Иновационный долгосрочный проект "Послушные ручки"
проект по логопедии (старшая группа) по теме

Мнацаканян Светлана Викторовна

ИНОВАЦИОННЫЙ ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ «Послушные ручки»

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ C НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_-_poslushnye_ruchki.docx44.34 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №8 ГОРОДА КРОПОТКИН

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАВКАЗСКИЙ РАЙОН

ИНОВАЦИОННЫЙ

ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ

«Послушные ручки»

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ C НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

СРЕДСТВАМИ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

Подготовила:

Учитель-логопед МБДОУ д/с№8

Мнацаканян Светлана Викторовна

Кропоткин, 2015

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка…………………………………………………………………

3

Актуальность проекта………………………………………………………………….

4

Паспорт проекта………………………………………………………………………...

5

Реализация проекта по этапам…………………………………………………………

9

Список используемой литературы и интернет – источников.……………………….

12

Приложение…………………………………………………………………………......

14

«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки,

а умелые руки снова способствуют развитию мозга»

И. П. Павлов.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Выбор темы проекта я выбрала не случайно. Работая учителем – логопедом я заметила, что родителей и педагогов детей старшего дошкольного возраста всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Однако, большая часть родителей и воспитателей, думая о том, как лучше подготовить малышей к школе, обращают внимание, как правило, на чтение и счет. Взрослые даже не представляют насколько важно тренировать у ребенка движение пальцев и кистей рук, так как развитие у дошкольника мелкой моторики является одним из главных условий последующего успешного овладения письмом. Поэтому, чтобы будущий первоклассник умело обращался с ручкой, карандашом, фломастером, кистью, в дошкольном возрасте необходимо проводить определенную работу, направленную на развитие мелкой моторики руки.

В данном проекте мною определена проблема: выявление и создание условий для обеспечения эффективности работы по развитию мелкой моторики рук, и как следствие активизации речевого и умственного развития детей 5-7 лет с нарушениями речи.

АКТУАЛЬНОСТЬ  ПРОЕКТА

Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учёных, таких, как И. П. Павлов, А. А. Леонтьев, А. А. Лурия. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Недостаточное развитие общей и мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению задержки развития ребёнка. А у детей с нарушениями речи всегда нарушена координация движений. Доказано, что от степени сформированности мелкой моторики зависит и уровень развития речи. Они взаимовлияют друг на друга. Манипулятивная деятельность стимулирует речевое развитие, а использование речевого материала развивает артикуляционную моторику. Координация движений способствует выработке гибкости, точности движений, развитию глазомера. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее от пальцев. Следствие слабого развития общей моторики, и в частности – руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблемы с речевым развитием.

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребёнка. В школе, на первом этапе обучения, дети часто испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строчка, не получается правильное написание букв. Эти затруднения обуславливаются неразвитостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью зрительно-двигательной координации. Понимание родителями и педагогами значимости своевременного развития кистевой моторики детей с нарушениями речи, оградят ребёнка от дополнительных трудностей обучения, помогут в будущем сформировать навык письма

Но в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Поэтому целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста во взаимодействии с семьёй способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребёнка.      

ПАСПОРТ  ПРОЕКТА

Вид проекта: информационно – творческий, практико – ориентированный, долговременный, открытый, групповой.

Продолжительность проекта: долгосрочный (с октября 2015 по май 2017)

Участники проекта: дети, посещающие старшую логопедическую группу, родители воспитанников, воспитатели логопедической группы, учитель – логопед.

Образовательная область проекта: позновательно – речевое развитие детей, физическое развитие.

Цели проекта:

  • Развитие мелкой моторики рук детей логопедической группы 5-7 лет в процессе пальчиковых игр и нетрадиционных видах деятельности.
  • Стимулирование речевой и мыслительной деятельности ребёнка через развитие мелкой моторики.
  • Создание единого коллективного взаимодействия (логопед – воспитатель – дети – родители) для выполнения коррекционно – образовательных задач.

