"Дружат пальчики и звуки"
статья по логопедии (подготовительная группа) по теме

Михайленко Елена Ивановна

Темой моего самообразования является поиск новых прогрессивных технологий логопедической работы и  деятельных форм проведения занятий. В поиске творческой составляющей своей профессии я пришла к использованию в работе техники пластилинографии,  при которой автоматизация звуков совмещается с «рисованием» картин пластилином. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл druzhat_palchiki_i_zvuki.docx21.93 КБ

Предварительный просмотр:

                      Дружат пальчики и звуки.

                  (пластилинография в логопедии) 

 Логопедия -  профессия, которая гармонично сочетает в себе мудрость и опыт педагогики, милосердие и участие медицины, прозорливость и терпимость психологии, восхищение и радость творчества… .

 Поэтому совокупность методов и приемов, которые используются  в работе по преодолению нарушений речи, затрагивает не только исправление дефектов речевой деятельности, но и формирование определенных психических процессов, становление межличностных отношений и навыков социального поведения. Придать этой работе максимальную  здоровьезберегающую направленность, отдать предпочтение творческим приемам и формам работы необходимо для  Темой моего самообразования является поиск новых прогрессивных технологий логопедической работы и  деятельных форм проведения занятий. В поиске творческой составляющей своей профессии я пришла к использованию в работе техники пластилинографии,  при которой автоматизация звуков совмещается с «рисованием» картин пластилином.

          Как провести логопедическое занятие так, чтобы ребенок снова и снова ждал новой встречи с логопедом ?  Скучные слова «пойдем заниматься», не вызывают у детей интереса, а зачастую просто провоцируют  нежелание к непростой, но так необходимой ему работе.

  Мои коллеги, логопеды, «изобрели» множество способов помогающих удерживать внимание и интерес к логопедическому занятию, повышающих работоспособность ребенка, формирующих мотивацию к учению. В связи с этим хочу и я поделиться собственным «рецептом» -  использования в работе техники пластилинографии,  при которой автоматизация звуков совмещается с «рисованием» картин пластилином.  Родился он , как это  часто водится, спонтанно, но  уже много лет помогает мне в работе. Известная зависимость развития речи от ручной умелости  была тому первопричиной. Стремясь внести в занятия разнообразные способы   развития тонких движений руки, я стала использовать приемы пластилинографии.  Сначала для работы с пластилином я выделяла несколько минут в ходе занятия, но это   отнимало время от основной фонетической задачи. Попытка одновременного сочетания речевой и двигательно-ручной работы оказалась более эффективной.

 Разумеется, такое объединение двух видов деятельности  имеет смысл после постановки звука, а вот поэтапное закрепление звука уже может сопровождать работу «художника» – ребенок произносит звук, слоги, слова, фразы одновременно производя различные движения пальчиками. Моя «логопластилиновая» практика показала, что длительное произнесение звука вполне синхронно движению «намазывание» пластилином, а  произнесение слогов – разминанию, раскатыванию, прижиманию.  К этапу многократного повторения слов и фраз ребенок уже знаком с основными приемами  пластилинографического рисования и способен  удерживать свое внимание на двух видах деятельности – речевой и ручной. Теперь « творите» и занимайтесь в свое и его, ребенка, удовольствие!

 В логопедическом кабинете нашего детского сада для пластилинографии выделен один небольшой уголок. В нем стоит мольберт, на котором закреплен лист хорошей тонированной бумаги, на ней, нанесенный простым карандашом сюжет большой картины. Каждый из ребят становится соавтором этой картины, выполняя на своих занятиях какой-то из ее фрагментов, сопровождая движения пальчиков проговариванием слогов, слов и словосочетаний, наполненных теми звуками, над которыми работал ребенок. Дети знают, когда появится звук, заниматься становится так интересно, что уходить не хочется.

  Разнообразные сюжеты придумываем вместе, здесь и пейзажи по временам года и  космос, и подводное царство рыб и коллекция бабочек и многое другое, что только может придумать детское воображение.

         Взаимодействие с родителями является важной составляющей работы логопеда, и мой опыт последних лет показывает, что многие родители готовы помогать своему ребенку, только им необходимо помочь понять проблему  и  вооружить необходимыми знаниями, показать практические и игровые приемы работы, поддержать. Поэтому я рекомендую  пластилинографию к использованию в домашних занятиях по заданию логопеда .  Внимательные, неравнодушные и заботливые родители  затем восхищенно  рассказывают -  какое это увлекательное и полезное занятие! А коллекция картин пополняется новыми пластилиновыми «шедеврами», авторами которых являются целые семьи.

 Безусловно, картины выполняются не без помощи взрослых, но это участие  так необходимо для достижения главного – ощущения победы над трудным звуком и удовольствия совместного творчества!

Конспект  индивидуального  занятия с использованием техники пластилинографии

  Тема: Автоматизация звука  в Р  в слогах и словах.

