Проект «Помните! Через века, через года, - помните!»
проект по логопедии (подготовительная группа) по теме

Денисова Елена Борисовна

Нравственно-патриотическое воспитание детей на основе изучения истории своей семьи и страны (привить детям любовь и уважение к истории своей семьи и страны).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_denisova_elena_borisovna.docx26.4 КБ

Предварительный просмотр:

Проект   «Помните! Через века, через года, -

помните!»

 

Автор проекта: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №16

Красноармейского р-на г. Волгограда.

     

Разработчики: Денисова Елена Борисовна, учитель-логопед;

Актуальность:

Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. В специализированной государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 гг. говорится: «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина, патриота и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.  

Воспитание патриотических чувств необходимо начинать с дошкольного возраста, потому что именно на данном этапе формируется личность ребенка.  

Патриотизм необходимо прививать через любовь к истории своей семьи. В данном проекте мы обращаемся к теме  Великой Отечественной войны, потому что это способствует связи поколений.

Цель:

Нравственно-патриотическое воспитание детей на основе изучения истории своей семьи и страны (привить детям любовь и уважение к истории своей семьи и страны).

Задачи:

  • Активизация и расширение словаря по темам «9 мая - День Победы»                                    «Защитники Отечества»;
  • Развитие интереса к художественной литературе по данным темам;
  • Развитие лексико – грамматического строя и связного высказывания;
  • Организация поисковой деятельности детей по сбору информации о родственниках-участниках Великой Отечественной войны;
  • Систематизация собранного материала в виде   книги памяти «Этих дней не смолкнет слава» и  книги рисунков «Война глазами детей». Создание мини-музей о военных годах;
  • Проведение праздника, посвящённого Дню Победы, с приглашением Ветеранов, презентация книги «Этих дней не смолкнет слава» и  книги рисунков «Война глазами детей».

Предполагаемый результат проекта:

  1. Расширены и систематизированы знания о Великой Отечественной войне.
  2. Закреплен навык составления рассказа об истории своей семьи в годы ВОВ.
  3. Усвоен алгоритм создания проекта: постановка цели, поиск различных средств достижения цели, анализ полученных результатов.
  4. Закреплены навыки продуктивной деятельности при изготовлении открыток, плакатов, макетов,  составлении и оформлении «Книги памяти».
  5. Сформировано уважительное отношение к участникам войны, труженикам тыла; бережное отношение к семейным фотографиям и реликвиям (медали, грамоты и др.).

Продукт проектной деятельности

«Книга Памяти» с рассказами детей о прадедушках и прабабушках в годы Великой Отечественной войны, плакаты «ими гордится наша семья», макеты, косынки «Лента памяти», выставка рисунков «Война глазами детей».

 

Возраст детей,  на которых рассчитан проект: старшая  группа.  

Участники проекта: дети старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР 3 уровня), учитель-логопед,  воспитатели групп, музыкальный руководитель, родители.

Срок реализации проекта: февраль-май 2015г.

Тип проекта: творческий;

По характеру: внутри ДОУ;

По количеству участников: коллективный;

По продолжительности: краткосрочный;

Форма проведения:  специально организованная деятельность, экскурсии, самостоятельная деятельность детей, музыкальные занятия, работа с родителями, проведение праздника.

Ожидаемые результаты: создание   книги- памяти для мини-музея группы.

Этапы работы по проекту:

Организационно - технологические  – срок: февраль.

1 этап  Начальный.

Цель: Формулировка проблемы, темы по нравственно-патриотическому воспитанию

Данный этап позволил определить проблему, тему и выбор участников данного проекта. Начиная эту работу, мы обнаружили, что сами имеем недостаточно знаний по  истории своего города, о ВОВ.  Поэтому возникла необходимость  пополнить свой багаж знаний по этим темам. Чтение литературы,   посещение   музеев, беседы с ветеранами       принесли нам  ожидаемые, положительные результаты.

2 этап  Планирование.

Цель: Формулировка цели задач и методов для их  достижения. Определение критериев оценки результатов.

Внедренческие  - срок март, апрель

3 этап Принятие решения.

