Индивидуальный план
материал по логопедии по теме

« Преодоление нарушений грамматического строя речи  у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи  через дидактические игры»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл индивидуальный план27.15 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный план повышения профессионального уровня   на межаттестационный период  учителя-логопеда                       Саттаровой Лилии Ильгизаровны

Тема самообразования: « Преодоление нарушений грамматического строя речи  у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи  через дидактические игры»

Актуальность:

Речь играет огромную роль в жизни человека. Развивающаяся речь выступает в начале, как средство общения, обозначения, в дальнейшем становится орудием мышления и выражения мысли. Общее недоразвитие речи – это стойкое нарушение всех компонентов речи, как фонетико-фонематической и лексико-грамматической системы языка, так и связной речи. Как и в норме, так и в патологии, развитие детской речи представляет собой сложный и многообразный процесс. Дети не сразу и не вдруг овладевают лексико-грамматическим строем, слоговой структурой слов, звукопроизношением, словоизменением и т.п. Кроме того, язык является упорядоченной системой, в которой все части речи связаны между собой по определенным правилам. Совокупность этих правил составляет грамматику, благодаря которой слова складываются в законченные смысловые единицы. Формирование грамматического строя речи осуществляется лишь на основе определенного уровня когнитивного развития ребенка. Именно грамматический строй языка делает нашу речь организованной и понятной для окружающих. Если ребенок «в норме» учится изменять слова и правильно их употреблять в словосочетаниях и предложениях в условиях постоянного общения с окружающими, то ребенок с ОНР имеет ограниченные возможности овладения грамматическими категориями и формами. Формирование грамматического строя речи является одной из самых актуальных проблем современной логопедии. Изучение особенностей усвоения грамматического строя речи у детей с системными речевыми расстройствами представляется нам очень важным, поскольку несформированность лексико-грамматической системы языка является центральным дефектом в структуре общего недоразвития речи. В дальнейшем нарушение формирования грамматического строя у старших дошкольников с общим недоразвитием речи  влечет за собой появление ошибок на письме и в устной речи уже в начальной школе.

О пользе «игры со словами » для овладения словообразованием дошкольников говорили многие педагоги и психологи. Также они отмечают, что для более лёгкого и прочного запоминания нужной информации «игры со словами» используются с игровыми упражнениями. Формирование связной диалогической и монологической речи у дошкольников во многом зависит от того, насколько они владеют словообразованием, грамматическим строем и нормами родного языка. Поэтому необходимы эффективные средства развития словообразовательных умений у детей с нарушением речи, одним из них является дидактическая игра. Овладение способами словообразования – одна из сторон речевого развития детей.

В процессе словообразования простое повторение и запоминание слов малопродуктивно, ребёнок должен узнать его механизм и научиться, им пользоваться.

В употреблении частей речи у детей с нарушением речи можно отметить целый ряд особенностей:

- неправильное  употребление рода существительных (один яблок)

- дети рано усваивают число существительных, различают по числу, поэтому от существительных, имеющих только единственное число, они образуют  множественное число (много карандашов, много ежов).

Много ошибок делают в образовании родительного и винительного падежа множественного числа (без глазов, много мышов, много книгов, куклов).

Дидактическая игра – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребёнка в повторении нужных словоформ.

Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь и умение выражать свои мысли. Они должны стать неотъемлимой частью повседневной жизни ребёнка, стимулировать его познавательную активность. Чем больше ребёнок будет играть в словесные, дидактические игры в семье, тем больше пользы получит как и сам ребёнок, так  его родители и общество!

                                                   2013-2016 год

Содержание

Период

Реализация

Изучение нормативных документов по ФГОС

2013

По плану ДОУ

Работа с педагогами: консультации, семинары- практикумы

2013

По плану ДОУ

Работа с родителями: собрания, индивидуальные и подгрупповые консультации, беседы, семинары-практикумы, стендовые доклады, открытые занятия

2013-2016

По плану ДОУ

Публикации:

«Дорога не тропинка»

«Преодоление нарушений грамматического структурирования у дошкольников с ОНР-3 уровня»

Конспект контрольного занятия по коммуникативно-речевой деятельности в старшей группе «Путешествие на ковре-самолете»

2013

2013

2013

Издание методического пособия

публикация на сайте

http://nsportal.ru

публикация на сайте

http://nsportal.ru

Курсы повышения квалификации:

«Универсальная система логопедической работы с неговорящими детьми. Система формирования и развития связной речи у детей» автор- Ткаченко Т.А.

