Главные вкладки

    Консультация для педагогов «Применение современных образовательных технологий в логопедической работе»
    консультация по логопедии (старшая группа)

    Горло Оксана Михайловна

    Консультация для педагогов

    «Применение современных образовательных технологий

    в логопедической работе»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл sovremennye_obrazovatelnye_tehnologii_v_rabote_uchitelya.docx27.69 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 28»

    Консультация для педагогов

    «Применение современных образовательных технологий

    в логопедической работе»

    Выполнила учитель-логопед:

    Горло Оксана Михайловна

    г. Коркино, 2020г

    «Применение современных образовательных технологий

     в логопедической работе»

    Педагогическая технология - это последовательная, взаимосвязанная система действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или планомерное последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса.

    Основным направлением логопедического воздействия является развитие речи, коррекция и профилактика её нарушений. В процессе логопедической работы  используются следующие современные технологии.

    Личностно-ориентированные технологии:

    1. Педагогика сотрудничества.

    2. Гуманно-личностная технология.

    Они позволяют: изучить личностные особенности каждого ребенка посредством общения; построить всю коррекционную работу с ребенком на основе перспективного плана работы на год с учетом индивидуальной  личности ребенка,  выработать индивидуальный стиль общения с каждым ребенком с целью достижения взаимопонимания для обеспечения максимальной эффективности коррекционного воздействия при устранении речевых и личностных нарушений.

    Технология педагогики сотрудничества лежит в основе осуществления работы с родителями воспитанников логопедической группы (непременными участниками образовательного процесса)

    Здоровье сберегающие технологии основные формы работы на коррекционных занятиях:

    Артикуляционная гимнастика является неотъемлемой частью занятий, регулярное ее выполнение помогает: улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию; улучшить подвижность артикуляционных органов; укрепить мышечную систему языка, губ, щёк; уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов.

    Неотъемлемая часть оздоровительного режима – дыхательная гимнастика, способствующая развитию и укреплению грудной клетки. Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмально – речевого дыхания (оно считается наиболее правильным типом дыхания). Ведётся работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха. Кроме оздоровительного значения, выработка правильного дыхания необходима для дальнейшей работы над коррекцией звукопроизношения.

    Чем выше двигательная активность ребёнка, тем интенсивней развивается его речь. Оздоровительные паузы – физ. минутки, проводятся в игровой форме в середине занятия. Они направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции. Сочетание речи с определёнными движениями даёт ряд преимуществ для детей, посещающих логопедические занятия.

    Развитию мелкой моторики пальцев рук на коррекционных занятиях уделяется особое внимание, так как этот вид деятельности способствует умственному и речевому развитию, выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков. Целесообразно сочетать упражнения по развитию мелкой моторики с собственно речевыми упражнениями.

    Су – Джок терапия – стимуляция высокоактивных точек соответствующих всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах. Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, коврикам с пуговицами и т. д. На коррекционных занятиях происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук и стопах ребёнка при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики)

    При систематическом проведении массажа улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. Виды развивающего массажа, используемые в логопедической практике: массаж и самомассаж лица; массаж и самомассаж кистей и пальцев рук; плантарный массаж (массаж стоп); аурикулярный массаж (массаж ушных раковин); массаж язычнрй мускулатуры.

    Комплекс упражнений на релаксацию используется для обучения детей управлению собственным мышечным тонусом, приёмам расслабления различных групп мышц. Умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение, расслабить мышцы, что необходимо для исправления речи.

    Психогимнастика помогает создать условия для успешного обучения каждого ребёнка. Коррекционная направленность занятий предполагает исправление двигательных, речевых, поведенческих расстройств, нарушение общения, недостаточности высших психических функций.

    Игровые технологии

    Специфику игровой технологии в значительной степени определяет вид деятельности и игровая среда: игры с предметами, словесные игры, игра-драмматизация, игры-имитации и пр. Пронизывание игровым сюжетом всего занятия способствует погружению ребенка в игру и обучающая задача идет для него вторым планом, на фоне эмоционального подъема, повышенного познавательного интереса.

    Технология коллективного способа организации детей

    Использование на занятиях: работа в парах; работа в подгруппе; командные игры; общая игровая цель для группы и общее стремление к её достижению.

    Технология модульного обучения

    Положена в основу планирования всей коррекционной работы в группе (распределение материала по лексическим темам недели) – осуществляется через взаимодействие всех участников образовательного процесса (ребенка, педагогов группы и семьи).

    Специфические педагогические коррекционные технологии.

    1. Технологии обучения связной речи.

    2. Технологии постановки звуков различны и эффективность их применения носит индивидуальный характер.

    3. Технологии устранения нарушений слоговой структуры слова.

    В коррекционной работе непременно применяются разнообразные модели и схемы в качестве метода наглядного моделирования.

    Технология дидактического синквейна способствует: обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий. Является диагностическим инструментом, даёт возможность оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала. Носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию ВПФ (памяти, внимания, мышления).

    Правила составления дидактического синквейна

    • первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;

    • вторая строка – два слова, прилагательные;

    • третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

    • четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;

    • пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (это может быть одно слово).

