"Фонематический слух"
консультация по логопедии на тему

Решетникова Юлия Павловна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_sobranii_reshetnikova.docx20.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Казенное Дошкольное Образовательное Учреждение «Одуванчик»

Доклад на родительском собрании

Тема: «ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ»

                                                       Подготовил учитель-логопед                 Решетникова Ю.П.

                                    П. Турма

                                                     2014 год

Давайте сразу разберёмся, что такое этот фонематический слух и для чего он нужен?
ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ-это способность правильно слышать и узнавать звуки. Недоразвитие фонематического слуха, не связанно с нарушением физиологического слуха.
        
Фонематический слух и речевой слух -это  по сути  одно и то же. Благодаря фонематическому слуху ребёнок может распознать и различить звуки.  ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ  нужен для того, что бы можно было соотнести звук и букву, даже правильное произношение какого-либо звука очень осложняется, если фонематический слух недостаточно развит. Ребёнок со слабым развитием фонематического слуха не опознаёт тот или иной акустический признак сложного звука, по которому один звук отличается от другого. В следствии этого при восприятии речи происходит уподобление одного звука другому на основе общности большинства признаков. В связи с неопознанием того или иного признака звук узнаётся неправильно. Это приводит к неправильному восприятию слов(изначально) и в дальнейшем к неправильному произношению(например: дом-"том", рак-"лак", лук-"люк", жук-"щук"), а в дальнейшем  и к ошибкам на письме.

Эти недостатки мешают правильному пониманию речи как самим говорящим, так и слушающим. К тому же  теряется и меняется смысл высказывания.  Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок хорошо подготовился к школе.

ЧТО ЖЕ ПРОИСХОДИТ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПОДГОТОВКЕ К ШКОЛЕ? Оказывается , что у ребенка из-за недостаточно развитого фонематического слуха начинается ряд проблем: он не может отличить парные согласные( твердые-мягкие, глухие-звонкие) ,путает свистящие и шипящие звуки, путает буквы и звуки при обучении грамоте, дальше ребёнка начинают обучать чтению и там трудности ждут малыша.

При обучении чтению и письму ошибки становятся более явные, трудности в первую очередь связаны с путаницей звуков, сложностью слияние звуков в слоги, а в дальнейшем и слиянием слогов в слова. Отсюда идёт побуквенное чтение, послоговое чтение и ряд других проблем, а в письменной речи появляются постоянные орфографические ошибки. В дальнейшем, когда ребёнок пойдёт в школу, у него это проявится в виде нарушения процессов чтения и письма, если и в первом классе родители не обратят на это внимания, то во втором классе к логопедическим проблемам могут присоединиться проблемы психологического характера, я имею ввиду, что делая частые и систематические ошибки ребёнок будет получать плохие оценки, отсюда к процессу обучения в школе у него сложится негативное отношение и через некоторое время он просто скажет: "я не пойду в школу!"  Всех этих проблем можно было бы избежать, если развивать фонематический слух.
              Поэтому, я считаю, очень 
важно до начала обучения грамоте, чтению и письму проверить сформирован ли у вашего ребёнка фонематический слух, в норме ли его произношение.

Проверить фонематический слух вы можете и сами: попросите ребенка повторить слоги попарно: са-за,су-зу, со-зо и т.д. Затем возьмите цепочки слогов состоящих из 3,4 слогов. Следующее задание более сложное и для него потребуются специально подобранные картинки, названия предметов на которых отличаются друг от друга только одним звуком(из дифференцируемых),например: миШка-миСка,  Зайка-Шайка, Рак-Лак и т.д. В конце можно дать такое задание: я буду называть разные звуки если услышишь звук (например С) поймай его, хлопни в ладоши: а-п-т-с-ш-ц-х-д-з-н-с-л-м-з-ц-ш-с. дальше проделываем тоже на материале слогов и слов.
      Надо заметить, наиболее часто 
дети путают звуки похожие по звучанию или близкие по способу образования(по произношению). Как правило это свистящие и шипящие звуки: с-ш, з-ж,сь-щ,ц-ч,с-ц,з-с; соноры: р-л; твёрдые и мягкие: б-бь, з-зь,с-сь,и т.д.; звонкие и глухие: д-т, в-ф и т.д., в последние годы многие дети путают далекие между собой звуки: к-т, г-д, с-х.
       
