Главные вкладки

    Проект «Помните! Через века, через года, - помните!»
    проект по логопедии (подготовительная группа) по теме

    Денисова Елена Борисовна

    Нравственно-патриотическое воспитание детей на основе изучения истории своей семьи и страны (привить детям любовь и уважение к истории своей семьи и страны).

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt_denisova_elena_borisovna.docx26.4 КБ

    Предварительный просмотр:

    Проект   «Помните! Через века, через года, -

    помните!»

     

    Автор проекта: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад комбинированного вида №16

    Красноармейского р-на г. Волгограда.

         

    Разработчики: Денисова Елена Борисовна, учитель-логопед;

    Актуальность:

    Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. В специализированной государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 гг. говорится: «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина, патриота и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.  

    Воспитание патриотических чувств необходимо начинать с дошкольного возраста, потому что именно на данном этапе формируется личность ребенка.  

    Патриотизм необходимо прививать через любовь к истории своей семьи. В данном проекте мы обращаемся к теме  Великой Отечественной войны, потому что это способствует связи поколений.

    Цель:

    Нравственно-патриотическое воспитание детей на основе изучения истории своей семьи и страны (привить детям любовь и уважение к истории своей семьи и страны).

    Задачи:

    • Активизация и расширение словаря по темам «9 мая - День Победы»                                    «Защитники Отечества»;
    • Развитие интереса к художественной литературе по данным темам;
    • Развитие лексико – грамматического строя и связного высказывания;
    • Организация поисковой деятельности детей по сбору информации о родственниках-участниках Великой Отечественной войны;
    • Систематизация собранного материала в виде   книги памяти «Этих дней не смолкнет слава» и  книги рисунков «Война глазами детей». Создание мини-музей о военных годах;
    • Проведение праздника, посвящённого Дню Победы, с приглашением Ветеранов, презентация книги «Этих дней не смолкнет слава» и  книги рисунков «Война глазами детей».

    Предполагаемый результат проекта:

    1. Расширены и систематизированы знания о Великой Отечественной войне.
    2. Закреплен навык составления рассказа об истории своей семьи в годы ВОВ.
    3. Усвоен алгоритм создания проекта: постановка цели, поиск различных средств достижения цели, анализ полученных результатов.
    4. Закреплены навыки продуктивной деятельности при изготовлении открыток, плакатов, макетов,  составлении и оформлении «Книги памяти».
    5. Сформировано уважительное отношение к участникам войны, труженикам тыла; бережное отношение к семейным фотографиям и реликвиям (медали, грамоты и др.).

    Продукт проектной деятельности

    «Книга Памяти» с рассказами детей о прадедушках и прабабушках в годы Великой Отечественной войны, плакаты «ими гордится наша семья», макеты, косынки «Лента памяти», выставка рисунков «Война глазами детей».

     

    Возраст детей,  на которых рассчитан проект: старшая  группа.  

    Участники проекта: дети старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР 3 уровня), учитель-логопед,  воспитатели групп, музыкальный руководитель, родители.

    Срок реализации проекта: февраль-май 2015г.

    Тип проекта: творческий;

    По характеру: внутри ДОУ;

    По количеству участников: коллективный;

    По продолжительности: краткосрочный;

    Форма проведения:  специально организованная деятельность, экскурсии, самостоятельная деятельность детей, музыкальные занятия, работа с родителями, проведение праздника.

    Ожидаемые результаты: создание   книги- памяти для мини-музея группы.

    Этапы работы по проекту:

    Организационно - технологические  – срок: февраль.

    1 этап  Начальный.

    Цель: Формулировка проблемы, темы по нравственно-патриотическому воспитанию

    Данный этап позволил определить проблему, тему и выбор участников данного проекта. Начиная эту работу, мы обнаружили, что сами имеем недостаточно знаний по  истории своего города, о ВОВ.  Поэтому возникла необходимость  пополнить свой багаж знаний по этим темам. Чтение литературы,   посещение   музеев, беседы с ветеранами       принесли нам  ожидаемые, положительные результаты.

    2 этап  Планирование.

    Цель: Формулировка цели задач и методов для их  достижения. Определение критериев оценки результатов.

