Главные вкладки

    Конспект занятия "Согласование числительных один, одна с существительными мужского и женского рода"
    план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

    Для детей старшей группы

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл na_sayt.docx20.09 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальная  казенная  дошкольная  образовательная  организация «Центр  развития  ребенка – детский сад №7»  города  Калача  Воронежской  области

    ОТКРЫТОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ  В СТАРШЕЙ  ГРУППЕ

    «СОГЛАСОВАНИЕ  ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ  ОДИН, ОДНА   С

     СУЩЕСТИТЕЛЬНЫМИ»

                                                                                             

                                                                                         Подготовила и провела

                                                                                          учитель – логопед

                                                                                          ГРЕЧКИНА

                                                                                          Татьяна Ивановна

    ЦЕЛИ: 

    Коррекционно-образовательные:

    - учить детей соотносить на слух и правильно согласовывать в речи существительные мужского и женского рода с числительными ОДИН, ОДНА;

    - подбирать существительные к этим числительным;

    - активизировать и  расширять словарный запас по теме «Части тела».

     Коррекционно-развивающие:

    - упражнять детей в употреблении числительных ОДИН, ОДНА с существительными мужского и женского рода;

    - развивать фонематические процессы;

    - развивать  мелкую и артикуляционную моторику;

    - развивать голос и дыхание.

    Коррекционно-воспитательные:

    - формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания.

    Оборудование: магнитная доска, игрушки, кубик и пирамидка, зеркала, сигналы – символы, большой  белый  мишка, снежинки.

    Ход  занятия.

    1.Оргмомент.

    Логопед: Дети, к нам сегодня в гости пришел любознательный  белый   мишка – Умка, который хочет посмотреть, как вы умеете работать на занятиях. Послушайте внимательно, какие действия выполняет Умка (стучит по столу, переливает воду, помешивает воду  в кружке ложкой, стучит в барабан, звенит погремушкой).

    2.Артикуляционная гимнастика.

    Л:  Умка принес с собой коробок, в котором находятся…зеркала. Он хочет с вами поиграть в игру «Веселый язычок» - Упражнения: «Чашечка» - «Маляр» - «Лошадка» - «Грибок» - «Гармошка» - «Барабан».

    б) А что нарисовано на картинке. Изобразите язычком. -  Сигналы – символы.

    3. Пальчиковая  гимнастика.  Дети становятся в кружок.

    Л: Язычки мы размяли. Умка хочет размять свои лапки, а мы с вами пальчики. Умке помогут ребята.

    Игры:  «Прогулка», «Белка».

    4.Выработка направленной воздушной струи.

    А) Каждому ребенку Умка  кладет на ладонь снежинку:  Сдуй снежинку с ладони. – Снежинка, лети!

    5. Согласование числительных ОДИН, ОДНА с существительными женского и мужского рода.

    А) Медвежонок и дети слушают, как Захар читает стихотворение, которое выучил заранее:

    Мама на земле ОДНА,

    И ОДНА у нас страна.

    Дом ОДИН,  и нос ОДИН,

    Я  ОДИН  у мамы  сын.

    Б) Логопед поясняет, что количество названных в стихотворении предметов одинаковое, а говорим мы о них по-разному:  мама, страна – ОДНА,  дом, нос – ОДИН. Затем достает из коробки (принес их тоже Умка) кубик и пирамидку и говорит детям: это игрушки, но я о них скажу по-разному:  пирамидка  – ОДНА, кубик  – ОДИН.

    В) Игра «Назови, не ошибись».

    3. Умка – любопытный медвежонок. Он хочет узнать, как вы знаете части его тела, а вы должны к этим словам добавить ОДИН (он) или ОДНА (она).

    У Умки – нос, лоб, глаз – ОДИН,  а лапа, спина, морда – ОДНА.

    4.А еще Умка хочет познакомиться с Олесей и спрашивает:

    У Олеси – нос, лоб, затылок, подбородок, палец, рот – ОДИН;

    щека, рука, нога, спина, шея, переносица  - ОДНА.

    (Умка дотрагивается до каждой части тела лапкой). Потом Умка подходит к каждому ребенку, дотрагивается:  У Матвея  -  Умка показывает на нос – ОДИН, а у Алеши – шея – ОДНА.

    5.Дети, Умка с вами познакомился, поиграл, вы с ним тоже. И теперь медвежонок по – дружески приглашает вас посетить  зоопарк, сказочный, волшебный зоопарк, в котором уживаются домашние и дикие животные, лесные и домашние птицы. Идите в зоопарк, выберите себе любую игрушку и поставьте под кубиком (если к слову подставляется числительное ОДИН) или под пирамидку  (если к слову подставляется числительное ОДНА). В заключение логопед с медвежонком ставит игрушку с ошибкой, а дети ставят игрушку правильно.

    6. Динамическая пауза.

    Л: В зоопарке вы увидели много разных животных и птиц, давайте изобразим их движения:

    Один медведь шагал по площадке          -              Дети шагают.

