Особенности звукопроизношения у детей 3-4 лет
консультация по логопедии (младшая группа) на тему

Тимошкина Татьяна Григорьевна

Особенности звукопроизношения у детей 3-4 лет

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ребенок младшего дошкольного возраста уже в значительной мере овладевает речью, но речь еще недостаточно чиста по звучанию. Наиболее характерный речевой недостаток для детей этого возраста – смягченность речи: «лезецька» (ложечка),  «сюмоцька» (сумочка). Многие ребята не произносят шипящих звуков  Ш, Ж, Ч, Щ, заменяя их свистящими: «сюба» (шуба), «сяпка» (шапка). Дети этого возраста не произносят звуки Р и Л, заменяя их другими «юкка», «лука» (вместо рука), «вампа», «ямпа» (вместо «лампа»). Отмечается замена  заднеязычных звуков переднеязычными: К – Т, Г – Д («торова» вместо «корова», «дулять» вместо «гулять»), а так же оглушение звонких звуков («шук» вместо «жук»).

Произнесение слов в этом возрасте тоже имеет особенности. Маленький ребенок один и тот же звук в одном сочетании произносит, а в другом искажает, либо совсем пропускает. Например легко произносит звук Р в сочетании с согласными звуками (рука, роза), и не выговаривает в сочетании с согласными (тамвай – трамвай, клыша – крыша). В русском языке малышам с трудом дается произношение двух трех рядом стоящих согласных звуков, и, как правило, один из этих звуков или пропускается, или искажается, хотя изолированно ребенок эти звуки произносит правильно. Часто в слове один звук, обычно более трудный, заменяется другим, имеющимся в том же слове. Иногда эти замены н7е связаны с трудность произношения звука: просто один звук уподобляется другому, потому что ребенок быстрее уловил его и запомнил. Очень часто дети делают перестановку звуков и слогов в словах: «клювка» (клюква), «аплесин» (апельсин).

Таким образом, произношение детей 3 – 4 лет характеризуется рядом особенностей:

  1. Согласные произносятся смягченно («лезецька» - ложечка).
  2. Свистящие звуки с, з, ц произносятся не достаточно четко, пропускаются («абака» - собака, «амок» - замок); заменяются с – ф («фобака» - собака), з – в («вамок» - замок), ц – ф («фыпленок» - цыпленок), с – т («тобака» - собака), з – д («дамок» - замок), ц – т («тветок» - цветок).
  3. Шипящие звуки ш, ж, ч, щ произносятся недостаточно четко, пропускаются («апка» - шапка, «ук» - жук и др.); зам еняются ш – с, ф («сапка», «фапка» - шапка), ж – з,в («зук», «вук» - жук), ч – ц,ть («оцки», «отьки» - очки), щ – сь, ть («сетка», «тетька» - щетка).
  4. Звуки л и р пропускаются («ампа» - лампа, «ука» - рука); заменяются звуками ль («лямпа» - лампа, «люка» - рука), й («ямпа» - лампа, «юкка» - рука).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности развития мелодико-просодической речи при коррекции звукопроизношения у детей с дизартрией»

С детьми с дизартрией необходимо целенаправленно работать над развитием артикуляционной и мимической моторики, речевым дыханием, всех элементов просодики....

Консультация для родителей- "Особенности становления звукопроизношения у детей"

До недавнего времени неправильность звукопроизношения у детей 4-6 лет рассматривалась как «возрастная патология» и объяснялось только физиологической незрелостью речевого аппарата  ре...

Статья "О развитии речи и особенностях звукопроизношения детей дошкольного возраста"

Доступная информация о процессе формирования речи у детей, возрастных особенностях и развитии речи в онгогенезе....

особенности формирования звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста

особенности формирования  звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста...

Особенности звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией

В статье размаривается значимость развития речевого общения педагога и детей дошкольного возраста. Представленный опыт работы автора на базе МКДОУ «ДС №7» г. Еманжелинска показывает важнос...

Выступление на родительском собрании в старшей группе на тему: «Особенности звукопроизношения у детей 4–5 лет»

Сегодня я вас познакомлю со следующими вопросами:1. Структура логопедической работы в нашем детском саду.2. Звукопроизношение у детей 4-5 лет.3. С какого возраста необходимо начинать занятия...