Картотека упражнений для автоматизации поставленных звуков
методическая разработка по логопедии на тему

Силина Александра Анатольевна

Предварительный просмотр:

раздел  IV

АВТОМАТИЗАЦИЯ

 

СОНОРНЫХ

 

ЗВУКОВ

[Л] – [Л']

л

ЗВУК [Л]. (№1)

1. Артикуляционная гимнастика для звука Л.

Для того, чтобы ребенок правильно произнес звук Л, напомните ему правильное
положение артикуляционного аппарата:

кончик языка поднят и соприкасается с передней частью нёба (альвеолами), с включением голоса остаётся неподвижным; по бокам языка образуется щель, через которую проходит воздух; губы открыты; зубы разомкнуты;

 (форма языка напоминает седло); голосовые связки  напряжены, сближены, вибрируют, давая голос.

2. «Мышеловка»

Зубки – это мышеловка, а язычок – мышка. Мышонок не успел убежать, и мышеловка поймала его за самый кончик хвостика (слегка прикусить кончик языка);

Тянуть звук Ы-ы-ы и отпустить язычок – получается слог Л-л-л-ы-ы-ы….

ЗВУК [Л]. (№2)

1. Артикуляционная гимнастика для звука Л.

2. Изолированное произнесение звука Л – «Мышеловка»

3. «Самолёт» — произноси длительно звук Л, используя игрушку или имитирующие самолёт движения руки.

4. Загибай пальчики по одному и произноси каждому пальчику звук Л-л-ы-ы….

5. Автоматизация звука Л в слогах.

ла - ло - лу – лы          ло - лу - ла - лы
лу - лы - лы - ло          лы - лу - ло - ла
ла - лы - лу – ло          лы - ла - ло - лу

ал - ол - ул – ыл          ял - ёл - юл - ил - ел
ал - ял - ол - ёл

6. Произносить (читать) слова.

Ла: лаз, лак, лапа, юла, зола, вела, дела, жила, мала, пила, лавка, лампа, кулак, калач, салат, халат, скала, водолаз, палатка, булавка, ласточка, ландыш, Мила, жила, пела, мыла, дула, бегала, видела, обидела, одела, школа, лапша, ела, лавина, писала, читала, кидала, носила, водила, возила.

Ло: лоб, лом, лось, лодка, ложка, локоть, лошадь, чулок, болото, калоши, колодец, Володя, голодный, холодный, поломка.

ЗВУК [Л]. (№3)

1. Артикуляционная гимнастика для звука Л.

2. Изолированное произнесение звука Л – «Мышеловка»

3. «Самолёт» — произноси длительно звук Л, используя игрушку или имитирующие самолёт движения руки.

4. Автоматизация звука [Л] в слогах

(повтори слоги, чётко проговаривая звук)

Ла-ло-лу          ло-лу-лы         лы-ло-лэ

Ла-лы-лэ          лу-ло-ла         лэ-ла-ло

Ло-ла-лы          лу-лы-ло        лэ-ла-ло

Ал-ол-ул          ул-эл-ал          эл-ал-ол

Ол-ал-ул          ыл-ул-ол         эл-ул-ыл

Ол-ул-эл          ыл-эл-ол          эл-ыл-ал

5. Автоматизация звука [Л] в словах

(повтори слоги, чётко проговаривая звук)

Ла: лаз, лак, лапа, юла, зола, вела, дела, жила, мала, пила, лавка, лампа, кулак, калач, салат, халат, скала, водолаз, палатка, булавка, ласточка, ландыш, Мила, жила, пела, мыла, дула, бегала, видела, обидела, одела, школа, лапша, ела, лавина, писала, читала, кидала, носила, водила, возила.

6. Посчитай слова от 1 до 5 и обратно.

Пример: одна ладонь, две ладони, три ладони, четыре... и т.д.

Ладонь, лопата, лукошко.

ЗВУК [Л]. (№4)

1. Артикуляционная гимнастика для звука Л.

2. Изолированное произнесение звука Л – «Мышеловка»

3. «Самолёт» — произноси длительно звук Л, используя игрушку или имитирующие самолёт движения руки.

4. Автоматизация звука [Л] в слогах (повтори слоги, чётко проговаривая звук)

Ала-оло-улу       улу-оло-ала         ылы-элэ-улу

Ала-элэ-ылы      улу-ылы-ала        элэ-ала-оло

Оло-ала-ылы      ылы-элэ-оло        элэ-оло-улу

Лва-лво-лву-лвы        

Дла-дло-длу-длы        

Кла-кло-клу-клы

Лна-лно-лну-лны      

Мла-мло-млу-млы      

Лта-лто-лту-лты

5. Проговори предложения.

На лужайке много ландышей. На лугу пасутся лошади. Луша покупает лото. Ловушки ставят ловить мышей. Лыжник бежит по лыжне. Лавина ломает дома.

6. Изменяй предложения.

Я ем лапшу. Ты... Он... Она... Мы... Вы... Они... Я копаю лопатой. Я бегаю по лугу, как лошадка. Я не ломаю лыжи.

ЗВУК [Л]. (№5)

1. Артикуляционная гимнастика для звука Л.

2. Изолированное произнесение звука Л – «Мышеловка»

3. «Самолёт» — произноси длительно звук Л, используя игрушку или имитирующие самолёт движения руки.

