Формы дезонтогенеза
методическая разработка по коррекционной педагогике по теме

Козлова Маргарита Андреевна

Краткая сравнительная характеристика форм дезонтогенеза. Ситематизированная и сокращенная.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formy_dezontogeneza.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

параметр

Дефицитарное развитие: ОДФ

слух

зрение

Диагноз

ДЦП

Слабослышанье, отит, глухота

Миопия, косоглазие, слепота

Время возникновения

Раннее

Раннее и позднее

Раннее и позднее

Причины

Недоношенность, гипоксия, асфиксия, внутриутроб. инфекции, черепно-мозг травмы и головного мозга

Генетика, наследственность, травмы, обмен веществ

Генетика, наследственность, травмы, обмен веществ

Характер нарушения мозг. струтктур

Подкорка, кора – максимальные

Лобные доли- минимально, поврежд спинного мозга локального характера

Локальные: височные доли коры, проводящие пути, рецепторы уха.

Теменной отдел, рецептор глаз, проводящие пути

Ядерное нарушение

Восприятие: иллюзии, макропсия, микропсия, дисмегалопсия, параксия (предм удалены или приближены), тахихрония, брадихрония, нарушение восприятия схемы собственного тела.

Эмоции: эмоц лабильность, инертность, слабодушие, гипотимия (тоска, тревога, страх), гипертимия (эйфория, экстаз), паратимии (2=эмоции) гиперостезия (сверхчувсвительность) гипостезия (снижение чувственности), гневливость, патилогическая инверсия (эмоции направлены только на свои потребности

Слуховое восприятие: звуковые иллюзии,

Эмоц расстройства: гипотимия, паратимия, гипостезия, агрессии, эмоции направлены на себя

Зрительное восприятие : макропсии, микропсии, дисмегалопсии, параксии, искажение цвета

Эмоц расстройства: гипотимия, паратимия, гипостезия, боязливость

Системное недоразвитие

Когнитивная сфера: воля: гипобулия, гипомимия, мышление-наглядно-действенное и образное, высшие процессы мышления, внимание, память: гипомнезия, амнезия

Когнитивная сфера: речь, внимание, память, волевые усилия

Двигательные процессы, эгоцентризм, локомоции

Когнитивная сфера: память, внимание, мышление наглядно-действенное, образное, словесно-логическое

Локомоции, двигательные процессы, равновесие, координация

Классификация

1. Конституциональные нарушения: корковое недоразвитие, подкорковое

2. ДЦП: Спастическая диплегия- интеллект сохранен, колясочники- страдают  ноги.

Двойная  гемиплегия нарушение интеллекта, тяжелое пораж всех конечностей

Гиперкинетическая форма сокращения мышц с парезами и параличами. Интеллект- на3 (ЗПР, дебильность)

Атонически-астеническая форма Интеллект – 50 на 50  парезы, низкий тонус мышц

Гемипаротическая форма –поражение 1ой половины тела Интел дефект- 25-30%

 

  1. Глухие-неслышащие: ронооглахшие, позднооглахшие (могут говорить)
  2. Слабослышащие: с относительно-сохранной речью, с глубоким недоразвитием речи
  1. Тотально-невидящие
  2. частично видящие (различают цвета)
  3. слабовидящие

Нарушения речи

Дизартрия, алалия, заикание, слабость голоса.

Может не сформироваться (при тотальном), плохая артикуляция, нарушение фонематического слуха, нет дифференциации звуков, смазанность артикуляции –близкие по зна слова одинаковы по звучанию, слабая модуляция голоса. Нарушена коммуникативная речь

Страдает звукопроизношение (не видит артикуляции). Пассивный словарь, недоразвитие фразовой речи. Тк мышление сохранно появляются лингвистические способности

Педагогический прогноз

В легких степенях и при правильном обучении- полная компенсация

Нет полной компенсации, но соц адаптация возможна

Нет полной компенсации, но соц адаптация возможна

параметр

Искаженное развитие

Дисгармоническое развитие

Поврежденное развитие

Диагноз

Синдром раннего детского аутизма

шизофрения

психопатия

Органическая деменция

Время возникновения

раннее

Раннее и позднее

Позднее

Причины

Стрессы, инфекции

Генетические, интоксикация, стрессы в перинатальный период,  негативное воздействие окружающей среды.

