Консультация для родителей на тему: «Ритм, речь, движение»
консультация по логопедии на тему

Голосенина Ирина Алексеевна

предназначено для воспитателей, логопедов ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

на тему:

«Ритм, речь, движение»

Вопросы для обсуждения:

-развитие движений пальцев рук,

-развитие общей моторики,

-игры с предметами,

-игры с пальчиками,

-речь с движением,

-дыхательные упражнения,

-предложения и рекомендации,

-практический материал,

-ответы логопеда на вопросы родителей.

Ребенок  не говорит. Ребенок говорит плохо. В каждой семье к этому явлению относятся  по разному. Одних тревожит уже то, что к году ребенок говорит два – три слова. Другие спокойны, несмотря на то, что трехлетний ребенок не может составить простейшую фразу, владеет лишь небольшим количеством обиходных слов. Такие родители считают, что со временем их ребенок догонит сверстников, заговорит сам. И очень ошибаются. Чаще всего задержка развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребенка, не позволяет ему полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально- психическое состояние ребенка.

      Заботиться о своевременном развитии речи ребенка необходимо с первых недель его жизни: развивать его слух, внимание, разговаривать, играть с ним, развивать его двигательные умения.

      Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших отечественных и зарубежных ученых. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д.

     Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Почему человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами? И наоборот: почему ребенок, сосредоточенно пишущий, рисующий помогает себе, непроизвольно высовывая язык?

   Развивать общую и тонкую моторику следует параллельно, предлагая ребенку упражнения, соответствующие его возрасту и возможностям. На примере простых упражнений на развитие общей моторики - движений рук, ног, туловища - можно научить его выслушивать и запоминать задания, а потом выполнять их.

    В первый раз покажите упражнения и объясните, как их делать. Во второй раз выполните движение вместе с малышом, называя при этом ваши действия. В третий раз предложите ребенку выполнить задание самостоятельно, без вашего участия. Наряду с развитием моторики будут развиваться внимание и память. Не уставайте изо дня в день повторять названия действий, направлений, движений, предметов, окружающих ребенка. Наступит день, когда он сам назовет вслед за вами много раз повторенное слово.

Начните с простых инструкций:

Пройди прямо от стола к двери.

Обойди вокруг стула.

Встань на скамеечку и т. д.

Понаблюдайте, насколько правильно ребенок выполняет простые инструкции: шаг на месте, на носочках, на пятках. Так постепенно ребенок учится управлять своими движениями. Сначала это простые упражнения из одного элемента, а потом более сложные.

Очень важно научить ребенка свободно и непринужденно выполнять движения руками. Это - начальный этап, предшествующий занятиям по развитию мелкой моторики. На простых, доступных для понимания и выполнения упражнениях дети учатся точно выполнять произвольные движения по команде взрослого. При этом нужно следить, чтобы упражнения выполнялись без лишнего напряжения и в то же время правильно и выразительно.

Начните с простых упражнений. Показав упражнение 2 раза, предложите ребенку выполнить его только по вашей команде, без показа. Это развивает его слуховое внимание.

     Дети стихийно подражают действиям, заинтересовавшим их. Наблюдая с детьми за людьми различных профессий, обсудите их действия, способ пользования инструментами, орудиями труда. Хорошо, чтобы эти инструменты ребенок подержал в руках, понял, как ими пользоваться, и затем перенес эти знания в игры с воображаемыми предметами («Шофер», «Дворник» и т. д.)

Координировать движения, ориентироваться в пространстве, развивать внимание помогут игры с предметами и, прежде всего с мячом. Непросто научить ловить мяч. Начните с мяча среднего размера. Киньте мяч с близкого расстояния, или вложите в руки малыша. Ребенок должен научиться подбрасывать мяч, ударять им об пол, перебрасывать взрослому. Постепенно  уменьшайте размеры мячей. Учите перекладывать, перекатывать мяч из одной руки в другую. Маленький резиновый мяч ребенок должен уметь удерживать одной рукой, сжимать его. Научите выполнять команды: прокатить вперед, назад; подбросить вверх, бросить вниз.

Кроме того, целесообразно использовать и такие предметы, как кубики, скакалку, веревку (Выложить из скакалки прямую линию, из веревки - лесенку, круг. овал  и. т.д.)

Постепенно уменьшая размеры предметов, вы добьетесь большей точности движений, улучшения координации движений пальцев рук.

Мозаика, конструктор, пластилин, шнурки, шарики, деревянные матрешки, бумага, разная по фактуре, – бесценный материал для развития внимания, мышления ребенка – способствуют интенсивному развитию пальцев рук.

