Основные особенности воспитательно-образовательного процесса детей, с использованием инновационных методик.
статья по логопедии на тему

Плотникова Марина Николаевна

Данный материал повествует об использавании в логопедической группе нашего детского сада,  ряда современных развивающих инновационных технологий и авторских методик, которые показывают позитивную динамику с качественными, высокими результатами уровня речевой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_konkurs_st.docx28.69 КБ

Предварительный просмотр:

Основные особенности воспитательно-образовательного процесса детей, с использованием инновационных методик.

В нашем детском саду есть логопедическая группа с детьми, имеющих тяжелыми нарушениями речи (ОНР) Воспитатели и специалисты, работающие с речевыми детьми, помимо своей основной программы, используют ряд современных развивающих инновационных технологий и авторских методик, которые показывают позитивную динамику с качественными, высокими результатами уровня речевой деятельности, что закладывает хороший фундамент готовности ребенка к школе,

Технологии, используемые в работе с детьми:

Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду

         Наша  цель  этого метода  – становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и логопедической помощи.

Технология развивающего обучения (образовательная программа ДОУ).

Развивающее обучение - направление в теории и практике образования,  ориентирующееся на развитие физических, познавательных и нравственных способностей воспитанников обучающихся путём использования их потенциальных возможностей. Это мотивация на конкретное  действия, на познание, на новое.

Технология проектной деятельности

В воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт,  испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка. Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Это такие проекты как:

Творческие  прокты - « Дышим легко, говорим красиво, болеем мало»

- «Краски осени»; -«Мы –исследователи»; -«Зимующие птицы»; - «Дикие животные»; -«Перелетные птицы»; -«Олимпийские виды спорта».

Педагогические проекты - -«Как быть здоровым»; -«Развитие речи детей  старшего  дошкольного возраста через театрализованную  деятельность с использованием логоритмических упражнений Е.Железновой».

Технология исследовательской деятельности

Исследовательскую деятельность мы рассматриваем как особый вид интеллектуально-творческой деятельности в работе с детьми ОНР, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения.

 Для исследовательской деятельности мы выбираем доступные и интересные детям старшего дошкольного возраста типы исследования:

•        опыты (экспериментирование) — освоение причинно-следственных связей и отношений;

•        коллекционирование (классификационная работа) — освоение родовидовых отношений;

•        путешествие по карте — освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира);

•         путешествие по «реке времени» — освоение временных отношений (представления об историческом времени — от прошлого к настоящему).

С детьми были проведены детско-родительские проекты:

- «Мы – метеорологи»; «Жидкое, твердое, газообразное»; «Животные севера и их условия жизни».

Информационые технологии в работе с детьми ОНР

          1. Подбор иллюстративного материала к НОД и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, Интернет; принтер, презентация).

2. Подбор дополнительного познавательного материала к НОД, знакомство со   сценариями праздников и других мероприятий.

3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.

4. Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.

5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных деятельности с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

6. Использование мультимедийных средств коррекции и развития.

7. «Игры для Тигры»

В коррекционной работе нашей группы  получили широкое распространение нетрадиционные методы коррекционного воздействия: фито, арома,         лито, хромо, имаго, музыко, песко, су-джок терапия и др. виды терапий. Применение данных методов коррекции мы не  рассматриваем изолированно, их использование служит для создания благоприятного эмоционального фона, что, в конечном итоге, улучшает эффективность коррекционного воздействия.

Имаготерапию - используем при: нарушениях поведения; страхах; нарушении коммуникативной сферы. Известно, что дети с удовольствием слушают сказки. Они грустят и радуются вместе с их героями, с интересом следят за сюжетом, эмоционально реагируют на неожиданные повороты во взаимоотношениях персонажей. Это и натолкнуло нас на мысль создать цикл логопедических сказок, которые оказывают существенную помощь в работе с нашими подопечными – детьми, испытывающими те или иные трудности в речевом развитии. Ее мы используем достаточно широко: учителем-логопедам – на этапе автоматизации и дифференциации звуков; родителям – для домашней работы с детьми, посещающими логопедические занятия. Каждая сказка нацелена на отработку определенного звука или группы звуков; чтение сказок, беседу по их содержанию и выполнение заданий целесообразно сопровождать пальчиковым театром (куклы можно вырезать из плотной бумаги, сшить, вылепить из пластилина, причем лучше, если дети изготовят их сами).