4. Автоматизация звука [Л] в слогах

(повтори слоги, чётко проговаривая звук)

Лва-лво-лву-лвы         Дла-дло-длу-длы        

Кла-кло-клу-клы         Лна-лно-лну-лны      

Мла-мло-млу-млы       Лта-лто-лту-лты

5. Автоматизация звука [Л] в словосочетании (повтори словосочетания, четко проговаривая звук [Л])

Весёлый малыш. Луч солнца. Платье с воланами. Гладкий лоб. Лыжная палка. Плывущая лодка. Глубокая лужа. Метла под столом. Плыть на плоту. Глупая улыбка Молочная лапша. Полная луна. Голубые волны. Нейлоновый плащ. Сломанная вилка. Кислое молоко. Оловянная ложка. Холодное молоко

ЗВУК [Л]. (№6)

1. Артикуляционная гимнастика для звука Л.

2. Изолированное произнесение звука Л – «Мышеловка»

3. «Самолёт» — произноси длительно звук Л, используя игрушку или имитирующие самолёт движения руки.

4. Автоматизация звука [Л] в предложении (повтори предложения, четко проговаривая звук)

Алла пила молоко. Лопата стоит у стола.  В кладовой лук и салат. Мама купила голубое платье. Володя удил плотву с плота. На ёлке сидит белка. Врач надел белый халат. На клумбе растут гладиолусы. Дедушка поехал на вокзал. На лужайке много лопухов.

5. Проговори чистоговорки, доскажи слова в рифму.

Ла-ла-ла, жужжит и мёд несёт ...

Ла-ла-ла, как у тебя идут ...?

Ло-ло-ло, зимой от снега всё ...

Ло-ло-ло, поля все снегом ...

Лу-лу-лу, все танцуют на ...

Лы-лы-лы, в кухне вымою ...

Слова: пчела, дела, бело, замело, балу, полы.

ЗВУК [Л]. (№7)

1. Артикуляционная гимнастика для звука Л.

2. Изолированное произнесение звука Л – «Мышеловка»

3. «Самолёт» — произноси длительно звук Л, используя игрушку или имитирующие самолёт движения руки.

4. Автоматизация звука [Л] в словах

(повтори слоги, чётко проговаривая звук)

Ло: лоб, лом, лось, лодка, ложка, локоть, лошадь, чулок, болото, калоши, колодец, Володя, голодный, холодный, поломка.
Лу, лы: лук, луч, лужа, Луша, лунка, юлу, золу, пилу, тулуп, белуга, шалун, луковица, лыко, лыжи, волы, столы, малыш, полынь, улыбка, лыжник, булыжник, Лука, луна, лужок, лужайка, лукошко, голубь, желудь, палуба, голубцы, получать, вилы, алый, белый, вялый, милый, целый, смелый, спелый, унылый, пчелы, бокалы, каналы, пеналы, обвалы, вокзалы, каникулы, малыши, полыхает.

5. Проговори чистоговорки, доскажи слова в рифму.

Ла-ла-ла, жужжит и мёд несёт ...

Ла-ла-ла, как у тебя идут ...?

Ло-ло-ло, зимой от снега всё ...

Ло-ло-ло, поля все снегом ...

Лу-лу-лу, все танцуют на ...

Лы-лы-лы, в кухне вымою ...

ЗВУК [Л]. (№8)

1. Артикуляционная гимнастика для звука Л.

2. Изолированное произнесение звука Л – «Мышеловка»

3. «Самолёт» — произноси длительно звук Л, используя игрушку или имитирующие самолёт движения руки.

4. Автоматизация звука [Л] в словах

(повтори слоги, чётко проговаривая звук)

Ал: бал, вал, дал, жал, зал, мал, галка, палка, скалка, фиалка, спал, упал, устал, бокал, канал, копал, писал, пенал, обвал, вокзал, стучал, металл, галстук, алмаз, алфавит, халва, маршал, шалфей, балкон, выдал, выпал, падал, капал, сыпал, топал, щупл, выгнал.
Ол: вол, гол, кол, пол, стол, долг, волк, холм, долго, полка, полный, молния, полдень, укол, чехол, щегол, футбол.
Ул: гул, дул, стул, аул, булка, гулко, подул, обулся, зевнул, тянул, уснул, шепнул, качнул, ущипнул, вынул, кинул, сунул, выгнул, дунул, стукнул, мускул, чулки, вулкан.
Ыл: ныл, был, выл, мыл, мылся, забыл, завыл, пылкий, бутылка.
5. Изменяй предложения.

Я звоню Володе. Ты... Он... Она... Мы... Вы... Они... Я буду пилотом. Я починю поломанную юлу. Я ем луковый салат.

ЗВУК [Л]. (№9)

1. Артикуляционная гимнастика для звука Л.

2. Изолированное произнесение звука Л – «Мышеловка»

3. «Самолёт» — произноси длительно звук Л, используя игрушку или имитирующие самолёт движения руки.

4. Автоматизация звука [Л] в словах

(повтори слоги, чётко проговаривая звук)

Ял: мял, снял, взял, паял, унял, стоял, гонял, завял, занял, менял, понял, поднял, боялся, смеялся, веял, сеял, таял, веялка, сеялка.
Ёл: вел, шел, шелк, елка, телка, челка, пчелка, осел, козел, котел, новосел, щелкать, метелка.
Ел: ел, мел, пел, сел, одел, умел, гудел, висел, успел, хотел, сидел, шипел, шумел, свистел, белка, мелко, узел, видел, вывел, вышел, обидел, ненавидел, Павел, дятел, пепел.
Ил: бил, мил, Нил, поил, Михаил, забил, водил, возил, косил, купил, носил, учил, садил, гостил, тащил, вилка, жилка, пилка, поилка, косилка, носилки, выучил, выбил, выпил, высадил, вытащил, выпустил, выскочил.

