Рабочая программа учителя-логопеда
рабочая программа по логопедии (старшая группа)

Тихоновцева Оксана Геннадьевна
       В данной программе определены цели, изадачи по всем разделам развития и формирования речевых навыков. Представлено тематическое планирование коррекцонно-образовательной работы и примерное планирование занятий по по формированию правильного звукопроизношения и  фонематического восприятия, овладению навыками  звукового анализа и синтеза, по формированию и совершенствованию лексико-грамматического строя речи, по развитию связной речи у детей с ОНР. Прописаны требования к подготовке детей с ОНР, оформление логопедического кабинета и используемая методическая литература.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 322 «Морозко»

Принята решением                                                                                   Утверждаю:

педагогического консилиума                                                    Заведующий МБДОУ № 322

от _________20___г.                                                                            

     протокол №_______                                                                          ___________________                                                              

 «___»____________20__ г.                                                

         

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Старшая группа

Красноярск-2018

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

«РАЗВИТИЕ РЕЧИ»

(старшая группа, ОНР II-III уровня)

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель курса – развитие самостоятельной, связной, грамматически правильной речи и навыков речевого общения, способствующих социальной адаптации, личностному и познавательному развитию дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (ОНР II-III уровня).

 

Характеристика коррекционного курса

Данный коррекционный курс ориентирован на детей дошкольного возраста 5-6 лет (старшая группа), обучающихся по ООП для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи II-III уровня).

Курс разработан для реализации в условиях группы компенсирующей направленности.

Программа курса рассчитана на 1 учебный год, который длится с 1 сентября по 31 мая.

Курс  реализуется в двух вариантах и носит вариативный характер.

Первый вариант предназначен для воспитанников с ОНР II уровня; второй - для  воспитанников с ОНР III уровня речевого развития. Работа в двух подгруппах осуществляется параллельно во времени: одна подгруппа занимается с логопедом, вторая – с воспитателем, затем подгруппы меняются.

Форма организации занятий – групповые.

Частота групповых занятий составляет 1 раз в неделю. Продолжительность проведения – 25 минут. Время проведения – первая половина дня.

Данный коррекционный курс направлен на:

I вариант (ОНР II уровень)

II вариант (ОНР III уровень)

1. Расширение, уточнение и активизацию словаря на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем.

1. Расширение, уточнение и активизацию словаря на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем.

2. Совершенствование понимания и навыков употребления детьми грамматических форм слова и элементарных словообразовательных моделей, различных типов синтаксических конструкций.

2. Продолжить совершенствование понимания и навыков употребления детьми грамматических форм слова и элементарных словообразовательных моделей, различных типов синтаксических конструкций.

3. Развитие диалогической речи и подготовка к овладению монологической речью.

3. Продолжить развивать диалогическую и монологическую формы речи.

4. Развитие связной речи и навыков речевого общения.

Учить детей понимать свои чувства и чувства других людей и рассказывать об этом.

Описание места курса в содержании ООП.

Данный коррекционный курс разработан для реализации в условиях группы компенсирующей направленности. Частота занятий - 1 раз в неделю, форма организации – подгрупповые занятия. Продолжительность проведения – 25 минут. Время проведения – первая половина дня.

Содержание курса тесно связано с содержанием коррекционного курса «Произношение», а также пронизывает содержание всех образовательных областей. С одной стороны, речевые эталоны, сформированные на занятиях по «Развитию речи», закрепляются во всех видах деятельности и во всех образовательных областях. В свою очередь, содержание курса «Развитие речи» опирается на темы, изучаемые в других образовательных областях. Кроме того, на занятиях курса «Развитие речи» закрепляются навыки правильного произношения звуков, сформированных в рамках коррекционного курса «Произношение». А на занятиях по «Произношению» закрепляются навыки употребления грамматических категорий и синтаксических конструкций, сформированных на занятиях по «Развитию речи».

Характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи

II уровень        

        Импрессивная речь – ребенок различает формы единственного и  множественного числа существительных и глаголов (особенно с ударными окончаниями), формы мужского и женского рода глаголов прошедшего времени, уменьшительно- ласкательные формы существительных, значения элементарных предлогов.  Частично различает приставочные глаголы, сложные предлоги, число и род прилагательных.

Понимание фраз - развивается понимание простых логико-грамматических конструкций (2-3-хступенчатых инструкций, простых сравнений). Нарушено понимание скрытого и переносного смысла, сложных сравнений и инструкций, сложных  предложно-падежных конструкций и конструкций в творительном падеже.

