«Знакомство со звуком [р]»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Севостьянова Ольга Юрьевна

 

 

Проведение комплекса артикуляционных упражнений для закрепления правильного произношения звука [р].

Научить правильно произносить звук [р].

Закрепление навыка правильного произношения звука [р] в слогах, словах, предложениях.

Развитие мелкой моторики.

Учить определять позицию звука [р] в словах.

Учить определять количество звуков и слогов в слове.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_zvuk_r.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЮ

Тема: «Знакомство со звуком [р]» (подготовительная группа).

Цели:

  1. Проведение комплекса артикуляционных упражнений для закрепления правильного произношения звука [р].
  2. Научить правильно произносить звук [р].
  3. Закрепление навыка правильного произношения звука [р] в слогах, словах, предложениях.
  4. Развитие мелкой моторики.
  5. Учить определять позицию звука [р] в словах.
  6. Учить определять количество звуков и слогов в слове.

Оборудование:

Картинка собаки, картинки, в названии которых слышится звук [р], домик с тремя окошками, наборное полотно.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Проведение комплекса артикуляционной гимнастики для постановки звука [р]: «Заборчик», «Наказать непослушный язычок», «Покусать язычок», «Почистим верхние зубки», «Маляр», «Кто дальше загонит мяч», «Барабанщики», «Приклей конфетку», «Лошадка», «Грибок».

  1. Знакомство со звуком [р].

- Аня, послушай внимательно предложение.

КРАСИТЬ КОМНАТЫ ПОРА

ПРИГЛАСИЛИ МАЛЯРА.

- Какой звук в нем часто слышится?

- Звук [р].

  1. Сообщение темы занятия.

- Наше сегодняшнее занятие будет посвящено этому звуку. Символ звука [р] – громко рычит собака р-р-р-р (логопед показывает картинку). Давай вместе порычим: р-р-р-р.

  1. Дидактическая игра «Поймай звук».

- А сейчас мы с тобой поиграем. Я буду называть слоги, а вы, когда услышите звук [р], хлопните в ладоши.

РА, АЛ, РИ, ЛО, АР, УР, ЛУ, РЮ.

- А теперь давай поиграем также, только со словами.

РАК, РЕПА, ЛАМПА, МОРОЗ, ЧЕМОДАН, РЕСНИЦЫ, ТОПОР, ПАР.

- Молодец Аня, справилась с заданием.

  1. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот».

- А сейчас мы с тобой поиграем в волшебников. Одни слоги мы будем превращать в другие.

РА – АР            РУ – УР                   АР – РА                      РО – ОР

УР – РУ             ЫР – РЫ                 ОР – РО                      РЫ – ЫР

  1. Дидактическая игра «Веселый поезд».

- Посмотри на картинки. Разложи их на три группы, построй из картинок вагончики. В первом вагончике будут ехать картинки со звуком [р] в начале слова, во втором вагончике – картинки со звуком [р] в середине и в третьем вагончике – картинки со звуком [р] в конце слова.

  1. Рысь, рыба, рубашка, рак.
  2. Корыто, баранка, карандаш, фартук.
  3. Комар, шар, самовар топор.

- Поезд прибывает в лес. Аня, вспомни и назови животных и птиц, в названии которых есть звук [р].

- Рысь, крот, тигр, грач, ворона, воробей, скворец.

- А теперь придумай к любому понравившемуся слову слово-признак.

- Красный помидор, горячий самовар, вкусная баранка.

  1. Звуко – слоговой анализ слов.

- Сейчас я назову тебе слово целиком, а ты произнеси мне его по звукам. Итак, слово «РАДУГА»

- [р], [а], [д], [у], [г], [а].

- Сколько звуков в этом слове?

- 6 звуков.

- Сколько гласных?

- Три гласных звука.

- А сколько согласных звуков?

- Три согласных звука.

- Сколько слогов в этом слове?

- 3 слога.

- Какой первый слог? Второй, Третий?

- [РА], [ДУ], [ГА].

  1. Чтение стихотворения.

- Я прочитаю тебе сейчас стихотворение Маршака «Радуга». Слушай внимательно.

В небе гром, гроза,

Закрывай глаза,

Грома нет, трава блестит

В небе радуга горит!

- Назови слова со звуком [р], которые ты запомнила из этого стихотворения.

- Гром, трава, радуга, гроза, закрывай.

- Молодец, все слова назвала.

  1. Пальчиковая гимнастика «Есть игрушки у меня».

Есть игрушки у меня:

(хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга попеременно)

Паровоз и два коня,

Серебристый самолёт,

Три ракеты, вездеход,

Самосвал, подъёмный кран –

Настоящий великан.

(загибают пальчики на обеих руках)

Сколько вместе?

Как узнать?

Помогите сосчитать!

(хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга попеременно).

  1. Автоматизация звука [р] в словах.

- Вспомни как можно больше слов со звуком [р] по заданному первому слогу.

РА – кушка; - ма; - дуга; - стение.

РО – за; - ща; - машка; - динка.

РУ – ка; - чей; - баха; - салка.

РЫ – ба; - бак; - сь; - нок.

  1. Дидактическая игра «Рассыпалось слово».

- Сегодня в форточку к нам залетел игривый ветерок и мое слово рассыпалось. Помоги мне его опять составить. Какое слово можно составить из букв [А], [Р], [К]                     [Р], [С], [Ы].

- РАК, КАР, СЫР.

  1. Итог занятия.

- О каком звуке мы сегодня говорили?

- О звуке [р].

- Что понравилось тебе сегодня на занятии?

- Играть, слова составлять.

- Молодец, ты сегодня хорошо работала на занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Волшебный мир звуков. Знакомство со звуком Ж, буквами Ж, ж."

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе...

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]» Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]»Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»Цель :Формировать способность чётко...

Конспект занятия по логоритмике «Знакомство со звуком Мь. Дифференциация звуков М-Мь» (4-6 лет)

Конспект является продолжение программы по знакомству детей с согласными звуками. в него включены игры, задания, упражнения, подобран песенный материал для знакомства с согласными звуками М, Мь, и их ...

Конспект занятия по логоритмике «Знакомство со звуком Сь. Дифференциация звуков С-Сь» (4-6 лет)

Конспект разработан как продолжение программы по логоритмике, которую можно использовать как отдельно так и в структуре логопедических занятий с детми с ОВЗ с ТНР. Подобранные игры, упражнения, задани...

Конспект подгруппового занятия для детей с ОВЗ «Знакомство со звуком «Звук ж. Буква Ж»

Ознакомление с буквой Жж и звуком [ж]. Формирование навыка чтения слогов, слов с новой буквой. Закрепление представлений о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных. Совершенствование навыков з...

Конспект занятия по логоритмике «Знакомство со звуком Дь. Дифференциация звуков Д-Дь»

Конспект разработан для знакомства детей с мягким звуком Дь и для дифференециации звуков Д-Дь для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ с ТНР. Предложенные игры, задания и упражнения можно ислольз...

Конспект занятия по логоритмике "Знакомство со звуком В, Дифференциация звуков В-Вь"

Конспект является продолжнением программы по логоритмике для детей с ОВЗ  с ТНР. Занятие можно проводить как фронтально для всей группы, так для подгруппы детей. Некоторые игры, задания, упражнен...