Конспект и презентация НОД (фронтального логопедического занятия) "Дифференциация звуков Ч - Щ. На помощь Мальчику-с-пальчику"
презентация к уроку по логопедии (старшая группа) на тему

Ловыгина Оксана Юрьевна

Презентация предназначена для детей  с речевыми нарушениями 5-6 лет.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дифференциация звуков [ Ч ]-[ Щ ] «На помощь Мальчику-с-пальчику» Ловыгина Оксана Юрьевна Учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №14» Г. Шатуры

Слайд 5

* .



Предварительный просмотр:

Конспект фронтального логопедического занятия

Тема:«Дифференциация звуков [Ч]-[Щ]. На помощь мальчику с пальчик».

Цель:различение на слух и произносительно звуков, близких по акустическим свойствам.

Задачи

Коррекционно-образовательные:

Упражнять в выделении звуков [Ч]-[Щ] в словах и в предложениях.

Упражнять в составлении схемы предложения.

Упражнять в словообразовании существительных с суффиксом –ищ-.

Коррекционно-развивающие:

Развивать фонематический слух и восприятие,память.

Развивать слухо-речевое внимание и память.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать отзывчивость.

Оборудование:«телеграмма»,  «билеты» на теплоход, мультимедийная презентация или предметные и сюжетные картинки(мяч, конверт),  игрушка «мальчик-с-пальчик», игрушки со звуком Ч, Щ,материал для составления схемы предложения и для звукового анализа слов, обручи, старичок-лесовичок.

Ход занятия

  1. этап.

Слайд 3. Игра «Телеграмма»: дети по очереди «пишут» друг у друга на спинах геометрические фигуры, возникающие на экране, и отгадывают их.

  1. этап.
  1. Игра «Угадай, что в конверте?».

- К нам пришла телеграмма, догадайтесь, что здесь написано?

«Помо ь        сро но»(слайд 4«Мальчик с пальчик в пещере Великана»).

- Злой Великан поймал мальчика с пальчика и посадил его в пещеру. Надо его освободить. Поможем ему? (Да) Значит, что нужно мальчику с пальчик? (Помощь) Мы должны поторопиться? (Да) Когда нужна помощь? (Срочно)

  1. Игра «Запомни и повтори»:

- Нас ждет корабль(слайд 4 «Корабль»). Но чтобы получить билет, нужно правильно повторить слоговую цепочку.Ча - ча - ща, ащ – ащ - ач и т.д. (При правильном ответе каждый ребенок получает «билет»).

  1. Игра «Сигнальщики» (слайд 5 «Сигнальщик»).

- Проверим, различаете ли вы звуки щ-ч. Вы станете радистами и просигналите звуки. На звук Ч -поднимите руку, на звук Щ - хлопните в ладош:

1)  в звуковом ряду: ч-ч-щ-ч-щ;

2)  различение в слогах: ча, ща, ич, ищ, ущ, уч, че, ещ, ще, ач;

3) дифференциация в словах: вечер, вчера, прищепка, щебень, прищурился, чертить, обещать, трещотка. В дороге нам понадобятся предметы, в названии которых есть звук Ч или Щ.

  1. этап.
  1. Игра «Что возьмем в дорогу?» (слайд 6 «Чемодан и ящик»).

С определением места звука в слове:   в чемодан – Ч,      в ящик  - Щ.

- Посмотрите на картинки и определите, что сложим в чемодан, а что - в ящик (слайд 6 «Собираем вещи»: по щелчку мыши на слайде появляются картинки со звуком Щ или Ч, при правильном ответе предмет отправляется в чемодан или в ящик также по щелчку мыши).

- Молодцы! Справились с заданием! Наш теплоход отплывает! (Слайд 7 «Теплоход»)

Предложить отправить телеграмму со словом помощь (слайд 7 «Радиосигнал»):

- Что   мы   делаем?      (Мы   плывем   на   помощь.)  

Составление   схемы предложения: сколько слов в этом предложении? Какое 1-ое слово, 2-е, 3-е, 4-е (По каждому щелчку мыши появляется графическое изображение слов и предлога: «Мы   плывем   на   помощь»).

