Конспект по связной речи у детей с ОНР «Составление описательного рассказа о зиме»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Абдураимова Наталья Викторовна

 Умение работать с морфологической таблицей,

самостоятельно схематически моделировать план рассказа,

развивать умение связано и выразительно рассказывать о зиме без помощи вопросов логопеда,

развивать умение правильно строить предложения с союзом «потому что»,

развивать умение считывать эмоциональные характеристики на схемах и самостоятельно моделировать их с помощью мимики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_sostavlenie_opisatelnogo_rasskaza.docx235.92 КБ

Предварительный просмотр:

                  Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
                  «Верхнекетский детский сад» Верхнекетского района Томской области



                                                 
Методическая разработка по теме
                «Педагогическое мастерство в коррекционно — развивающей работе»
                                                               
   Конспект
                                            по связной речи у детей с ОНР
                                   «Составление описательного рассказа о зиме»
                                              (подготовительная  логогруппа)

                                                                   
C:\Documents and Settings\Наталья\Рабочий стол\20140119195325-12352.jpg 
                                                                       
                                                               


                                                                                                 

                                                                       

                                                                                               

                                                                                                        Учитель - логопед:
                                                                                         Абдураимова Наталья Викторовна
                                                                                        Томская область, Верхнекетский район
                                                                                         р.п Белый Яр, ул. Чапаева, 7 (2-10- 45)

                                                                 

                                                       р.п.Белый Яр

                                                             2015

                                                       

                                                        Пояснительная записка

Проблема преодоления общего недоразвития у детей дошкольного взраста относится к числу наиболее актуальных для современной логопедии. Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество идей, имеющих отклонения в речевом развитии неуклонно растет. На это влияют экологические, биологические, социально-психологические и другие факторы. Поэтому остро встают вопросы раннего распознования квалифицированной диагностики выбора адекватных методов коррекционного воздействия в работе с детьми, имеющие речевые нарушения.

Для детей с ОНР характерно преобладание в активном словаре существительных и глаголов. Мало слов, характеризующих качество, признаки, недостаточное количество обобщающих слов. Одним из типов лексических ошибок является неправильное употребление слов в речевом контексте: замена целого частью, названия действия, названия признака. Не знают оттенков цветов, плохо различают и формы предметов. Характерезуя величину предмета, используют, как правило, понятия большой-маленький, которые заменяют слова длинный, короткий, высокий, низкий, толстый, тонкий, широкий, узкий.

Недостаточная ориентировка в звуковой форме слов лежит в основе неправильного усвоения морфологической системы. Много ошибок в употреблении суффиксов, приставок и окончаний- например «медведиха-медведица, « метальный»-метеллический и.т.д. Это затрудняет расширение соварного запаса, подбор однокоренных слов и делает речь детей бедной и стереотипной.

В грамматическом строе речи наблюдаются стойкие ошибки при согласовании прилагательных и существительных в роде и падеже, смешение родовой принадлежности существительных, ошибки в согласовании числительных с существительными. Характерно также неправильное употребление предлогов.

Отмеченные недостатки в употреблении лексики и грамматике с наибольшей отчетливостью проявляются в различных формах монологической речи( пересказ, составлении рассказов, различных типов). Правильно понимая логическую взаимосвязь событий, дети ограничиваются перечислением действий или ошибаются в логической последовательности, особенно во время пересказа и пропускают целые части рассказа. Рассказ-описание мало доступен детям, обычно они ограничиваются перечислением нескольких свойств(лимон-желтый, кислый). В составлении рассказа используют простые мало распространенные предложения. Допускаются ошибки в согласовании и управлении.

У детей с ОНР наблюдаются недостатки в звукопроизношении, нарушение слоговой структуры слова и трудности в овладении звуковым анализом и синтезом, в различении акустически и артикуляторно близких звуков, отсюда недостаточная сформированность фонематического восприятия.

Приоритетная образовательная область: речевое развитие.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, физическое, художественно-эстетическое развитие.

Цель занятия: составление описательного рассказа о зиме.

Задачи

Коррекционно-образовательные:

1.Развивать умение работать с морфологической таблицей;

2.Развивать умение самостоятельно схематически моделировать план рассказа;

3.Развивать умение связано и выразительно рассказывать о зиме без помощи вопросов логопеда;

4.Уточнить и активизировать словарь по лексической теме «Зима»

Коррекционно-развивающие:

1.Развивать умение правильно строить предложения с союзом «потому что»;

2.Развивать умение считывать эмоциональные характеристики на схемах и самостоятельно моделировать их с помощью мимики;

3.Опосредованно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, используя шариковые массажеры Су-джок».

