Развитие компонентов устной речи у детей с ОНР
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа) на тему

Серова Елена Алексеевна

Опыт работы по развитию компонентов устной речи в логопедической группе детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_komponentov_ustnoy_rechi_u_detey_s_onr.docx20.64 КБ

Предварительный просмотр:

 «Развитие устной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»

Опыт работы воспитателя логопедической группы

Серовой Елены Алексеевны

Одной из важнейших задач дошкольного образования является формирование личности ребёнка, подготовка детей к успешному школьному обучению.

У детей с ОНР (общим недоразвитием речи) отмечается недостаточность всех сторон психического развития: страдают основные свойства внимания, проявляется его неустойчивость, низкая концентрация и регулируемая активность, ограниченные возможности распределения, снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания и припоминания. Проявляется низкая познавательная активность, отставание в развитии словесно-логического мышления. Дети быстро утомляются, устают.

Без специальной системы коррекционного обучения дети с трудом овладевают мыслительными операциями, такими как анализ и синтез, сравнение, исключение и обобщение.

Таким образом, сохранные предпосылки для развития полноценного мышления не реализуются детьми самостоятельно.

Краткий анализ особенностей детей с ОНР определяет их основные образовательные потребности в развитии компонентов устной речи и внеречевых процессов:

1. Развитие психологической базы речи.

2. Развитие понимания речи.

3. Создание положительной мотивации по развитию речевых коммуникаций.

4. Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им.

5. Развитие и усвоение грамматических навыков.

6. Развитие навыков связной речи.

7. Формирование фонематического слуха и восприятия.

8. Формирование звукопроизношения.

9. Развитие моторных навыков.

10. Формирование звукобуквенных связей.

11. Развитие навыков звукового анализа и синтеза.

Работа с детьми с ОНР по развитию компонентов устной речи в нашей группе строится с параллельным решением задач по коррекции психических процессов, и включает разнообразные методы и приёмы:

· Узнавание объекта, предмета по описанию признаков (отгадывание загадок; называние букв по анализу элементов, их количеству и пространственному расположению; называние звуков по описанию анализа их артикуляции и т.п.).

· Определение различий между предметами.

Чем отличаются, например, кукла и девочка; птица и самолёт; чайник и кофейник.

· Определение тождества: находить одинаковые предметы; находить общее в различающихся предметах.

Например: Что общего между деревом и цветком? Между голубем и самолётом? Между лодкой и уткой?

· Конструирование предметов из частей при составлении разрезных картинок различной конфигурации (пазлы, разрезные картинки, кубики).

· Анализ зрительного образца при определении в двух рисунках недостающего элемента.

Игры на развитие зрительного гнозиса и мнезиса: «Неправильные буквы», «Без чего предмет (объект)?», на формирование грамматических навыков: «Кот без лапы. Платье без рукава. Машина без колеса».

· Узнавание предмета на ощупь (по форме, величине, фактурным признакам).

Игра «Чудесный мешочек».

· Запоминание предметных картинок в зрительном ряду от 3 до 5; умение восстанавливать нарушенный в ряду порядок.

Игры: «Повтори, не ошибись!», « Разложи так же!», «Что изменилось?», «Найди ошибку!»

· Запоминание линейного порядка слов в ряду или в предложениях с использованием приёма наращивания: «Девочка. Девочка рисует. Девочка рисует мяч. Девочка рисует большой мяч.  Девочка рисует большой красный мяч.» и т.д.

· Расположение предметов в определённом порядке по степени нарастания или убывания ведущего признака (по высоте, длине и т.д.)

· Исключение и обобщение понятий при выделении общих и отличительных признаков объектов.

· Узнавание объекта по описанию возможных действий с ним.

Игра «Что это?» ( Им можно играть, его можно кидать, подкидывать, бросать, катать?).

· Подбор слов - антонимов, синонимов.

Игровые упражнения: “Скажи наоборот!”, “Скажи об этом по-другому!”

· Составление предложений по опорным словам на слух, по картинкам, по графическим схемам.

· Установление причинно-следственных связей между событиями.

«Почему весной растаял снег? Почему листья с деревьев облетели?»

· Определение смысловых несоответствий.

Игра «Согласен – не согласен», например: Пошёл сильный дождь, потому что я раскрыла зонтик! Наступила осень, потому что птицы улетели в тёплые края.

