Конспект логопедического занятия в подготовительной группе. Лексическая тема "Космос"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Грамматическая тема – «Предложно-падежные конструкции, приставочные глаголы».

Цели: 1. Расширять номинативный, предикативный и атрибутивный словарь;

2. Отрабатывать практическое употребление предлогов и существительных в косвенных падежах;

3. Тренировать умение изменять приставочные глаголы из несовершенного вида в совершенный;

4. Тренировать умение составлять сложные слова, работать над слоговой структурой слов;

5. Закреплять умения подбирать однокоренные и синонимичные слова, образовывать притяжательные прилагательные;

6. Закреплять умение составлять связный рассказ по плану;

7. Продолжать развивать фонематический анализ и синтез;

8. Следить за правильным звукопроизношением;

9. Развивать конструктивные навыки, зрительное внимание, фантазию, самостоятельность суждений;

10. Воспитывать толерантное отношение к представителям других цивилизаций, расширять общекультурный кругозор.

Оборудование: Карточка ребуса «Вова», игрушка-инопланетянин Вова, фотографии-монтаж космических объектов с Вовой, игрушки-скафандры для животных, плакат с «космическим лабиринтом» и буквами, картинки других инопланетян и их планеты, плакат с движущимися на ниточках космическими объектами, модели летательных аппаратов, сделанных детьми заранее из различных конструкторов и «лего», фишки и полоски для фонематического анализа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kosmos.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического  занятия в подготовительной группе.

Лексическая тема – «Космос»

Грамматическая тема – «Предложно-падежные конструкции, приставочные глаголы».

Цели:

  1. Расширять номинативный, предикативный и атрибутивный словарь;
  2. Отрабатывать практическое употребление предлогов и существительных в косвенных падежах;
  3. Тренировать умение изменять приставочные глаголы из несовершенного вида в совершенный;
  4. Тренировать умение составлять сложные слова, работать над слоговой структурой слов;
  5. Закреплять умения подбирать однокоренные и синонимичные слова, образовывать притяжательные прилагательные;
  6. Закреплять умение составлять связный рассказ по плану;
  7. Продолжать развивать фонематический анализ и синтез;
  8. Следить за правильным звукопроизношением;
  9. Развивать конструктивные навыки, зрительное внимание, фантазию, самостоятельность суждений;
  10. Воспитывать толерантное отношение к представителям других цивилизаций, расширять общекультурный кругозор.

Оборудование:

Карточка ребуса «Вова», игрушка-инопланетянин Вова, фотографии-монтаж космических объектов с Вовой, игрушки-скафандры для животных, плакат с «космическим лабиринтом» и буквами, картинки других инопланетян и их планеты, плакат с движущимися на ниточках космическими объектами, модели летательных аппаратов, сделанных детьми заранее из различных конструкторов и «лего», фишки и полоски для фонематического анализа.


План

     I. Организация начала

- подбор однокоренных слов;

- подбор синонимичных слов;

- употребление косвенных падежей существительных;

- образование притяжательных прилагательных;

- развитие фонематического анализа и синтеза (ребус, определение ударного звука, определение количества слогов в слове «инопланетянин»).

     II. Основная часть

- сюрпризный момент – появление инопланетянина.

1. Лексико-грамматические упражнения:

- подбор прилагательных, в т. ч. сложно-составных (какой инопланетянин?);

- составление словосочетаний с предлогами по фотографиям (где он?);

- подбор наречий (как в космосе?);

- игра «Лабиринт» – развитие зрительного внимания и чтение слова «планеты» в лабиринте по буквам;

- согласование прилагательных с существительными, в т.ч. сложно-составных (другие инопланетяне);

2. Физ. минутка, речь с движением.

3. Составление предложений с приставочными глаголами и их изменение по виду.

4. Фонематический анализ и анализ предложения.

5. Развитие связной речи

- составление рассказа-описания по плану, используя модели самостоятельно сделанных космических аппаратов.

     Ш. Организация окончания занятия (подведение итогов).


План-конспект

I Организация начала занятия

– Дети, сегодня я приглашаю вас в путешествие. Если хотите – выполняйте мои задания.

Подбор однокоренных

Слов

Назовите родственные слова к слову «космос»

– космонавт, космонавты, космический, космодром, космолёт, космостарс, космонавтика

Подбор синонимов

Какой космонавт?

Смелый, решительный,

отважный, сильный,

тренированный, умный,

миролюбивый

Употребление косвенных

Падежей

Без чего нельзя полететь в космос?

Без ракеты, шлемов, скафандров, горючего,

баллонов с воздухом, еды,

знаний…

Образов притяжательных

прилагательных

– А это чей скафандр?

– мышиный

– заячий

– собачий

Элементы фонематического синтеза

– Садитесь, дети. Разгадайте ребус и узнайте имя нашего помощника.

