Развитие сенсорного восприятия в структуре коррекционной работы над звукопроизношением у детей на дошкольном логопункте
статья по логопедии на тему

В статье представлен материал, который позволяет, работая с детьми над коррекцией звукопроизношения, параллельно развивать сенсорные каналы восприятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

“Развитие сенсорного восприятия в структуре коррекционной работы над звукопроизношением у детей с нарушением речи на дошкольном логопункте“


Головина Ирина Евгеньевна
Учитель-логопед высшей квалификационной категории
ГБДОУ детский сад № 62
Петроградского района Санкт-Петербурга

Обследование речевого развития детей в начале года показывает, что помимо наличия нарушения в произношении звуков у детей очень часто нарушен грамматический строй речи, обеднен и скуден словарный запас, на низком уровне развития находятся такие психические процессы как память, внимание, восприятие, анализ и синтез.

Передо мной встала задача: взяв во внимание все эти проблемы, построить свои занятия таким образом, чтобы, работая с детьми над развитием речевых функций, параллельно развивать сенсорные каналы восприятия, вовлекая ребенка полностью: эмоционально, визуально, аудиально и кинестетически, конечно, опорной системой каждого занятия должна стать игра. Ведь именно этот вид деятельности приобретает в жизни ребенка с самого рождения большое значение. Почти бессознательно играя, малыш осваивает формы и величины предметов, различает цвета и звуки, познает первые слова-сигналы, наблюдает и запоминает, наполняя свой кругозор.

Главное предназначение игр- это развитие ребенка, коррекция того, что в нем заложено и выявлено. Серьезное отношение современной педагогики и психологии к игре- этой, казалось бы, совсем несерьезной шалости- отразилось в понятии «игровая деятельность дошкольника». Деятельность- значит правила, образцы, средства. Когда их знает взрослый (с учетом возрастных особенностей ребенка, его вкусов и интересов), игра становится формой сотворчества ребенка и взрослого, той формой, которая не требует дополнительных стимулов. Игровые приемы освобождают детей от утомительной неподвижности на логопедическом занятии и помогают чередовать виды речевой работы. Ничего не проходит бесследно. И опыт работы с детьми на группе заикания, логоритмические занятия- это тот фундаментальный материал, который я перенесла и использую в своей теперешней работе. Ведь именно в работе с заикающимися детьми наиболее перспективным является использование игровой деятельности, в результате которой происходит развитие личности ребенка: его речи, мышления, слухового внимания и памяти, пространственных представлений, координации общих движений, тонкой моторики, мимики лица, усвоение темпа и ритма в движении, работа над дыханием.

У маленьких детей произвольное внутреннее внимание совсем не развито, в регуляции их психической жизни преобладает непроизвольное внимание, внешние стимулы и контроль со стороны. Ребенок направляет свое внимание туда, где яркие, громкие, новые или необычные стимулы. Он способен продуктивно сосредоточиться лишь на том, чего хочет, что ему нравится, а не на том, что «надо» нам, окружающим.

Прежде чем перейти непосредственно к описанию приемов работы на занятии, хочу особенно подчеркнуть, что для успешной, эффективной работы очень важен контакт, ниточка взаимопонимания между педагогом и маленьким ребенком. Нужно помнить о том, что у каждого человека в разной степени развиты и используются сенсорные каналы восприятия: одни предпочитают аудиальный контакт и тогда очень важен тон голоса, который, безусловно, влияет на внимание и дальнейшие действия ребенка. Другие дети предпочитают визуальный контакт. Значит в этом случае очень важно использовать мимику. “Визуальные“ дети реагируют на выражение лица, как на награду или наказание. Поэтому нужно чаще улыбаться нашим детям. А “кинестетические“ дети очень чувствительны и эмоциональны. Если нужно сосредоточить внимание таких детей, то можно использовать тактильный контакт - погладить по голове, коснуться его плеча. Конечно же, лучше всего устанавливать контакт, используя все каналы восприятия.

Беря во внимание все вышесказанное, строю свою работу следующим образом: занятие начинается уже по пути из группы в логопедический кабинет. Тут уже, в зависимости от настроения, в котором находится ребенок, от темы, цели занятия, мы с помощью «волшебной палочки» превращаемся или в легкую пушинку (ш-ш-ш), или в кузнечика (ч-ч-ч), в пчелку (ж-ж-ж), в щетку (щ-щ-щ) и т.д. При этом «волшебная палочка» задает темпоритм, в котором пойдет ребенок, а громкие или тихие удары палочки подскажут силу произнесения заданного звука.

Около дверей кабинета «волшебная палочка» превращает «пчелку», «лошадку» и т.д. в человека.

Варианты начала занятия в кабинете разные:

  • В кабинете нас ждет задание в конверте. Ребенку словесно дается план, по которому он должен найти конверт: на красном столе, под большим стулом, перед зеркалом, за петушком, слева от стола, между окном и полкой и т.д.
  • Сегодня мы будем заниматься там, где лежит синий (красный, желтый…) жетон (овал, треугольник…).
  • Закрой глазки. Сегодня мы будем заниматься там, где зазвенит колокольчик (прогремит погремушка…).