· Описание предметов с использованием опорных схем (цвет, форма, вкус и т.д.) Во время изучения лексических тем: «Посуда», «Мебель», «Одежда», «Овощи», «Фрукты», «Обувь», «Животные домашние и дикие», «Птицы перелётные и зимующие» и др.

· Сравнение по равнозначным признакам.

Отмечать ошибки подобного рода: Мяч круглый, а арбуз сладкий. Лиса рыжая, а заяц трусливый. Буратино деревянный, а кукла красивая. Слон большой, а мышка серая.

· Подбор слогов, слов к графическим схемам.

· Подбор слогов, слов на заданный звук в определённой позиции.

· Составление различных видов рассказов: рассказ – описание; рассказ по картине (“Машино платье”), по серии картин (“Как заяц от лисы убегал”); с использованием инсценировок, игр-драматизаций.

· Умение восстанавливать деформированные предложения, нарушенную сюжетную линию по серии картин.

Например: Лавка спрыгнул кот с. – Кот спрыгнул с лавки.

· Выделение изученных предлогов из состава предложений, из текста стихотворений и коротких рассказов на слух.

 Например:

 В банке чистая вода,

Пустим рыбок мы туда.

 В лес пошли Кирилл, Иринка,

А в руках у них - корзинка!

· Дифференциация предлогов и приставочных глаголов, схожих слов. Например, в рассказе «На поляне».

На поляне летом играли пёс Дружок, петух Гоша, кот Пушок. Катя подошла, села на пенёк читать интересную книгу. Вдруг, на солнце набежала туча, пошёл дождь. Стали все прятаться: Катя – под зонтик, Дружок – в будку, кот Пушок – под крыльцо дома. Предлоги «на, под, в». Приставочные глаголы и схожие слова: «подошла, вдруг, набежала, взлетел»

· Добавление в предложения пропущенных предлогов.

Бабушка села… скамейку. Воробей взлетел …ветку. Мяч укатился …шкаф. И т.д.

· Определение несоответствий в ошибочном употреблении предлогов.

· Образование притяжательных имён прилагательных: чья голова, чьи ноги, чьи крылья, чьё туловище, чей хвост, чьё вымя?

Игра «Чей, чьё, чья, чьи?» ( лексические темы «Животные», «Птицы»)

·  Использование антонимов при сравнении: например, частей посуды: широкий – узкий носик; высокая – низкая крышечка и так далее.

В результате правильно организованной работы совместно с логопедом мы добиваемся не только коррекции всех компонентов устной речи и психических процессов, но и коррекции личности в целом. Это – преодоление речевого негативизма, снятие ущемлённости, скованности, развитие речевой и общей инициативы ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к докладу на тему: "Развитие компонентов устной речи детей через описание сюжета по картине"

Овладение родным языком, развитие речи является одим из самых важных приобретений ребенка в дошкольном воспитании. Исследования отечественных педагогов доказали, что овладение речью не просто что-то д...

«Устное народное творчество как средство развития компонентов устной речи детей дошкольного возраста»

Моя работа, о развитие компонентов  устной речи  у детей с помощью устного народного творчества....

Выступление на РМО. Тема: "Игровой тренинг для развития всех компонентов устной речи у детей дошкольного возраста "

Интересный материал. Дети с удовольствием  играют и одновременно развивают все компоненты речи. Рекомендую воспользоваться....

Родительское собрание на тему: «Развитие компонентов устной речи дошкольников».

Цель: Выработать совместно с родителями конструктивные способы и средства взаимодействия дошкольников с окружающими людьми в соответствии с их потребностями.Задачи:1. Расширить знания родителей о рече...

План работы по самообразованию Тема: Развитие компонентов устной речи через различные формы деятельности с детьми.

Цель: повысить свою профессиональную компетентность по данной теме.Задачи: - изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей дошкольного возраста;- формировать умения последовательно и грамотн...

Развитие компонентов устной речи дошкольников в различных формах и видах детской деятельности

Развитие компонентов устной речи дошкольников в различных формах и видах детской деятельности воспитатель: Строканова О.В....

Сообщение для педагогов «Развитие компонентов устной речи детей дошкольного возраста в различных формах и видах детской деятельности»

К компонентам устной речи относится: словарь детей, формирование грамматического строя речи, развитие и совершенствование звуковой культуры речи (в нее входит развитие фонематического слуха, развитие ...