Конспект ООД с элементами логоритмики «Мороз, солнце и ветер» по мотивам русской народной сказки. Воспитатель: Гавриленко М.С.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Гавриленко Майя Сергеевна

Цель:  Стимулирование развития речевой и мыслительной деятельности, развитие сенсорных процессов и двигательных функций как основы формирования и развития речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«МОРОЗ, СОЛНЦЕ И ВЕТЕР»

по мотивам русской народной сказки

Цель:  Стимулирование развития речевой и мыслительной деятельности, развитие сенсорных процессов и двигательных функций как основы формирования и развития речи.

Задачи:

1.Образовательная: - Формирование двигательных умений и навыков;

                                       - Развитие координации движений и моторных функций, чувство ритма

 2.Развивающая:       - Развивать умение выразительно и ритмично двигаться в соответствии с характером музыки. -Развитие слухового внимания.

                                              - Профилактическая работа по предупреждению речевых нарушений, развитие фонематического слуха. Формировать правильную осанку.

3.Воспитывающая:       -Продолжать формировать эмоциональную отзывчивость на произведения художественной литературы.

Образовательные области: Речевое развитие, физическое развитие, социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие,  художественно – эстетическое развитие

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная дятельность.

Оборудование:

Презентация «Мороз, солнце и ветер»;(можно иллюстрации),  маска филина;  муляж-яблоко, музыка.

Ход НОД:

Дети под спокойную музыку входят в зал.

Воспитатель:

Ребята посмотрите сколько гостей к нам пришло сегодня, давайте с ними поздороваемся.

Дети:

Здравствуйте.

Воспитатель:    Мы сегодня с вами  на сказочной поляне и поедем в гости к бабушке. Живет наша бабушка в деревне. Путь не близкий. В путь дорогу, малыши! Но не плачьте и не пищите!

Давайте все встанем в круг.

Ладушки, ладушки,

Поедем в гости к бабушке.                                          

  Повезет нас лошадка.

Садитесь в тележку-сани.

Упражнение на развитие внимания «На лошадке»

Ехали сани      Дети ходят, высоко поднимая колени.

По стежке-дорожке,                                                  

 По стежке-дорожке                                            

Ровнее ладошки.

Лугом, лесочком,        Двигаются прямым галопом.

Через реку мосточком,
С кочки на кочку
Вприпрыжку, вприскочку.
По оврагам, по камням,
        Скачут.

По ухабам, по корням.

 Прямо в яму —БАМ!        Быстро приседают.    Л. Яхнин

Доехали до дома бабушки. А она по дому хлопочет.

Воспитатель -Бабушка: Здравствуйте, дорогие мои. Какие вы нарядные, красивые. 

Пальчиковая гимнастика:

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!    

Здравствуй, вольный ветерок!      

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю-

Всех я вас приветствую.

Воспитатель -Бабушка: Давайте ей поможем. Ведь у нас такие умелые руки.

Упражнение на координацию речи и движения «Умелые руки»

Наши руки умелые такие,              

Наши руки — руки золотые.

Они умеют вышивать,        

Шить и шарф вязать,

Подметать и стирать,

Суп варить, пыль вытирать,

Тарелки чисто мыть,

За порядком следить.        

Вот они какие —        

Руки золотые.

Воспитатель -Бабушка:. Мы в доме всю работу переделали, давайте сядем на стульчики и вспомним домашних животных и птиц кто как кричит.

Бабушка усаживает  всех ребятишек на лавочку

Фонопедические упражнения «Кто как кричит»

Корова мычит.        Дети произносят «му-у!..»

Лошадка кричит.        Произносят «и-го-го!»:

Курочка поет,                Пропевают «ко-ко-ко-ко...»,   .

Цыпляток зовет.        Коротко произносят «пи, пи, пи...»

Крякает утка,        Пропевают «кря-кря-кря!»,

Зовет своих малюток.         «кря»

 Воспитатель -Бабушка:  А сейчас я вам расскажу сказочку «Мороз, солнце и ветер».

-Шел старик по дороге через лес. А в лесу гуляли разные звери.

Ребята а давайте мы вместе с вами попробуем изобразить этих зверей.

Двигательные упражнения «Лесные жители»

Лисичка рыжая шагает,                Дети мягко шагают на носках.

Хвостом дорогу заметает.

По снегу петляет зайка,        Прыгают на двух ногах вправо-влево.

Вправо — скок и влево — скок.                                    

Ты его, лиса, поймай-ка,                                          

Убежит он со всех ног.

По сугробам мчится волк,        Бегут широким шагом.

Серый волк, зубами щелк.
Вперевалку ходит мишка,
        Шагают на внутреннем своде стопы.
Косолапый наш топтыжка.
Белка скачет, белка скачет,
        Скачут.

Словно серый мягкий мячик.

 Воспитатель -Бабушка:  Навстречу старику шли мороз, солнце и ветер, важные да заносчивые.

 Увидел их старик, поздоровался.

Коммуникативная игра «Здравствуй, дружок!»

на муз. С. Коротаевой

Здравствуй, дружочек,                                        Дети приветственно

здравствуй, дружок!                                                   машут сначала одной рукой, потом другой.

Встанем с тобою мы вместе в кружок.                       Взявшись за руки, идут по кругу.

 Дружно по кругу с тобою пойдем,

Здороваться вместе начнем!

—        Здравствуйте, здравствуйте, ручки!             Вытягивают вперед руки.

Хлоп, хлоп!        Хлопают.