На какой звук падает ударение?

– Вова.

– [ о ]

II Основная

часть

– Сюрпризный момент (показ героя)

Дети, это – Вова. Он – инопланетянин.

Кто он?

Сколько слогов в этом слове?

Инопланетянин

6

Подбор

прилагательных

– Какой он?

(поставить игрушку рядом)

– оранжевый, пятнистый, 3-х глазый,  4-х рукий, смешной, лохматый улыбчивый, рогатый, звездный, толстый, маленький…

Употребление

предлогов

и согласование с

существительными по теме

– Вова принёс свои фотографии.

Скажите, где он?

(показать по одной фотографии, спрашивая детей по одному. Они выходят и ставят на наб. полотно)

Где он?

Откуда выглядывает?

– под летающей тарелкой, около (возле, рядом) ракеты,

между кометой и ракетой, в орбитальной станции,

на спутнике за луноходом

из-за космического  корабля

Подбор

Наречий

– Дети, как в космосе?

– Темно, страшно, интересно, опасно, звездно, красиво, одинаково, холодно, невыносимо

Зрительное  внимание

и чтение

– Давайте решим космический лабиринт и прочитаем загаданное слово.

– планеты

Подбор прилагательных  и

их согласование  с существительными

Физминутка.

– В космосе мы видим разные планеты и разных инопланетян.

Скажите, какой он?

С какой планеты?

(дети ставят картинку инопланетянина рядом с картинкой планеты)

– Скажите, какая она?(ставим другую картинку инопланетянки)

С какой планеты?

А сейчас вставайте. Команда мальчиков и команда девочек встают напротив друг друга.

-На ракете мы летим,

(руки вверх «Л»)

Во все стороны глядим. (вертим головой)

Справа – звезды, (показывать правой рукой вправо)

Слева – Марс, (показать левой  рукой влево)

А потом увидим вас. (показать на другую команду)

  (Дети садятся)

– длиннорукий, полосатый, смешной, коротконогий, пятнистый, добрый

- с полосатой

– зеленая, скользкая, рогатая, глазастая, длинная, короткохвостая, безрукая

- С зеленой

Изменение

Приставочных  глаголов по виду

–Давайте посмотрим картинку звездного неба. Что мы видим?

– ракеты, солнце, землю, луну, летающую тарелку

Составьте предложения:

Что делает ракета?                                

Что сделала ракета?                              

Ракета  подлетает к солнцу.

Ракета  подлетела к солнцу.

Что делает луна?                                    

Что сделала луна?                                   –

Луна облетает Землю.

Луна облетела Землю.

Анализ предложений

Анализ слова

Будем составлять схему предложения:

«Ракета полетела в космос.»

Какие три правила написания предложений мы знаем?

Составьте схему слова «Сатурн».

Составление.

связного рассказа

по плану

– Дети возьмите модели космических кораблей и расскажите о них.

– Это космический корабль. У него есть антенны, иллюминаторы, кабина пилота, нос, хвост, двигатели. Им управляет пилот (капитан корабля, борт-инженер). Он нужен, чтобы работать в космосе.

Ш. Организация окончания занятия

Мы с вами говорили о космосе.

Может быть, когда вы подрастёте

и выучитесь, полетите в космос.

Молодцы, хорошо отвечали.

Вова принес вам космическое

угощение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе для детей с тяжелым нарушением речи ОНР по лексической теме: «Откуда хлеб пришел?»

Уточнение и закрепление представление детей о выращивании хлеба, развитии связной речи....

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе. Лексическая тема: "Школа. Школьные принадлежности".

Конспект логопедического занятия на тему "Школа. Школьные принадлежности" для детей с логопедическим заключением: общее недоразвитие речи....

Конспект фронтального занятия у детей с ТНР в подготовительной группе Лексическая тема «Домашние животные». Звук [к].

Развитие фонематических навыков у детей с Общим недоразвитием речи, на основе лексической темы "Домашние животные" ...

Конспект занятия в подготовительной группе «Знакомьтесь - наш организм» Лексическая тема «Человек»

Цель : Знакомить детей с системами жизне­деятельности человека - сердечнососудистой, пищеварительной, дыха­тельной, их основными функциями.  Упражнять в разгадывании ребусов....

Конспект по развитию речи в подготовительной группе Лексическая тема: «Праздник Новый год» (логопедическая группа)

Конспектпо развитию речи в подготовительной группеЛексическая тема: «Праздник Новый год»(логопедическая группа)...

Конспект по развитию речи в подготовительной группе Лексическая теми: “Насекомые” (логопедическая группа)

Конспектпо развитию речи в подготовительной группеЛексическая теми: “Насекомые”(логопедическая группа)...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «Фрукты»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ  ГРУППЕ   ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «Фрукты»...