    Один зайчик прыгал по дорожке            -              Дети прыгают.

    Одна обезьянка кружилась в клетке       -              Дети кружатся.

    Одна лисичка сидела тихо в уголке        -               Дети сели на стульчики.

    7.Физкультминутка    «Карусели»  -  проводит  медвежонок Умка.

    Мы на карусели сели.                      Взявшись за руки,  кружатся.

    Завертелись карусели.  

    Пересели на качели,                        Взявшись за руки.

    Вверх летели,                                   Один стоит, другой приседает,

    Вниз летели.                                     потом – наоборот. 

    А теперь с тобой вдвоем                Взявшись за руки.

    Мы на лодочке плывем.                 Качаются вправо – влево.

    Ветер по морю гуляет,

    Ветер лодочку качает.                    Вперед – назад. 

    Вёсла в руки мы берем,

    Быстро к берегу гребем.                Изображают, как гребут веслами. 

    К берегу пристала лодка,              Сначала приседают,

    Мы на берег прыгнем ловко.        Потом прыгают вперед.   

    И поскачем по лужайке,

    Будто зайки, будто зайки.            Скачут на двух ножках.           

    8.Игра  «Исправим  Незнайкины  ошибки».  Раздается стук. Умка идет к двери и возвращается с конвертом. Логопед объясняет детям, что Незнайка прислал письмо как всегда с ошибками. Затем логопед предлагает послушать письмо и исправить ошибки:

    Я живу в маленьком домике. У меня один комната. В ней один кровать и одна диван, одна шкаф и один лампа.  На стене висит один картина.

    Дети исправляют ошибки и выделяют голосом окончания числительных.

    9.Игра «Кто больше назовет животных?» - Логопед выставляет сюжетную картинку с изображением животных, которые гуляют – во дворе или находятся в зоопарке -  и говорит:  Назовите как можно больше животных, про которых мы можем сказать  ОДИН, ОДНА.

    Медвежонок Умка благодарит детей за их работу на занятии. Молодцы! Уходит.

    ЛИТЕРАТУРА

    1.И.Лопухина  «Логопедия» - Речь * Ритм* Движение. –С-П.-Дельта-2010г. 2.Т.В.Волосовец  Преодоление ОНР у дошкольников.  ТЦ «Сфера» –М -  2008.

    3.В.В.Коноваленко Развитие связной речи «Человек: я, моя семья, мой дом, моя страна». Конспекты логопедических занятий  подготовительной к школе группе для детей с ОНР. М: «Гном» - 2003

    4.И.Лопухина  Речь. Ритм. Движение.   С-П. – «Дельта»-2010г.

    5.М.Ю.Картушина   Логопедические занятия в детском саду.  Методическое пособие. – М. – ТЦ «Сфера» - 2004

    6.Н.В.Курдвановская,  Л.С.Ванюкова   Формирование слоговой структуры слова. ТЦ «Сфера» - М – 2007

    7.Т.А.Ткаченко  «Учим говорить правильно» Система коррекции ОНР у детей 5-6 лет – в 2-х книгах – М. – «Гном» - 2005

    8.О.И.Крупенчук  Научите меня говорить правильно!  Пособие по логопедии для детей и родителей. ИД «Литера» - С-П. - 2004

    9.Л.Е.Кыласова  Коррекция звукопроизношения у детей.  Волгоград - Учитель – 2009

    10.Е.А.Борисова  Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками.  Методическое пособие. ТЦ «Сфера» – М.- 2008


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект познавательно-творческого занятия для старших дошкольников "Мужская и женская одежда на Руси".

    Занятие - экскурсия для старших дошкольников в мини-музей "Русская горница", в ходе которой, на примере музейных экспонатов дети знакомятся с традиционной русской одеждой....

    Словообразование прилагательных от существительных мужского, женского и среднего родов

    Конспект индивидуального занятия по теме "Конспект занятия - Словообразование прилагательных от существительных мужского, женского и среднего родов"...

    Тема: «Согласование числительных один, одна с существительными».

    Овладение речью – одно из важных достижений в развитии ребенка дошкольного возраста. Ребенок, осваивая речь, овладевает знаковой системой, которая является мощным средством развития мышления, общения ...

    Дифференциация глаголов мужского и женского рода прошедшего времени

    Данный материал позволит Вашему малышу различать глаголы мужского и женского рода в прошедшем времени....

    Дифференциация глаголов мужского и женского рода прошедшего времени

    Этот материал поможет Вашему малышу различать глаголы мужского и женского рода в прошедшем времени...

    Конспект логопедического занятия "Количественные числительные один, одна"

              Количественные    числительные   один,  одна. Цель: Согласование   количественных  числительных  один,...

    Дифференциация глаголов прошедшего времени мужского и женского рода

      Многие дошкольники с нарушением речи, особенно ребята с ТНР испытывают затруднения в усвоении предикативного словаря. Участились случаи, когда ребенок путает глаголы прошедшего времени м...