        Экспрессивная речь - произвольная фраза простая, из 2-3-х, редко 4-х слов, грубо аграмматичная. Спонтанная  форма речи развита лучше произвольной речи: до 5-6 слов;  на социально-бытовом уровне аграмматизмы редки.

        Диалогическая речь в основном развита.

Автоматизированная форма речи - затруднена.

Сопряжённая форма речи – затруднена.

Отражённая форма речи – затруднена.

        Грубое недоразвитие связной речи: 1-2 предложения вместо пересказа; перечисление предметов, героев и их действий по серии сюжетных картинок.

        Словарь ограничен бытом и ближайшим социальным окружением (в речи мало признаков, частей предметов, обобщений, наречий, предлогов, союзов; недостаточно глаголов, существительных). Пассивный словарь намного больше активного.

        Словообразование сформировано очень слабо: образует простые формы существительных множественного числа, глаголы совершенного вида, грубые ошибки образования существительных мн. числа родит. падежа (в косвенных падежах).

        Словоизменение - значительные затруднения в согласовании существительных с глаголами, прилагательными, числительными, предлогами.

III уровень

        Импрессивная речь - наблюдаются трудности в различении морфологических элементов, выражающих значение числа и рода; приставочных и суффиксальных изменений значений слов. Понимание обращённой речи значительно развивается и приближается к норме. Наблюдаются трудности в понимании логико-грамматических структур, выражающих причинно-следственные, временные и пространственные отношения.

        Экспрессивная речь - фраза простая, распространённая,  с усложнением, изредка аграмматичная. Доступна сложная по структуре фраза, однако в речи используется редко.

        Диалогическая речь развита.

Автоматизированная форма речи – сформирована.

Сопряжённая форма речи – сформирована.

Отражённая форма речи – сформирована.

        Связная речь сформирована недостаточно: в пересказах и рассказах на наглядной основе наблюдаются пропуск и искажение смысловых звеньев, нарушение последовательности событий.

        Словарный запас недостаточный. В активе преобладают существительные и глаголы, недостаточно  других частей речи.  Простым обобщением владеет частично.  Антонимы подбирает со значительными ошибками. Пассивный словарь значительно шире  активного.

        Словообразование - значительно затруднены:  образование качественных, относительных и притяжательных прилагательных; приставочных глаголов. Часты ошибки в образовании уменьшительно-ласкательной формы существительных, детёнышей животных.

        Словоизменение - незначительные аграмматизмы при согласовании прилагательного с существительным среднего рода в именительном и косвенных падежах в ед. и мн. числе; существительных с числительными и сложными предлогами.

Планируемые результаты освоения коррекционного курса

К целевым ориентирам данной программы относятся следующие характеристики возможных достижений ребёнка:

I вариант (ОНР I уровень)

II вариант (ОНР III уровень)

Импрессивная речь:

  • знает обобщающие слова по изученным лексическим темам;
  • понимает пространственные отношения предметов, выраженные предлогами из, за, около, с, без (по демонстрации действий);
  • понимает наречия, выражающие пространственные отношения (впереди - сзади, вверху - внизу, далеко - близко, справа - слева);
  • понимает глаголы, противоположные по значению (сними - надень, завяжи - развяжи);

различает глаголы прошедшего времени по родам (вымыл - вымыла, надел - надела).

Импрессивная речь:

  • знает обобщающие слова по изученным лексическим темам;
  • понимает пространственные отношения предметов, выраженные предлогами к, в, перед, за, на, из, под    (по демонстрации действий);
  • понимает глаголы,    образованные с помощью приставок (подходит, заходит, выходит, …)
  • понимает синтаксические конструкции (покажи ручкой карандаш).

Экспрессивная речь:

  • различает и называет существенные детали и части предметов (у рубашки - рукава, воротник, карманы, пуговицы), их цвет, форму, размер, местоположение (за окном, высоко, далеко, под шкафом);
  • различает и называет некоторые сходные по назначению предметы (тарелка - блюдце, стул - табуретка - скамейка, шуба - пальто - куртка);
  • использует в речи местоимения, наречия, числительные, союзы (и, чтобы, как, потому что).

Экспрессивная речь:

  • используют слова различных грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений).

