КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО РАЗВЛЕЧЕНИЯ С УЧАСТИЕМ РОДИТЕЛЕЙ по теме: «ПРАЗДНИК НАУМА – ГРАМОТНИКА»
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему

 Кошелева Татьяна Алексеевна
Знакомиться с русской стариной, жизнью и культурой предков,воспитывать эмоционально-целостное отношение и интерес к прошлому своего народа, активизировать творческие способности у детей с ОНР, воспитывать смелость, веру в собственные силы, учить преодолевать страх перед выступлением; привлечь родителей к совместной деятельности с ребёнком поможет Вам конспект данного логопедического развлечения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prazdnik_nauma.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО РАЗВЛЕЧЕНИЯ С УЧАСТИЕМ РОДИТЕЛЕЙ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР по теме: «ПРАЗДНИК НАУМА – ГРАМОТНИКА»

Подготовила и провела: учитель-логопед СП д/с «Гнёздышко» ГБОУ СОШ №1 г. Кинель Кошелева Т.А. 

Цель: развитие речи и активизация словаря детей  через знакомство с элементами народной культуры использование народного фольклора.

Задачи:

Образовательные:

  • закреплять и обобщать полученные знания и навыки;
  •  упражнять в составлении букв из элементов, выкладывании простых слов из знакомых букв;
  • автоматизировать поставленные звуки изолированно и в тексте;
  • развивать навыки самоконтроля за речью;
  • активизировать творческие способности, воспитывать смелость, веру в собственные силы, учить преодолевать страх перед выступлением.
    Коррекционно-развивающие:

—        развивать фонематический слух, слуховое и зрительное восприятие;

—        способствовать развитию логического мышления, учить понимать переносный смысл пословиц;

—        совершенствовать мелкую моторику рук.

Воспитательные: воспитывать эмоционально-целостное отношение и интерес к прошлому.

Предварительная работа: дети совместно с родителями делают иллюстрации к выбранной загадке; учат текст загадки наизусть, а также подбирают пословицы и поговорки на самостоятельно выбранную тему и оформляют свою страничку книги «Копилка народной мудрости».

Методы: практические, словесные, игровые, наглядные.

Приемы: сюрпризный момент, речевой образец, наводящие вопросы и подсказывающие советы, показ слайдов, загадывание загадок, рассказывание скороговорок, пословиц детьми и родителями, положительная оценка деятельности детей.

Оборудование: сундучок, грамота, слайды с изображением старинных букв и предметов быта (к загадкам), элементы букв, карточки с геометрическими фигурами, фломастеры, речевой материал, музыкальное сопровождение, грамоты детям и сладкие подарки.

Ход:

Логопед. Здравствуйте, ребята и родители. Сегодня мы продолжим знакомиться с русской стариной, жизнью и культурой предков. Наш праздник посвящен Дню Наума-грамотника. По народному календарю он отмечается 14 декабря. С этого дня детей начинали учить грамоте. В старину говорили: «Пришел Наум — наставил на ум».

Давайте попытаемся угадать, кто придет к нам сегодня в гости. Для этого отгадайте четыре загадки и сложите из первых букв ответов слово.

  Инструмент бывалый —

  Не большой, не малый.

  У него полно забот:

      Он и режет и стрижет

      У него есть два конца

      И конечно два кольца.(Ножницы.)

Он большой, как мяч футбольный,

Если спелый — все довольны.

Так приятен он на вкус! Что это за шар?.. (Арбуз.)

Две антенны на макушке,

А сама сидит в избушке,

На себе ее везет,

    Очень медленно ползет. (Улитка.)

С длинным хвостиком малышка.

Любит сыр и зерна ... (мышка ).

Какое слово получилось?

Дети. Наум!

Логопед. Правильно, к нам в гости пришел сам Наум-грамотник.

Под музыку входит Наум.

Наум. Здравствуйте, ребята. Я пришел к вам на праздник не просто так. Хочу посмотреть грамотно ли вы говорите, хорошо ли разгадываете загадки.

Ведущий - логопед:

Будем с вами мы играть,

Чтоб разумнее нам стать.

В гости к нам пришел

Наум навести детей на ум.