Коррекционно-воспитательные:

1.Способствовать развитию положительных эмоций.

2.Воспитывать доброжелательность и выдержку.

Планируемые результаты(целевые ориентиры):

1.Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;

2.Достаточно хорошо владеет устной речью;

3.Может выделять звуки в слова;

4.Развита мелкая моторика;

5.Способен к волевым усилиям.

Оборудование: карточки-схемы эмоций; конверт, лист с заданием; магнитоон и аудиозапись; шариковые массажеры Су-Джок; информационно-динамическая модели(«волшебные дорожки»), простые карандаши.

                                                     Ход занятия

1.Создание мотивационного поля

Дети с логопедом встают в круг и приветствуют друг друга.

Приветствие

«Здравствуй, солнышко родное!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, матушка-земля!

Здравствуй, ты, и здравствуй, я».

Введение в игровую ситуацию

Д/игра «Покажи эмоцию»: 2

Логопед показывает карточку с изображением какого-либо эмоционнального состояния, а дети моделируют его на своем лице.(Улыбка, удивление, злоба, испуг, смех, задумчивость, грусть).

Психоречевая игра»Снегопад»(выполняется с массажными шариками Су-Джок):

Снего-снего-снегопад,                                  перекатывания шариков между ладонями

Каждый очень, очень рад.

Будут лыжи и коньки,                                   перекидывание в соответствии с ритмическим

Будут санки и снежки.                                  Рисунком стихотворения.

2. Актуальность знаний

Интеллектуальная разминка:

Логопед обращается к детям :  «Ребята, снегопад бывает только зимой, это «зимнее» слово.

Назовите и другие «зимние слова».

(Например:мороз, сугроб, снег, лыжи, Новый год, метель, берлога, шуба, иней и др.)

Решение проблемной ситуации:

Логопед достает из конверта задачу и предлогает детям решить ее:

-Как перейти реку, не замочив ноги?(по мостику, в лодке, по льду)

Дидактическое упражнение «Хорошо-плохо»:

Логопед:-Люди по-разному относятся к зиме.

Детям показывается карточка веселой эмоции.

Логопед:-Этот ребенок веселый. Ему нравится зима. Как вы думаете, почему ему нравится зима? Выслушиваются различные предположения детей.

(Например: «Ему нравится зима, потому что он любит кататься на санказ»).

Логопед следит за правильным построением предложений, поощряет детей.

Затем выставляется карточка грустной эмоции.

Логопед:-А этому ребенку не нравится зима. Как вы думаете, почему?

Дети высказываются.

(Например: «Ему не нравится зима, потому что в мороз нельзя гулять»).

Логопед:-Зима-это хорошо. Много снега и млжно кататься на лыжах и играть в снежки.

3. Открытие детьми нового знания.

Логопед:-Скоро зима закончится, а как сделать так, чтобы мы долго помнили о ней?

(Нарисовать, сфотографировать и др.)

Логопед:- Ребята, хотите быть писателями и написать рассказы о зиме ? Скоро зима закончится, а наши рассказы останутся на память о ней. Сейчас мы с вами научимся это делать, и поиогут нам в этом вот такие «волшебные дорожки».

На доску выставляет две нформационно-динамические модели («волшебные дорожки»).

G:\DSC01833.JPG

Логопед:- все рассказы будут начинаться  одинаково: «Наступила зима». Эта схема уже нарисована в первом окошечке. Дальше, в пустых окошечках, вы нарисуете то . что знаете о зиме и что хотите рассказать. А вот закончится рассказ может по-разному: весело или грустно. Логопед показывает на схемы в последних окошечках.

Логопед:-У  меня на столе лежит много «волшебных дорожек». Если вам нравится зима, то вы возьмете вот такую «волшебную дорожку» с веселой эмоцией. И закончите рассказ тем, что скажите, почему вам нравится зима. Если вам зима не нравится, то возьмете вот такую «волшебную дорожку» с грустной эмоцией. И закончите рассказ тем, что скажите, почему вам не нравится зима. Сядьте удобно, я включу музыку, и пока она будет звучать, вы подумайте, что вы знаете о зиме и хотите рассказать. И какую «волшебную дорожку» выберите. Можно закрыть глаза (звучит мелодия).

4. Самостоятельное применение нового знания на практике.