Задачи проекта:

  • Выявить особенности развития мелкой моторики рук у детей 5-7 лет.
  • Провести мониторинг по мелкой моторики в начале и в конце проекта, для определения результативности работы.
  • Подобрать для развития мелкой моторики пальчиковые игры, упражнения, практические задания, настольные игры, подготовить дидактический материал, картотеки.
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей старшего возраста посредством дидактических игр и нетрадиционных приемов.
  • Формировать умение детей делать самомассаж кистей рук обычными и нетрадиционными способами.
  • Развивать умение детей выполнять движения кистями и пальцами рук по подражанию действиям учителя - логопеда с речевым сопровождением;
  • Формировать и совершенствовать мелкую моторику пальцев рук, двигательные умения и навыки, координацию движений;
  • Развивать тактильную чувствительность рук детей, графические навыки, подготовить руки к письму.
  • Развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук.
  • Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
  • Развивать речь, активизировать словарный запас;
  • Развивать фантазию,  речь, мышление,  ориентировку в пространстве, память, внимание, усидчивость.
  • Развивать познавательные способности,  психические процессы детей.      
  • Укреплять физическое и психическое здоровье детей.
  • Развивать творческую деятельность участников проекта.
  • Обогащать детей  разнообразными сенсорными впечатлениям.
  • Формировать эмоциональную отзывчивость в общении со сверстниками и взрослыми.
  • Формировать единый детско-взрослый коллектив.
  • Познакомить родителей с работой, которая проводится в логопедической группе по данной теме и её значении.
  • Привлекать родителей к совместной деятельности с детьми.
  • Систематизировать знания педагогов и родителей по развитию мелкой моторики рук и ее влиянии на развитие речи.

Этапы реализации проекта:

этап - подготовительный

  • Изучение: - педагогической, методической литературы по теме исследования; - понятий, касающихся темы проекта;
  • Подбор диагностического инструментария;
  • Разработка комплексов;
  • Создание предметно-развивающей среды;
  • Диагностика уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук;
  • Изучение анализ полученных результатов, выводы.

 II этап – основной

Работа выстраивалась в трех направлениях:

  • с детьми – в специально организованной деятельности, в совместной деятельности логопеда и детей, в совместной деятельности воспитателей логопедической группы и детей;
  • с родителями - посредством проведения педагогической работы, вовлечения родителей в единое общеобразовательное пространство «семья – детский сад»;
  • с педагогами ДОУ – посредством повышения знаний в области мелкой моторики и ее значении для развития речи.

 III этап - заключительный

  • Диагностика уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук;
  • Разработка рекомендаций по развитию мелкой моторики руки;
  • Презентация проекта на итоговом педагогическом совете;
  • Размещение материалов проекта на сайте ДОУ.

Материально-технические ресурсы:

  • группа, кабинет учителя – логопеда, музыкальный зал;
  • магнитная доска для иллюстрационного материала на бумажном носителе;
  • Компьютер, CD – DVD - диски, аудио записи музыкального материала, сказок, стихов, ЦОР, разработанные самостоятельно;
  • дополнительная и методическая литература, программно – методические материалы;
  • программное обеспечение по Федеральным государственным требованиям: программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, методические разработки О.В. Гомзяк;
  • дидактический материал, наглядный материал, картотеки;
  • костюмы, декорации к праздникам, атрибуты для игр.

Организационные формы работы по направлениям:

Работа с детьми: мониторинг, беседы, дидактические игры, упражнения, индивидуальная деятельность, пальчиковая гимнастика, нетрадиционные способы развития мелкой моторики, методы самомассажа рук, праздники и развлечения.

Работа с педагогами: консультации, беседы, открытые мероприятия, мастер – классы, семинары – практикумы, распространение опыта среди коллег.

Работа с родителями: открытые мероприятия для родителей, мастер – классы, консультации, беседы, папки – передвижки, рекомендации, анкетирование, родительские собрания, семинары – практикумы.

Основные принципы работы учителя - логопеда при реализации проекта:

Принцип доступности - обучение и воспитание ребенка осуществляется в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, чтения литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности.

Принцип гуманности - предполагает индивидуально - ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка.

Принцип деятельности - развитие мелкой моторики осуществляется через различные виды детской деятельности.

Принцип интеграции - необходимость взаимодействия всех субъектов педагогического процесса в данном направлении.

Принцип системности - решение задач в системе всего учебно- воспитательного процесса и всех видах деятельности в рамках МДОУ, города и семьи.

Принцип преемственности - организация и поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого развития.