ЗВУК [Л]. (№10)

1. Артикуляционная гимнастика для звука Л.

2. Изолированное произнесение звука Л – «Мышеловка»

3. «Самолёт» — произноси длительно звук Л, используя игрушку или имитирующие самолёт движения руки.

4. Автоматизация звука [Л] в словах

(повтори слоги, чётко проговаривая звук)

"Трудные" слова с двумя звуками л:
лаял, плыл, колол, полол, послал, молол, делал, лакал, лазил, ласкал, гладил, плавал, наладил, ослабел, ловил, ломал, глотал, баловал, колокол, колотил, молотил, доложил, положил, целовал, лопнул, слушал, служил, слышал, получил, улыбался.

Слова со стечением согласных:
благодарить, глаза, гладкий, сожгла, злак, Клава, класс, кладовая, пламя, плавать, пластинка, пластмасса, заплатка, платок, Слава, сладкий, слабый, слазить, выслать, флаг, флакон, шла, вышла, блок, глобус, клок, плот, пломба, площадь, слон, весло, слово, сложный, флот, хлопать, хлопок, блузка, каблук, глупый, клуб, клумба, клубок, клубника, плуг, слух, слушать, случай, служить, заслуга, глыбы, злы, клыки, плыть, слышать, котлы, хлыст.

ЗВУК [Л]. (№11)

1. Артикуляционная гимнастика для звука Л.

2. Изолированное произнесение звука Л – «Мышеловка»

3. Автоматизация звука [Л] в предложениях

(повтори слоги, чётко проговаривая звук)

Дятел долбил клювом и долбил кору. Не клади в салат много лука. Павел сел за стол. Клава ставила бутылку на полку. Папа повязал шёлковый галстук. Клубок упал с лавки. Тётя алла мыла пол. Лара купила куклу. У милы гладкие волосы. 

4. Повтори предложения, поиграй в игру «Исправь взрослого». Лавка мала.        

У дяди Володи была лодка.

Лыжи малы.        

У мамы на халате была булавка.

Шалун ушиб лоб.        

Лайка ласкается к Володе.

У дома была лужа.        

У деда была лысая голова.

Лавка стоит у стола.        

Надо помочь голодной ласточке.

Володя унёс колун.        

Лохматый пёс ловит пчелу.

ЗВУК [Л]. (№12)

1. Артикуляционная гимнастика для звука Л.

2. Изолированное произнесение звука Л – «Мышеловка»

3. Автоматизация звука [Л] в предложениях «Запомни и правильно повтори»

Володя плавал.

Володя долго плавал.

Володя долго плавал на лодке.

Володя долго плавал на лодке и на плоту.

Луша ела. Луша ела салат.

Луша ела сладкий салат.

Луша ела ложкой сладкий салат.

4. Повтори предложения, поиграй в игру «Исправь взрослого». Лавка мала.        

У дяди Володи была лодка.

Лыжи малы.        

У мамы на халате была булавка.

Шалун ушиб лоб.        

Лайка ласкается к Володе.

У дома была лужа.        

У деда была лысая голова.

Лавка стоит у стола.        

Надо помочь голодной ласточке.

Володя унёс колун.        Лохматый пёс ловит пчелу.

л

ЗВУК [Л']. (№13)

1. Артикуляционная гимнастика для звука Л'.

Для того, чтобы ребенок правильно произнес звук Л', напомните ему правильное
положение артикуляционного аппарата:

мягкий звук л' отличается по артикуляции от твердого следующим: губы растянуты в стороны, как при улыбке, кончик языка поднят несколько выше и упирается в альвеолы, средняя и задняя части спинки языка подняты и продвинуты вперед к концу твердого и началу мягкого нёба, что и дает смягчение.

2. «Колокольчик» — произносить отрывисто короткие звуки (Ль-ль-ль...).

ЗВУК [Л']. (№14)

1. Артикуляционная гимнастика для звука Л'.

2. «Колокольчик» — произносить отрывисто короткие звуки (Ль-ль-ль...).

3. Повтори слоги.

ля-ли       ля-ли-ле

ле-лё       лю-ля-ли

лю-ля      лё-ле-лю

лё-ли       ли-лю-лё

ли-ле       лё-ли-ля

4. Повтори слова.

Липа, лев, лёд, люк, линь, лес, лён, люди, Лида, лето, Лёва, лютик, ливень, лебедь, Лёша, Люда, лифт, лента, лётчик, лямка, лиса, ленивый, любовь, лицо, лесник, любить, лимон, ледник, любимец

5. Посчитай слова от 1 до 5, загибая при этом пальцы на руке.

Пример: один люк, два люка, три люка и т. д.

Люк, лимон, лебедь, лётчик

6. Поиграй в игру «Один — много».

лист —…; лиана —…; лиса — …; лещ — …; лес — …; лента —…; лесенка —…; лётчик—…; лямка—…; лесник—…; лепёшка—…; лебедь—….

ЗВУК [Л']. (№15)

1. Артикуляционная гимнастика для звука Л'.

2. «Колокольчик» — произносить отрывисто короткие звуки (Ль-ль-ль...).

3. Повтори слоги.

лю-ля-ли            аля-ля-аля

али-или               лё-ле-ля

олё-лё-олё          олё-улю

ле-лю-ле             улю-лю-улю

эле-аля                ля-ли-ле

или-ли-или        или-оле

ли-лё-лю            эле-улю-эле

4. Повтори, прочитай слова.

