Комплексный и системный подход в автоматизации звуков
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

В статье представлены различные виды игр и упражнений, которые логопед может включать в свою работу на различных этапах автоматизации звука. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistemnyy_podhod_v_avtomatizatsii_zvukov.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексный и системный подход в автоматизации звуков

Колесова В.В. учитель-логопед ГБДОУ №42

Пушкинского района Санкт-Петербурга

Системный подход в коррекции звукопроизношения предполагает формирование речи в единстве всех ее компонентов как единой функциональной системы. Слово существует в языке как взаимодействие лексического и грамматического значений и имеет определенную звуковую форму. Поэтому формирование фонетической стороны речи должно осуществляться в единстве с другими компонентами языковой системы – с развитием лексики, грамматического строя и фонематических процессов. Комплексный подход подразумевает одновременное с формированием речи развитие у детей  неречевых психических функций на различных этапах коррекции звукопроизношения (постановки, автоматизации, дифференциации).

Автоматизация звука – один из важнейших этапов в коррекции звукопроизношения. Целью данного этапа является правильное произношение звука во фразовой речи.  Автоматизация звука в слогах, словах, предложениях часто требует длительной и систематической тренировки. Однако, чисто механическое проговаривание речевого материала не вызывает  интерес у детей дошкольного возраста. Для того чтобы занятия по автоматизации звуков были интересными, разнообразными и продуктивными для дошкольника, необходимо предлагать задания в игровой форме. Разнообразить речевой материал также поможет различный наглядный материал (картинки, игрушки), сочетание речи и действий. Ниже представлены некоторые виды игр и упражнений, которые логопед может включать в свою работу на различных этапах автоматизации звука.

  1. Автоматизация звука в слогах.

Игры с пальчиками, массаж и самомассаж

«Кнопочки» Ребенок проговаривает слог (слово) с автоматизируемым звуком, нажимая пальчиком на «кнопочку» (нарисованный кружок, квадрат, рыбку, цветок и т.д.). Сколько кнопочек – столько повторов.

«Шарики» Во время произнесения слоговых рядов дети перекладывают (передают) из руки в руку шарик от пинг-понга, мячик.

«Волшебная веревочка» Ребенок наматывает веревочку (ленточку)  на пальчик, проговаривая слоги.

«Палочки» Дети рисуют или выкладывают поочередно вертикальные палочки с одновременным произнесением заданных слогов.

«Тихо-громко» Ребенок  «проходит» дорожку из больших и маленьких геометрических фигур, проговаривая заданные слоги, слова. На большой фигуре говорит громко, а на маленькой – тихо.

 «Колечки» Ребенок, произнося заданные слоговые ряды, касается поочередно подушечками пальцев большого пальца, начиная с указательного (поочередно на каждой руке, двумя руками одновременно).

«Пальчики здороваются» Ребенок, произнося заданные слоговые ряды, соединяет пальцы подушечками, начиная с мизинцев, по одной паре пальцев на каждый слог. Ладони не касаются друг друга.

«Прищепки» Поочередно «кусать» ногтевые фаланги пальцев прищепкой (не тугой), от указательного пальца к мизинцу и обратно, проговаривая слоги.

  1. Автоматизация звука в словах.

Неречевые психические функции

Игры «Что изменилось?», «Чего не стало?» (развитие зрительного внимания, памяти). Ребенку предлагаются картинки (игрушки), названия которых содержат отрабатываемый в произношении звук. Затем логопед убирает одну картинку, или меняет картинки местами. Ребенок должен определить, что изменилось или какой картинки (игрушки) не стало.

Лексика

 «Загадки» Ребенку предлагается отгадать загадки, отгадки которых содержат отрабатываемый в произношении звук.

«Четвёртый лишний» Предлагаются 4 картинки (предмета), названия которых включают отрабатываемый в произношении звук. Ребенок должен определить лишний предмет и объяснить свой выбор. Например, автоматизация звука [р]: Помидор, груша, морковь, картофель. Груша – лишняя, потому что это фрукт.

«Назови одним словом» Логопед показывает картинки (читает слова), предлагает назвать их одним словом. Звук, отрабатываемый в произношении, могут содержать как слова конкретного значения, так и обобщения. Например, автоматизация звука [р]: Груша, виноград, персик, хурма, гранат – фрукты. Метро, паровоз, пароход, трамвай, грузовик – транспорт.