Логопед: А Наум-то с сундучком! Вот бы знать нам, что таится в сундучке старинном том!

Может, в нем таится клад

И сокровища лежат?

Наум

Гляньте: грамотка-то в нем!

Логопед: Мы сейчас ее прочтем. 

Дорогие ребята и уважаемые взрослые! Угадайте что это?

Гуляю по свету, жду ответа.

Найдешь ответ — меня и нет! (Загадка)

Это — загадка. Знаете ли вы, что загадки появились еще в Древней Руси много столетий тому назад. В старинных русских народных сказках разные мудреные загадки приходилось разгадывать Василисе Премудрой. В древнерусском языке слово «гадать» означало «думать, размышлять». Загадки помогали детям развивать ум, сообразитель-ность, воображение, память. Давайте попробуем и мы отгадать старинные загадки; отгадаете — на экране появятся картинки-отгадки. Родителей попросим нам помочь. 

Задание «Бабушкины загадки»:

Стоит толстячок,

Подбоченивши бочок,

Шипит и кипит,

Всем чай пить велит. (Самовар.)

На сковородку — ручейком, со сковородки—солнышком. (Блин.)

Маленькое, сдобное колесо съедобное. (Бублик.)

Стоит копытце,

Полно водицы. (Колодец.)

Стоит толстуха-деревянное брюхо, железный поясок. (Бочка.)

Маленько, кругленько, а за хвост не поднять. (Клубок.)

В доску спрячется бедняжка— чуть видна его фуражка. (Гвоздь.)

Логопед: Дедушка Наум, наши ребята тоже знают много загадок. Недавно у нас  проводится конкурс «На каждую загадку есть своя отгадка». Дорогие гости,  наши ребята подготовили для вас свои загадки и к ним рисунки с отгадками. Сейчас они их вам загадают. (дети загадывают загадки и показывают свои рисунки – отгадки).

Наум: Молодцы, ребята, хорошо знаете народные загадки. Я вот тоже приготовил для вас свои задания. Те дети, которые успешно справятся с заданиями, получат почетное звание «Грамотник». А в сундуке у меня есть буквы. Достаёт буквы.

Игры из сундука

Логопед: Дети, посмотрите, какие интересные и необычные буквы  у Наума. Такие буквы были в древние времена. А называли их совсем по-смешному: буква А называлась Аз, буква М Мыслете, буква З — Земля, буква Д — Добро и т.д.

Проводится слайдовый показ Азбуки.

Логопед: Тяжело было грамоте учиться, поэтому в  старину говорили:

        Аз, буки — бери указку в руки, фита, ижица — плётка ближится.

                 Аз, буки и веди страшат как медведи.

Сейчас буквы пишутся и читаются легко.

Логопед. Наум, наши дети уже знают буквы, некоторые умеют читать и писать их. 

Наум: Сейчас проверим. (Достаёт части букв) Проводится игра «Собери буквы».

Логопед:

Что такое, что случилось?

Наша азбука свалилась!

Больно вывихнула ножку

Прописная буква М,

Г — ударилась немножко

И рассыпалась совсем.

Потеряла буква Ю

Перекладину свою.

Очутившись на полу,

Поломала хвостик У.

Буква С совсем сомкнулась,

Превратилась в букву О,

Буква А, когда очнулась,

Не узнала никого.

Ребята, прошу вас помочь и починить буквы.

(Дети из элементов собирают буквы).

Логопед: Какие буквы у вас получились? (Дети называют)

Ведущий. Приглашаю вас повеселиться с дедушкой Наумом.

Добрый дедушка Наум,

Посмотри-ка ты на нас.

Догадайся, дед Наум,

Что покажем мы сейчас.

А покажет нам... (называет имя ребенка) букву... (называет любую букву).

Выбранный ребенок с помощью рук и ног показывает букву и рассказывает потешку о букве. Игра повторяется с несколькими детьми.

Наум:

Загляни скорей под крышку:

   Коли есть чуть-чуть умишка

   И смекалки хоть на грош,

   Буквы в слово соберешь.

Проводится игра с фигурами «Тайное слово».