    Например

    1. Кукла

    2. Красивая, любимая.

    3. Стоит, сидит, улыбается.

     4. Моя кукла самая красивая.

    5. Игрушка.

    «Дидактический синквейн» гармонично сочетает в себе элементы трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной и может успешно применяться в логопедической практике.

    Использование элементов технологии ТРИЗ применимы на занятиях по развитию связной речи и способствует расширению словарного запаса.

    Игры:«Хорошо-плохо»,«Гирлянда»,«Цепочка слов»,«Чудесная таблица»(морфологические таблицы, «Заселим дом» (системный оператор).

    Информационные технологии

    - Презентации по лексическим темам

    - Презентации на автоматизацию звуков

    - Игры на формирование навыка чтения и элементарного языкового анализа

    - Игры на развитие фонематического слуха и восприятия

    - Игры и задания на развитие связной речи.

    Таким образом использование современных образовательных технологий и их элементов в комплексе способствует преодолению нарушений речи у старших дошкольников.

    «Применение современных образовательных технологий

    в логопедической работе»

    Педагогическая технология - это последовательная, взаимосвязанная система действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или планомерное последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса.

    Основным направлением логопедического воздействия является развитие речи, коррекция и профилактика её нарушений. В процессе логопедической работы  используются следующие современные технологии.

    Личностно-ориентированная технология:

    Позволяет изучить личностные особенности каждого ребенка посредством общения для обеспечения максимальной эффективности коррекционного воздействия при устранении речевых и личностных нарушений.

    Технология педагогики сотрудничества лежит в основе осуществления работы с родителями воспитанников логопедической группы (непременными участниками образовательного процесса)

    Здоровье сберегающие технологии основные формы работы на коррекционных занятиях:

    Артикуляционная гимнастика является неотъемлемой частью занятий, регулярное ее выполнение помогает: улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию; улучшить подвижность артикуляционных органов; укрепить мышечную систему языка, губ, щёк; уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов.

    Неотъемлемая часть оздоровительного режима – дыхательная гимнастика, способствующая развитию и укреплению грудной клетки.

    Оздоровительные паузы – физ. минутки, проводятся в игровой форме в середине занятия. Они направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции.

    Развитию мелкой моторики пальцев рук на коррекционных занятиях уделяется особое внимание, так как этот вид деятельности способствует умственному и речевому развитию, выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков. 

    Целесообразно сочетать упражнения по развитию мелкой моторики с собственно речевыми упражнениями.

    Су – Джок терапия – стимуляция высокоактивных точек соответствующих всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах. Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, коврикам с пуговицами и т. д. На коррекционных занятиях происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук и стопах ребёнка при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики)

    Игровые технологии

     К игровой технологии  можно отнести: игры с предметами, словесные игры, игра-драматизация, игры-имитации и пр. Технология коллективного способа организации детей

    Использование на занятиях: работа в парахработа в подгруппе; командные игры.

    Технология дидактического синквейна способствует: обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий. Является диагностическим инструментом, даёт возможность оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала. Носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию ВПФ (памяти, внимания, мышления).

    Информационные технологии

    - Презентации по лексическим темам

    - Презентации на автоматизацию звуков

    - Игры на формирование навыка чтения и элементарного языкового анализа

    - Игры на развитие фонематического слуха и восприятия

    - Игры и задания на развитие связной речи.

    Таким образом использование современных образовательных технологий и их элементов в комплексе способствует преодолению нарушений речи у старших дошкольников.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Применение современных здоровьесберегающих технологий в логопедической работе

    На сегодняшний день приоритетными задачами в программе модернизации российского образования являются: оздоровление ребёнка-дошкольника и культивирование здорового образа жизни.Одним из средств решения...

    Современные образовательные технологии в логопедической работе. Использование элементов ТРИЗ в коррекционной работе учителя – логопеда.

    В этой публикации  я хотела рассказать об обобщенной модели логопедического занятия.  Обобщенная модель  представляет собой карту города, благодаря которой занятие превращается в ...

    Мастер- класс для родителей на тему: «Применение современных образовательных технологий в коррекционной работе с детьми с нарушением речи»

    Презентация к мастер - классу для родителей на тему:  «Применение современных образовательных технологий в коррекционной работе с детьми с нарушением речи»...

    Мастер-класс для родителей на тему: «Применение современных образовательных технологий в коррекционной работе с детьми с нарушением речи»

    Мастер-класс для родителей на тему: «Применение современных образовательных технологий в коррекционной работе с детьми с нарушением речи»...

    Выступление на РМО: Мастер – класс по теме: «Использование современных образовательных технологий в логопедической работе с детьми, имеющими речевые нарушения»

    Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка. Развитие ...

    Использование современных образовательных технологий в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи

    Использование современных образовательных технологий в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи...

    Опыт работы "Использование современных образовательных технологий в логопедической работе с детьми с ОНР"

    Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования(ФГОС ДО) речевое развитие включает в себя:владение речью как средством общения и культуры;обогащение активного...