Ароматерапию и Фитотерапию  мы применяем особенно при разных формах дизартрии и неврозоподобном заикании. Запахи способны управлять настроением, повышать  работоспособность, уверенность в себе. Ароматы также воздействуют и на концентрацию внимания, а у детей – логопатов оно крайне неустойчивое.

Использование музыкотерапии при речевых патологиях оказалось оправданным и очень перспективным за счет мощного воздействия музыки на эмоциональную сферу ребенка. Наиболее важным в коррекционной работе для детей является тренировка наблюдательности и развития чувства ритма, темпа и времени, мыслительных способностей и фантазии, вербальных и невербальных коммуникативных навыков, воспитание волевых качеств, выдержки и способности сдерживать аффекты, развитие общей, тонкой, мимической, артикуляционной моторики.

Применения хромотерапии  в коррекционной работе помогает нам успешно решить ряд таких задач: нормализовать мышечный тонус; нейтрализовать негативное состояние; изменяя цвет во время индивидуальных коррекционных занятий (на светильник, накинув, шифон определенного цвета) можно благотворно действовать на нервную систему ребёнка. Кроме того, интерьер групповой помещения логопедической группы выдержан в персиковых, абрикосовых тонах. Это связано с тем, что абрикосовый, персиковый тон способствует позитивному самоощущению, открытости, восстанавливает нервные затраты. А светло-зеленый цвет создает легкую и радостную атмосферу, что способствует развитию познавательных способностей у детей. В зеленых тонах выполнен кабинет и учителя-логопеда. Это вызывает у ребенка желание идти на индивидуальные коррекционно-развивающие занятия.      

  Су-джок терапия является достижением восточной медицины, значение которой научно и практически доказано уже достаточно давно. На занятиях   с помощью мячей – ёжиков, шариков, шишек мы с детьми массируем пальцы рук, сопровождая это чтением скороговорок,  стихотворений, даже пением ,что оказывает лечебное и профилактическое воздействие на речевые зоны коры головного мозга и положительно сказывается на исправлении речи детей.  Таким образом, стимуляция систем соответствия речевых зон по су-джоку выявляет явные преимущества: сокращаются сроки коррекционной работы, повышается качество работы, снижаются энергетических затраты.

Пескотерапия- игры с песком – это стабилизация эмоционального, т.е. психофизического состояния. Использование игр и игровых упражнений в логопедической работе весьма эффективно. Погружение обеих рук в песок снимает мускульное, психоэмоциональное напряжение ребенка, развивает тактильную чувствительность и мелкую моторику рук. Эти игры способствуют развитию речи, внимания, памяти и являются прекрасным средством для профилактики и коррекции. Кроме того, движения рук ребенка в песке снимают судороги, тормозят фиксацию на своей речи, так как ребенок увлечен действием и игрой, а песок обладает релаксационным  действием. Через эти игры идет подготовка ребенка к овладению навыками письма, пространственных представлений. У ребенка формируются нравственные формы поведения, обогащается опыт общения.

Авторские методики, применяемы с  детьми ОВЗ .

1.Методика Джорджа Кюизенера  «Палочки Кюизенера»

Счётные  палочки Кюизенера  являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет "через руки" ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и многое другое. Набор способствует развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей.

На начальном этапе занятий  палочки Кюизенера мы используем как игровой  материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу игр и занятий, знакомясь с цветами, размерами и формами. На втором этапе  палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий. 

2. Методика Николая Зайцева. Все обучение и запоминание происходит как бы само собой, без особенных усилий.  Дети могут очень легко и быстро учиться читать, при этом читают бегло, без запинок, без излишних трудозатрат. При этом занимаются они обычно с большим интересом и удовольствием. Данная методика вырабатывает определенные навыки грамотного письма. Кроме того, развивает органы чувств малышей, и тренирует глазные мышцы. Это обусловлено тем, что таблицы расположены в разных местах помещения, они довольно крупные и требуют при работе активного движения глаз. Также занятия с ними являются прекрасной профилактикой развития сколиоза и других болезней позвоночника. А песенки и по-разному звенящие кубики при этом развивают музыкальный слух и чувство ритма. Методика дает хорошие результаты с детьми имеющие диагнозы ОНР, ЗПР, алалия, аутизм, а также  подходит для слабовидящих, слабослышащих детей, для детей и взрослых, для которых русский язык не является родным.