 Наум: Я загадал слово. Вы должны отгадать мои загадки и написать  такую же букву в  нужную фигуру.

Какая последняя буква в слове УС?  Запишите эту букву в круг (вызывает по 1 ребёнку к каждой картинке)

Найдите гласную букву в слове МИР и запишите букву в квадрат.

Какая первая Буква в слове ЛОДКА, запишите эту букву в овал.

Первая буква в слове АРБУЗ, запишите эту букву в  треугольник.

 Какие слова у вас получились? (СИЛА, ЛИСА)

Игра со зрителями:

Логопед:  Ты видишь, Наум, что ребята у нас, действительно, умные и грамотные. А давайте проверим, как наши родители учились в школе. (Обращается к родителям.) Объясните, что такое:

  • пыльник — пылесос или легкий летний плащ;
  • весёлка  —  смешливая девчонка или лопатка для размешивания теста;
  • светёлка — лампа или небольшая комната;
  • книгочей — библиотекарь или любитель чтения;
  • оттопки — остатки от вытапливания каких либо жирных веществ или стоптанные башмаки;
  • вертун — ветряная мельница или вертлявый человек.

Логопед: А сейчас у нас Конкурс «Скороговорщиков»

Чтоб красиво говорить,

Скороговорки нужно произносить.

Кто правильно и четко их произнесет,

Тому и слава и почет!

Дети и родители  соревнуются в произнесении скороговорок.

Родителям предлагают вспомнить какие-нибудь скороговорки или повторить:

 На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.

Королева кавалеру подарила каравеллу. 

Во дворе-подворье погода размокропогодилась.

Все cкороговорки не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

Игра со зрителями: «Узнай пословицу по двум словам»

Труда — пруда (Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.);

Шило — мешок (Шила в мешке не утаишь.);

Кататься — возить (Любишь кататься — люби и саночки возить.);

Время — потехе (Делу время — потехе час);

Дело — мастер (Дело мастера боится.);

Дело — смело (Сделал дело — гуляй смело.).

Логопед: Наши ребята тоже знают много пословиц и поговорок. Вместе с родителями мы даже сделали книгу, которая называется «Копилка народной мудрости», куда собрали русские народные пословицы и поговорки на разные темы. Спасибо тем, кто потрудился.

(Показывает книгу и  предлагает детям рассказать пословицы)

Итог развлечения

Наум благодарит всех детей и гостей и награждает детей, принявших участие в конкурсах, грамотами. Все дети получают сладкие подарки от Наума.

Используемая литература:

Корж О.Н., Новикова Е.В. Использование загадок на занятиях в логопедической группе // Логопед. 2011. №10.

Сафонова Т.Д., Менжулина В.А., «Досуги и развлечения»  Журнал «Логопед» № 10, 2013

Фрид М.Е. «1000 и одна загадка». М., 1996.

Интернет ресурсы:

http://www.kakras.ru/interesn/skorogovorki.html

http://www.prosv.ru/ebooks/lib/2_Poslovici/3.html

http://www.mista.ru/pogovorki.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Антикян И. В. Конспект логопедического досуга с участием родителей для детей подготовительной к школе группы «ЗВЕЗДНЫЙ ЧАС»

Конспект логопедического досуга по мотивам телевизионной игры "Звездный час". Цель. Демонстрация родителям результатов работы по коррекции нарушений речи, закреплять речевые навыки, полученные детьми ...

Сценарий праздника "Наум - грамотник"

Развлечение для старшего возраста 5-7 лет....

Конспект логопедического досуга с участием родителей для детей подготовительной к школе группы «Звездный час»

Цель. Демонстрация родителям результатов работы по коррекции              нарушений речи, закреплять речевые навыки, полученные детьми ...

методическая разработка: конспект НОД для детей подготовительной к школе группы «Наум Грамотник».

Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы «Наум Грамотник».ОО: (социально-коммуникативное, речевое)Используемые технологии: игровая, ИКТ, арт-терапия, здоровьесбереж...

Конспект логопедического развлечения "Праздник красивой речи"

Конспект логопедического развлечения для детей с ТНР 5-6 лет...

Конспект логопедического развлечения по теме "Зима"

Формирование правильного звукопроизношения...