Налим, билет, полёт, салют, малина, олень, самолёт, малютка, улитка, колено, пелёнка, поляна, калитка, полено, селёдка, гуляш, долина, железо, уголёк, солянка, Полина, тюлень, мотылёк, коляска, улица, поле, полюс, Оля, Толя, пеликан, улей, челюсть, Коля, Галя, великан, колесо, пуля, Валя, Уля, нолик, оленёнок, неделя, Поля, воля

5. Придумай продолжение предложения.

Пример: Он лежит на ... кровати.

Он лежит на .... Она летит на…. Он лежит в.... Она летит над…. Он лежит под .... Она летит в.... Он лежит с.... Она летит из…. Он лежит за.... Она летит с....

ЗВУК [Л']. (№16)

1. Артикуляционная гимнастика для звука Л'.

2. «Колокольчик» — произносить отрывисто короткие звуки (Ль-ль-ль...).

3. Повтори вслух только слова со звуком ль.

Лес, вода, куст, лимон, монета, дым, лето, снег, лента, лепешка, люк, люди, лист, кубик, аптека, нос, кино, лифт, ливень, ботинок

4. Повтори предложения.

У Лены лепёшка. В лесу много лип. У Любы в косе лента. У лифта стоит лифтёр. Летом часто идут ливни. Листья летят, как лебеди. Лёня любит лимонад. Лёша лежит на лежанке. Лиза и Люда сидят под липой. Лебеди летят высоко над лесом.

5. Изменяй предложения. Пример: Я буду лётчиком.

Ты будешь лётчиком. Он будет лётчиком. Она будет лётчиком. Мы будем лётчиками. Вы будете лётчиком. Они будут лётчиками.

Я покупаю ленты. Ты... Он... Она... Мы... Вы... Они. Я пью лимонад…. Я еду на лифте. …Я ем липовый мёд…. Я несу листик из леса…. Я лежу, как ленивый кот.

6. Замени первый звук в слове на звук ль. Какое новое слово получилось? Пример: мёд — лёд

зев —…; весть —…; пень —…; вес —…; метать —…; печь —…; тюк —…; песок —…; вещь —…; бить —…; киски —…; бивень —….

ЗВУК [Л']. (№17)

1. Артикуляционная гимнастика для звука Л'.

2. «Колокольчик» — произносить отрывисто короткие звуки (Ль-ль-ль...).

3. Прочитай, повтори слова-родственники. Придумай с каждым словом предложение.

Пример: лес — Лес осенью очень красивый.

ЛЕС                        ЛИС                   ЛИСТ

ЛЕСок               ЛИСа                 ЛИСТик

ЛЕСочек           ЛИСица             ЛИСТочек

ЛЕСной              ЛИСичка           ЛИСТва

ЛЕСник             ЛИСёнок           ЛИСТвенный

ЛЕСничий          ЛИСий              ЛИСТать

4. Закончи предложение словом со звуком ль.

В чай кладут кислый .... В лесу живёт хитрая рыжая .... На деревьях весной распускаются .... Грибы растут в .... Самолётом управляет.... Осенью с деревьев падают .... Зимой замерзает вода и получается .... У лисы родились.... Лесник охраняет.... На десятый этаж удобнее подняться на .... (Слова: лимон, лиса, листочки, лесу, лётчик, листья, лёд, лисята, лес, лифте)

5. Повтори, прочитай слова — родственники. Придумай с каждым словом предложение.

Пример: летать — Лебедь умеет летать, а страус не умеет.

ЗВУК [Л']. (№18)

1. Артикуляционная гимнастика для звука Л'.

2. «Колокольчик» — произносить отрывисто короткие звуки (Ль-ль-ль...).

3. Повтори предложения.

В поле цветёт лён. Лиза поливает лимон. Люди охотились на лис. Дети попали под ливень. На столе лежат лепёшки. Листья у липы уже опали. В зале не зажигали свет. Вдали показались поляны. На тополях появились листочки. Шумели липы, осыпали колючий снег. Дети сидели под тополем и ели малину. Летом дети ходили в лес за малиной. В коляске катали маленькую Полину. Лёва и Алёша видели полёт самолёта. На коленях у Лены сидели маленькие котята. Они жили на одной улице, учились в одной школе.

4. Изменяй предложения.

Я поливаю малину. Ты... Он... Она. Я солю солянку. Я болею всю неделю. Я полечу на самолёте над лесом.

5. Назови детей ласково.

Люда — Людочка; Коля  — ...; Илья — ...; Лена — ...;Оля  — ...; Алиса — ...; Лёня — ...; Галя — ...; Олег— ...; Лина — ...; Толя   — ...; Лёва — ...; Лиза — ...; Валя  — ...;         Полина— ...; Люба — ...; Лёша — ...; Алёна — ...

ЗВУК [Л']. (№19)

1. Артикуляционная гимнастика для звука Л'.

2. «Колокольчик» — произносить отрывисто короткие звуки (Ль-ль-ль...).

3. Прочитай потешки.

Ля-ля-ля, мы бегали в поля. Ли-ли-ли, в полях летают шмели. Ля-ля-ля, поймали мы шмеля. Ле-ле-ле, мы заботились о шмеле.

4. Повтори скороговорку.

Листопад, листопад, опустели лес и сад.

5. Ответь на вопросы полным ответом (целым предложением).

Пример: Что болит у Толи? — У Толи болит колено.

Что летит над лесом? Кто улетает на юг осенью? Кто летает в поле? Кто лежит в коляске? Что надо посолить? Что пилит папа? Кто гуляет на полянке? Кто сидит на листике?

6. Произнеси потешки.