Цель: Выбор оптимального варианта планов деятельности. Педагоги привели детей  к сотрудничеству постепенно: от наблюдений за деятельностью взрослых к эпизодическому участию в ней, затем к партнерству, и, наконец, к сотрудничеству с педагогами и родителями.

4 этап Выполнение.

 Цель: Реализация проекта в образовательную практику.

Заявленные формы работы оказались результативными: специально организованная деятельность, экскурсии, беседы с ветеранами, самостоятельная деятельность детей, музыкальные занятия, работа с родителями, совместная деятельность детей и педагогов, поисковая деятельность, проведение праздника. Теоретические основы проекта были реализованы в практику, проект оформлен.

Презентационные – срок май

5 этап Оценка результатов.

Цель: подведение итогов.

Участие  проектной группы в коллективном анализе проекта и самооценке  позволил сделать выводы о достигнутых результатах (успехах и неудачах).

6 этап Защита проекта.

Цель: Проведение праздника, посвященного Дню Победы, с приглашением ветеранов; презентация  книги памяти «Этих дней не смолкнет слава» и  книги рисунков «Война глазами детей».

Предметно-развивающая среда:

  • Дидактические игры с патриотическим содержанием;
  • Подборка наглядно – дидактического материала на тему Великой Отечественной Войны и солдатских будней;
  • Подборка художественной литературы – рассказов, стихов, пословиц и поговорок о войне, празднике 9 мая, военных, о мире;
  • Подборка песен военных лет;
  • Подборка различных материалов для продуктивной деятельности детей.

Средства реализации проекта:

  • Использование различных видов деятельности (познавательной, продуктивной, художественно – речевой, игровой);
  • Просвещение родителей: изготовление буклетов, составление маршрутов выходного дня;
  • Организация развивающей среды;
  • Специально-организованные занятия;
  • Изготовление косынок памяти, макетов;
  • Написание книги памяти и книги рисунков.
  • Беседы с ветеранами;
  • Посещение памятных мест города.

Учитель-логопед приносит в группу фотографии и награды своего дедушки, который воевал в ВОВ. Рассказывает  детям  о  Великой Отечественной войне, подвигах русских солдат, о том, как воевал её дедушка. Спрашивает у ребят: «А  знают ли они что-либо о родственниках, воевавших в ВОВ?» Задумываются, где можно узнать о них. Размышления приводят детей к следующим высказываниям: «спросить у мамы, у бабушки, можно услышать по телевизору, прочесть в книге, попросить рассказать родителей, пойти в музей…». Педагог предлагает  спросить дома у родителей, как воевали их   родственники в ВОВ. На следующий день оказалось, что каждой семье есть, что рассказать о ВОВ и дети вместе с родителями и педагогами решают создать проект  «Этих дней не смолкнет слава».

План мероприятий:

 

  • Чтение и обсуждение серии рассказов о подвигах защитников  во время Великой Отечественной войны.  (Л. Кассиль. Твои защитники. Солдатская медаль и др).
  • Сюжетно-ролевые и дидактические игры по темам;
  • Семейные  экскурсии  к памятникам  защитникам Отечества в  г. Волгограде;
  • Беседа с родственниками дома с целью: узнать о судьбе в ВОВ  старших  членов семьи.
  • При помощи родителей запись этих рассказов, создание рисунков, фотографий
  • Создание   книги-памяти «Этих дней не смолкнет слава» и  книги рисунков «Война глазами детей», плакатов «Ими гордится наша семья», макетов памятников  для мини-музея группы.
  • Презентация книги на празднике, посвящённом Дню Победы.

В основу работы легли следующие принципы:

 