Предполагаемый результат:

  • Дети начнут проявлять интерес к пальчиковой гимнастике, использовать ее в повседневной жизни.
  • Увеличится словарный запас детей, речь детей станет более эмоциональной и выразительной.
  • Дети начнут применять к различным видам деятельности творческий подход.
  • У  детей станет более развита мимика, моторика пальцев рук, внимание, память, воображение, речь.
  • Увеличится  речевая активность детей.
  • Руки детей будут готовы к письму.
  • В ДОУ появится единый коллектив, состоящий из педагогов, воспитанников и их родителей, который успешно использует методы развития мелкой моторики рук.
  • Родители получат необходимые знания по данной теме, станут более информированными в вопросе проведения пальчиковой гимнастики и применения нетрадиционных техник развития мелкой моторики с детьми в домашних условиях.
  • В группе появится уголок, в котором дети смогут заниматься развитием мелкой моторики с воспитателем или самостоятельно.

Критерии отслеживания результативности: мониторинг определения уровня развития детей по мелкой моторике и развитию речи в октябре 2015 года, мае 2016 года и мае 2017 года.

Продукт проектной деятельности:

  • 2 презентации проекта – промежуточный и итоговый этапы.
  • Создание в логопедической группе уголка для «послушных ручек».
  • Создание картотек и электронного методического пособия «Дидактические игры и упражнения по развитию речи и мелкой моторики рук у детей 5-7лет» (нетрадиционные формы работы).
  • Размещение материалов проекта на сайте ДОУ.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА ПО ЭТАПАМ

Подготовительный (с октября по ноябрь 2015 года)

  • Анализ ситуации, разработка диагностического материала.
  • Ознакомление с теоретическими основами методик и технологий.
  • Проведение диагностики по развитию речи (Речевая карта), мелкой моторики. (Приложение №1)
  • Определение основных целей, задач, технологии и методики работы.
  • Анкетирование родителей.
  • Групповое родительское собрание «Речь на кончиках пальцев. Проект «Послушные ручки».
  • Проектирование системы работы по формированию мелкой моторики и развитию речи у детей дошкольного возраста. 
  • Подборка и разработка: 1) конспектов занятий, сценариев, развлечений, в которые включались игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, совершенствование речи; 2) планов работы с семьей (родительские собрания, семинары – практикумы, мастер – классы); 3)планов работы с педагогами (консультации, семинары – практикумы, мастер-классы).
  • Создание предметно – развивающей среды.
  • Консультирование родителей и педагогов, привлечение их к сбору и изготовлению разнообразного материала.
  • Подготовка наглядного материала для работы с детьми и родителями:1)  упражнения и игры для развития мелкой моторики, совершенствующие речь детей; 2) материалов для работы с помощью ИКТ; 3) консультаций для стенда информации.

Основной (с декабря 2015года по май 2017 года).

  • Реализация разработанной системы работы по формированию мелкой моторики и развитию речи у детей дошкольного возраста. Основной этап делится на 6 разделов по  различному виду воздействия: 1) Массаж и самомассаж (декабрь 2015г. – февраль 2016г.); 2) Биоэнергопластика (март – май 2016г.); 3) Дидактические игры (июнь – август 2016г.); 4) Творческая (художественная) деятельность (сентябрь – ноябрь 2016г.); 5) Театральная деятельность (декабрь 2016г. – февраль 2017г.); 6)Письмо (март – май 2017г.).  Каждый раздел длится 3 месяца, в течение которых происходит ознакомление и внедрение в детскую деятельность классических и нетрадиционных форм развития мелкой моторики детей.
  • Введение игр, упражнений, нетрадиционных техник на развитие мелкой моторики в индивидуальную работу, режимные моменты, предусмотренные программой ДОУ.
  • Реализация поставленных задач на индивидуальных и подгрупповых  логопедических занятиях, на которых используется как традиционная, так и нетрадиционная форма работы.
  • Обогащение предметно – развивающей среды средствами развития мелкой моторики.
  • Просвещение родителей и педагогов в вопросах развития речи, мелкой моторики детей дошкольного возраста при помощи проведения родительских собраний, консультаций, семинаров – практикумов, мастер – классов с использованием ИКТ.
  • Создание картотек и электронного методического пособия «Дидактические игры и упражнения по развитию речи и мелкой моторики рук у детей 5-7лет» (нетрадиционные формы работы).

Итоговый (май  2017 года).