Грамматический строй речи:

  • употребляет имена существительные с предлогами в, на, под, у, из, за, около, с;
  • различает имена существительные и глаголы ед. и мн. числа;
  • согласовывает имена прилагательные, имена существительные и предлоги в роде, числе, падеже;
  • образовывает имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Грамматический строй речи:

  • продуцируют названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов; уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных;
  • грамматически правильно оформляют самостоятельную речь;
  • согласовывает имена прилагательные, имена существительные и предлоги в роде, числе, падеже.

Связная речь:

  • умеет вслушиваться в обращенную речь, понимает её содержание;
  • адекватно реагирует интонацией и мимикой на ситуацию;
  • использует выразительные речевые средства (мимику, жесты) в игре и ролевом поведении;
  • умеет задавать вопросы и отвечать на них;
  • умеет повторять за взрослым описательный рассказ из 2-3-х простых предложений, а затем составлять короткий описательный рассказ по предложенному алгоритму (плану) с помощью взрослого;
  • может пересказывать хорошо знакомые сказки или небольшие тексты с помощью взрослого и со зрительной опорой.

Связная речь:

  • умеет вслушиваться в обращенную речь, понимает её содержание;
  • адекватно реагирует интонацией и мимикой на ситуацию;
  • использует выразительные речевые средства (мимику, жесты) в игре и ролевом поведении;
  • умеет задавать вопросы и отвечать на них;
  • умеет повторять за взрослым описательный рассказ, а затем составлять короткий описательный рассказ по предложенному алгоритму (плану) с помощью взрослого;
  • владеет элементарными навыками пересказа;
  • владеет навыками диалогической речи.

Система оценки достижения планируемых результатов.

Во время прохождения программы предусмотрены:

  • первичная диагностика;
  • промежуточная диагностика (текущий мониторинг);
  • итоговая диагностика.

Первичная и итоговая диагностика осуществляются на индивидуальных логопедических занятиях по протоколу логопедического обследования, на основе которого заполняется логопедическое представление.

Промежуточная диагностика по итогам I полугодия отражается в индивидуальном плане логопедической работы с ребенком.

  1. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

Программа курса имеет четыре направления, которые тесно связаны между собой и реализуются параллельно:

1. Развитие импрессивной речи.

2. Развитие экспрессивной речи.

3. Формирование грамматического строя речи.

4. Развитие связной речи, речевого общения и разговорной диалогической речи.

  1. Развитие импрессивной речи.

I вариант (ОНР II уровень)

II вариант (ОНР III уровень)

  • уточнение имеющегося словаря имен существительных, глаголов и их обогащение;
  • закрепление и дифференциацию ед. и мн. числа имен существительных, глаголов;
  • различение глаголов, противоположных по значению (сними-надень, завяжи-развяжи); возвратных и невозвратных глаголов (одевается-одевают); глаголов прошедшего времени по родам (вымыл-вымыла, надел-надела);
  • обучать понимать обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи и др.);
  • продолжать обучать понимать простые вопросы по предметным и сюжетным картинкам;
  • закреплять понимание пространственных отношений предметов, выраженных предлогами в, на, под, у;
  • обучать пониманию предлогов из, за, около, с, без (по демонстрации действий);
  • обучать понимать наречия, выражающие пространственные отношения (впереди-сзади, вверху-внизу, далеко-близко, справа-слева).
  • уточнение имеющегося словаря имен существительных, глаголов и их обогащение;
  • продолжать закрепление и дифференциацию ед. и мн. числа имен существительных, глаголов;
  • различение глаголов, противоположных по значению (сними-надень, завяжи-развяжи); возвратных и невозвратных глаголов (одевается-одевают); глаголов прошедшего времени по родам (вымыл-вымыла, надел-надела);

глаголов, образованных при помощи приставок (наливает, выливает, переливает и т.д.)

  • закреплять понимание пространственных отношений предметов, выраженных предлогами в, на, под, за, в, между, перед, из, из-под, из-за;
  • обучать понимать существительные, образованные суффиксальным способом (деревце, платьице);
  • обучать понимать слова, образованные с помощью суффиксов, обозначающие профессию (хоккеист, сапожник, печник).
  • Обучать понимать синтаксические конструкции.

  1. Развитие экспрессивной речи.