Определение места звука Щ в словеПОМОЩЬ: какой звук есть в слове помощь – Ч или Щ? (Звук Щ.) В каком месте – в начале, в середине или в конце – находится звук Щ в слове помоЩь?(В конце слова.)

Слайд 7 «Приплыли к лесу».

- Мы приплыли к лесу, а пещера великана находится в лесу.

  1. Игра «Загадки Старичка - лесовичка».

- Как же мы найдем мальчика с пальчик? (Слайд 8 «Старичок – Лесовичок».) Нам поможет Старичок-лесовичок. Он будет загадывать нам загадки. Отгадаем правильно – найдем пещеру великана. Внимание!

(Слайд 8 «Загадки»: по щелчку мыши появляются картинки, правильный ответ – картинки исчезают по щелчку мыши.)

- Кто играет на барабане? - барабанщик играет на барабане. Кто дрессирует животных? - дрессировщик дрессирует животных. Кто кладет кирпичи?- каменщик кладет кирпичи. Кто чинит часы? - часовщик чинит часы.

Кто застекляет рамы? — стекольщик застекляет рамы. Кто точит предметы? - точильщик точит предметы. Кто чистит обувь? – обувщик чистит обувь. (Слайд 8 «Старичок-лесовичок исчезает)

6.  Динамическая пауза (слайд 8 «Щетки»).

Упражнение на координацию с движением «Щетки»

Этой щеткой чищу зубы.                (имитация чистки зубов)

Этой щеткой - башмаки.                        (наклон)

Этой щеткой чищу вещи.                (наклоны в стороны)

Все три щетки мне нужны.

  1. этап.

7. Игра с мячом «Великан» (слайд 9 «Пещера великана»).

- А как выглядит великан? У великана все очень большое, огромное, а про все очень большое огромное говорят, добавляя частичку –ищ-. У великана не глаза (а глазищи), не руки (а ручищи), не рубашка (а рубашища), не нос, (а носище), не губы, (а губищи), не рубашка (а рубашища) и т.д. (картинки появляются и исчезают при правильном ответе по щелчку).

8.        Игра «Открой пещеру» (слайд 9 «Открой пещеру»: по щелчку появляется замок).

- Чтобы открыть замок на дверях пещеры и освободить мальчика с пальчик, нужно выполнить задания:

а) добавить нужный звук в слова Рощ.., Чащ.. .

б) сложить слово из звуков: У, Ч, Д, О.

в) скороговорку заучить: щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока  (с движением пальцев) (после каждого правильно выполненного задания появляется ключ).

Освобождение мальчика с пальчик, возвращение на корабль.

  1. Итоговый этап.

Подведение итогов занятия.

Рефлексия.

Самооценка деятельности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия «Дифференциация звуков Р-Л».

Занятие может проводится как в старшей, так и подготовительной группе на этапе дифференциации звуков "Р"-"Л"....

Конспект фронтального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Г]-[К]»

учить различать звуки [Г] - [К]; выделять звуки [Г] - [К] в ряду других звуков, слогов, слов; уточнить акустико – артикуляционные характеристики данных звуков, провести сравнительный анализ; учи...

Конспект фронтального логопедического занятия "Дифференциация звуков [С] – [З] в слогах, словах, предложениях, играх"

Цели:1. Образовательные:а) закрепление знаний о механизме организации свистящих звуков и их акустических особенностях;б) закрепление произношения и различения звуков в отражённом повторении за логопед...

Анализ фронтального логопедического занятия «Дифференциация звуков /Н-Н\'/ в подготовительной группе компенсирующей направленности.

Анализ фронтального логопедического занятия "Дифференциация звуков /Н-Нь/ в подготовительной группе компенсирующей направленности....

Конспект логопедического занятия "Дифференциация звуков Р-Л в слогах, словах и словосочетаниях". Презентация

Презентация к логопедическому занятию "Дифференциация звуков Р-Л в слогах, словах и словосочетаниях"...