  • принцип доступности: подбор лексического и дидактического материала по данной теме, соответствующий по возрасту и  семантическому значению;
  • принцип системности: решение проблемы осуществляется не эпизодичным образом, а предполагается  на всех видах деятельности  детей;
  • принцип историзма:   работа по    развитию   способности  понимания хронологического ряда событий ВОВ, описываемых явлений и сведения их к двум историческим понятиям: прошлое (давным – давно) и настоящее (в наши дни);
  • принцип гуманизации: мы ориентируемся на высшие общечеловеческие понятия – любовь к близким, к родному городу, к Отечеству. Мы  встаем на позиции ребенка, не игнорируя его чувства и эмоции, что способствует  развитию уважительного отношения к ветеранам ВОВ, пониманию огромной значимости Великой победы  нашего народа в этой войне;
  • принцип дифференциации: мы стараемся создать оптимальные условия для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о войне с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей, эмоциональной и познавательной сферы;
  • принцип интегративности: мы реализуем этот принцип в сотрудничестве с семьей, библиотекой, школой. При ознакомлении дошкольников  сочетаем разные виды деятельности;
  • принцип наглядности: для того чтобы донести до детей информацию интересно и доступно, мы изготовили ряд пособий, макетов и игр. Мы соблюдаем требования к культуре показа и к оформлению наглядности;
  • принцип развивающего обучения: стараемся воспитывать творческую личность, умеющую разрешать нестандартные ситуации.

Реализация проекта   показала свою эффективность:

  • повысился уровень осведомлённости старших дошкольников и их родителей об истории человечества через знакомство с  прошлым  России в период Великой Отечественной войны;
  • пополнен новым  материалом мини-музей группы;
  • налажено сотрудничество с ветеранами Великой Отечественной войны;
  • создана и продолжает пополняться материалом  «Книга Памяти».

Список использованной литературы

  • Алёшина Н.В. «Патриотическое воспитание дошкольников. Методическое  пособие. 2005 г. Москва.
  • Детям и взрослым о войне и мире: (методическое пособие для специалистов учреждений образования, культуры, а также для родителей)/ Е.С. Евдокимова, Т.Г. Кобзева, Е.А. Кудрявцева. – Волгоград: Саратов:  Борисов Р.А., 2005
  • Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России:   Пособие для реализации программы «Патриотическое воспитание граждан Р.Ф. на 2001-2005 года. – М.:АРКТИ, 2003
  • Евдокимова Е.С. Технология проектирования в образовательном пространстве детского сада: Опыт творческого проектирования. Волгоград: Перемена, 2001
  • Зацепина М.Б. «Дни воинской славы».  Патриотическое воспитание дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет. 2008 г. Москва.
  • Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации,М.:2005г.
  • Кондрыкинская Л.А. Дошкольникам о защитниках Отечества [текст]: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/. Л.А.Кондрыкинская. – М.: ТЦ Сфера, 2006. - 192 с
  • Киселева Л.С.. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения, М.: 2004 г.
  • Лосева Л.В., Корепанова М.В., Яценко А.М.. Моя Родина – Волгоград, Волгоград, 2002
  • Новицкая  М.Ю.Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М., 2003.
  • Познание истории и культуры города - героя Волгограда детьми дошкольного возраста (из опыта работы) / Под ред. Евдокимовой Е.С., Оганян Н.Р., Пятаевой С.А.. – Волгоград: МУ Волгоградский методический центр, 2004г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместное мероприятие с родителями посвящённое 70 летию Победы в Великой Отечественной войне в подготовительной к школе группе детей с ФФНР «Помните! Через века, через года – помните! О тех, кто уже не придёт никогда, - помните!»

Знакомить детей с историческим прошлым нашей страны, для формирования социально –активной личности гражданина и патриота через совместную социально – полезную деятельность родителей, детей и педагогов...

Сценарий "Помните! Через века, через года. Помните!"

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой годовщине празднования Дня Победы. Участники - дети старшей, подготовительной групп....

Проект «Помните! Через века, через года помните…»

   Вот уж 70 лет прошло, как закончилась самая страшная в истории человечества война - Великая Отечественная. Сколько жизней она унесла ! Каким трудом досталась Победа!  Какие бы...

Проект «Помните! Через века, через года, - помните!»

2020 год – юбилейный.  Это год 75-ой годовщина со Дня Победы советского народа в ВОВ 1941-1945гг.Все больше и больше становится временной разрыв от этой памятной даты. Современным детям все...

Игра-викторина в подготовительной группе «Помните! Через века, через года, - помните!»

Игра-викторина «Помните! Через века, через года, - помните!» представляет собой развивающее занятие, направленное на систематизацию и обобщение знаний дошкольников о празднике «День ...