«Универсальная система коррекции фонетических нарушений речи у детей. Сочетание нетрадиционных подходов с инновационными технологиями» » автор- Ткаченко Т.А.

2014

2014

АНО «ЛОГОПЕД ПЛЮС» Учебный центр «Логопед-Мастер»

АНО «ЛОГОПЕД ПЛЮС» Учебный центр «Логопед-Мастер»

Презентация интегрированной непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по развитию речи и физическому развитию на семинаре-практикуме в рамках методического объединения инструкторов по физической культуре по теме: «Сюжетно-познавательное развитие детей в двигательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО» «Зимние забавы»

Занятие по развитию речи с элементами драматизации в рамках семинара – практикума для студентов ГОУ ВПО «Татарского Государственного Гуманитарно-Педагогического Университета» факультета психолого-педагогического образования, кафедры социальной психологии и коррекционной педагогики «Друзья лесной феи»

2014

2013

МАДОУ

МАДОУ

Участие в семинарах:

«Дифференцированный логопедический массаж в коррекции нарушений произносительной стороны речи»        

«Интеграция обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах в образовательные области»        МАДОУ для инспекторов ГИБДД города Казани

«Выявление аномалий зубо-челюстной системы, ротовой полости и двигательных функций артикуляционного аппарата»        

«Актуальные вопросы дифференцированной диагностики и коррекции сложных случаев задержек речевого развития детей. Ранняя помощь детям тяжелыми множественными нарушениями развития»                

Семинар-практикум для студентов 2 курса Кафедры специальной психологии и коррекционной педагогики Казанского (Приволжского) Федерального Университета на тему: «Диагностика нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста. Способы и приемы постановки звуков»

        

2013

2013

2013

2014

2015

Московский социально-гуманитарный институт(филиал)

МАДОУ

Московский социально-гуманитарный институт (филиал)

Центра Развития и Абилитации Ребенка Олеси Жуковой

МАДОУ

Изготовление дидактических  игр:

 «Ромашка»

«Какой, какая, какое, какие?»

«Назови сложные слова»

«Кто, что делает?»

«Найди пару»

«Назови ласково»

«Что для чего»

Игра «Чьи хвосты?»

«Назови листья»

Изготовление шкатулок для развития мелкой моторики

2013-2016

МАДОУ

Работа с родителями.

Оформление папок передвижек:

«Развитие грамматического строя детей старшего дошкольного возраста»        

«Интеллектуальные игры – как средство развития грамматического строя»

«Для чего нужна артикуляционная гимнастика»

«Советы логопеда»

«Памятка для родителей по организации занятий по занятию логопеда»

«Говорите с ребенком правильно»Консультации для родителей: «Особенности развития грамматического строя дошкольников»,

«Какие способы вы используете дома для исправления ошибок в речи ребенка».

«Нарушение звукопроизношения у детей дошкольного возраста»

«Формирование связной речи и речевого общения у детей дошкольного возраста»

«Профилактика дислексии и дисграфии»

Выступления на родительских собраниях:

«Задачи коррекционно-развивающей работы в логопедической группе. Этапы коррекционной работы»

«Участие родителей в преодолении нарушений речи у детей»

Работа с воспитателями логопедической группы:

«Рекомендации к взаимосвязи логопеда и воспитателей в коррекционно-развивающем процессе»

«Индивидуальная работа с детьми по заданию учителя-логопеда»

«Речевая среда в группе»

«Формирование глагольной лексики через дидактическую игру»

«Совместная деятельность логопеда и воспитателя»

«Работа над грамматическим строем речи детей логопедической группы»

         

2013-2016

МАДОУ

Перспектива развития на 2016 -2020 годы

 1. Продолжить изучение новинок методической литературы, периодических изданий по логопедии, дефектологии, психологии по теме самообразования.

 2. Участвовать в работе методических объединений учителей-логопедов районов, города  Казани,  Республики Татарстан с целью обмена опытом в формировании грамматического строя речи.