Цели занятия:

коррекционно-образовательная:

-автоматизировать правильный звук Р на материале слогов и слов.

 -развивать  фонематический   слух, навыки контроля и самоконтроля правильного звучания;

-совершенствовать грамматический строй речи (мн. число сущ. в им. и род. пад.)

коррекционно-развивающая:

-развивать речевой слух, зрительное и слуховое внимание, тонкую моторику,

коррекционно-воспитательная:

-воспитывать устойчивую мотивацию к работе над звуком, навыки взаимодействия и доброжелательного сотрудничества.

Оборудование: картина-эскиз «Замок для согласных звуков», предметные картинки на звук Р,  мелкие предметы, картинки из серии «Один-много», пластилин.

                                             Ход занятия.

  1. Организационный момент.  Приветствие ребенка.
  2. Сообщение темы занятия. Сегодня мы с тобой продолжим работу над звуком Р и будем строить замок для согласных звуков.  Строительство работа ответственная, поэтому, прежде чем приступить к работе, тебе необходимо провести подготовку.
  3.  Артикуляционный самомассаж:

  Ручки растираем и разогреваем,

       И лицо теплом своим мы разогреваем.

       Грабельки сгребают все плохие мысли,

       Ушки растираем сверху вниз мы быстро,

       Их вперед сгибаем, тянем вниз за мочки,

А теперь уходим пальцами на щечки,

Щечки растираем, чтобы надувались,

Губки разминаем, чтобы улыбались,

Как утята к утке клювики потянем,

Разомнем их мягко, не задев ногтями.

Губки пожуем мы, шарики надуем,

И губами влево - вправо потанцуем.

4.Интерактивная артикуляционная гимнастика (фрагмент)

 Толстые внуки приехали в гости,

А с ними худые, лишь кожа да кости.

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись,

Поцеловать они всех потянулись

Утром проснулись,

В улыбочку губы,

Чистили мы свои верхние зубы.

Дедушка сделал для внуков качели ,

Все мы на них покачаться успели.

Дедушка скачет на лошади ловко,

Звонкие вязнут на глине подковки,

Вот на опушке мы видим грибочки, 

Вот из сарая индюшка пришла

И важно сказала  бл-бл-бл-бла

5. Уточнение артикуляции звука Р.  Вспомни, как правильно произносится звук Р, что для этого должны делать губы, зубы, язык?

6.Упражнения в правильном произношении звука Р:

- Изолированный звук:  игра  «Заведем мотор. Поехали»

- Звук Р в  произношении прямых  слогов:  

Ра-ра-ра  

Ро-ро-ро

Ры-ры-ры

         7.   - Произношение звук Р в названиях слов по картинкам. Закрепление лексико-грамматической категории множественного числа существительных.

8.    Развитие слухового внимания и фонетического контроля. Задание: «Что звучит неправильно?» Логопед   называет слова,  намеренно искажая звук Р в некоторых из них,  ребенок находит  неправильные  и исправляет.

9.Развитие зрительного внимания.    Игра «Чего не стало?» с использованием картинок, содержащих в названиях звук Р.

10 .Ты хорошо произносил звук Р и теперь мы продолжим строить с тобой замок для согласных звуков и букв.  Ребенок вместе с педагогом выкладывает в технике пластилинографии фрагмент картины «Замок для гласных звуков и букв», множественно проговаривая при этом разнообразные слова, содержащие звук Р.

11. Итог занятия. Ребенок выбирает по своему желанию значок – символ оценки его работы на занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физкультурный досуг "Дружат зайчики и белочки, дружат мальчики и девочки"

Физкультурный досуг«Дружат зайчики и белочки, дружат мальчики и девочки»         Задачи:         1. Создавать атмосферу ...

Картотека народных игр «Дружат дети всей Планеты, дружат дети всей Земли»

Веселые подвижные игры – это наше детство. Народные игры являются неотъемлемой частью национального и физического воспитания дошкольников.Детский досуг… Каким он должен быть, чтобы доставлять радость ...

Работа с родителями Мастер-класс для родителей «Дружат наши пальчики» (средняя группа)

Данный материал предназначен для родителей детей 4-5 лет....

для первой младшей группы «В детский сад идти пора» Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик – прыг в кровать, Этот пальчик прикорнул, Этот пальчик уж уснул. Встали пальчики, ура! В детский сад идти пора. Дети поочередно загибают пальчики руки. Дети

для первой младшей группы «В детский сад идти пора»Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик – прыг в кровать, Этот пальчик прикорнул, Этот пальчик уж уснул.Встали п...

Игра для детей старшего дошкольного возраста на тему «С пальчиками играем звуки в речи закрепляем»

Развитие правильного произношения звуков в речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием специального оборудования....

Игра "Разноцветные пальчики" на автоматизацию звука "Р".

Игра "Разноцветные пальчики" на автоматизацию звука "Р" с развитием межполушарного взаимодействия....