Применение метода биологической обратной связи по максимальной дыхательной аритмии сердца в логопедической работе.
статья по логопедии на тему

Солдатова Юлия Эрнстовна

Метод позволяет:

Во-первых, отказаться от присущего патологического стереотипа дыхания, речи и поведения, что сделать традиционными методами крайне сложно, так как для исключения нежелательных проявлений необходим постоянный контроль над физиологическими показателями пациента.

Во-вторых, сформировать новый стереотип дыхания, речи и поведения, который соответствует индивидуальной норме или максимально приближен к ней. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Метод биологической обратной связи по максимальной дыхательной аритмии сердца (метод ДАС-БОС по А.А.Сметанкину) в коррекции речи и функционального состояния человека

Коррекция речи осуществляется в два этапа: 

1) у пациента формируют диафрагмально-релаксационный тип дыхания по методу БОС с максимальной ДАС (новый дыхательный стереотип).

 2) в фазу равномерного выдоха под контролем максимальной ДАС и физиологической длительности выдоха пациента обучают новым навыкам голосообразования, артикуляции, речи и поведения, формируя новый речевой и поведенческий стереотип и новое функциональное состояние организма в целом.

Метод позволяет:

Во-первых, отказаться от присущего патологического стереотипа дыхания, речи и поведения, что сделать традиционными методами крайне сложно, так как для исключения нежелательных проявлений необходим постоянный контроль над физиологическими показателями пациента.

Во-вторых, сформировать новый стереотип дыхания, речи и поведения, который соответствует индивидуальной норме или максимально приближен к ней.

Показаниями к применению метода в логотерапевтической практике

  • заикание, логоневрозы;
  • нарушения темпа речи;
  • алалии;
  • афазии;
  • дизартрии;
  • дислалии;
  • ринолалии;
  • ринофонии;
  • расстройства фонации на почве парезов и параличей гортани;
  • функциональные нарушения голоса;
  • дисграфии;
  • дислексии;
  • профилактика нарушений голоса и речи;
  • подготовка детей к школе;
  • обучение технике чтения и технике речи;
  • оздоровление организма в целом.

Метод ДАС-БОС в системе лечебно-коррекционной работы

Система работы строится с учётом следующих принципов:

  • системность;
  • комплексность;
  • последовательность;
  • принцип развития;
  • деятельный подход;
  • онтогенетический принцип;
  • этиопатогенетический принцип;
  • учет симптоматики нарушения и структуры речевого дефекта;
  • принцип обходного пути;
  • принцип наглядности, доступности, сознательности;
  • объективизация;
  • индивидуальный подход.

В комплексе с методом БОС по максимальной ДАС могут использоваться такие виды лечебно-коррекционной работы, как:

  • логопедическая ритмика;
  • массаж;
  • физиотерапия;
  • общеукрепляющая и симптоматическая фармакотерапия;
  • аутотренинг;
  • психотерапия;
  • водные и закаливающие процедуры;
  • лечебная физкультура.

Коррекционные задачи, решаемые с помощью метода

Условно коррекционные задачи можно разделить на две группы:

а) общие – те, которые могут решаться при любом из речевых нарушений;

б) частные (специфические) – решаемые только при конкретном речевом нарушении.

Общие коррекционные задачи:

  1. Формирование диафрагмально-релаксационного типа дыхания с максимальной дыхательной аритмией сердца как нового дыхательного стереотипа и нового функционального состояния организма.
  2. Обеспечение оптимального гомеостаза организма.
  3. Оптимизация работы кардиореспираторной системы.
  4. Улучшение мозгового и периферического кровоснабжения.
  5. Включение резервных возможностей организма.
  6. Улучшению кровообращения (в том числе в коре головного мозга).
  7. Обучение адекватному использованию физиологических функций (энергетических затрат организма) вне речи и во время неё.
  8. Коррекция и нормализация дыхания вне речи (увеличение объема дыхания, налаживание его ритма, тренировка носового дыхания).
  9. Коррекция речевого дыхания (увеличение выдоха, налаживание плавности и ритмичности).
  10. Устранение избыточного психоэмоционального и мышечного напряжения вне речи и во время речи.
  11. Нормализация, коррекция и тренировка вегетативных функций.
  12. Устранение тревожных, стрессовых и невротических состояний (общеневротических и логоневротических).
  13. Налаживание речевого синергизма (координация работы речеобразующего аппарата: дыхания, артикуляции, голосоподачи на равномерном выдохе).
  14. Развитие высших психических функций: мыслительных процессов, восприятия, концентрации внимания, увеличение объема памяти.
  15. Развитие слухового внимания (слуховых установок и дифференцировок).
  16. Развитие оптико-пространственных, временных представлений, причинно-следственных связей, зрительного гнозиса.
  17. Подготовка глаз к чтению и письму.
  18. Формирование речи с одновременным воздействием на сенсорно-интеллектуальную и аффективно-волевую сферу пациента.
  19. Коррекция звукопроизношения.
  20. Работа над просодическими компонентами речи (темпом, ритмом, паузацией, интонацией, логическим и интонационным ударением, динамикой).
  21. Развитие логоритмических элементов (звукослоговой структуры слова).
  22. Развитие связной речи поэтапно, с постепенным усложнением.
  23. Автоматизация речевых навыков.
  24. Активное участие пациента в реабилитационном процессе и процессе саморегуляции.
  25. Развитие волевых качеств личности: активности, сознательности, целеустремленности, усидчивости.
  26. Формирование нового речевого и поведенческого стереотипов.
  27. Социальная адаптация пациента.
  28. Оздоровление организма в целом.
  29. Профилактика речевых и других нарушений.

Частные коррекционные задачи:

При заикании, логоневрозах, нарушениях темпо-ритмической организации речи:

  • Купирование речевых судорог, нежелательных вспомогательных сопутствующих движений во время речи.
  • Устранение тревожных состояний, обшеневротических и логоневротических проявлений (звукофобий, логофобий, речевой тревоги, речевой неуверенности, фиксации на дефекте речи).
  • Формирование адекватного отношения к своему дефекту речи.
  • Развитие уверенного речевого поведения.
  • Функциональный тренинг.
  • Социальная адаптация личности пациента.
  • Профилактика рецидивов и возникновения заикания.