    Внедренческие  - срок март, апрель

    3 этап Принятие решения.

    Цель: Выбор оптимального варианта планов деятельности. Педагоги привели детей  к сотрудничеству постепенно: от наблюдений за деятельностью взрослых к эпизодическому участию в ней, затем к партнерству, и, наконец, к сотрудничеству с педагогами и родителями.

    4 этап Выполнение.

     Цель: Реализация проекта в образовательную практику.

    Заявленные формы работы оказались результативными: специально организованная деятельность, экскурсии, беседы с ветеранами, самостоятельная деятельность детей, музыкальные занятия, работа с родителями, совместная деятельность детей и педагогов, поисковая деятельность, проведение праздника. Теоретические основы проекта были реализованы в практику, проект оформлен.

    Презентационные – срок май

    5 этап Оценка результатов.

    Цель: подведение итогов.

    Участие  проектной группы в коллективном анализе проекта и самооценке  позволил сделать выводы о достигнутых результатах (успехах и неудачах).

    6 этап Защита проекта.

    Цель: Проведение праздника, посвященного Дню Победы, с приглашением ветеранов; презентация  книги памяти «Этих дней не смолкнет слава» и  книги рисунков «Война глазами детей».

    Предметно-развивающая среда:

    • Дидактические игры с патриотическим содержанием;
    • Подборка наглядно – дидактического материала на тему Великой Отечественной Войны и солдатских будней;
    • Подборка художественной литературы – рассказов, стихов, пословиц и поговорок о войне, празднике 9 мая, военных, о мире;
    • Подборка песен военных лет;
    • Подборка различных материалов для продуктивной деятельности детей.

    Средства реализации проекта:

    • Использование различных видов деятельности (познавательной, продуктивной, художественно – речевой, игровой);
    • Просвещение родителей: изготовление буклетов, составление маршрутов выходного дня;
    • Организация развивающей среды;
    • Специально-организованные занятия;
    • Изготовление косынок памяти, макетов;
    • Написание книги памяти и книги рисунков.
    • Беседы с ветеранами;
    • Посещение памятных мест города.

    Учитель-логопед приносит в группу фотографии и награды своего дедушки, который воевал в ВОВ. Рассказывает  детям  о  Великой Отечественной войне, подвигах русских солдат, о том, как воевал её дедушка. Спрашивает у ребят: «А  знают ли они что-либо о родственниках, воевавших в ВОВ?» Задумываются, где можно узнать о них. Размышления приводят детей к следующим высказываниям: «спросить у мамы, у бабушки, можно услышать по телевизору, прочесть в книге, попросить рассказать родителей, пойти в музей…». Педагог предлагает  спросить дома у родителей, как воевали их   родственники в ВОВ. На следующий день оказалось, что каждой семье есть, что рассказать о ВОВ и дети вместе с родителями и педагогами решают создать проект  «Этих дней не смолкнет слава».

    План мероприятий:

     

    • Чтение и обсуждение серии рассказов о подвигах защитников  во время Великой Отечественной войны.  (Л. Кассиль. Твои защитники. Солдатская медаль и др).
    • Сюжетно-ролевые и дидактические игры по темам;
    • Семейные  экскурсии  к памятникам  защитникам Отечества в  г. Волгограде;
    • Беседа с родственниками дома с целью: узнать о судьбе в ВОВ  старших  членов семьи.
    • При помощи родителей запись этих рассказов, создание рисунков, фотографий
    • Создание   книги-памяти «Этих дней не смолкнет слава» и  книги рисунков «Война глазами детей», плакатов «Ими гордится наша семья», макетов памятников  для мини-музея группы.
    • Презентация книги на празднике, посвящённом Дню Победы.