3.Методика Марии Монтессори . Данная методика также направлена прежде всего  на плохоговорящих детей. Целью методики является воспитание целеустремленного, образованного и свободомыслящего человека, уважающего мнение других и отвечающего за свои поступки. Ребенку предоставляется отличная возможность быть самим собой и выбирать: чем и когда он будет заниматься! Создаются условия для развития его индивидуальности, творческого таланта и умственного потенциала. Многие пособия и игры Монтессори сделаны  своими руками и используются для самостоятельных занятий. Они призваны стимулировать все чувства: обоняния, слуха, зрения и т.д. Поэтому они, как правило, очень яркие, красивые, оригинальной формы, а так же экологически чистые, сделаны преимущественно из дерева, металла, лозы и ткани. Наша группа условно назделена на 5 зон. Зона бытовой (практической) жизни. Здесь дети приобретают опыт выполнения домашней работы и самообслуживания: стирают вещи, утюжат настоящим горячим утюгом, чистят обувь кремом для обуви, нарезают фрукты или овощи ножом.

Зона сенсорного развития оборудована материалами и предметами, которые малыш определяет по определенным признакам, развивая обоняние, тактильные ощущения, зрение, слух. Зона развития математических способностей и познания основ математики оборудована предметами и материалами, помогающими освоить счет, выучить математические символы и т.д. В зоне познания языка малыш учиться читать и писать. И, наконец, космическая зона – это зона, в которой дети познает все об окружающем мире, о культуре и традициях того или иного народа, о загадках природы и природных явлениях, а так же о нашей планете и вселенной.

Систематическое применение предлагаемых методов оказывает стимулирующее влияние на развитие речи детей. Анализ эффективности развития речи детей при использовании нетрадиционных методов в коррекционно-развивающей работе дает положительную динамику. По итогам обследования можно отметить, что у дошкольников лучше развиты речевые и творческие способности, улучшено психоэмоциональное состояние детей, повышен уровень учебной мотивации. Такие методики, применяемые с детьми ОВЗ в нашей работе дают 85% высокого уровня  речевого развития. Опыты коррекционной работы нашего дошкольного учреждения обобщены на педагогических семинарах и мастер-классах, представлены на родительских гостиных здоровья и логопедических гостиных, распространены в виде практического материала среди педагогов нашего детского сада. Педагоги, работающие с детьми ОВЗ, творческие личности, применяя все методики и технологии  видят важность их применения  в работе, потому как они позволяют решить стратегическую задачу российского образования – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДИК В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

Основа концепции учреждения – воспитательно-образовательная работа с учетом индивидуальных  особенностей и возможностей каждого ребенка, в том числе и детей, имеющих особенности в развитии, с цел...

ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДЕТЕЙ ГРУПП КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДЕТЕЙГРУПП КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ...

Педагогический совет «Особенности воспитательно-образовательного процесса детей раннего возраста в условиях дошкольного учреждения в соответствии с ФГОС»

Педагогический совет в форме круглого стола по теме «Особенности воспитательно-образовательного процесса детей раннего возраста в условиях дошкольного учреждения в соответствии с ФГОС»...

Родительское собрание «Особенности воспитательно-образовательного процесса старшего дошкольного возраста»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №53»   Родительское собрание«Особенности воспитательно-образовательного процесса старшего до...

«Использование инновационных методик песочной терапии, в процессе коррекции эмоциональной сферы детей с РАС»

laquo;Самая лучшая игрушка для детей — куча песка»К.Д. Ушинский.            Современные дети живут в условиях многочисленных огранич...

Презентация к родительскому собранию "Особенности воспитательно -образовательного процесса с детьми 4-5 лет." 2018 год

ссылка на презентацию https://disk.yandex.ru/d/1Ly_--7vviJhfQМы позаботимся о том, чтобы ваш ребенок сталсамостоятельным, общительным, любознательным,всесторонне развитым....

Особенности воспитательно-образовательного процесса детей раннего возраста в условиях дошкольного учреждения в период адаптации в соответствии с ФГОС.

Особенности воспитательно-образовательного процесса детей раннего возраста в условиях дошкольного учреждения в период адаптации в соответствии с ФГОС. Прибытие ребёнка в дошкольную организацию со...