 «Слова вокруг нас» Детям предлагается посмотреть вокруг и назвать все предметы, в названии которых спрятался нужный звук. Затем можно усложнить игру, вспоминая слова с закрепляемым звуком по какой-то определенной теме. Например: Назови животных, в названии которых есть звук [р] –  зебра, носорог, тигр, пантера, кенгуру, жираф.

Грамматическая сторона речи

«Один – много», «Много – один» В этой игре удобно отрабатывать звук, находящийся в слове в разной позиции (открытый или закрытый слог):

[с]: нос – носы, ус – усы, автобус – автобусы, кактус – кактусы;

[ш]: мышь – мыши, камыш – камыши, малыш – малыши;

[ц]: певец – певцы, боец – бойцы, гонец – гонцы, кузнец – кузнец

[р]: топор – топоры, забор – заборы, шнур – шнуры, товар – товары и т.д.

Игра «Что для чего?» (автоматизация звука [ц]). Логопед предлагает детям назвать  предметы, которые лежат на столе (хлеб, суп, конфеты, мыло, салфетки). Затем задает вопросы, где хранятся эти предметы (хлеб  в хлебнице, суп в супнице, конфеты  в конфетнице, мыло  в мыльнице, салфетки в салфетнице).

«Большой – маленький», «Назови ласково» Логопед читает слова (показывает пары картинок), ребенок должен образовать уменьшительно-ласкательную форму слов (назвать большой предмет и маленький). Определить, какой звук повторяется во всех новых словах.

[ч]: бак – бачок, бык – бычок, знак – значок, кофта – кофточка, юбка – юбочка, пятка – пяточка, стул – стульчик, суп – супчик, диван – диванчик, банан – бананчик, замок – замочек, носок – носочек;

[ш]: ухо – ушко, пятно – пятнышко, дно – донышко, петух – петушок, штаны – штанишки, пальто – пальтишко и т.п.

«Какой, какая, какое?» Традиционная дидактическая игра, в процессе которой дети образуют относительные прилагательные. Как вариант в рамках лексической темы можно поиграть с детьми в игру «Повар». Например, автоматизация звуков [р] и [р’]: Будем готовить обед. Суп из гороха, какой? – Гороховый (из рыбы – рыбный, из картофеля – картофельный, из грибов – грибной, из курицы – куриный). Запеканка из моркови, какая? – Морковная (из творога – творожная, из картофеля – картофельная). Варенье из брусники, какое? – Брусничное (из черники – черничное, из смородины – смородиновое, из абрикосов – абрикосовое). И т.д.

«Чей, чья, чьё?» Образование притяжательных прилагательных. Логопед предлагает картинки с изображением различных частей тела животных и птиц (хвост, голова, ухо, лапы), предлагая детям назвать их, ответив на вопросы (чей? чья? чьё?, чьи?). Например, автоматизация звуков [р]: У барана рога – бараньи, у коровы хвост – коровий, у барсука голова – барсучья, у орла клюв – орлиный, у рыси ухо – рысье, у страуса хвост – страусиный. И т.п.

Фонематические функции

«Назови картинки» Ребенок должен назвать все картинки, четко произнося отрабатываемый звук. Определить, какой звук повторяется во всех этих словах.

«Назови лишнее слово» Логопед показывает картинки (другой вариант – называет слова). Ребенок должен определить лишнее слово, которое не содержит отрабатываемый звук. Например: машина, шуба, кот, мышь. На этапе дифференциации лишним словом может быть слово с оппозиционным звуком.

«Придумай слова со звуком» Необходимо придумать как можно больше слов на заданный звук. С целью усложнения задания можно уточнить положение звука в слове – начало, середина или конец.

«Новые слова» Логопед читает слова, ребенок должен в них заменить или добавить звук (слог), назвав новое слово, которое получилось. Например:

Губы – зубы, намок – замок, гнать – знать, дуб – зуб, вагон – загон; утки – шутки, пион – шпион, топка – штопка, лак – шлак, ах – шах; дом – ром, кот – рот, поза – роза, мак – рак, забота – работа. И.т.п. 

  1. Автоматизация звука в предложениях.

 «Кто быстрее» (автоматизация звука [л]). Логопед читает начало фразы с глаголом в настоящем времени, ребенок заканчивает, изменяя во фразе на глаголы в прошедшем времени совершенного вида. Например: Михаил всё делает быстрее Павла. Павел ест, а Михаил уже поел.  Павел моет, а Михаил уже вымыл. Павел учит, а Михаил уже выучил. И т.п.