Аль-аль-аль, весной цветёт миндаль. Оль-оль-оль, на ноге у Пети мозоль. Уль-уль-уль, вода бежит: буль-буль. Иль-иль-иль, я зажёг у свечки фитиль. Ель-ель-ель, весной капает капель. Ыль-ыль-ыль, надо выбить пыль.

7. «Один — много».

— педали; деталь — костыль — мозоль — омуль — медаль — учитель — читатель —

ЗВУК [Л']. (№20)

1. Артикуляционная гимнастика для звука Л'.

2. «Колокольчик» — произносить отрывисто короткие звуки (Ль-ль-ль...).

Мама вешает тюль. У бабушки шаль. Вова пьёт кисель. Пудель не ест фасоль.

3. Замени последний звук в слове на Ль. Какое новое слово получилось?

Пример: дам —даль;

бок — нос — сок — цепь — мех — кисет — июнь —шар — жар — бор — стар — мор — собор — топор —

4. Продолжи предложение по примеру.

Пример: Алёша часто мечтает, он мечтатель. Олег Иванович учит детей в школе, он ... . Коля любит читать книги, он ... . Папа Лены водит машину, он ... . Леонид спасает утопающих, он ... . Ипполит пишет книги, он ... . Лев Иванович воспитывает детей, он ... . Елена Семёновна издаёт книги, она .... Лёня победил в игре, он ... . Толя покупает книжку в магазине, он ... . (Слова: учитель, читатель, спасатель, писатель, воспитатель, издатель, победитель, покупатель)

5. Изменяй предложения.

Я пью кисель. Ты... Он... Она... Мы... Вы... Они. Я попаду в цель…. Мне дали медаль…. На полке лежит шаль….



Предварительный просмотр:

раздел  III

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ

 

СВИСТЯЩИХ И ШИПЯЩИХ

 

ЗВУКОВ

 

[С] – [Ш], [З] – [Ж]

ЗВУКИ С - Ш. (№1)

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Произносить звуки:

[С]  – язычок внизу, губы улыбаются

[Ш] – язычок вверху, губы округлены

3. Повторять цепочки слогов:

ша-са       са- ша

шо-со      со- шо

шу-су      су- шу

ши-сы      сы- ши

аш-ас       ош-ос

уш-ус       ыш-ыс

яш-яс       иш-ис

ас- аш      ос- ош

ус- уш      ыс- ыш

яс- яш      еш- ес

са – ша – са – са

со – со – шо – со

су – шу – су – су        

ша – ша – са - ша

шо – со – шо – шо

шу – шу – су – ш

ЗВУКИ С - Ш. (№2)

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Произносить звуки:

[С]  – язычок внизу, губы улыбаются

[Ш] – язычок вверху, губы округлены 

3. Повтори слоги и цепочки слогов.

ша — са         ша — ша — са                 

ас — аш         ас — аш — аш

со — шо         со — шо — шо                 

ош — ос         ош — ош — ос                

ус — уш         ус — уш — ус

сы — ши         ши — сы — ши                 

иш — ис         иш — ис — иш

4. «Назови ласково».

стих —                соловей —

пастух —                 сторона —

солнце —                  трус —

стекло —                   сын —                                

5. «Я и ты».

Продолжи предложение по образцу.

Я сплю, и ты спишь.            Я смотрю, и ты ...        

Я стою, и ты ...                 Я сижу, и ты ...

Я спорю, и ты...                 Я спляшу, и ты ...        

ЗВУКИ С - Ш. (№3)

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Произносить звуки:

[С]  – язычок внизу, губы улыбаются

[Ш] – язычок вверху, губы округлены

3. Произносить слова парами:

шапка – сайка       мешать - писать

шалун – салют      шалаш – салат

мешок – лесок      пушок – кусок

пишу – несу          пашу - пасу

шуметь – суметь   чашка - часто

наш – нас               ваш - вас        

башня – басня       мыши – крысы

кашка – каска        пашня - паста        

пешки – песни       вишня - виснет        

мешки – мести      стишки - тиски        

мишка – миска

4. Посчитай слова от 1 до 5.

веснушка                 сосновая шишка

пастушок                смешной стишок

стёклышко                 шесток

5. Изменяй предложения.

Я слышу шелест. Ты... Он... Она... Мы... Вы... Они...

Я шагаю по шоссе.

Я сошью шесть костюмов.

6. Посчитай слова от 1 до 5.

пушистая кошка                 сушёный абрикос

душистый ландыш                 шустрый малыш

ЗВУКИ С - Ш. (№4)

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Произносить звуки:

[С]  – язычок внизу, губы улыбаются

[Ш] – язычок вверху, губы округлены

3. Повтори чистоговорки.

Су-су-шу, я носки себе сушу.

Шу-шу-су, сушки Саше я несу.

Ше-ше-сэ, Саша вышел на шоссе.

Сы-сы-ши, я спешу, и ты спеши.

Ши-ши-си, выпускает самолёт шасси.

4. Повтори слова — родственники. 

СУХой                 СТРАХ

СУХость                 СТРАШно         

СУШЬ                 СТРАШный         

СУШить                 СТРАШила         

СУШёный                 СТРАШилище

выСУШенный         уСТРАШать        

СУШилка                      бесСТРАШный  

5. Посчитай слова от 1 до 10.

пушистая кошка                 сушёный абрикос

душистый ландыш                 шустрый малыш 

6. Повтори скороговорки.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Не заходит Саша в класс.

Саше страшно — свет погас.

ЗВУКИ С - Ш. (№5)

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Произносить звуки:

[С]  – язычок внизу, губы улыбаются

[Ш] – язычок вверху, губы округлены

3. Повтори слоги и цепочки слогов.

