Формирование образной речи детей дошкольного возраста через игру
картотека по логопедии (старшая группа) на тему

Дидактические игры

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование образной речи детей дошкольного возраста через игру

 Т.Н.Субботина, воспитатель

МБДОУ детский сад № 37 «Соловушка», г. Старый Оскол

    Наш язык богат образными оборотами. Правильное и уместное их использование придает речи своеобразие, выразительность, меткость. В жизни дети могут услышать синонимы, антонимы, крылатые выражения, фразеологические обороты, но они не всегда понимают их значения, а значит, не используют их в своей речи.

    Наша задача – познакомить детей с ними и научить понимать их переносное значение. Игры, предлагаемые нами, помогают дошкольникам узнавать значение новых слов, понимать многозначные слова, определять лексическое значение слова в зависимости от контекста, подбирать синонимы и антонимы, составлять с ними предложения и короткие связные тексты; объяснять эмоциональное состояние человека, подбирая соответствующие слова и выражения; осмысливать и объяснять происхождение некоторых слов; самостоятельно образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов; овладевать навыками речевого этикета, умением составлять описательные и повествовательные тексты.

     Д/И «Назови ласково»

    Цель: учить подбирать в уменьшительно – ласкательной форме слова, обозначающие людей, животных, предметы, игрушки.

    Педагог: вас зовут по-разному: Лена, Алеша, Саша, Катя… Можно еще назвать вас ласково: Леночка, Ленуся, Аленушка. Все это одинаковые по значению слова, только ласковые. Называю животное или человека, а дети говорят ласковые слова.

    Заяц - зайчонок, зайчишка, зайка, заюша. Бабушка - бабулечка, бабуля, бабуленька. Мама - мамочка, маменька, мамуля, матушка. Лиса - лисичка, лисонька. Дочь - дочка, доченька, дочурка.

    Д/И «Почему так называют?»

    Цель: объяснить происхождение некоторых слов.

    Кукла Маша загадывает загадку.

Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых,

Меня узнаешь за версту,

Зовусь я … подосиновик.

    Педагог: почему гриб называется подосиновик? А если гриб растет под березой, как он называется? Вспомните, как называется цветок, который растет под снегом? Почему шапку называют ушанкой? Откуда появилось слово «снегопад»?

    Д/И « Подбери другие слова»

    Цель: учить образовывать слова от слова снег.

Все белым-бело сегодня

И светло, хоть солнца нет.

 С неба сыплется холодный,

Белый, белый мягкий …(снег)

 Педагог: какие еще слова вы знаете, в которых слышится «снег -», «снеж -?» (Снегурочка, снеговик, снегопад, снежинка, снежный и др.)

    Д/И «Маша веселая и грустная»

    Цель: учить подбирать антонимы к прилагательным и глаголам.

    Педагог: Пришла  Маша с прогулки грустная – котенок убежал. Села она и …(заплакала, загрустила). Если Маша грустит, какая она? (Грустная, печальная, расстроенная). Если Маша грустная, она …(грустит). А если она расстроенная? (Расстраивается.) Печальная? (Печалится.)

    Д/И « Расскажи про ручку»

    Цель: учить составлять рассказы с многозначным словом ручка; помогать осмысливать разные значения этого слова.

    Кукла Маша спрашивает у детей, какие предметы в их доме имеют ручки, для чего нужны ручки. Дети могут называть ручки кастрюли, кружки, сковороды, зонтика. Маша предлагает придумать историю про какую - нибудь ручку, например ручку зонтика: если она сломается, что может произойти? Дети рассказывают. Маша рассказывает свою историю про ручку, которая сначала смирно лежала на столе, а потом встала и стала писать на листе бумаги про детей, которые умеют ….(Петь, плясать, играть, смеяться, заниматься).

     Можно предложить детям провести соревнование: кто больше назовет предметов, у которого есть ручки?

     Д/И « Скажи по – другому»

    Цель: учить понимать переносное значение слов и словосочетаний, подбирать к ним близкие по смыслу слова. Педагог произносит устойчивое словосочетание; выясняет, как ребенок понимает его смысл; предлагает передать этот смысл другими словами.

    Педагог: Что значит «растет не по дням, а по часам?» Как сказать по-другому? Подберите слова близкие по смыслу этому выражению.

    Можно использовать такие фразеологизмы: как снег на голову, ахнуть не успел, летит как угорелый, зарубить на носу, надуть губы.

Включая эти игры в педагогический процесс, мы заметили, что активность и интерес к занятиям у детей заметно возрастает, и занятия происходит очень весело и увлекательно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Формирование экономических представлений детей дошкольного возраста через игру"

Знакомство детей с элементарными экономическими представлениями, которые необходимы в повседневной жизни. Знакомство с монетами. Воспитание бережного отношения к деньгам, которые зарабатывают родители...

Формирование диалогической речи у детей дошкольного возраста через игру.

Презентация  на тему: Формирование диалогической речи у детей дошкольного возраста через игру....

Проектная деятельность "Формирование связной речи детей дошкольного возраста через фольклор"

Файл содержит сборник занятий по развитию речи детей через знакомство с народным творчеством - фольклором....

План по самообразованию «Формирование читательской грамотности детей дошкольного возраста через игры»

План по самообразованию «Формирование читательской грамотности детей дошкольного возраста через игры»...

План по самообразованию «Формирование читательской грамотности детей дошкольного возраста через игры»

План по самообразованию «Формирование читательской грамотности детей дошкольного возраста через игры»...