Травмы, нейроинфекции

Характер нарушения мозг. струтктур

Недоразвитие стволовых отделов мозга, мозаичные повреждения

Мозаичные повреждения виде недоразвития подкорки

Кора-локализация, локальное нарушение головного мозга

Ядерное нарушение

Мышление (расстройство содержания: навязчивые, сверхценные и бредоые идеи) по процессу: замедление темпа протекания, вязкость, аморфность

Эмоции: гипотимия, гипостезия, инертность,

Эмоции: эмоц. лабильность, инертность, слабодушие, гипотимия, гипертимия, гипостезия, гиперостезия, патилогическая инверсия (эмоции направлены только на свои потребности)

Мышление расстройство процесса: нарушение логики, обобщения, целенаправленности,

  витиеватость, застреваемость (эпилептическая форма) , соскальзывание, сверхценные идеи (шизофрения), аморфность, разорванность (травматическая)

Системное недоразвитие

Соц адаптация, личностные нарушения

Когнитивные процессы, воля, навыки самообслуживания, эгоцентризм

Дисгармонический склад личности, нарушено поведение (полевое),  волевые расстройства регуляция и контроль (гипобулия, гипомимия) угнетение и усиление мотивов деятельности, детскость,

Воля, регуляция, контроль, эмоции: лабильность, паратимии, гипотимии, гипертимии, патология влечений 9обжорство, отсутствие чувства самосохранения, личностные нарушения

Классификация

По осложненности: осложнено интеллект дефектом, не осложнено

1. Врожденная/приобретенная

2. Шизоидная (вялость- на уровне инстинктов, ранимость, отсутствие жизнерад, нет автоматизмов общения)

Эпилептоидная – застревание на эмоции, немотивированные колебание настроения, аффективные реакции, связ с чувством физич дискомфорта, агрессивность с садистич наклонностями, конфликтность, озлобленность

Психостеническая – слабость псих тонуса, страхи за жизнь и здоровье, навязчивые мысли, опасения, мнительность, суеверны, аккуратны, тревожность

Истерическая – эгоцентризм, внушаемость, демонстративность, псих нарушения: повыш эмоциональность, эмоц лабильность, впечатлительность. Вегето-весцеральные – спазмы глад мускулатуры, запоры, икота, обмороки, лабильность давления и пульса, Двигательные- припадки, парезы. Сенсорные расстройства - восприятие

Органическая – эмоц и двиг возбудимость, аффективные вспышки, негативизм, упрямство, своеволие, ревность, обесценив треб взрослого, жестокость

1. По этиологии: шизофреническая, эпилептическая, травматическая, склеротическая, постэнцефалитическая

2. По динамике процесса: прогрессирующая, резидуальная (остаточное явление, образование нового)

3. по типу псих реагирования: расторможенный, заторможенный

Нарушения речи

Раннее формирование внутренней речи, речь ориентирована на себя, мутизм, нарушение коммуникации, нарушено звукопроизношение, ОНР

Заикание, дизартрия, мутизм, афазия

Демонстративность, повышение эмоц окраса, вычурность, витиеватость

Афазия-полный распад речи, нарушение логичности, бессвязность, наруш целенаправленности и контроля

Педагогический прогноз

Можно компенсировать при интеллектуальной сохранности. Зависит от степени.

Одна из самых легких форм для компенсации –достаточно правильного воспитания. Полная компенсация возможна

Нет полной компенсации, адаптация на уровне бытовой и социальной

параметр

Общее психическое недоразвитие

Задержанное развитие

Диагноз

Умственная отсталость – психиатрич

Олигофрения - невролог

ППЦНС, ММД, СДВГ, ЗПР – психиатрич, отставание в развитии – пед. заключение.