саш             саш — сош — суш        

шас             шас — шис — шус

сош            сош — суш — сыш                 

шос            шус — шас — шос

суш     суш — сыш — саш                 

шус     шис — шос — шас

сыш            сыш — саш — сош                 

шис     шос — шус — шис

4. Повтори слова — родственники. 

КРАСка                               расКРАСка

расКРАШивать                  расКРАШенный

переКРАШивание             оКРАШенный

наКРАШенная

5. «Я и ты». Продолжи по образцу.

Я сыплю песок, и ты сыпешь песок.

Я посолю гуляш, и ты ...

Я советую не спешить, и ты ...

Я ставлю шампунь, и ты ...

ЗВУКИ С - Ш. (№6)

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Произносить звуки:

[С]  – язычок внизу, губы улыбаются

[Ш] – язычок вверху, губы округлены

3. Повтори слоги и цепочки слогов.

асша                    ша —асша                                

ашса                   са —ашса

осшо           шо — осшо                                

ошсо           со — ошсо

усшу            шу — усшу                                 

ушсу           су — ушсу

исши           ши — исши                                

ишсы                   сы — ишсы

4. Повтори слова.

каша — касса                усы — уши            

кушать — кусать        масса — Маша      

шины — сыны             пошёл — посол

5. Повтори стихотворение.

Саша шустро сушит сушки,

Саша высушил штук шесть.

И смешно спешат старушки

Сушек Сашиных поесть.

ЗВУКИ С - Ш. (№7)

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Произносить звуки:

[С]  – язычок внизу, губы улыбаются

[Ш] – язычок вверху, губы округлены

3. Замени в словах звук С на звук Ши получи новое слово.

суметь — шуметь                 нас —

сутки —                        вас —

сайка —                        плюс —

сок —                                Марс —

стуки —                        басня —

скала —                        каска —

стык —                         миска —

4. Повтори предложения.

Саше шесть лет.

Даша сушит шубу.

У Алёши шесть гостей.

На шоссе много машин.

У самолёта большие шасси.

Совсем не слышно шагов кошки.

Бабушка делает массаж дедушке.

5. Повтори предложения.

Маша спешит к финишу.

Пастушок пасёт гусей.

Сосны тихо шумят в лесу.

Сынишка скушал кашу.

Катюша всех насмешила.

Наташа ест фисташки.

В лесу слышен шелест листьев.

ЗВУКИ С - Ш. (№8)

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Произносить звуки:

[С]  – язычок внизу, губы улыбаются

[Ш] – язычок вверху, губы округлены

3. Продолжи предложение по образцу. Он и Я:

Он сушит шубу, и я сушу шубу.            

Он слышит шум, и я ...

Он спишет стишок, и я ...                    

Он смешит детишек, и я ...

Он скосит сено, и я ...                    

Он скушает сушку, и я ...

4. Посчитай слова от 1 до 10.

пушистая кошка                 сушёный абрикос

душистый ландыш                 шустрый малыш

5. Повтори слова. 

каша — касса            усы — уши            

кушать — кусать      масса — Маша      

шины — сыны          пошёл — посол

6. Повтори чистоговорки.

Су-су-шу, я носки себе сушу.

Шу-шу-су, сушки Саше я несу.

Ше-ше-сэ, Саша вышел на шоссе.

Сы-сы-ши, я спешу, и ты спеши.

Ши-ши-си, выпускает самолёт шасси.

5. Изменяй предложения.

Я спешу в школу. Ты... Он... Она... Мы... Вы... Они... Я ставлю штамп. Я слышу шум. Я пишу стишок.

ЗВУКИ С - Ш. (№9)

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Произносить звуки:

[С]  – язычок внизу, губы улыбаются

[Ш] – язычок вверху, губы округлены

3. Произноси слова со звуками [C] и [Ш]

Саша                суша             шест                шесть

шоссе                скошу           смешу                спешу        

сушки                свыше           сушить                    несешь

смешок        стишок         смешно                   спешить

сынишка        смешить       успешно         усмешка

Сашенька        смешинка     душистый    пушистый

бесшумный 

4. Продолжи предложение по образцу. Я и Ты:

Я купаюсь, и ты купаешься.         

Я спускаюсь на лифте, и ты ...

Я одеваюсь, и ты ...                         

Я моюсь под душем, и ты ...

Я умываюсь, и ты ...                        

Я катаюсь на лошади, и ты ...

Я веселюсь, и ты ...                         

Я боюсь кашалота, и ты ...

Я обуваюсь, и ты...                         

Я тороплюсь в школу, и ты ...

ЗВУКИ С - Ш. (№10)

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Изменяй предложения:

Я слышу шелест. Ты... Он... Она... Мы... Вы... Они... Я шагаю по шоссе. Я сошью шесть костюмов.

3. Повтори, назови профессии людей.

Скажи, кто что делает.

шахматист —                машинист —         

штангист —                путешественник —                

пастушок —                парашютист —                

4. «Скажи наоборот». Подбери слова, противоположные по значению.

тонкий — толстый                 ложиться — вставать

маленький — ...                 помогать — ...

весёлый — ...                        разрушать — ...

гладкий — ...                 увеличивать — ...

медленный — ...                 намочить — ...

низкий — ...                         лежать — ...

узкий — ...                         напугать — ...

мокрый — ...                         разбирать — ...

Слова:

большой, грустный, шершавый, быстрый, высокий, широкий, сухой, мешать, строить, уменьшать, высушить, стоять, насмешить, собирать.