I вариант (ОНР II уровень)

II вариант (ОНР III уровень)

  • расширять и активизировать словарный запас;
  • учить различать и называть существенные детали и части предметов (у платья – рукава, воротник, карманы, пуговицы), качества (цвет и его оттенки, форма, размер), особенности поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая), некоторые материалы и их свойства (бумага легко рвётся и размокает, стеклянные предметы бьются), местоположение (за окном, под шкафом, высоко, далеко);
  • учить различать и называть некоторые сходные по назначению предметы (тарелка-блюдце, стул-табуретка-скамейка, шуба-пальто-куртка);
  • введение в речь местоимений, наречий, числительных, союза и.
  • расширять и активизировать словарный запас;
  • учить подбирать обобщающие слова;
  • учить подбирать слова-действия к существительным (портниха – шьет, летчик – управляет самолетом, продавец – продает);
  • учить подбирать слова-антонимы:

(плачет – смеется, поднимается – опускается, входит – выходит и т.д.);

  • введение в речь местоимений, наречий, числительных, союза и.

  1. Формирование грамматического строя речи.

I вариант (ОНР II уровень)

II вариант (ОНР III уровень)

  • продолжать учить согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде, числе, падеже;
  • продолжать учить употреблять имена существительные с предлогами (в, на, под, у, из, за, около, с);
  • учить различать имена существительные в форме ед. и мн. числа; форму мн. числа имен существительных в родительном падеже;
  • учить образовывать и различать глаголы настоящего времени (стою-стоим-стоит);
  • продолжать учить образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами: -ик-, -иц- (чайник, молочник; сахарница, конфетница); -ечк-, -ичк- (лисичка, чашечка);
  • формировать умение образовывать и использовать глаголы в повелительном наклонении (иди, сиди);
  • учить отвечать на вопросы «Зачем? Почему? Когда? Как?»;
  • учить строить предложения с однородными членами.
  • продолжать учить согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже;
  • совершенствовать умение образовывать и использовать в речи существительные в ед. и мн. числе;
  • учить образовывать и использовать в речи существительные с суффиксами: -онок, -енок, -ат, -ят;
  • продолжать работу по обучению образованию и практическому использованию в речи притяжательных прилагательных, относительных прилагательных;
  • закрепить умение использовать в речи все простые предлоги;
  • учить согласовывать числительные с существительными;
  • учить образовывать и использовать глаголы в ед. и мн.числе;
  • закрепить в речи формы повелительного наклонения глаголов (сидеть, рисовать, лепить и т.д.);
  • учить образовывать однокоренные слова;
  • продолжить учить строить предложения с однородными членами.

4. Развитие связной речи, речевого общения и разговорной диалогической речи.

I вариант (ОНР II уровень)

II вариант (ОНР III уровень)

  • развивать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание;
  • развивать реакцию на интонацию и мимику, соответствующую интонации;
  • работать над соблюдением единства и адекватности речи, мимики, пантомимики, жестов — выразительных речевых средств в игре и ролевом поведении;
  • формировать умение «оречевлять» игровую ситуацию;
  • развивать умение поддерживать беседу, задавать вопросы и отвечать на них, выслушивать друг друга до конца;
  • формировать умение повторять за взрослым описательный рассказ из 23 простых предложений, а затем составлять короткий описательный рассказ по алгоритму или предложенному взрослым плану с помощью взрослого.
  • формировать навыки пересказа; обучать пересказывать хорошо знакомые сказки или небольшие тексты с помощью взрослого и со зрительной опорой.
  • учить составлять предложения из 4-5 и более слов по картинке, по демонстрации действия, на заданную тему;
  • совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи, умение задавать вопросы и правильно отвечать на них;
  • развивать умение пересказывать небольшие тексты по предложенному плану, составлять рассказы-описания и загадки-описания по всем лексическим темам по предложенному плану;
  • совершенствовать навык составления и распространения предложений;
  • обучать составлению рассказов из 2-3 предложений по картинке с использованием заданного плана;
  • учить детей понимать свои чувства и чувства других людей и рассказывать об этом.

III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Данное тематическое планирование является примерным, возможны корректировки, исходя из особенностей воспитанников.

Тематическое планирование занятий курса «Развитие речи»

для детей с ОНР II-III уровня

IV. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Оборудование логопедического кабинета

Стол логопедический – 1 шт.

Стол детский – 1 шт.

Стулья детские – 4 шт.

Стул – 1 шт.

Стол – 1 шт.

Шкаф-стеллаж – 3 шт.

Доска магнитная – 1 шт.

Светильники потолочные  – 2 шт.

Ноутбук – 1 шт.