     Специалисты рекомендуют заниматься пальчиковым тренингом уже с ребенком 6 – 7 месяцев, начиная с массажа кистей рук – поглаживать их в направлении от кончиков пальцев к запястью, а затем сгибать и разгибать каждый палец. Всем известны игры: «Ладушки», «Сорока – белобока», «Коза рогатая» и т. д.

    Известно: чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. С другой стороны, формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно – пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствуют развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. Движения становятся более плавными, выразительными, ритмичными. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память. Стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, без специальных установок настраивая детей на игру.

Не ставьте перед ребенком трудновыполнимую задачу. Начинайте с простых доступных текстов. Прочитайте стихи несколько раз, сопровождая их соответствующими движениями, не заставляйте ребенка повторять текст и движения с первого раза. Рано или поздно он сам попытается произнести последнее слово в каждой строчке. Обрадуйте, поддержите его восторженным одобрением.

Чтобы подражать движениям людей, животных и даже растений, изображать действия с предметами, ребенок должен сначала увидеть их в реальной  жизни или в иллюстративном варианте. Ему нужно получить четкое представление о свойствах предмета или явления, обозначаемого тем или иным словом. Только в этом случае можно говорить о точном понимании значения слова и его полном усвоении, а это – одно из необходимых условий овладения произношением слова.

      Важнейшее условие правильной речи – это плавный длительный выдох. Речевое дыхание – процесс во многом управляемый. Количество выдыхаемого воздуха и сила выдоха во многом зависят от цели и условий общения. Если говорящий обращается к человеку, стоящему далеко от него, то он «посылая звук», удлиняет выдох и тем самым усиливает работу голосовых связок.

Во время речи дыхание подчиняется требованиям артикуляционного аппарата и гортани, которые формируют звуки нашей речи, произносимые с той или иной силой. В зависимости от того, какой звук образуется, с какой силой он должен прозвучать, определяется и нужное количество воздуха. Выделяются четыре качества речевого дыхания: глубина, высота, частота и близость. Они помогают выработать такие качества речи, как полетность, благозвучие, интонационную гибкость и выразительность. При речи вдох делается и носом и ртом. Поэтому при постановки речевого дыхания целесообразно делать вдох ртом, через немного приоткрытые губы ( легкая улыбка). При этом язык спокойно лежит на дне рта, открывая доступ воздушной струе. Легкая  улыбка позволяет снять мышечное напряжение. Упражнения на развитие дыхания можно сочетать с движениями рук, поворотом туловища, приседанием. В них включается речевой материал, произносимый на выдохе.

Существует много игр для развития дыхания. Предлагаем вам те, которые понравятся вашему ребенку.

1. Дуть на ватку, пушинку, мелкие бумажки. Губы ребенка должны быть округлены и слегка вытянуты вперед.

2. Наполните таз водой и научите ребенка дуть на легкие предметы, находящиеся в тазу, например бумажный кораблик.

3. Нравится малышам пускать мыльные пузыри.

4. Не пренебрегайте игрой на музыкальных инструментах. Можно создать музыкальный оркестр, где у каждого члена семьи будет свой инструмент (годятся дудки, свистульки, губные гармошки).

5. «Жук». Ребенок сидит. Руки опущены вдоль туловища. Предложите поднять руки в стороны и отвести их слегка назад, сделать вдох. Выдыхая, показать, как долго жужжит большой жук – Ж, одновременно опуская руки вниз.

6. «Шину прокололи». Сделать легкий вдох и выдыхая, показать, как медленно выходит воздух из прокола в шине (со звуком Ш).

  В заключении еще раз выделим ключевые моменты:

Синтез слова и движения направлен на тренировку высших психических функций, в том числе разных сторон памяти, внимания, наблюдательности, тормозных реакций, координации движений. Особое место занимают упражнения, регулирующие мышечный тонус. Целью этого вида упражнений является устранение напряжения, скованности, воспитание свободы действий, или, наоборот, повышение тонуса мышц в зависимости от состояния ребенка. Предложенные игры и упражнения носят занимательный характер, а это повышает интерес ребенка к занятиям, развивает детские эмоции, пробуждает его мысль и фантазию.

«НА ПАРАДЕ»

Предложите ребенку пройти по комнате, как на параде, — под барабан. Объясните, что каждый шаг нужно делать вместе с ударами барабана. Предложите нормальный темп, быстрый, замедленный...

«ГИМНАСТ»

Положите на пол доску шириной 20 см. Попросите ребенка пройти по ней, на сходя на пол, вперед и в обратном направлении. В конце — мягкий соскок на пол.

«ПО ТРОПИНКЕ»

По доске шириной 20 см нужно пройти, перешагивая через камушки, палочки.

«МИШКА НА БРЕВНЕ»

По той же доске можно проползти на четвереньках туда и обратно.