Здравствуйте, здравствуйте, ножки!                          Выставляют на пятку сначала одну ногу, потом другую.

Топ, топ!        Топают.

Здравствуйте, наши ладошки!                                      Поворачивают ладошки.

—        Хлоп-хлоп!                                                  Делают «тарелочки».

—        Здравствуйте, наши коленки!                          Гладят колени ладошками.

—        Шлеп-шлеп!                                                Шлепают ладонями по коленям.

Здравствуй, дружочек, здравствуй,                         Приветственно

дружок!                                                            машут сначала одной рукой, потом другой.

Галопом поскачет наш дружный кружок.                Двигаются боковым галопом по кругу, руки на поясе.

Легкие ножки по кругу бегут,

На месте стоять не дают.

Здравствуйте, круглые щечки!                        Гладят щеки.

Пух, пух!                                                          Ударяют ладошками по щекам.

—        Здравствуйте, ноготочки!                       Сжимают пальцы в кулак и разжимают их.

—        Стук, стук!                                              Стучат ноготочками друг о друга.

—        Здравствуй, веселый мой носик!           Прикасаются пальцем к носу.

—        Шмыг, шмыг!                                              Тянут за нос.

Ножки-пружинки, привет!                                  Делают «пружину».

Прыг, прыг!                                                         Прыгают на месте.

Здравствуй, дружочек,

здравствуй, дружок!                                              Приветственно машут рукой.

Быстро закружится ровный кружок.                      Взявшись за руки, легко бегут по кругу.

Резвые ножки быстро бегут,

И остановятся тут.

—        Мы улыбнемся друг другу с тобой.               Качают головой.
Здравствуйте, люди! Смейтесь со мной!              Протягивают руки вперед.
Солнцу, привет! Небу, привет!                     Поднимают руки вверх (2 раза).
«Здравствуйте!» — слышим в ответ.                     Протягивают руки вперед.

Воспитатель -Бабушка: Старик не только поздоровался, но еще и низко поклонился, и дальше пошел. Заспорили солнце, мороз и ветер, кому старик поклонился.

— Это он меня уважить хотел, чтобы солнце пекло, да не припекало. Ведь я самое главное, я даю тепло земле.

Чистоговорка «Л — Л'»

Ало-ало-ало — солнце по небу гуляло.     Дети покачивают «фонарики».

Пло-пло-пло — на улице теперь тепло.    Сжимают и разжимают пальцы.

Ли-ли-ли — мы гулять пошли.                         Хлопают ладонями по коленям.

Пель-пель-пель — весело звенит капель. Стучат указательным пальцем одной руки по ладони другой.

Воспитатель -Бабушка: Мороз говорит:

—Нет, это он мне поклонился, чтобы я его не шибко донимал. Жары он не так боится, как холода. Я, если захочу, любого заморожу, напугаю. Как филина боятся мелкие зверьки, так и передо мной все трепещут.

Игра «Филин»

В стороне сидит ребенок-«филин».                   Дети бегают по залу,подражая движениям зайцев и  

                                                                                          белок, с окончанием музыки останавливаются

                                                                                          и произносят текст.

Сидит филин на суку                        Дети ставят руки на пояс и двигают локтями вперед-назад.

И кричит: «Угу-угу!»

Нас попробуй ты догнать,            Грозят пальцем.

В наших норках отыскать!            Приставляют ладонь к

глазам.

Воспитатель -Бабушка:  Не стерпел ветер и говорит:

—        Много вы понимаете! Это мне он поклон отвесил, потому что меня он больше всех почитает. Я и мельницы кручу, и кораблям в море паруса надуваю.

Упражнение на развитие дыхания «Ветер»

Дети на выдохе продолжительно тянут звук [у], делая круговые движения руками.

Ветер воет: «У-у-у...                      Очень скучно одному-у-у...

 Песню я пою-у-у...                             И деревья гну-у-у...»

Воспитатель -Бабушка: Я самый сильный. Если захочу, так дуну, что с яблони яблочки упадут, покатятся.

Игра «Яблочко»

Дети встают в круг и передают яблочко из рук в руки под песню «Пойду ль, выйду ль я»

«Яблочко золотое,

Яблочко наливное              

По рукам катилось              

И остановилось».

Ребенок с яблочком выходит из круга. Дети ему говорят, грозя пальцем:

«Быстро с яблочком беги

И друзей себе найди!»

Ребенок-водящий под музыку бежит за кругом, с окончанием музыки останавливается и находит себе друзей. Все ребята хлопают в ладоши. водящего. Игра повторяется.

Воспитатель -Бабушка: «. Спорили мороз, солнце и ветер и решили самого старика спросить. Догнали его и говорят:

Послушай, приятель, реши ты наш спор, скажи: кому это ты на особицу поклонился?

Ребята, как вы думаете, что ответил старик?

А вот теперь послушайте, что он ответил:

Ветру, — говорит старик. — Ведь мороз не мороз, коли ветра нет. А в жару ветер подует, сразу прохладно станет.

Поняли приятели, почему ветру почета больше.  Но ссориться не стали, а решили жить дружно, ладно и вместе танец станцевали.

Общий танец  «Мороз» Е.Железнова

Вот и подходит к концу наша прогулка по сказочной  полянке, и нам пора возвращаться в детский сад.

(Дети уходят в группу под спокойную музыку).

Используемые материалы:

1.Картушина М.Ю.  Конспекты логоритмических занятий с детьми З-4 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 128 с. - (Логопед в ДОУ).

2.Железнова Екатерина. Развивалочки: Аэробика для малышей от 1,5 до 4 лет.