    В основу работы легли следующие принципы:

     

    • принцип доступности: подбор лексического и дидактического материала по данной теме, соответствующий по возрасту и  семантическому значению;
    • принцип системности: решение проблемы осуществляется не эпизодичным образом, а предполагается  на всех видах деятельности  детей;
    • принцип историзма:   работа по    развитию   способности  понимания хронологического ряда событий ВОВ, описываемых явлений и сведения их к двум историческим понятиям: прошлое (давным – давно) и настоящее (в наши дни);
    • принцип гуманизации: мы ориентируемся на высшие общечеловеческие понятия – любовь к близким, к родному городу, к Отечеству. Мы  встаем на позиции ребенка, не игнорируя его чувства и эмоции, что способствует  развитию уважительного отношения к ветеранам ВОВ, пониманию огромной значимости Великой победы  нашего народа в этой войне;
    • принцип дифференциации: мы стараемся создать оптимальные условия для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о войне с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей, эмоциональной и познавательной сферы;
    • принцип интегративности: мы реализуем этот принцип в сотрудничестве с семьей, библиотекой, школой. При ознакомлении дошкольников  сочетаем разные виды деятельности;
    • принцип наглядности: для того чтобы донести до детей информацию интересно и доступно, мы изготовили ряд пособий, макетов и игр. Мы соблюдаем требования к культуре показа и к оформлению наглядности;
    • принцип развивающего обучения: стараемся воспитывать творческую личность, умеющую разрешать нестандартные ситуации.

    Реализация проекта   показала свою эффективность:

    • повысился уровень осведомлённости старших дошкольников и их родителей об истории человечества через знакомство с  прошлым  России в период Великой Отечественной войны;
    • пополнен новым  материалом мини-музей группы;
    • налажено сотрудничество с ветеранами Великой Отечественной войны;
    • создана и продолжает пополняться материалом  «Книга Памяти».

    Список использованной литературы

    • Алёшина Н.В. «Патриотическое воспитание дошкольников. Методическое  пособие. 2005 г. Москва.
    • Детям и взрослым о войне и мире: (методическое пособие для специалистов учреждений образования, культуры, а также для родителей)/ Е.С. Евдокимова, Т.Г. Кобзева, Е.А. Кудрявцева. – Волгоград: Саратов:  Борисов Р.А., 2005
    • Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России:   Пособие для реализации программы «Патриотическое воспитание граждан Р.Ф. на 2001-2005 года. – М.:АРКТИ, 2003
    • Евдокимова Е.С. Технология проектирования в образовательном пространстве детского сада: Опыт творческого проектирования. Волгоград: Перемена, 2001
    • Зацепина М.Б. «Дни воинской славы».  Патриотическое воспитание дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет. 2008 г. Москва.
    • Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации,М.:2005г.
    • Кондрыкинская Л.А. Дошкольникам о защитниках Отечества [текст]: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/. Л.А.Кондрыкинская. – М.: ТЦ Сфера, 2006. - 192 с
    • Киселева Л.С.. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения, М.: 2004 г.
    • Лосева Л.В., Корепанова М.В., Яценко А.М.. Моя Родина – Волгоград, Волгоград, 2002
    • Новицкая  М.Ю.Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М., 2003.
    • Познание истории и культуры города - героя Волгограда детьми дошкольного возраста (из опыта работы) / Под ред. Евдокимовой Е.С., Оганян Н.Р., Пятаевой С.А.. – Волгоград: МУ Волгоградский методический центр, 2004г.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Совместное мероприятие с родителями посвящённое 70 летию Победы в Великой Отечественной войне в подготовительной к школе группе детей с ФФНР «Помните! Через века, через года – помните! О тех, кто уже не придёт никогда, - помните!»

    Знакомить детей с историческим прошлым нашей страны, для формирования социально –активной личности гражданина и патриота через совместную социально – полезную деятельность родителей, детей и педагогов...

    Помните, через века, через года

    Праздник посвященный Дню Победы, для старшей группы...

    Сценарий "Помните! Через века, через года. Помните!"

    Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой годовщине празднования Дня Победы. Участники - дети старшей, подготовительной групп....

    Сценарий мероприятия, посвященного 70-летию Победы В ВОВ "Через века, через года, - Помните!"

    Мероприятие разработанно для детей старшего дошкольного возраста.Цель - Усвоение детьми нравственных общечеловеческих ценностей, национальных традиций.Формирование гражданственности, любви и уважение ...

    Проект «Помните! Через века, через года помните…»

       Вот уж 70 лет прошло, как закончилась самая страшная в истории человечества война - Великая Отечественная. Сколько жизней она унесла ! Каким трудом досталась Победа!  Какие бы...