 3. Расширить работу по формированию грамматического строя речи  дошкольников с общим недоразвитием речи. Разработать цели, задачи, методические приёмы  по обучению детей связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

 4. Подготовить материалы выступлений из опыта работы  по теме самообразования.

5. Разработать цели, задачи, методические приёмы по диагностике грамматического строя речи. Внести в план самообразования коррекционно-педагогическую работу по формированию грамматического строя речи дошкольников с общим недоразвитием речи .

Используемая литература:

Арушанова А. Формирование грамматического строя речи дошкольников / Арушанова А. // Дошкольное воспитание.-1997.-№2-С.58-63.

Бимеева О. А. Практические приемы коррекционной работы по исправлению аграмматизмов в предложно-падежных конструкциях у детей с ОНР. / Бимеева О. А. // Логопед в детском саду. - 2009. - № 3. - С. 74-83.

Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-методическое пособие. /Г.А. Волкова СПб.: ДЕТСТВО ПРЕСС, 2004.-144 с.

Грибова O.E. Технология организации логопедического обследования: метод, пособие /O.E. Грибова. — 3-е изд. М.: Айрис-пресс: Айриспресс дидактика, 2005. — 90, (1)

Коленченко А. Н. Специфика коррекционной работы, направленной на устранение недостатков лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью дизартрии / Коленченко А. Н. // Логопед в детском саду. - 2009. - № 4. - С. 13-24

Расторгуева Н.И. Использование пиктограмм для развития навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи. / Расторгуева Н.И.// Логопед. 2008, № 2, с. 50-53.

Уварова Т.Б. Формирование навыков образования прилагательных от существительных с использованием наглядно-игровых средств / Уварова Т.Б. // Дошкольное воспитание. — 2009. - №2. — С.50-53.

Уварова Т.Б. Наглядно-игровые средства в логопедической работе с дошкольниками. / Уварова Т.Б. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 64 с.

Уварова Т.Б. Наглядно-игровые средства при обучении употреблению предлогов. / Уварова Т.Б. // Логопед. - 2010. — №2. - С. 6-14.

Уварова Т.Б. Использование наглядно-игровых средств на занятиях по формированию грамматической стороны речи у дошкольников с ОНР. / Уварова Т.Б. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2010. - №1. — С. 29-34.

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. М., 1991.

Ресурсы интернета:

http://potomy.ru/

http://www.freelance.ru/users/pixwatt/viewproj.php?prjid=1187059

http://saraayuweblabs.com/iop-pirate-treasure-chest-printables.html

http://www.paralympics.org.uk/landing.asp?section=000100010005§ionTitle=Sports

http://www.boltun-spb.ru

http://www.school2100.ru/upload/iblock/115/1155edb0517addc3483eb923d02f2277.pdf

http://ds-478.nios.ru

 http://nsportal.ru                                          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план обучения и результаты овладения программой на полугодие для детей с ОВЗ, находящихся на индивидуальном обучении

в работе указана тема занятия и планируемые результаты: базовые понятия и универсальные учебные действия...

Индивидуальный план обучения и результаты овладения программой на полугодие для детей с ОВЗ, находящихся на индивидуальном обучении

в работе указана тема занятия и планируемые результаты: базовые понятия и универсальные учебные действия...

Индивидуальный план обучения и результаты овладения программой на полугодие для детей с ОВЗ, находящихся на индивидуальном обучении

в работе указана тема занятия и планируемые результаты: базовые понятия и универсальные учебные действия...

Индивидуальный коррекционный маршрут (индивидуальный план работы) 1 год обучения

Индивидуальный план работы учителя- логопеда с  ребенком старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня....

Индивидуальный коррекционный маршрут (индивидуальный план работы) 2 год обучения.

Индивидуальный план работы учителя- логопеда с  ребенком старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня....

Индивидуальный план для работы с ребенком, с Синдромом Дауна. План составлен на весь учебный год. Материал составлен по лексическим темам, подоброны игры и упражнения.

Цель: Развивать понимание обращенной речи, навыков продуктивного взаимодействия, самообслуживание, расширение и активизация словарного запаса, развитие познавательной деятельности.МесяцЗадачиСодержани...