 Развитие фонематического слуха у всех детей происходит очень индивидуально. Сензитивным (наиболее чувствительным)периодом является возраст до двух лет. В это время родители, которые много и правильно( без сюсюкания) разговаривают, читают простые детские стихи, чистоговорки понятные по смыслу ребенку данного возраста незаметно для себя и ребенка развивают его фонематический слух. Те родители, которые считают, что он маленький, не умеет разговаривать, значит и говорить с ним и читать ему не обязательно обычно и сталкиваются с проблемами недоразвития фонематического слуха.

Считаю уместным привести вам следующий пример. Слышащий ребёнок рождённый в семье глухонемых родителей,  речевые звуки слышит редко, а значит не чувствует их важности, а потому не умеет их различать, а тем более пользоваться до попадания в постоянную речевую среду. Немного лучше положение у детей, которые растут в доме малютки.  Они речь слышат, но в недостаточном количестве. Из-за недоразвитого фонематического слуха практически все дети отстают в речевом развитии.

Фонематический слух даёт возможность научиться правильно произносить звуки. Ребёнок с нормально развитым фонематическим слухом( при всех остальных нормально развитых функциях) слышит какой-то конкретный звук и пытается его воспроизвести. Если он слышит, что получившийся звук оказывается неточным, фонематический слух ребенка его не принимает, и требует другой вариант произнесения, всё время сравнивая его с образцом( который он слышит от окружающих).

Когда же начинать развивать фонематический слух? Прямо с самого рождения! Начинаем с звукоподражаний: «Мяу, мурр, тук-тук, кап-кап и т.п.» Все эти звукоподражания формируют основу фонематического слуха, умение слышать речевые звуки. Но важно не только слышать, но и различать и разделять звуки. Здесь наша задача – научить разделять звуки , определять отдельный звук в слове, различать парные согласные, твёрдые и мягкие звуки на слух.  Даже если ваш ребёнок говорит чисто, это не говорит о том что фонематический слух хорошо развит, часто дети не могут разделить звуки в слоге, трудно, но надо
     Подводя итог всему сказанному выше хочу отметить , что 
фонематический слух очень важен для правильного речевого развития , им не стоит пренебрегать, если вы хотите чтобы ребёнку было легко учиться в школе, чтобы он был общительным и популярным, а не стеснялся лишний раз высказать своё мнение. Если ваш ребёнок заменяет близкие между собой звуки, значит у него есть нарушение фонематического слуха и вы должны заниматься развитием фонематических процессов, а мы вам в этом поможем.  На каждый возраст подобранны игры на развитие фонематических процессов, вы всегда можете обратиться к воспитателям,  и они подскажут какие конкретно игры подходят для возраста вашего ребёнка.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

I. Теоретические основы развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возрастаСовременные подходы к изучению и коррекции нарушений фонематического слуха у детей с ФФНОсобенности развития...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ФРОНТАЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР, III ур. НА ФОРМИРРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ.

Тема занятия «Дифференциация звуков Б-БЬ-П-ПЬ».Цель: формирование умения  различать звуки [б]-[п],  [б`]-[п`] на материале изолированных звуков, слогов, слов. Задачи: -Коррек...

Особености работы воспитателя по развитию фонематического слуха и фонематического восприятия.

В статье представлены игры, используемые на каждом этапе работы по формированию фонематического слуха и фонематического восприятия....

Презентация "Развитие фонематического слуха" Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.

Развитие фонематического слуха у детей - залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем - и иностранным языкам....

Развитие фонематического слуха у детей 5-6 лет. Фонематический слух – основа правильной речи.

Развитие фонематического    слуха у детей 5-6 летФонематический слух –  основа правильной речи   МАДОУ № 19Гр. "ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК...

Статья. " Фонематический слух. Этапы формирования фонематического слуха"

Аннотация.      Предлагаемая логопедическая статья рассказывает о фонематическом слухе и этапах его формирования. Даёт представление о правильной организации коррекционной раб...