«Близнецы» (автоматизация звука [л]). Является вариантом предыдущей игры. Логопед читает фразы с глаголами мужского рода, ребенок – с глаголами женского рода, и наоборот. Например: Володя и Мила – близнецы и всё делают вместе. Володя пил молоко. – Мила тоже пила молоко. Володя вымыл бокал. – Мила тоже вымыла бокал. Мила ела салат. – Володя тоже ел салат. Мила покупала яблоки. – Володя тоже покупал яблоки. И т.п.

 «Исправь ошибку» или «Нелепицы» Эта игра учит ребенка обращать внимание на смысл высказывания. Он должен найти смысловую ошибку в предложении и исправить ее. Например:

[ш] Каша кушает пшённую Машу. Шуба вешает Машу в шкаф. Мышка ловит кошку.

[л] Пол стоит на столе. Голова надела на Клаву платок. И т.п.

  1. Автоматизация звука в самостоятельной речи.

Речь с движением, игры с пальчиками

«Игрушки и подружки» (автоматизация звука [ш])

Наташа и Маша – подружки,

(ладони правой и левой рук)

У них такие игрушки:

У Наташи – мишка,

(загнуть большой палец правой руки)

У Маши – домишко,

(загнуть большой палец левой руки)

У Наташи – пушка,

(загнуть указательный палец правой руки)

У Маши – катушка,

(загнуть указательный палец левой руки)

У Наташи – шишка,

(загнуть средний палец правой руки)

У Маши – мартышка,

(загнуть средний палец левой руки)

У Наташи – кошка,

(загнуть безымянный палец правой руки)

У Маши – матрешка,

(загнуть безымянный палец левой руки)

У Наташи – шашка,

(загнуть мизинец правой руки)

У Маши – черепашка.

(загнуть мизинец левой руки).

«Урожай» (автоматизация звуков [р] [р’])

В огород пойдём, урожай соберём (идти по кругу).

Мы морковки натаскаем (имитация действия),

Мы картошки накопаем (имитация действия),

Срежем мы кочан капусты (имитация действия),

Круглый, сочный, очень вкусный (показать руками круг три раза),

Щавеля нарвём немножко (имитация действия),

И вернёмся по дорожке (идти по кругу).  /Н.В. Нищева/

Литература:

  1. Комарова Л.А. Автоматизация звука Л в игровых упражнениях: альбом дошкольника. – М., 2008.
  2. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно / Комплексная программа подготовки ребенка к школе. – СПб., 2008.
  3. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (Коррекция стертой дизартрии). – СПб., 2001.
  4. Лопухина И.С. Логопедия, упражнения для развития речи. – СПб., 1999.
  5. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб., 2007.
  6. Смирнова Л.Н. Логопедия. Играем со звуками: Речевой дидактический материал. – М., 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Современные подходы к организации коррекционной работы на этапе автоматизации звуков с детьми, имеющими речевые нарушения».

Опыт работы по использованию интерактивных игр и игровых приемов на этапе автоматизации поставленных звуков....

Комплексные игры в работе по автоматизации звуков

Комплексные игры в работе по автоматизации звуков...

«Формирование здоровья детей на основе комплексного и системного подхода в условиях дошкольного учреждения».

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Сегодня сохранение и укрепление здоровья дошкольников является основным направлением педагогической ...

Современные подходы к организации коррекционной работы на этапе автоматизации звуков с детьми, имеющими речевые нарушения

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружа...

«Индивидуальная комплексная непрерывно – образовательная деятельность по автоматизации звука [Р] во фразах и предложениях с использованием фразового конструктора».

В данном конспекте дана    индивидуальная комплексная непрерывно – образовательная  деятельность по автоматизации звука [Р] во фразах и предложениях с использованием  фразово...

"Автоматизация звука "Л", "Автоматизация звуков "Ш,Ж,Л", "Автоматизация поставленных звуков"(ш,ж), "Автоматизация поставленных звуков"(л,р)

Данный материал содержит упражнения, задания и игры на автоматизацию уже поставленных звуков удетей старшего дошкольного возраста....

Современные подходы к автоматизации звуков у детей с ТНР

 Нарушение звукопроизношения  является одним из самых распространенных дефектов речи. Оно может быть самостоятельным нарушением, но и может входить в состав других, более сложных рече...