Долгосрочный проект по развитию речи для детей второй младшей группы «Пальчик, ручка, язычок»
проект по развитию речи (младшая группа)

    Я выбрала проект по данной теме в связи с тем, что эту тему наиболее актуальной для детей младшего возраста. Актуальность заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, психического и физического развития ребенка. Работа проекта направлена на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 3-4 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_palchik_ruchka_yazychok.docx29.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка – детский сад №33 «Ромашка»

Долгосрочный проект по развитию речи

для детей второй младшей группы

 «Пальчик, ручка, язычок»

Подготовила:

воспитатель

Суркова Елена

Александровна.

г. о. Воскресенск

2022г.

Возраст: дети второй младшей группы

Участники проекта: дети, воспитатель, родители

Тип проекта: учебно - игровой

Продолжительность: долгосрочный (1 год)

По числу участников проекта: групповой

Сроки реализации проекта: сентябрь – май 2022 – 2023гг.

Актуальность

Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук.

Развитие мелкой моторики необходимо не только для выполнения каких-либо повседневных действий, но и стимуляции мозговой деятельности и для развития интеллектуальных способностей. Так учеными доказано, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Так же установлено, что уже к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Из этого следует, что начинать работу в данном направлении необходимо с двух лет, так как это самый благоприятный период для развития ребенка, когда кора больших полушарий окончательно еще не сформирована.

    Несвоевременное развитие мелкой моторики может оказать негативное воздействие на образовательный процесс в целом, а в дальнейшем и на качество жизни ребенка.

    Я выбрала проект по данной теме в связи с тем, что эту тему наиболее актуальной для детей младшего возраста. Актуальность заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, психического и физического развития ребенка. Работа проекта направлена на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 3-4 лет.

    При решении поставленных задач учтены основные принципы дидактики: возрастные особенности, физические возможности и индивидуально-психологические особенности ребенка 3-4 лет.

Цель: Укрепление и развитие руки, координации, ритмики, общей и артикуляционной моторики. Формирование и воспитание нравственно – волевых качеств: целеустремлённость, сосредоточенность, настойчивость, контроль и оценку собственной деятельности. Развитие пространственных отношений, речевого сопровождения.

Задачи:

    Привить детям любовь к художественному слову.

    Познакомить детей с пальчиковыми играми и пальчиковым театром.

    Развивать фантазию и творческое воображение.

    Развитие коммуникативных навыков.

    Развивать в пальчиковых играх тактильную чувствительность, зрительно – двигательную координацию движений, умение соотносить предметы в пространстве.

    Способствовать объединению детей в группы по интересам, их умению сотрудничать: взаимодействовать между собой и педагогом.

    Обогащать детей новыми знаниями, умениями, навыками и закреплять их.

    Развивать у детей умение учитывать сенсорные свойства предметов в различных видах деятельности: пальчиковых играх с предметами, лепке.

    Развивать умение подрожать взрослому, понимать смысл речи, повышать речевую активность.

Для реализации проекта использовались методы:

♦ Словесный метод. Словесные обращения воспитателя к детям объяснения при рассматривании наглядных объектов, рассказы о них и другие формы речи служат для развития понимания речи взрослого. Поскольку на этапе становления речевого развития сложно одновременно воспринимать показ предметов, действий с ними и речевую информацию, то объяснение должно быть предельно кратко: каждое лишнее слово отвлекает малыша от зрительного восприятия.

♦ Наглядно-действенный метод обучения. Дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, щупают, так или иначе действуют с ними. Учитывая эту возрастную особенность, я стараюсь широко использовать приемы наглядности: показываю предмет, даю возможность потрогать его, рассмотреть.

♦ Практический метод. Чтобы знания были усвоены, необходимо применение их в практической деятельности. После общего показа и объяснения, я предлагаю выполнить под непосредственным руководством фрагмент дидактической игры отдельно каждому ребенку, оказывая по мере необходимости дифференцированную помощь, даю единичные указания.

♦ Игровой метод. Часто используются игровые приемы, они мне очень помогают заинтересовать детей, лучше и быстрее усвоить материал:

- различные игровые упражнения; обыгрывание той или иной ситуации;

- использование сюрпризного момента, прием неожиданного появления игрушек, сказочных героев;

- решение маленьких «проблем», возникающих у игрушек, сказочных героев

Форма работы проекта в основном носит игровой характер, который наиболее доступен и близок детям. Это способствует обеспечению комфорта для развития личности ребенка.

Работа по реализации проекта, проводится один раз в неделю и предназначен для индивидуальной и групповой работы.

Этапы работы над проектом

1. Подготовительный этап:

⁕ Составление перспективного плана мероприятий проекта.
⁕ Подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических, пальчиковых, подвижных игр и т. д.
⁕ Выявление уровня развития мелкой моторики у детей.
⁕ Консультация для родителей «Ум на кончиках пальцев».
⁕ Пополнение предметно-развивающей среды группы.

2. Основной этап:

№ п/п

Сроки реализации

Название мероприятия

Сентябрь

1.

1 неделя

Су – Джок терапия «Овощи»

Артикуляционная гимнастика «Рыбка шевелит губами»

Пальчиковая гимнастика «Я – зелёная капуста»

Дидактическая игра «Где чей нос?» (крышки)

2.

2 неделя

Су – Джок терапия «Фрукты»

Артикуляционная гимнастика «Птенцы»

Пальчиковая гимнастика «Жёлтый-жёлтый наш лимон»

Дидактическая игра «Собери гусеницу» (крышки)

3.

3 неделя

Су – Джок терапия «Грибы»

Артикуляционная гимнастика «Улыбка»

Пальчиковая гимнастика «Красный-красный мухомор»

Дидактическая игра «Разложи по коробочкам» (макароны)

Аппликация семенами «Бусы» (фасоль)

4.

4 неделя

Су – Джок терапия «Ягоды»

Артикуляционная гимнастика «Трубочка»

Пальчиковая гимнастика «С ветки ягодки снимаю…»

Дидактическая игра «Разложи фигуры по местам!»

Октябрь

5.

1 неделя

Су – Джок терапия «Солнышко греет уже еле – еле…»

Артикуляционная гимнастика «Улыбка-трубочка»

Пальчиковая гимнастика «Вышла осень погулять»

Дидактическая игра «Спрячь в ладошке!»

6.

2 неделя

Су – Джок терапия «Дикие животные»

Артикуляционная гимнастика «Лопаточка»

Пальчиковая гимнастика «Заяц и ёжик»

Аппликация семенами «Платье для куклы» (семена тыквы, кукурузы)

7.

3 неделя

Су – Джок терапия «Крючочки»

Артикуляционная гимнастика «Вкусное варенье»

Пальчиковая гимнастика «Зайка – ушки на макушке»

Дидактическая игра «Собери картинку из пазлов»

8.

4 неделя

Су – Джок терапия «Мы колечки надеваем»

Артикуляционная гимнастика «Заборчик»

Пальчиковая гимнастика «Муку в тесто замесили»

Дидактическая игра «Выгладим платочки для мамы и для дочки» (бумага)

Ноябрь

9.

1 неделя

Су – Джок терапия «Домашние животные»

Артикуляционная гимнастика «Бублик»

Пальчиковая гимнастика «Вот, убрав царапки, кошка моет лапки…»

Дидактическая игра «Маленькие помощники» (прищепки)

10.

2 неделя

Су – Джок терапия «Мебель»

Артикуляционная гимнастика «Шарик»

Пальчиковая гимнастика «На кроватке мы поспали»

Дидактическая игра «Золушка» (фасоль)

11.

3 неделя

Су – Джок терапия «Сказка про ёжика»

Артикуляционная гимнастика «Часики»

Пальчиковая гимнастика «По шоссе идут машины»

Самомассаж шестигранным карандашом.

12.

4 неделя

Су – Джок терапия «Подводный мир»

Артикуляционная гимнастика «Лошадка»

Пальчиковая гимнастика «Мой весёлый, звонкий мяч»

Дидактическая игра «Разрезные картинки»

Декабрь

13.

1 неделя

Су – Джок терапия «Посуда»

Артикуляционная гимнастика «Качели»

Пальчиковая гимнастика «Из тарелок, как один…»

Аппликация семенами «Узор» (горох)

14.

2 неделя

Су – Джок терапия «Снег»

Артикуляционная гимнастика «Непослушный язычок»  

Пальчиковая гимнастика «Зима»

Упражнение «Шаловливый котёнок» (моток ниток)

15.

3 неделя

Су – Джок терапия «Новый год»

Артикуляционная гимнастика «Веселая змейка»

Пальчиковая гимнастика «Здравствуй, Дедушка Мороз!»

Аппликация семенами «Ёлочка» (семена арбуза, горох, фасоль)

16.

4 неделя

Су – Джок терапия «Ёлка»

Артикуляционная гимнастика «Пятачок»

Пальчиковая гимнастика «Дедушка Мороз»

Дидактическая игра «Волшебные палочки» (счетные палочки)

Январь

17.

2 неделя

Су – Джок терапия «Медведь в берлоге крепко спит»

Артикуляционная гимнастика «Посчитаем нижние зубки»

Пальчиковая гимнастика «Зайка серенький сидит»

Дидактическая игра «Колечки» (резинка для волос)

18.

3 неделя

Су – Джок терапия «Зимние забавы»

Артикуляционная гимнастика «Сдуй ватку с ладошки»

Пальчиковая гимнастика «Что зимой мы любим делать?»      

Аппликация семенами «Рамка для фото «Сердечко» (семена подсолнечника, яблок)

19.

4 неделя

Су – Джок терапия «Птичья кормушка»

Артикуляционная гимнастика «Котенок лакает молоко»

Пальчиковая гимнастика «Сел на ветку снегирёк»

Дидактическая игра «Угадай, что это?»

Февраль

20.

1 неделя

Су – Джок терапия «Паровоз»

Артикуляционная гимнастика «Поиграем на губах»

Пальчиковая гимнастика «Самолёт»

Пластилинография «Баранки»

21.

2 неделя

Су – Джок терапия «Быть шофёром хорошо»

Артикуляционная гимнастика «Иголочка»

Пальчиковая гимнастика «Доктор»

«Рисуем снежинку» (фасоль)

22.

3 неделя

Су – Джок терапия «Лодка по волнам плывёт»

Артикуляционная гимнастика «Крестик»

Пальчиковая гимнастика «Ем я много витаминов»

Дидактическая игра «Переложи яйца» (Пластиковые яйца «Киндер сюрприз»)

23.

4 неделя

Су – Джок терапия «Шарик»

Артикуляционная гимнастика «Расческа»

Пальчиковая гимнастика «День Защитника Отечества»

Март

24.

1 неделя

Су – Джок терапия «Кручу - верчу»

Артикуляционная гимнастика «Загнать мяч в ворота»

Пальчиковая гимнастика «Мамин праздник»

Пластилинография «Конфеты для мамочки»

25.

2 неделя

Су – Джок терапия «Ловкие пальчики»

Артикуляционная гимнастика «Почистим за нижними зубами»

Пальчиковая гимнастика «Мы — красавицы матрешки»

Дидактическая игра «Подбери чашки к блюдцам»

26.

3 неделя

Су – Джок терапия «Одежда»

Артикуляционная гимнастика «Киска сердится»

Пальчиковая гимнастика «Одежда»

Пластилинография «Украсим кукле платье»

27.

4 неделя

Су – Джок терапия «Обуваем ножки бегать по дорожке»

Артикуляционная гимнастика «Парашютик»

Пальчиковая гимнастика «Я надену сапоги»

Аппликация семенами «Веточка вербы» (семена тыквы)

Апрель

28.

1 неделя

Су – Джок терапия «Перелетные птицы»

Артикуляционная гимнастика «Барабанщик»

Пальчиковая гимнастика «Весна»

Дидактическая игра «Цветик – семицветик» (прищепки)

29.

2 неделя

Су – Джок терапия «Друзья»

Артикуляционная гимнастика «Гармошка»

Пальчиковая гимнастика «Дружба»

Пластилинография «Дождик»

30.

3 неделя

Су – Джок терапия «Сказки»

Артикуляционная гимнастика «Блинчик»

Пальчиковая гимнастика «Рукавичка»

Дидактическая игра «Кто что ест?»

31.

4 неделя

Су – Джок терапия «Есть у курицы цыпленок»

Артикуляционная гимнастика «Орешки»

Пальчиковая гимнастика «Зёрна курочка клюёт»

Аппликация семенами «Ёжик» (семена подсолнечника, чечевица)

Май

32.

1 неделя

Су – Джок терапия «За мамой слонихой шагает слоненок»

Артикуляционная гимнастика «Пароход гудит»

Пальчиковая гимнастика «Дятел дерево долбит»

Упражнение «Выложи дорожку для лисёнка»

33.

2 неделя

Су – Джок терапия «Насекомые»

Артикуляционная гимнастика «Маляр»

Пальчиковая гимнастика «Мы пошли гулять на луг»

Аппликация семенами «Грибы» (косточки слив, оранжевая чечевица)

34.

3 неделя

Су – Джок терапия «Довольна корова своими телятами»

Артикуляционная гимнастика «Поймаем мышку»

Пальчиковая гимнастика «Цветы»

Игра в песочнице «Необыкновенные следы»

35.

4 неделя

Су – Джок терапия «Будь здоров!»

Артикуляционная гимнастика «Кто дальше загонит мяч»

Пальчиковая гимнастика «Лето»

Пластилинография «Гусеница»

3. Заключительный этап:

⁕ Обобщение итогов фронтальной и индивидуальной работы с детьми и родителями.
⁕ Анализ эффективности системы работы по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.
⁕ Выставка совместных работ родителей и детей с использованием нетрадиционных методов рисования и аппликации.

Ожидаемые результаты:
- увеличится словарный запас детей, речь детей станет более эмоциональной и выразительной;
- возрастет речевая активность детей в различных видах деятельности;
- родители станут единомышленниками с педагогами по развитию мелкой моторики в работе с детьми;
- родители  получат необходимые знания по данной теме;
- предложенные игры и упражнения помогут развить мелкую моторику рук детей;
- кисти рук приобретут подвижность, гибкость, исчезнет скованность движений.

Работа с родителями

Провести консультации с родителями на темы:

- Мастер – класс для родителей  «Развитие мелкой моторики детей
в домашних условиях»;
- Консультация  для родителей  «Нетрадиционные методы рисования и аппликации для детей второй младшей группы»;
- Консультация для родителей «Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста»;                                                                                                -  Консультация  «Рисуем на манке» (световой короб);                                                         - Консультация  «Пальчиковая гимнастика», «Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики»;                                                                                                                                  -  Консультация для родителей «Зачем нужны шнуровки»;                                                  
- Индивидуальное и подгрупповое консультирование  «Пальцы помогают говорить»,  «Играя, учимся говорить», «Мелкая моторика – развивает малыша»;                                                                                                                            - Оформить передвижную папку для родительского уголка «Игры с песком, или песочная терапия»;                                                                                                                                       - Изготовление папки-передвижки  «Ум ребенка на кончиках пальцев»;          

- Памятка для родителей: «Пальчиками играем – стихи повторяем!».  

- Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей, новинок педагогической литературы.

Список литературы:

1. Белая А.Е. «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников».

2. Бондаренко А.К., Матусик А.И. «Воспитание детей в игре».

3. Борисенко М. Г. «Наши пальчики играют».

4. Крупенчук О. И. «Пальчиковые игры».

5. Плутaeвa E.  «Рaзвитиe мeлкoй мoтoрики у дeтeй 2-4 лeт»

6. Рожков О. П., Дворова И.П. «Упражнения и занятия по сенсорно-моторному воспитанию детей 2-4-го года жизни: Метод. Рекомендации».

7. Савина Л. П.  «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников».

8. Смирнова Е. А. «Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста».

9. Солнцева В. А. «200 упражнений для развития общей и мелкой моторики у дошкольников и младших школьников».

10. Тимофеева Е. Ю. «Пальчиковая гимнастика»

11. Узорова О. В. «Игры с пальчиками».

12. Узорова О. В. «Пальчиковая гимнастика».

13. Т. Н. Давыдова  «Рисуем ладошками»

14.  И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» М.2017

15. И. А. Лыкова «Лепим, фантазируем, играем» М.2001

16.  И. Агапова, М. Давыдова «Аппликация»  М. 2008

17. Е. А.Короткова «Рисование, аппликация в детском саду»

18. Э. К. Гульянц «Что можно сделать из природного материала»

19. Е. Г. Лебедева «Простые поделки из бумаги и пластилина»

20. И. В. Новикова «Конструирование из бумаги в детском саду»

21. В. О. Скворцова «Развитие творческих способностей дошкольников»

22. З. Д. Коваленко «Аппликация семенами»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятий по развитию речи для детей второй младшей группы "Овощи".

Конспект занятий по развитию речи для детей второй младшей группы...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному занятию развитие речи для детей второй младшей группы

Тема: «Фрукты» Цель: закрепление знаний о фруктах, цветах, геометрических фигурах. Задачи: Учить называть, узнавать и показывать фрукты Развивать слуховое и зрительное восприятие, общую и мелку...

Цикл занятий по развитию речи для детей второй младшей группы

На занятиях решаются задачи по звуковой культуре речи, по формированию грамматического строя речи, по развитию связной речи, по формированию словаря дошкольников. Все занятия объединены темой о живот...

Мастер-класс «Развитие речевого дыхания с использованием трубочки для коктейля» в рамках долгосрочного проекта по развитию речи для детей средней группы

В мастер-классе показан и описан опыт по развитию речевого дыхания,  в котором участвуют дети с ОВЗ и дошкольники общеразвивающих групп, воспитатели, логопед ДОУ. Описана практическая работа, кот...

Мастер-класс «Использование массажного шарика «су-джок» для развития речи и мелкой моторики» в рамках долгосрочного проекта по развитию речи для детей средней общеразвивающей группы

В мастер-классе описан практический опыт по использованию массажного шарика "су-джок" в работе с детьми, в котором дети с ОВЗ знакомят, учат манипулировать и придумывают сказку-путешествие с...