Каждый ребенок подходит к столу и выбирает «волшебную дорожку». Дети заполняют схемами «дорожки», логопед ведет индивидуальную роаботу.

Физкультминутка: «Зимой»

(дети выполняют движения в соответствии с текстом)

Мы зимой в снежки играем.

По сугробам мы шагаем.

И на лыжах мы бежим

На коньках по льду летим.

И снегурку лепим мы.

Гостью-зиму любим мы.

Рассказывание детей о зиме.

Логопед напоминает детям правила:-Вы помните, как начинается рассказ?(Наступила зима). Нужно стараться рассказать интересно и так, чтобы всем было слышно. Закончите рассказ тем, что выразите свое отношение к зиме.

Заслушивается 3-4 рассказа детей. После каждого рассказа дается краткая установочная оценка.

(Например:-Глеб молодец. Он выразительно говорил и так точно сравнивал снег с одеялом.)

Логопед привлекает и детей к оценке рассказа. Спрашивает, использовались ли интересные слова и выражения. Похож ли рассказ на предыдущий или он совсем другой. Таким образом, логопед поощряет индивидуальность составленного рассказа, вызывает у детей желание рассказать по-другому свой рассказ, не похоже наостальные.

5. Рефлексия (итог)

Все (волшебные дорожки), заполненные детьми,выставляются на доску.

-Ребята, интересно было рассказывать о зиме? (дети высказываются)

-Мы соберем все рассказы в одну большую книгу. Зима закончится, а мы будем «читать» нашу книгу и вспоминать о ней.

-А сейчас давайте сядем в круг и поиграем.

Игра «Снежинка»

Дети сидят в кругу, передают большую снежинку и рассказывают о своих впечатлениях (что понравилось, что не понравилось, что было трудно.

                   Список используемой  литературы

1.Борисова ЕА. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками.//Е.АБорисова-М..Т «ТЦ Сфера», 2008

2.Емельянова Н.В. Коррекция звукопроизношения у детей 5-6 лет с фонетическим нарушением речи в условиях логопункта ДОУ.//Н.В.Емельянова-СП.. «Детство-пресс», 2013

3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологиию//Г.К.Селевко-М..Народное образование,1998

4. Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи.//Т.А.Ткаченко-СПб-издательство Детсво-пресс,1999

5.Нищева Н.В. Организация коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи.//Н.В.Нищева-спБ..ИЗДАТЕЛЬСТВО «Детссво –пресс,2009

6.Гомзяк О.С. Говорим правильно. // О.С.Гомзяк Издательство «Гном» 2005

7.Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для логопедов детского сада. – М.1999 г.

8.Придумай слово: речевые игры и упражнения для дошкольников О.С.Ушакова, А.Г.Арушанова, Е.М.Струнина и др. – М., 1996.

9.Программа воспитания и обучения в детском саду. Под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой – 2-е изд., испр.и доп.- М.2005

.10. 365 развивающих игр сост. Беляков Е.А. – М.1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы "Составление описательного рассказа о насекомых с использованием схемы"

     На занятии дети учатся составлять описательные рассказы о  насекомых, используя при этом план - схему, продолжают учиться  связности, развёрнутости,  не...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе Тема «Составление описательного рассказа о зимующих птицах»

Конспект НОД  по развитию речи в старшей группе  Тема «Составление описательного рассказа о зимующих птицах»...

НОД, занятие по развитию речи в старшей логопедической группе Составление описательного рассказа о зимующих птицах

НОД, занятие по развитию речи в старшей логопедической группе Составление описательного рассказа о зимующих птицахЗадачи:Обучающие: ü Упражнять детей в составлении описательного рассказа по схеме...

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи с детьми среднего возраста «Составление описательных рассказов о насекомых по схеме»

Приложение 4 к совместному проекту учителя-логопеда и воспитателя «Наши маленькие соседи – насекомые» с детьми среднего дошкольного возраста...

Конспект НОД с использованием ИКТ в старшей группе "Составление описательных рассказов о зимующих птицах с опорой на мнемотаблицы"

Конспект НОД с использованием ИКТ в старшей группе «Составление описательного рассказа о зимующих  птицах с опорой на мнемотаблицу»  Цель. Формировать умение составлять опис...

Конспект по развитию речи в старшей группе Тема: «Составление описательного рассказа о зимующих птицах» (с использованием интерактивных технологий)

Цели: формировать экологическую культуру у детей;прививать любовь к птицам и воспитывать бережное отношение к ним....