Современные подходы к автоматизации звуков у детей с ТНР
материал

   Нарушение звукопроизношения  является одним из самых распространенных дефектов речи. Оно может быть самостоятельным нарушением, но и может входить в состав других, более сложных речевых расстройств, являясь самым заметным их проявлением.

   Поражение отдельных звеньев речевой функциональной системы приводит к сложной дезинтеграции всего речевого развития. У детей с дизартрией отмечается нарушение кинестетического восприятия артикуляционных поз и движений.

   Целью логопедического воздействия работы является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи в условиях  дошкольной коррекционной группы.

   Чтобы научить ребенка произносить звуки правильно необходимо решать  следующие задачи:

  • научить узнавать звуки речи и различать их по акустическим признакам;
  • отличать нормированное произношение звука от ненормированного;
  • осуществлять слуховой контроль за собственным произнесением и оценивать качество воспроизводимых в собственной речи звуков;
  • принимать необходимые артикуляторные  позиции, обеспечивающие нормированный акустический эффект звука;
  • безошибочно использовать нужный звук во всех видах речи.

Современный образовательный процесс требует  новейших форм, методов и технологий воспитания, развития и обучения. Происходит смещение  акцентов с активности взрослого на активность самого  ребенка, который  находится в центре воспитательного процесса.

Использование, наряду с традиционными, инновационных педагогических технологий, открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников с нарушениями речи.  Основными методами работы являются:  двигательно-кинестетический и слухо-зрительно- кинестетический.

Научно доказано, что в  процессе логопедической работы устанавливаются  межанализаторные связи  между  движением  артикуляционных  мышц и их  ощущением, между восприятием звука на слух, зрительным  образом  артикуляционного уклада  данного звука  и двигательным  ощущением при его произнесении. Активное участие всех анализаторов при обучении правильному звукопроизношению способствует быстрому обучению детей.

  Использование моделей при знакомстве с артикуляционным укладом и на этапе автоматизации звуков дает прекрасный результат. Дети рассматривают и запоминают положение губ, языка, зубов при произнесении звука, сравнивают свое выполнение  с профилем звука.

   Педагог  объясняет правильный уклад органов артикуляционного аппарата. Роль зрительной опоры выполняет модель, в соответствии с ней ребенок определенным образом пытается расположить губы, язык, включить в работу голосовые связки. Такая работа предполагает исследование, уточнение участия органов речи и их положение  в процессе произнесения звука.       Модель служит наглядной опорой, постоянно напоминая артикуляцию звука, и усиливает эффективность логопедического воздействия,  направленного на формирование правильного звукопроизношения.

   Для автоматизации используется прием одновременного проговаривания звука и изображения его символа – выкладывание схемы. Эти  упражнения способствуют усилению ощущений при произношении звука, обогащению его моторным действием.

      Научно доказано, что движения пальцев рук тесно связано с речевой функцией. При ритмических движениях пальцев рук резко  усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга. Данные электрофизических исследований говорят о том, что речевые  области формируются под влиянием импульсов,  поступающих от пальцев рук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_n.docx17.52 КБ

Предварительный просмотр:

Современные подходы к автоматизации звуков у детей с ТНР

Нарушение звукопроизношения является одним из самых распространенных дефектов речи. Оно может быть самостоятельным нарушением, но и может входить в состав других, более сложных речевых расстройств, являясь самым заметным их проявлением.

Поражение отдельных звеньев речевой функциональной системы приводит к сложной дезинтеграции всего речевого развития. У детей с дизартрией отмечается нарушение кинестетического восприятия артикуляционных поз и движений.

Целью логопедического воздействия работы является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи в условиях дошкольной коррекционной группы.

Чтобы научить ребенка произносить звуки правильно необходимо решать следующие задачи:

  • научить узнавать звуки речи и различать их по акустическим признакам;
  • отличать нормированное произношение звука от ненормированного;
  • осуществлять слуховой контроль за собственным произнесением и оценивать качество воспроизводимых в собственной речи звуков;
  • принимать необходимые артикуляторные позиции, обеспечивающие нормированный акустический эффект звука;
  • безошибочно использовать нужный звук во всех видах речи.

Современный образовательный процесс требует новейших форм, методов и технологий воспитания, развития и обучения. Происходит смещение акцентов с активности взрослого на активность самого ребенка, который находится в центре воспитательного процесса.

Использование, наряду с традиционными, инновационных педагогических технологий, открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников с нарушениями речи. Основными методами работы являются: двигательно-кинестетический и слухо-зрительно- кинестетический.

Научно доказано, что в процессе логопедической работы устанавливаются межанализаторные связи между движением артикуляционных мышц и их ощущением, между восприятием звука на слух, зрительным образом артикуляционного уклада данного звука и двигательным ощущением при его произнесении. Активное участие всех анализаторов при обучении правильному звукопроизношению способствует быстрому обучению детей.

Использование моделей при знакомстве с артикуляционным укладом и на этапе автоматизации звуков дает прекрасный результат. Дети рассматривают и запоминают положение губ, языка, зубов при произнесении звука, сравнивают свое выполнение с профилем звука.

Педагог объясняет правильный уклад органов артикуляционного аппарата. Роль зрительной опоры выполняет модель, в соответствии с ней ребенок определенным образом пытается расположить губы, язык, включить в работу голосовые связки. Такая работа предполагает исследование, уточнение участия органов речи и их положение в процессе произнесения звука. Модель служит наглядной опорой, постоянно напоминая артикуляцию звука, и усиливает эффективность логопедического воздействия, направленного на формирование правильного звукопроизношения.

Для автоматизации используется прием одновременного проговаривания звука и изображения его символа – выкладывание схемы. Эти упражнения способствуют усилению ощущений при произношении звука, обогащению его моторным действием.

Научно доказано, что движения пальцев рук тесно связано с речевой функцией. При ритмических движениях пальцев рук резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга. Данные электрофизических исследований говорят о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к формированию гражданской позиции детей дошкольного возраста

Выступление "Современные подходы к формированию гражданской позиции детей дошкольного возраста" для воспитателей ДОУ...

Комплексный и системный подход в автоматизации звуков

В статье представлены различные виды игр и упражнений, которые логопед может включать в свою работу на различных этапах автоматизации звука....

Игровые упражнения по автоматизации звуков для детей с нарушениями звуков

                         Звуки  – основной строительный материал человеческой речи, и только при их  чёткой, точ...

Использование современных технологий в автоматизации звуков у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Использование современных   технологий   в автоматизации звукову дошкольников  с общим недоразвитием речи....

Методическое пособие по автоматизации звуков у детей с тяжелыми нарушениями речи с применением двигательно-тактильных упражнений. «Двигаемся, играем - звуки закрепляем»

В пособии представлена серия упражнений для автоматизации звуков с движением. При выполнении упражнений в процессе автоматизации звуков развивается мелкая и крупная моторика,координация речи с движени...

Открытое итоговое занятие в старшей группе в рамках Педагогического совета « Современные подходы в организации речевого развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО» На тему: «Продуктовый магазин , звуки [Г],[Г’]»

13.02.2020г. Конспект логопедического занятия по звукопроизношению в старшей группе « звуки [ Г ] [ Г`]» Воспитатель : Ермоленкова Виктория ВикторовнаТема: Звук Г-Гь .Цели заняти...