ЗВУКИ С - Ш. (№11)

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Произносить звуки:

[С]  – язычок внизу, губы улыбаются

[Ш] – язычок вверху, губы округлены

3. Произносить словосочетания

Синяя шаль.                        Лисья шапка.

Пушистый снег.                Большая собака.

Скошенный луг.                Шумное шоссе.

Высокая башня.                Пушистая кошка.

Лесная глушь.                Лесная опушка.

Спелая вишня.                Пушистая шапка.

Стальной шлем.                Толстые шпалы.

Весёлая шутка.                Шумный класс.

Сладкий шоколад.                Смешные стишки.

Весёлый пастушок.                Солдатская шинель.

Послушный малыш.                Солёные волнушки.

Пенистый шампунь.                Душистый ландыш.

Шелестят камыши.                Опасное путешествие.

Спасательная шлюпка.     Сушёные шампиньоны

4. Произносить предложения: У Саши машина. У Сашеньки босоножки. У Сони пушистая шапка. Шесть котят есть хотят. Шпалы свалены у насыпи. Лукошко вишен стоит на столе.

ЗВУКИ С - Ш. (№12)

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Произносить (читать) предложения:

По шоссе с шумом несутся машины.

Толстый шмель гудит над кустом шиповника.

Испугался петушок, упал с крыши на шесток.

Расшумелись на опушке сойки да кукушки.

Шелест листьев осины слышен в любую погоду.

Малыши с удовольствием слушают смешные стишки. Пастушок поставил шалаш на опушке под осинами. Кошки сидят на окошке и греются на солнышке. Сквозь цветное стёклышко я взглянул на солнышко.

Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое!

Рыбаки в шалаше пробудились. Сняли сети с шестов, вёсла к лодкам несут.

Полночной порою в болотной глуши чуть слышно, бесшумно шуршат камыши.

Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало, короче становился день.

3. Произносить стихотворение

Черепаха всех смешит, потому что не спешит.

 Но куда спешить тому, кто всегда в своем дому?

ЗВУКИ З - Ж. (№13)

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Произносить звуки:

[З]  – язычок внизу, губы улыбаются + голосок

[Ж] – язычок вверху, губы округлены + голосок

3. Проговаривай слоги, учись различать звуки [3], [Ж].

за-жа         жа –за          за-жа-жа

зы-жи        жи –зы        зы-жи-жи

зе-же         же-зэ           зе-же-же

зо-жо         жо-зо          зо-жо-жо

зу-жу         жу-зу          зу-жу-жу

4. Повтори слова

Зажим, зажать, зажигалка, железо, жизнь, забежать, закружить, завизжать

5. Посчитай слова от 1 до 5.

зеленый жук                         

ржавый замок

жёлтая зажигалка         

заряженное   ружьё

железный жетон                 

извержение   вулкана

6. «Он и я». Продолжи предложение по образцу. Он заходит, и я захожу                 

Он завяжет бант, и я завяжу бант.

Он задрожит, и я ...                         

Он заслужит награду, и я ...

ЗВУКИ З - Ж. (№14)

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Произносить звуки:

[З]  – язычок внизу, губы улыбаются + голосок

[Ж] – язычок вверху, губы округлены + голосок

3. Проговаривай слоги, учись различать звуки [3], [Ж].

за-жа-за                        жу-зу-жу

зы-жи-зы                      жи-зы-жи

зэ-же-зэ                        же-зэ-же

зо-жо-зо                       жо-зо-жо

4. Повтори слова парами

Звук — жук

Зал — пожар

Роза — рожа

Коза — кожа

Лиза — лыжа

Гроза — дрожать

Лизать — держать

Тазы — ужи

Сказать — бежать

Корзинка —пружинка

Разный — бумажный

Резвый — нежный

ЗВУКИ З - Ж. (№15)

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Произносить звуки:

[З]  – язычок внизу, губы улыбаются + голосок

[Ж] – язычок вверху, губы округлены + голосок

3. Повтори цепочки слогов.

жа —за         жа — жа — за                         

зо — жо         зо — жо — жо                         

жу — зу         жу — зу — зу                         

жи — зы         зы — жи — зы                         

зэ — же         же — зэ — же

4. Повтори, прочитай слова.

Жизнь, зажим, зажигать, заезжать, железо, заражение, жалюзи, извержение, желтизна        

5. Поиграй в игру «Один — много». Изменяй слова по образцу. пейзаж — много пейзажей задвижка-...                                 

приезжий-...

застежка—...                                 

изображение—...

6. «Он и я». Продолжи предложение по образцу.

Он затормозит, и я ...                 

Он заводит грузовик, и я ...

Он задержится, и я ...                 

Он зарядит ружьё, и я ...

ЗВУКИ З - Ж. (№16)

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Произносить звуки:

[З]  – язычок внизу, губы улыбаются + голосок

[Ж] – язычок вверху, губы округлены + голосок

3. Повтори цепочки слогов.                        

жма —зма            жма —зма —зма                         

змо — жмо            змо — жмо — жмо      

жму — зму            жму — жму — зму      

жму —зму             жмы — змы — жмы

4. Поиграй в игру «Один — много». Изменяй слова по образцу.        

жезл — много жезлов

затяжка—...                                 

возражение—...

зажигалка-...                                 

извержение-...

5. Изменяй предложения.

Я живу у завода. Ты... Он... Она... Мы... Вы... Они...

Я покажу язык._

Я закажу в кафе пирожное.

Я разложу одежду.

Я заморожу баклажаны.

ЗВУКИ З - Ж. (№17)

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Произносить звуки:

[З]  – язычок внизу, губы улыбаются + голосок

[Ж] – язычок вверху, губы округлены + голосок

3. Повтори цепочки слогов.