  • Обобщение опыта и определение результата проектной деятельности учителя – логопеда.
  • Презентация проекта.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКОВ:

  1. Основная общеобразовательная программа «От рождения до школы»/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
  2. Аксенова М. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением речи. // Дошкольное воспитание. – 1990. - № 8. – с. 62 – 65.
  3. Бабаева Т.И. Совершенствование подготовки детей к школе в детском саду. – Л., 1990.
  4. Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов / А.Е. Белая, В.И. Мирясова – М.: ООО «Издательство Астрель», 2002
  5. Выготский Л. С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. / Л.С. Выготский - М.: Педагогика, 1986. – 533 с. 
  6. Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учиться говорить. Пальчиковый игротренинг» / Сага, 2002 г.
  7. Косинова Е. Гимнастика для пальчиков. / М: Омега – Пресс, 2002 г.
  8. Максаков А.И. Развитие правильной речи ребёнка в семье. / Пособие для родителей и воспитателей. / М: Мозаика – Синтез, 2008 г.
  9. Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. – С.-Пб., 2000.
  10. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. / Пособие для родителей и педагогов. / М: ООО «Издательство АСТ», 2000 г.
  11. Сафонова О.В. Коррекционно-педагогическая работа по активизации речевой деятельности дошкольников с ОНР // Логопедия в детском соду. – 2006. – №6.
  12. А. Е. Белая, В. И. Мирясова. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. Пособие для родителей и педагогов. – М. : ООО «Издательство Астрель», 2004. – 46с.
  13. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : ВЛАДОС, 2001. – 224 с.
  14. Жукова О. Развитие руки: просто, интересно, эффективно. // Дошкольное воспитание. №6., 2006.-с. 14-16.
  15. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. / Под ред. Казаковой Р. Г. - М. :ТЦ Сфера, 2006.-128с.
  16. Киселева В. Развитие тонкой моторики. // Дошкольное воспитание. №1., 2006.-с. 65-66.
  17. Шанина С. Е., Гаврилова А. М. Играем пальчиками - развиваем речь. Москва: «Рипол плассик», 2008;
  18. Навицкая О. П. Ум на кончиках пальцев. Веселые пальчиковые игры. Маленькие подсказки для родителей. Москва: «Сова», 2006;
  19. Данилова Л. Пальчиковые игры. Москва: «Росмэн», 2008;
  20. Драко М. В. Развивающие пальчиковые игры. Минск: «Попурри», 2009;
  21. Хвастовцев А. Умные ручки. Пальчиковые потешки для детей от 3 месяцев до 7 лет. Новосибирск: «Сибирское университетское издание», 2008;
  22. Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика. Пособие для родителей и педагогов. Владимир: «Астрель», 2006;
  23. Белая А. Е., Мирясова В. И., Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. Москва: «Профиздат», 2001;
  24. Чурзина Н. О. Пальчиковые куклы. Москва: «Сова», 2007.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение №1

Карта обследования мелкой моторики детей

Группа ______________________________МБДОУ д/с №8  г. Кропоткин

ДИАГНОСТИКА МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ

Обследование проводилось как вначале, так и в конце учебного года.

Приложение №2

Перспективное планирование работы с детьми.

Приложение №3

Перспективное планирование работы с родителями.

Приложение №4

Перспективное планирование работы с педагогами ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Иновационные технологии в здоровьесбережении (презентация)

Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми...

Иновационные технологии в работе логопеда

Зачастую, у детей- логопатов не наблюдается мотивации к логопедическим занятиям, т.к. на этих занятиях от детей требуется усидчивость, концентрация внимания, усердие, что приводит к переутомляемости. ...

Традиционное и иновационное руководство сюжетно - ролевой игрой

В данном материале изложены задачи, цели, средства по руководству сюжетно - ролевой игрой....

Долгосрочный проект «Умелые ручки»

Проект «Умелые ручки» в разновозрастной группе ДОУ...

Долгосрочный проект «Пластилиновые ручки» на развитие мелкой моторики рук, на эстетическое развитие, на развитие сенсомоторики для детей раннего и младшего дошкольного возраста

laquo;Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»Сухомлинский В.А. Актуальность проекта:Известные педагоги В.А.Сухомлинский, Б.М Неменский обращали внимание на то, что детское твор...

Долгосрочный проект «Очумелые ручки» для детей 4–5 лет в средней группе

В. А. Сухомлинский писал: «Истоки творческих способностей детей и их дарований – на кончиках пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем ...

Долгосрочный проект по развитию речи для детей второй младшей группы «Пальчик, ручка, язычок»

  Я выбрала проект по данной теме в связи с тем, что эту тему наиболее актуальной для детей младшего возраста. Актуальность заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа...