Цикл занятий по развитию речи для детей второй младшей группы
учебно-методический материал по развитию речи (младшая группа) по теме

На занятиях решаются задачи по звуковой культуре речи, по формированию грамматического строя речи, по развитию связной речи, по формированию словаря дошкольников.

Все занятия объединены темой о животных. В занятия включены разные виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная… Это позволяет активизировать детей на занятиях, это интересно детям, не утомляет детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цикл занятий по развитию речи во II младшей группе

Занятие 1.

Тема: Закрепляем звук [А]

Задачи: -упражнять детей в отчётливом произношении изолированного звука [А],

-закрепить артикуляцию при произненсении звука[ А],

-формировать умение узнавать звук [А] в словах

Материал: Кукла Айболит, карточка «открытые ворота»,картинки с изображением ананаса, абрикоса, арбуза, вороны, индюка, лягушки, гуся, собаки.

Предварительная работа: д/и « узнай по голосу»

Ход занятия

I.Воспитатель вносит куклу (доктора Айболита)  сообщает детям, что к ним в гости пришёл доктор Айболит. Он будет смотреть у них горло. Айболит просит детей открыть  ротики и сказать  «ааа», сначала громко, потом тихо.

-Какой звук мы  произносим, когда доктор смотрит наше горло? Правильно звук [А]

Айболит  сообщает детям, что у них всё в порядке, прощается и уходит так как он спешит к другим детям.

II. Воспитатель спрашивает детей : когда мы произносим звук «А», как у нас открыт рот?  (широко)

-При произнесении звука «А» наш рот похож на открытые ворота. Воспитатель показывает детям карточку «открытые ворота».

- Со звука «А» начинаются слова: ананас, абрикос, арбуз, апельсин..,

имена : Анна, Алла, Алёна, Алёша, Андрей.

-Назовите слова, которые начинаются со звука «А».

После того, как дети назовут слова проводится физкультминутка.

Физкультминутка «Аист»

Этот старый наш знакомый,

Он  живёт на крыше дома              дети показывают крышу дома

Длинноногий, длинноносый         проводят рукамит по ногам и по носу

Длинношеий,  безголосый       проводят руками по шее,закрывают руками рот

Он  летает на охоту                           машут руками как крыльями

За лягушками в болото                 садятся на корточки и подпрыгивают

III. Воспитатель говорит детям, что животные тоже произносят звук «А» .

Проводится д/игра « Кто как кричит»

-Как каркает ворона? (кар,кар,кар)

-как гогочут гуси? (га,га,га)

-как кричит индюк? (бла,бла,бла)

-как лает собака? (гав,гав,гав)

-как квакает лягушка? (ква,ква,ква)

Игра сопровождается показом картинок.

В конце занятия воспитатель спрашивает детей кто сегодня  приходил к ним в гости ? Какой звук они произносили доктору, когда показывали горло?

Воспитатель сообщает, что доктор Айболит оставил всем детям угощение (раздаёт конфеты).

Занятие 2.

Тема: « Сравним зверят»

Задачи:  -формировать умение узнавать и называть животное ориентируясь на его внешние признаки и действия;

-учить сравнивать разных животных, выделяя противоположные  признаки.

- знакомить детей со значением непонятных слов.

Словарная работа: толстопятый, косолапый, неуклюжий.

Материал: картинки с изображением животных, игрушки: мишка и мышка

Предварительная работа: д/и «Угадай животное».

                                                 

                                                      Ход занятия

  1. Д/и. «Угадай кто это?»

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру. Рассказывает о животном, называя внешние признаки: «Это маленький зверёк. Он серый, Хвостик у него короткий, а уши длинные. Любит морковку, прыгает ловко». Аналогично описываются другие звери. Дети называют зверей.

                                     Физкультминутка «Белка»

Я- белка в шубке меховой                   дети прикладывают руки к груди,

Пушистый хвост-помощник мой           проводят рукой по невидимому хвосту

Он помогает мне скакать                     прыгают как зайчики

Везде успею побывать,

Ведь надо мне насобирать

Орехов на зиму запас                          показывают, как собирают орехи.

  1. Упражнение «Сравним зверят»

Воспитатель предлагает детям рассмотреть игрушки: мишку и мышку.

- Мишка большой, а мышка…(маленькая). Ещё какой мишка? (толстый, толстопятый, косолапый, неуклюжий). А мышка какая? (маленькая, серенькая, быстрая). Что любит кушать мишка?( мёд,малину). А что любит кушать мышка? ( сыр,сухарики). Лапы у мишки толстые, а у мышки…(тоненькие). Мишка кричит громким, грубым голосом, а мышка пищит…(тоненьким голоском). А у кого хвост длиннее? У мышки хвост длинный, а у мишки…(короткий).

Аналогично можно сравнивать и других животных (лису и зайца, волка и медведя…).

  1. Проводится игра «Про каких животных так говорят»

На столе разложены картинки с изображением волка, лисы, зайца, льва, медведя, петуха, муравья, индюка. Воспитатель обращается к детям: «Про кого  говорят: «очень храбрый», «очень трусливый», «очень неуклюжий», «очень хитрая», «очень голосистый», «очень трудолюбивый», «очень злой».

Дети должны определить  к кому из животных относятся эти определения, найти и показать  картинку с изображением этого животного.

В конце занятия подводится итог. Воспитатель благодарит всех детей за то, что они правильно отвечали на вопросы,  дружно играли.

Занятие 3.

Тема « Кто где живёт?»

Задачи:  - учить детей отгадывать загадки с опорой на картинки;

-продолжать учить детей употреблять существительные с предлогами (на, под, за, около),

- вызвать у детей интерес к игре посредством применения ИКТ;

Материал: игрушка сорока, мультимедийное оборудование для показа слайдов с д/и «Чей домик», игрушка белка.

Предварительная работа: беседы с детьми о животных, рассматривание иллюстраций о животных.

Словарная работа: берлога, нора, улей, муравейник, дупло, гнездо.

                                           Ход занятия

  1. К детям в детский сад  прилетела сорока ( воспитатель вносит сороку-игрушку) и рассказала о том что в лесу звери  поссорились, не могут найти свои домики. Сорока попросила детей напомнить зверям кто из них в каком домике живёт.

  1. Проводится д/и «Где чей домик» с применением ИКТ.

Детям   показывается   картинка (слайд)   с изображением   домика  животного  и задаются вопросы: «Как  называется этот  домик?   Кто в нем живет?». В качестве подсказки используется загадка. Затем показывается картинка – отгадка.

У меня роскошный хвост,
А характер мой непрост-
Я коварна и хитра.
Глубока моя нора. (лиса)

Я оранжевый зверёк,
Шубка тёплая, как грелка,
Хвост- пушистый завиток,
Я – запасливая …(белка)

Этот строитель-
Речной житель.
Пилит древесину,
Строит плотину. (бобёр)

Он коричневый, большой,
Спит в берлоге под сосной,
А весной начнёт реветь,
Косолапый зверь…(медведь)

Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Верещунья белобока,
А зовут её… (сорока)

Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой. (рыбка)

Модница крылатая,
Платье полосатое.
Ростом хоть и кроха,
Укусит-будет плохо (оса)

Небоскрёб в лесу построю
Я из веточек и хвои.
У меня полно друзей,
Вместе строить веселей! (муравей)

                                   Физкультминутка «Белка»

Я- белка в шубке меховой                   дети прикладывают руки к груди,

Пушистый хвост-помощник мой           проводят рукой по невидимому хвосту

Он помогает мне скакать                     прыгают как зайчики

Везде успею побывать,

Ведь надо мне насобирать

Орехов на зиму запас                          показывают, как собирают орехи.

  1. Проводится игровое упражнение « Белка на ветке»

Воспитатель загадывает детям загадку «Рыжая, пушистая, на сосну взбираеся, шишками кидается» (Белка.)

-Шубка у белки (какая?)…; на ушках у белки (что?)…; хвостик у неё (какой?)…; она умеет ( что делать?)…; и очень любит (что?)… .

- Белка говорит, что она любит прыгать и играть. Воспитатель предлагает детям поиграть с белкой. С помощью игрушек или плоскостных кукол воспитатель показывает детям, как белка сидит под деревом, прыгает на дерево, прячется за деревом, около дерева. А дети  отвечают на вопросы:

-Где сидит белка? (под деревом)

- Куда белка прыгнула? (на дерево)

-Куда белка спряталась (за дерево).

- А сейчас где белка сидит ( около дерева)

В конце занятия воспитатель благодарит детей за активное участие в играх и предлагает им поиграть с белочкой

  Занятие 4.  (интегрированное )

Тема:  « Стоит в поле теремок»

Цель: Развитие связной речи детей при ознакомлении с текстом сказки.

Задачи: 

-Учить детей эмоционально и активно воспринимать сказку, участвовать в игре-драматизации.

-Вызвать у детей желание использовать слова и выражения из сказки.            Формировать умение правильно пользоваться темпом, громкостью (интонацией) речи, отчётливо произносить звуки, слова, фразы.  

- Развивать творческое воображение.                            

Материал: шапочки мышки, лягушки, зайчика, лисы, волка, медведя.

Пластилин жёлтого цвета, дощечки для лепки, тряпочки, конструктор (или коробки) для строительства теремка.

                                             

Предварительная работа: Рассказывание р.н.с. «Теремок», рассматривание

иллюстраций к сказке, д/и «Кто как кричит?», игры с конструктором.

                                           

                                          Ход занятия

I. В-ль загадывает загадку: Стоит домик расписной,

                                             Он красивый такой.

                                             По полю зверюшки шли,

                                             Остались в доме жить они.

                                             Дружно жили, не тужили,

                                             Печку в домике топили.

                                             Мишка домик развалил,

                                             Чуть друзей не раздавил.

- О какой сказке идёт речь?

- Сегодня мы с вами обыграем  сказку «Теремок». Какие звери жили в теремке?

-  Как пищит мышка?  Как квакает лягушка? Какие звуки издаёт зайчик?

- Как тяфкает лиса? Как воет волк? Как ревёт медведь?

- Кто будет мышкой-норушкой? Каким голосом говорит мышка?(тонким)

- Кто будет лягушкой-квакушкой? Каким голосом говорит лягушка?

- Кто будет зайчиком-побегайчиком? Каким голосом говорит зайчик?

- Кто будет лисичкой-сестричкой? Каким голосом говорит лиса?

- Кто будет волчок-серый бочок? Каким голосом говорит волк?(толстым)

- Кто будет медведем косолапым? Каким голосом говорит медведь? (Обратить внимание детей на  интонацию речи)

Детям раздаются шапочки зверюшек.

II.  Проводится игра-драматизация.

В-ль с детьми встают в круг. Центр круга- теремок. В-ль с детьми

идут по кругу,при этом произносят слова: « Стоит в поле теремок-

теремок.Он не низок,не высок-не высок.Вот по полю мышка (лягушка,

зайчик,лисичка,волк,медведь) бежит,у ворот остановилась,говорит…».

Все герои,по очереди,выходят в середину круга со словами: «Тук,тук,

кто в теремочке живёт…»

Когда появляется медведь и ломает теремок, дети разрывают круг.

Ставится проблемный вопрос детям: «Что же делать?Как нам быть?»

Необходимо вызвать у детей желание построить новый теремок.

Дети вместе с воспитателем строят теремок из картонных модулей.

-С кем будет жить в теремке мышка-норушка?( С лягушкой-квакушкой,

с зайчиком-побегайчиком,и т.д.)

 

                                                                             

 III      Стоит в поле теремок, теремок ,

           Очень-очень он высок.

           Без веселья здесь нельзя,

           В теремке живут друзья!

В-ль предлагает детям  подарить зверям на новоселье угощение-

бублики, баранки.

 Дети садятся за столы и лепят из пластилина бублики – баранки.

 После этого отвечают на вопросы: для кого ты слепил(а) баранку?

- Какая  сказка к нам сегодня приходила в гости?

- Вам понравилось играть, строить и лепить?

                                   

Будем такими же дружными и добрыми как мышка, лягушка, зайчик,

лисичка, волк и медведь в сказке «Теремок».

 


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятий по развитию речи для детей второй младшей группы "Овощи".

Конспект занятий по развитию речи для детей второй младшей группы...

Конспект занятия по развитию речи для детей второй младшей группы на тему: «Подарок для зайчонка»

Данное занятие развивает у детей умение описывать игрушку  и предметы, закрепить название овощей и фруктов, подбирать ласкательно-уменьшительные слова; развивает речь, память, мышление, расширяет...

Занятие по развитию речи для детей второй младшей группы «ПЕТУШОК И ЕГО СЕМЬЯ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«АТЕМАРСКИЙ ДЕТСКИЙ САД № 1 «ТЕРЕМОК» ЛЯМБИРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО...

Конспект занятия по развитию речи для детей второй младшей группы "В гости к сказке"

Цель:Развитие речи детей средствами устного народного творчества. Задачи:Формировать познавательную активность, приобщая малышей к национальной культуре;Продолжить знакомство с фольклорными произ...

Занятие по развитию речи для детей второй младшей группы на тему: «Рассказывание по картине «Кошка с котятами»

Цель данного занятия: создание условий для формирования у детей умения составлять небольшой рассказ с помощью взрослого....

Конспект занятия по развитию речи для детей второй младшей группы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад комбинированного вида №38 «Малыш»города Губкин Белгородской области...

Конспект занятия по развитию речи для детей второй младшей группы "Бабушкины сказки"

Воспитывать желание слушать сказки и испытывать от этого удовольствие, желание самим рассказывать отдельное эпизоды....