для развития общей и мелкой моторики.

Для осуществления этих форм работы был составлен перспективный тематический план, в который включены темы, игры, упражнения с использованием элементов су-джок терапии.

Рассмотрим некоторые формы работы с детьми с использованием элементов су-джок терапии при нормализации мышечного тонуса и стимуляции речевых областей в коре головного мозга, коррекции произношения (автоматизации звука, развитии лексико-грамматических категорий, совершенствовании навыков пространственной ориентации.

Развитие фонематического слуха и восприятия

• «Покажи соответствующий заданному звуку шарик, услышав этот звук среди др. звуков, услышав слог или слово с ним»

• «Спрячь шарик в ладонях, если звука там нет»

• «Возьми столько шариков, сколько раз услышишь данный звук среди других слогов, слов с этим звуком»

• «Если звук услышат ушки – подними шар над макушкой»

• «Телеграфисты»

• «Шарик мы ладошкой стук, если слышим нужный звук»

• «Ты про звук нам расскажи, нужный шарик подбери»

• «Я на шарик погляжу, все про звук вам расскажу»

Развитие звукового и слогового анализа слов • Упражнение «Раздели слова на слоги»: Ребенок называет слог и берет по одному шарику из коробки, затем считает количество слогов.

• Выкладывание звуковой схемы слова при помощи разноцветных шариков су-джок.

• «По слогам словечко называй и на каждый слог шарик доставай»

Коррекция произношения (автоматизация и дифференциация звуков)

• «Шарик мы ладонью “стук”, повторяем в слоге (слове) звук»

• «Шарик мне назад верни, слоги (слово) верно повтори»

• «Слог да слог – и будет слово, мы в игру сыграем снова»

• Поочередный массаж пальцев массажными кольцами с проговариванием стихотворений пальчиковой гимнастики

• «Шар обратно прокати, слоги (слово, фразу) измени»

• Проговаривание различных стишков, насыщенных автоматизируемыми звуками, в сочетании с массажными движениями шариками или кольцами

Совершенствование навыков пространственной ориентации, ориентировка в схеме тела, развитие памяти, внимания. 

• Использование Су – Джок шаров для развития памяти и внимания

• «Глазки закрывай, на каком колечко пальце – угадай»

• «Справа, слева я стучу – перепутать не хочу»

Упражнения для развития общей и мелкой моторики

Это лишь некоторые примеры использования су – джок терапии в работе логопеда. Творческий подход, использование альтернативных методов и приемов способствуют более интересному, разнообразному и эффективному проведению коррекционно-образовательной и совместной деятельности педагогов и детей в детском саду.

                                      Биоэнергопластика

В коррекционной работе существенную роль играет воспитание у детей кинестетических ощущений органов артикуляции, позволяющих почувствовать контрастность положения языка, челюстей, губ, направленность выдоха.

Их чёткость обусловлена осязательными ощущениями, что особенно важно на начальных этапах постановки звуков, когда ещё не сформирована слуховая дифференциация.

Для достижения лучших результатов в работе над звукопроизношением можно использовать инновационный метод – биоэнергопластика. 

Что такое биоэнергопластика?

  • Термин состоит из двух слов: биоэнергия и пластика.
  • Биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека.
  • Пластика – плавные, раскрепощённые движения тела, рук.
  • Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата и движений кистей рук. В момент выполнения артикуляционного упражнения, рука показывает где и в каком положении находится язык

Б.  Поддерживает положительный эмоциональный настрой ученика и педагога

  • Помогает длительно удерживать интерес ребёнка
  • Помогает повысить мотивационную готовность детей к занятию

Особенности работы с применением биоэнергопластики

  • Знакомство с артикуляционным упражнением по стандартной методике. Отработка его перед зеркалом. Рука в упражнение не вовлекается. Педагог, демонстрирующий упражнение, сопровождает показ одной рукой.
  • К артикуляционному упражнению присоединяется ведущая рука.
  • Движения кисти руки должны стать раскрепощенными, плавными.
  • Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребёнок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу с одновременными движениями обеих рук, которые имитируют движения артикуляционного аппарата.
  • С целью повышения заинтересованности ребёнка в таких упражнениях применяются игровой персонаж ( например, « Волшебные перчатки»), счёт,музыка, стихи.

Преимущества биоэнергопластики

  • Оптимизирует психологическую базу речи.
  • Улучшает моторные возможности ребёнка по всем параметрам.
  • Способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов.
  • Синхронизация работы над речевой и мелкой моторики сокращает время занятий, усиливает их результативность.
  • Позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям.

На коррекционно-развивающих занятиях наши педагоги используют и музыкотерапию. Музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека. Она замедляет пульс, улучшает аппетит, повышает тонус коры головного мозга, стимулирует дыхание и кровообращение, усиливает внимание.

Вывод:

Систематическая работа с применением современных здоровьесберегающих технологий способствует привлечению интереса детей к логопедическим занятиям.

Позволяет достичь положительных результатов в развитии артикуляционной  и пальчиковой моторики.

Облегчает постановку, введение звуков в речь.

Способствует более быстрому преодолению речевых нарушений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщенный опыт работы по авторскому проекту."Занятия и упражнения по применению современных здоровьесберегающих технологий: ритмической гимнастики и её составляющих"

Ритмическая гимнастика – это гимнастика с оздоровительной направленностью, основным средством которой являются комплексы гимнастических упражнений, различные по своему характеру, выполняемые под...

Применение здоровьесберегающих технологий в логопедической работе с детьми с ОНР.

В данной работе описываются здоровьесберегающие технологии такие как:-пальчиковая гимнастика;-артикуляционная гимнастика;-упражнения для развития дыхания;-дыхательная гимнастика;-ниткография;-су-джок ...

Консультация для педагогов «Применение современных образовательных технологий в логопедической работе»

Консультация для педагогов«Применение современных образовательных технологийв логопедической работе»...

«Применение здоровьесберегающих технологий в логопедической работе»

laquo;У кого есть здоровье, у того есть надежда. У кого есть надежда, у того есть все»,- так гласит восточная мудрость....

" Применение здоровьесберегающих технологий в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста " Из опыта работы учителя-логопеда.

Статья из опыта работы учителя-логопеда по применению здоровьесберегающих технологий с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи....

Долгосрочный логопедический проект «Здоровячок-речевичок» по использованию современных здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста в условиях логопедического пункта

Цель проекта: проанализировать современные здоровьесберегающие технологии, используемые в коррекционно-педагогическом процессе.Задачи проекта:Рассмотреть современные подходы к сохранению и формир...

Применение современных здоровьесберегающих технологий (из опыта работы)

Применение современных здоровьесберегающих технологий (из опыта работы)...