"Активизация речевых зон коры головного мозга посредством развития двигательной активности дошкольников"
консультация по логопедии на тему

Бельмескина Елена Владимировна

Доклад на методическом объединении логопедов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

Активизация речевых зон коры головного мозга посредством развития двигательной активности дошкольников.

Специальные обследования детей, имеющих речевую патологию, свидетельствуют о наличии у них особенностей в состоянии двигательной сферы. Это недостаточная координация сложных движений, неточность, моторная неловкость, отставание от заданного темпа выполнения движений, нарушение плавности и амплитуды выполняемых движений в упражнениях по показу и по словесной инструкции.

Экспериментально доказана зависимость развития речи детей от степени сформированности мелкой моторики пальцев рук. Исследования показали, что если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше возрастной нормы.

В специальной литературе описаны отдельные приемы работы по развитию мелкой моторики у детей с задержкой речевого развития,  стимулирующие речевое развитие путем тренировки движений пальцев рук, что является, по мнению М.М.Кольцовой, «мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга». Более того, этот автор считает, что исследования позволяют «отнести кисть руки к речевому аппарату, а двигательную проекционную область кисти руки считать еще одной речевой областью мозга».

Игры и упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев рук, предлагают использовать в системе коррекционной работы по преодолению речевой патологии в дошкольном возрасте многие авторы. Мелкую моторику пальцев рук, моторику артикуляционного аппарата гораздо эффективнее развивать параллельно с общей моторикой. Дети с недоразвитием речи нуждаются в специальных упражнениях для развития качеств общей моторики, улучшения координации движения и слова, выработки чувства ритма, преодоления моторной неловкости.

Пальцевые упражнения, ладонные игры, упражнения на релаксацию, упражнения с элементами психогимнастики, можно включать в занятия логопеда или воспитателя как физкультминутки. В зависимости от возраста и от темы занятия их можно проводить один-два раза по 2 — 3 мин. Условно все физкультминутки можно разделить на упражнения без речевого сопровождения и с речевым сопровождением.

Среди упражнений без речевого сопровождения выделяются движения, выполняемые стоя, сидя или лежа, упражнения с элементами йоги — гимнастики и психогимнастики. Проводятся они, как правило, на начальном этапе обучения с целью не только переключить детей на другой вид деятельности, но и организовать их внимание недисциплинарными методами, научить правильно и точно выполнять задания взрослых. Это могут быть задания на изображение отдельных эмоций с помощью мимики, жестов, пантомимы. Такие упражнения проводятся часто с музыкальным сопровождением. (Упражнение «Пропеллер»)

Упражнения на релаксацию проводятся на каждом этапе обучения. Они могут сопровождаться звучанием музыки. Детям предлагается, сидя на своем месте за столом, положить голову на стол (на руки) и закрыть глаза или лечь на спину на ковер, вытянуть руки вдоль туловища ладонями вниз, закрыть глаза и представить себя в том или ином месте, о котором ведь речь педагог.

Упражнения с речевым сопровождением можно условно подразделить на речевые игры фонетической и лексико-грамматической направленности, которые включаются соответственно в занятия по формированию звукопроизношения или лексико-грамматических категорий. Ладонные игры не являются пальцевыми в строгом смысле этого понимания. Они "ладонные". Они являются живым примером того, что и в обстановке веселого абсурда дети сами помогают себе, развивая внимание, чувство ритма, существуя в постоянном телесном и словесном контакте друг с другом — и между собой,  включая счет, звуко-буквенный анализ и др. («Летела корова»)

Упражнения с речевым сопровождением могут нести в себе целый комплекс коррекционных задач:

- снимать напряжение после изучения нового материала, когда требовалась максимальная концентрация произвольного внимания и памяти;

- развивать память, внимание, эмоции;

- содействовать развитию дыхания;

- закреплять произношение отдельных звуков речи;

- развивать просодическую сторону речи.

В текстах, используемых для проведения физкультминуток, присутствуют веселые, забавные, озорные образы, которые воздействуют на эмоции, вызывают положительные чувства, что в конечном итоге помогает более быстрому запоминанию движений, усвоению новых слов.

При проведении физкультминутки педагогу следует так выбрать место, чтобы каждый ребенок видел его лицо, глаза и рот и мог повторять за ним мимические движения и артикуляцию. Педагог, в свою очередь, должен хорошо видеть каждого ребенка, чтобы оценить качество выполнения движений, ритм, плавность, согласованность движений с речью.

Многолетние наблюдения позволяют сделать вывод, что дети дошкольного возраста, имеющие недоразвитие речи, в процессе коллективных игровых действий во время физкультминуток становятся более уверенными, моторно-активными, усваивают правила игр, которые затем переносят в самостоятельную игровую деятельность.

Физкультминутки предупреждают переутомление дошкольников, служат средством эмоциональной разрядки, снимают статическую нагрузку, раскрепощают моторику и речь детей, позволяют достичь наибольшего коррекционно-обучающего эффекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные подходы к оздоровлению детей в ДОУ как способ развития двигательной активности дошкольников.

Двигательная активность – один из главных механизмов, обеспечивающих полноценное развертывание генетической программы.Чем больше двигательных действий совершает ребенок, тем быстрее он развивает...

Влияние развития мелкой моторики на речевые зоны коры головного мозга

Взаимосвязь двигательных и речевых зон в коре головного мозга...

Формирование у детей и родителей привычки к здоровому образу жизни посредством развития двигательной активности.

Мы часто повторяем: «Движение – это жизнь». Но движение – это и огромная радость, которая появляется от удовлетворения естественной потребности человека в движениях, от познания окружающего мира, от с...

Опыт работы по теме "Нестандартное оборудование как средство развития двигательной активности дошкольников с отклонением в интеллектуальном развитии"

Нестандартное оборудование как средство развития двигательной активности дошкольников с отклонением в интеллектуальном развитии...

Консультация для родителей «Интеграция образовательных областей посредством развития двигательной активности»

Воспитание здоровой личности в самом широком смысле – основное требование модернизации системы образования. Развивая двигательное воображение на занятиях по физкультуре, мы одновременно решаем и ...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИБИРСКИХ БОРДОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ И РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ»

laquo;ИСПОЛЬЗОВАНИЕСИБИРСКИХ БОРДОВДЛЯ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ»...