Папки по лексическим темам:

-Дикие животные            

-Домашние животные    

-Цветы

-Насекомые

-Деревья и кустарники    

-Овощи

- Фрукты

-Ягоды

-Грибы

-Профессии                      

-Транспорт                      

-Одежда

-Обувь

-Птицы: домашние, перелётные

-Посуда

-Продукты питания                

-Мебель

-Игрушки

-Семья

-Весна

-Лето

-Осень

-Зима

Дидактические игры

«4 лишний»

«Волшебные картинки» (папка дошкольника)

«Большой – маленький»

«Собираем урожай»

«Определи по контуру»

 «Узнай и назови»

«Мои любимые сказки»

«Осень, зима, весна, лето»

«Картинка в картинке»

«Кто спрятался?»

«Кто что ест?»

«Кто где живет?»

«Чей домик?»

«Кто какой?»

«Большой, средний, маленький»

«Времена года»

«Часть и целое»

«Профессии»

«Противоположности» (Серия «Умные карточки»)

«Любимые сказки» (Серия «Умные карточки»)

«Что сначала» (Составление рассказов по серии сюжетных картинок)

Кубики

Магнитный театр «Репка»

Пальчиковый театр «Теремок»

Пальчиковые игрушки «Дикие и домашние животные»

Фигурки животных

Силуэты животных

Разрезные картинки

Жукова О. «Первые открытия: я учу антонимы»

Методическая литература

  1. Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Логопедические занятия в детском саду. Средняя группа. – М., 2013.
  2. Богомолова И.А. Логопедическое пособие для занятий с детьми. – СПб., 1994.
  3. Быкова Н.М. Игры и упражнения для развития речи. – СПб., 2013.
  4. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. – М., 1985.
  5. Воробьева В.К. Методика формирования связной речи. – М., 1975.
  6. ГерасимоваА., Жукова О., Кузнецова В. Уникальная методика развития речи ребенка. – М., 2002.
  7. Глинка Г.А. Развиваю мышление и речь. – СПб., 1998.
  8. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М., 1990.
  9. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. – М., 2000.
  10. Логопедия. /Под ред. Проф. Л.С. Волковой. – М., 1989.
  11. Лопухина И. С. Логопедия. Речь. Движение. - М., Дельта,1997.
  12. Нищева Н.В. Вариативная примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. – СПб., 2015.
  13. Нищева Н.В. Занимаемся вместе. Младшая логопедическая группа: Домашняя тетрадь. – СПб., 2004.
  14. Нищева Н.В. Занимаемся вместе. Средняя логопедическая группа: Домашняя тетрадь. – СПб., 2010.
  15. Парамонова Л.Г. Развитие словарного запаса у детей. – СПб., 2009.
  16. Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. / Под ред. Проф. Л.В. Лопатиной. – СПб., 2014.
  17. Радлов Н. Рассказы в картинках. – М., 2015.
  18. Рыжова Н.В. Развитие речи в детском саду. – Ярославль, 2010.
  19. Рычкова Н.Л. Логопедическая ритмика - М., 1998.
  20. Соколенко Н.И. Посмотри и назови. 2 книги. – СПб, 1996.
  21. Солнышко в окошке. Пособие для родителей по развитию речи ребенка дошкольного возраста. – СПб., 1997.
  22. Составление рабочих программ курсов логопедической направленности. Методические рекомендации / А.В. Мамаева, И.Н. Рейм, Н.В. Ерошина.
  23. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Формирование и развитие связной речи.— СПб., 1998.
  24. Туманова Т.В. Особенности словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи. – М., 2002.
  25. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. – М., 2004.
  26. Хватцев М. Предупреждение и устранение недостатков речи. - СПб., 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерный конструктор рабочей программы учителя-логопеда, учителя -дефектолога

Данный материал, был предоставлен слушателям курсов АППО для написания рабочей программы учителя-логопеда(дефектолога)...

Рабочая программа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) Автор-составитель: учитель-логопед Зайцева Е.В.

Представленная «Рабочая программа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) МБДОУ « Детски...

Структурные и содержательные аспекты проектирования рабочей программы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС (в помощь учителю-логопеду)

Структурные и содержательные аспекты проектирования рабочей программы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС (в помощь учителю-логопеду)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда «Логопедический клуб для родителей «ЛОГОПЕДиЯ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучителя-логопеда«Логопедический клуб для родителей«ЛОГОПЕДиЯ»...

Рабочая программа учителя - логопеда для детей 6-7 лет группы компенсирующей направленности срок реализации программы 2019-2020 учебный год

Структура рабочей программы учителя-логопеда 1ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ31.1.Пояснительная записка          32.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ52.1. Образовательная дея...