Развивая сукцессивные процессы (запоминание последовательности, включая зрительное или слуховое внимание, память), пользуюсь такими приемами:
«Соберем бусы»: на каждую нанизанную бусинку выкладываем картинку на заданный звук или просто называем слово на заданный звук. Затем переворачиваем картинки. Ребенок снимает бусинки: на каждую снятую бусинку он должен называть слова в прямом или обратном порядке (в зависимости от возраста, готовности ребенка картинки берем от 3-ех до 5-ти штук).

По такому же принципу работаем с цветами:

  • “Волшебная палочка“. В игре 3-5 жетонов разного цвета. Под каждый жетон кладем картинку на заданный звук. Установка: “Волшебная палочка“ стукнет 5 раз, за это время постарайся запомнить, к какому цвету какая картинка относится». Ребенок должен разложить или назвать соответствующие цветам картинки. Можно оставить картинки, а под них разложить жетоны соответствующего цвета.
  • “Стеклянные шарики“: в разноцветные лунки выкладываем шарики, произнося слова на заданные звуки.

Работая с величинами, использую игры:

  • “Собери цветочек“: раскладываются кружки разного размера- это серединки цветочков. Задание- вокруг самой большой серединки разложи картинки на звук “с“ (“л“…), вокруг серединки поменьше- картинки со звуком “з“ (“р“…), вокруг самой маленькой- на “ш“ (“ц“…).
  • “Колобки“- кружки от 3 до 5 разной величины. Под каждый кружок кладем картинку. Дается время на запоминание. Картинки перемешиваются. Задание: разложи картинки так же, как они располагались.

Для развития слуховой памяти использую следующие приемы:

  • “Вспомни звук“: показываю картинку- звеню колокольчиком, следующую- звучит погремушка, на последнюю предъявленную картину стучит “волшебная палочка“. Затем воспроизвожу звуки, а ребенок показывает и называет картинку. И взаимообратное действие: я показываю картинки, а ребенок «озвучивает» картинку тем или иным звучащим инструментом.

Использование изменения темпоритма отбиваемого «волшебной палочкой» на ту или иную предъявленную картинку.

  • Игра “Укрась елочку“. На силуэт елочки приклеены геометрические формы разных размеров и цветов. Эта игра помогает в работе над закреплением геометрических форм и цветов: на треугольники оранжевого цвета повесь картинки на звук “щ“ (“л“…).

Этот прием использую и в работе по ориентировке на листе бумаги. На ней наклеены геометрические фигуры. Задание: какая фигура находится в верхнем правом углу? Положи на нее картинку со звуком “ч в середине слова.

  • Игра “Пройди по клеточкам“ сп“особствует закреплению навыков ориентировки по клеткам.
  • Игра “Улитка“ помогает в работе над мелкой моторикой и прослеживающей функции глаз.

Развитию процессов анализа и синтеза способствуют задания: собери картинку из разных частей, назови слова на заданный звук.

Без сомненья, работа по развитию сенсорного восприятия идет параллельно с коррекционной работой по звукопроизношению, фонематической, грамматической, лексической сторонами развития речи. Поэтому, в зависимости от того, на каком этапе работы мы находимся и определяются задания:

  • Перечислить слова по картинкам.
  • К каждому слову (на заданный звук) на картинках подобрать определения.
  • Составить словосочетания.
  • Составить предложения.
  • Составить рассказ по серии картинок на заданный звук.
  • Традиционная, классическая схема. Наша задача- расширить эту схему, разнообразить, сделать увлекательной, а значит- эффективной.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Содержание коррекционной работы по формированию навыков звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в основной общеобразовательной программе ДОУ»

Данный опыт работы может быть использован педагогами работающими с детьми старшего дошкольного возраста с недостатками звукопроизношения....

Образовательная (общеразвивающая) программа «Занимательная математика. Развитие сенсорного восприятия детей раннего дошкольного возраста средствами аппликации.» для детей 2-3 лет по образовательной области «Познавательное развитие"

Образовательная (общеразвивающая) программа «Занимательная математика. Развитие сенсорного восприятия детей раннего дошкольного возраста средствами аппликации.»на 2016-2017 учебный годдля детей 2...

Программа работы по развитию сенсорного восприятия детей дошкольного возраста с ОВЗ "Волшебный луч" в условиях сенсорной комнаты

Программа представляет систему специально разработанных занятий, направленных на коррекцию и развитие сенсорно-перцептивной сферы, с учетом особенностей детей дошкольного возраста с ОВЗ...

Программа дополнительной услуги по коррекции звукопроизношения у детей, не посещающих логопункт дошкольного учреждения..

Рабочая программа по дополнительной логопедической услуге  является помощником в работе по исправлению нарушения звукопроизношения.Цель программы: обеспечение системы средств и условий для коррек...

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ «Эффективное использование сохранных анализаторов в коррекционной работе по развитию сенсорного восприятия детей с нарушением зрения».

Овладеть способами формирующего обучения, которое не исправляет, а создает систему определенных знаний и умений, расширяет чувственное познание окружающего мира, формирует валеологическое сознание, вн...