"Тренируем пальчики - развиваем речь"
статья по логопедии (средняя группа) на тему

Марущак Ульяна Анатольевна

В помощь родителям

 «Тренируем пальчики– развиваем речь»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon treniruem_palchiki_-_razvivaem_rech.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

В помощь родителям

 «Тренируем руки – развиваем речь»

Мы с мячом играем,

Пальцы укрепляем,

Руки тренируем,

Речь мы формируем.

Игры с мячом известны с давних времен, хотя точно история не знает ни места, ни времени рождения этих игр. Они весьма популярны и встречаются почти у всех народов мира. Неслучайно считаются самыми любимыми из игр – практически каждый ребенок с раннего возраста знаком с мячом.

В России игры с мячом также были известны издавна. В простонародье мячи чаще всего делали из тряпья и тряпьем же набивали. В северных губерниях мячи плели из лука – ремешков, сделанных из коры березы. Липы или ивы. Такие мячи внутри были пустые и набивались песком. В некоторых областях мячи делались из овечьей шерсти. Настоящие же, резиновые мячи, могли позволить себе только дети самых богатых семей.

  • Теперь любой ребенок имеет возможность играть с мячом, и выбор их достаточно широк: в продаже имеются мячи различного качества, размера, цвета – на любой вкус. Как правило, более всего ребенка привлекают мячи яркие, прыгучие, легкие.

Такие игры не требуют длительной подготовки и не займут у вас много времени:

  • «Маме мяч бросай и животных называй»
  • «Папе мяч давай, четко фрукты называй»
  • «Маме мяч отдай, транспорт быстро называй»
  • «Животные и детеныши»

Человеческие дети знают всех детей на свете (у тигра – тигренок, у медведя – медвежонок, у льва – львенок…)

  • Игра с перебрасыванием мяча «Чей домик?» или «Кто где живет?» Кто в берлоге, кто в норе? Назови-ка поскорей!

Кто живет в дупле?  Белка

Кто живет в скворечнике?  Скворец.

Кто живет в гнезде?  Птицы: ласточки, кукушки, сойки и т.д.

  • Игра с мячом «Скажи ласково»

Мячик маленький поймай, да словечко приласкай.

Стол – столик, ключ – ключик, шапка – шапочка, белка – белочка, книга – книжечка, ложка – ложечка, голова – головушка.

  • «Из чего сделано»

Мама, бросая ребенку мяч, говорит: «Вот предмет. А из чего люди его сделали?»

Рукавички из кожи, а ребенок, возвращая мяч, отвечает: «Кожаные».

Рукавички из меха – меховые, тазик из меди – медный, рукавички из шерсти – шерстяные. Стакан из стекла – стеклянный. Ваза из хрусталя – хрустальная…

  • Чья голова?»

Папа бросает мяч кому-либо из детей, говорит: «У вороны голова…». Ребенок, бросая мяч обратно, заканчивает: «воронья».

Примеры: у рыси голова – рысья, у рыбы – рыбья, у кошки – кошачья, у сороки – сорочья, у зайца – заячья, у утки – утиная…

  • Игра «Лови да бросай, цвета называй»

Что у нас какого цвета – мы расскажем вам об этом.

Желтый цыпленок, солнце, репа…

Зеленый – огурец, трава, лес…

Голубой – небо, лед, незабудки…

  • «Один – много»

Мы волшебники немного: был один, а стане много.

Стол – столы, стул – стулья, двор – дворы, кол – колья, нос – носы…

  • «Кто кем был?»

Папа, бросая мяч, называет предмет или животное, а ребенок, возвращая мяч, отвечает на вопрос кем (чем) был раньше названный объект:

Цыпленок – яйцом, хлеб – мукой, шкаф – доской, лошадь – жеребенком, корова – теленком, дуб – желудем, рубашка – тканью, рыба – икринкой, ботинки – кожей, яблоня – семечком, лягушка – головастиком, сильный – слабым, бабочка – гусеницей…

Уважаемые родители!

Речевое дыхание является одним из главных условий здоровья наших детей. Предлагаем вашему вниманию занятия, включающие в себя дыхательные упражнения, имеющие оздоровительную направленность.

Умение пользоваться дыханием ребенок:

- говорит четко, внятно

- не употребляет речевых протяжек (-м-м-м, -а-а-а)

- дышит носом

- не захватывает воздух в середине слова

- распределяет речевое дыхание равномерно от начала предложения до конца.

«Ветер и листья»

После вдоха ребенок задерживает дыхание и на выдохе, раскачивая поднятыми руками, продолжительно произносит звук «ф». затем на выходе произносит звук «п» несколько раз, делая ступенчатый выдох (т.е. в несколько приемов, начиная с двух выдохов и доводим до 5-6). Постепенно отпускаем руки вниз.

«Подуй на пальцы»

Ребенок складывает пальцы в щепоть, подносит их ко рту и сделав носом энергичный вдох, дуют на пальцы короткими выдохами, энергично работая мышцами живота.

«Ветер»

Дует легкий ветерок –ф-ф-ф

И качает так листок –ф-ф-ф

Дует ветерок, качаются листочки и поют свои песенки

Осенние листочки детям говорят:

Осиновый –а-а-а

Рябиновый –и-и-и

Березовый –о-о-о

Дубовый –у-у-у

Дети как можно дольше должны произносить гласные звуки, распределяя речевое дыхание, не допускайте лихорадочное захватывание воздуха.

«Пчела»

Взрослый: «Пчелка, гуди!»

Легко взмахивает кистями рук.

«В поле лети

С поля лети –

Медок неси

Ж-ж-ж… Ам!»

Продолжаем движение кистями, продолжительно говорим звук –д-д-д, ударяя кулачками друг о друга.

Это упражнение не только учит ребенка правильно распределять речевое дыхание, но и подготавливает артикуляционный аппарат к овладению звуком Р.

«Самолет летит»

Дети долго произносят звук «У» меняя силу.

Если самолет летит далеко, мы разводим руки в стороны и делаем звук тихим.

Когда самолет близко, приближаем ладони друг к другу и усиливаем звучание.

Всего Вам доброго!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс по теме "Тренируем пальчики - развиваем речь"

«Представление, что при любом двигательном тренинге… упражняется рука, а не мозг, вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов»...

Тренируем пальчики - развиваем речь

Рекомендации родителям по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста....

Мастер-класс для родителей "Тренируем пальчики- развиваем речь"

Здесь представлены рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики у детей, приведены игры и игровые упражнения, которые обязательно заинтересуют ребятишек, и превратят развитие в увлекательную...

«Тренируем пальчики - развиваем речь».

В.А.Сухомлинский справедливо утверждал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Это значит, чем больше ребенок умеет делать руками, тем он умнее и изобретательнее.Мелкая ручная моторика ...

ТРЕНИРУЕМ ПАЛЬЧИКИ - РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ

Тренируем пальчики - развиваем речь(консультация для воспитателей)Многие исследователи, занимающиеся проблемой воспитания детей младшего возраста, указывают на взаимосвязь и взаимозависимость становле...

"Тренируем пальчики - развиваем речь"

Сценарий родительского собрания в подготовительной к школе группе комбинированной направленности для детей с нарушением речи....

ТРЕНИРУЕМ ПАЛЬЧИКИ-РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ! ср.гр.

Мой материал предназначен для работы с детьми с 4-х лет . Пальчиковые игры  с грамматическими заданиями ....