азжа                 важза

озжо                 ожзо

узжу                 ужзу

изжи                 ижзы

эзже                 эжзэ

4. Повтори предложения.

Влажная земля.                 

Жанна взяла ножик.

Жёлтый зонт.                 

У Жени заболел живот.

Змеиное жало.                 

Дети ухаживают за животными.

Нежная музыка.                 

Зелёные жалюзи.                 

5. Повтори слова-родственники.

НИЗ                         МОРОЗ

НИЗкий                 МОРОЗить

НИЗина                 МОРОЖеное

заНИЗить                     заМОРОЗить

поНИЖение                заМОРОЗки

сНИЖение                  заМОРОЖенный

ЗВУКИ З - Ж. (№18)

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Произносить звуки:

[З]  – язычок внизу, губы улыбаются + голосок

[Ж] – язычок вверху, губы округлены + голосок

3. Повтори цепочки слогов.

зна —жна         зна —жна —жна

жно — зно         жно — зно — зно

жну — зну         жну — жну — зну

зны —жны         зны — жны —зны

4. Повтори предложения.

Золотой жезл.                 

За коттеджем зелёная лужайка.

Жизнь животных.                 

Зимой можно ездить на лыжах.

В ранке может быть заражение.

Изображение джина.         

Ружьё заржавело из-за воды.

Невозможно разжевать.         

Художник изображает жизнь.

5. Продолжи предложение по образцу.

Победу надо заслужить, она будет заслуженной.

Машину надо загрузить, она будет...

Ружьё надо зарядить, оно будет ...

Бомбу надо обезвредить, она будет ...

Коней надо запрячь, они будут...

Воду можно заморозить, она будет ...

ЗВУКИ З - Ж. (№19)

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Произносить слова: жизнь, железо, желтизна, залежи, зажать, забежать, задержать, задолжать, заржать, заряжать, заслужить, закружить, жалюзи, жезл, зажгу, зажим, завяжу, заложу, заложник, завизжал, возможно.

3. Повтори слова-родственники.

УЗкий                                МОРОЗ

УЗенький                            МОРОЗить

УЗковатый                          МОРОЖеное

УЗко                                             заМОРОЗить

сУЗить                                   заМОРОЗки

сУЖение                                  заМОРОЖенный

4. Прослушать текст, ответить на вопросы.

«Жук»

Однажды Женя поймал жука. Жук был большой и зелёный. Женя положил жука в кармашек, но жук вылетел.

Жук стал кружиться и жужжать: жу-жу-жу! Женя испугался и убежал.

Вопросы:

1) Кого поймал Женя?

2) Какой был жук?

3) Куда Женя положил жука?

4) Что сделал жук?

5) Почему убежал Женя?

ЗВУКИ З - Ж. (№20)

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Произносить слова: важный – каждый, монтажник – проказник, дружный – грузный, таёжный – слёзный, дождик – гвоздик, можно – поздно, пирожное – морозное, обождать – опоздать, денежный – полезный, подожди-ка – гвоздика, книжный – капризный.

3. Прослушать текст, ответить на вопросы.

 «В саду»

Жанна гуляла в саду. В саду было много ос.

Вот летит и жужжит одна оса. Она покружилась над ромашкой и села на неё. Жанна подошла поближе и стала разглядывать осу. На полосатом брюшке осы она увидела жало.

Жанна не удержалась и протянула палец к осе. Оса неожиданно взлетела и ужалила Жанну. Жанне было больно, но она постаралась не плакать и побежала домой к маме, чтобы прижечь зелёнкой место укуса.

Вопросы:

1) Где гуляла Жанна? 2) Кто летал и жужжал в саду? 3) Куда села оса? 4) Что увидела Жанна на полосатом брюшке осы? 5) Что сделала, не удержавшись, Жанна? 6) Что неожиданно сделала оса? 7) Зачем Жанна побежала домой к маме?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие: для автоматизации поставленных звуков «РАЗНОЦВЕТНЫЕ ЗВУКО-ДОРОЖКИ»

Методическое пособие: для автоматизации поставленных звуков «РАЗНОЦВЕТНЫЕ ЗВУКО-ДОРОЖКИ»...

Картотека упражнений на автоматизацию различных звуков.

Я работаю воспитателем логопедической группы, и поэтому совместно с нашим логопедом мы добиваемся правильного произношения звуков речи. А помогают нам в этом упражнения на автоматизацию определенных з...

«Как закрепить звук в речи. Советы по автоматизации поставленных звуков»

Коррекция  звукопроизношения – дело не простое. Требуется качественно проведенная подготовительная работа, которая занимает довольно длительное время:  (сформировать артикуляционную ба...

Картинный материал к игре И.Л.Лебедевой «Слова-«однофамильцы» (из кн. "Трудный звук..."). Цель игры • Автоматизация поставленных звуков. • Расширение и уточнение словаря за счёт слов-омонимов и многозначных слов. • Развитие грамматических категорий.

Описание игрыКартинки к словам-омонимам и многозначным словам поровну делятся между всеми игроками. Ведущий говорит, например:Ну-ка, «шляпка», отзовись,На картинках покажись!Игроки, у кото...

Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].

В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы  «Логомер»,  «Стабиломер» ,  «Генератор логопедических з...

"Автоматизация звука "Л", "Автоматизация звуков "Ш,Ж,Л", "Автоматизация поставленных звуков"(ш,ж), "Автоматизация поставленных звуков"(л,р)

Данный материал содержит упражнения, задания и игры на автоматизацию уже поставленных звуков удетей старшего дошкольного возраста....