«АКРОБАТ»

На полу — шнур, вытянутый по прямой линии. Малыш идет по шнуру, приставляя пятку к носку. Руки — в стороны.

«ГРЕБЕЦ»

Сидя. Вращать сжатыми в кулаки руками — «грести веслами» от себя и к себе, одновременно наклоняя и разгибая корпус.

«РЫБАК»

На корточках. Ладони, сложенные вместе, «держат удочку» Резкий взмах руками снизу вверх— «поймали рыбку».

 «ПЛОТНИК»

Опираясь левой рукой о стол, «плотник» широкими движениями правой руки «строгает доску» — водит воображаемым рубанком. Затем «распиливает доску пилой». И, наконец, «сколачивает полку» — «забивает гвозди» воображаемым молотком

СПИЧКИ И ПАЛОЧКИ

К 4 годам ребенок в состоянии выкладывать из спичек или счетных палочек простейшие геометрические фигуры: квадраты, треугольники, прямоугольники этой основе можно создавать изображения предметов, интересных для малыша. Вырезанные из плотной бумаги кружки,  трапеции дополнят изображение. Перед началом занятия  сооружается горка беспорядочно лежащих друг на друге спичек (палочек). Их может привезти и высыпать на стол игрушечный грузовик (самосвал). Задача такова: осторожно взять да пальчиками спичку, не задев при этом остальные. Спички  аккуратно складывать в коробочку.

А теперь предложим нашему ученику продолжить такие узоры из палочек:

Усложним задачу.

Сложим лесенку, мебель (стол, стул, кровать, шкаф для книг), куст, елку, снежинку, домик, забор

С помощью кружков из плотной бумаги получится много фигурок (человечки, машина, автобус и дорога, пароход, груз» ракета, солнышко, вишенки, ножницы).

«СОБИРАЕМ ЯГОДЫ»

Расслабленная кисть левой руки (пальцы опущены вниз) изобра жает ветку с ягодами. Пальцами правой руки «снимем с ветки ягоды»

«ПАЛЬЧИКИ ЗДОРОВАЮТСЯ»

Кончики пальцев правой и левой рук соприкасаются' мизинец с мизинцем, безымянный с безымянным и т.д

«ПАЛЬ ЧИКИ МОЮТСЯ»

Согнутые пальцы одной руки смыкаются с согнутыми пальцами другой руки в «замочек» и шевелятся.

«ЗАМОЧЕК»

Пальцы одной руки — между пальцами другой, сгибаются, закрывая «замочек».

ЗАЙКА

Зайка по лесу скакал,

Руки перед грудью

Зайка корм себе искал.

Мелкие подскоки сразу на двух ногах

Вдруг у зайки на макушке Поднялись, как стрелки, ушки.

Указательным и средним разведенными пальцами изображает «ушки».

Шорох тихий раздается: Кто-то по лесу крадется.

Пугливо оглядывается.

Заяц путает следы, Убегает от беды. Прыгнул вбок и обернулся,

Скачет, бежит по кругу и «петляет», затем на двух ногах большой прыжок в сторону.

И под кустиком свернулся. Словно беленький клубок Чтоб никто найти не смог.

Свернулся в клубок.

ПЕТУХ

Ах, красавец-петушок! На макушке гребешок, А под клювом-то бородка. Очень гордая походка: Лапы кверху поднимает, Важно головой кивает.

Раньше всех петух встает, Громко на заре поет. Ку-ка-ре-ку! Хватит спать! Всем давно пора вставать

Раз кружок, два кружок, Раз шажок, два шажок. Наши пальчики шагают, На кружочки наступают.

Поочередно нажимает каждым пальцем на соответствующий кружок.

Раз, два, три, четыре, пять. Ходят пальчики опять. От мизинца — до большого, А потом •к мизинцу снова.

Раз, два, три, четыре, пять. Пальцы будут отдыхать!

Пальчики в футбол играют. Все друг друга обгоняют, Все бегом, вприпрыжку, вскачь, Все хотят ударить мяч.   .

Каждый забивает гол. Хорошо играть в футбол!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация с родителями по теме: "ПРАВИЛА Дорожного движения"

Правила, как вести себя на дороге, очень интересно знать родителям и детям...

Консультация для родителей на тему " Правила Дорожного Движения"

Консультация для родителей на тему "Правила Дорожного движения"...

Консультация для родителей на тему "Правила Дорожного Движения"

Консультация для родителей на тему "Правила Дорожного Движения"...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «Правила дорожного движения»

Консультация для родителей «Обучение детей наблюдательности на улице»  - Находясь на улице с ребенком, крепко держите его за руку. - Учите ребенка наблюдательности. Если у подъезда стоя...

Консультация для родителей на тему: «Правила Дорожного Движения»

Консультация для родителей на тему: "Правила дорожного движения"...