Время возникновения

Раннее

Раннее

Причины

Генетические + интоксикация

Гипоксия, асфиксия, соц фактор

Характер нарушения мозг. струтктур

Недоразвитие головного мозга с преимущественным поражением лобных и теменных отделов

Мозаичное поражение повреждение подкорковых отделов

Ядерное нарушение

Все компоненты мышления: тугоподвижность, инертность, отсутствие словесно-логического мышления,

Внимание: тугоподвижность, рассеянность, снижение объема, отвлекаемость, истощаемость,

Эмоции: гипотимия, гипостезия, инертность, нервозность, лживость, детскость

Системное недоразвитие

Когнитивные процессы: недоразвитие высших форм мышления: речь, произвольные память, внимание, воля, сравнение, классификация. Высшие проявления эмоций: нет чувств, а эмоц привязанность

Когнитивные процессы: высшие формы мышления, расстройства процесса мышления + социофобии, память: гипомнезия, амнезия, страдает динамика псих деятельности

Классификация

Мед классификац с учетом соц несостоятельности: легкая, умеренная, выраженная, тяжелая.

Дефектологич подход: (по Эскиролю): идиотия, имбецильность, дебильность (нет словесно-логического мышления)

Формы: неосложненная (наруш только когнитив компонент) осложненная (нарушены и эмоции), атипичная вызвана гидроцефалией – большой объем памяти, но мышление не развито

  1. Не истинный дезонтогенез.

1. Конституциональная задержка = инфантилизм

  1. Соматогенная задержка
  2. ЗПР психогенного происхождения – результат неблагоприятных условий воспитания: гиперопека, гипоопека.

Поведенческие реакции ЗПРЦОГ: . С психомоторной расторможенностью, импульсивностью и тормозной тип

Формы ЗПРЦОГ по познавательному дефекту

  1. СДВГ – страдает регуляция и контроль. Каждый псих процесс имеет недоразвитие.

2. Нарушения в когнитивной и эмоционально-волевой сфере

Нарушения речи

Идиотия – речь на уровне звуков, выражают эмоции, элементы слов, имбецильность – зачатки фраз, слова обиходного характера, выдел простейшие признаки предметов, наруш звукопрозношения, дебильность – запаздывание звукопроизношения, мал запас слов6 прил, наречия, ? предложения, монологи, речь аграматична

Замедленное формирование, недостат запас слов,  письм речь, фонематический слух, звковой анализ и синтез, аграматичность в построении связной речи, ОНР

Педагогический прогноз

Нет полной компенсации дефекта, имбецилы обучаются с целью приобретения элементарных навыков

Возможна полная компенсация, зависит от организации спец.корректирующего обучения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию речи" Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей старшего дошкольного возраста". Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию

Выступление на педагогическом совещании"Нетрадиционные формы работы по развитию речи"  Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей     старшего дошкольного возраста"...

педагогический совет в форме устного журнала "Организация работы ДОУ по внедрению новых форм физического воспитания, привитию навыков ЗОЖ"

"Здоровье дороже богатства" – утверждал французский писатель Этьен Рей, который жил в конце 19 века. Точно также утверждают и многие из нас. О здоровье говорят, о здоровье спорят, здоровья желают. С с...

Форма: коллективные формы работы с родителями Тема: ТАКИЕ ВЗРОСЛЫЕ ТРЕХЛЕТКИ! (Родительское собрание № I, сентябрь)

Цель мероприятия:     Информировать родителей о психологических особенностях развития детей трех лет. Раскрыть понятие «кризис трех лет».Помочь родителям осознать причины капризов ...

Опыт работы. Формирование математических способностей дошкольников в формах игры средствами сказки и малых фольклорных форм.

Формирование математических способностей дошкольниковв формах игры средствами сказки и малых фольклорных форм....

Гимнастика в старшей группе (стихотворно - игровая форма) Гимнастика в старшей группе (стихотворно - игровая форма)

Гимнастика в старшей группе (стихотворно - игровая форма)  Гимнастика в старшей группе (стихотворно - игровая  форма) « На огороде»1 часть:Отгадайте, кто идёт к нам ребята в о...

Буклет" Эффективные формы взаимодействия с родителям: форма сетевого взаимодействия в социальных сетях"

Всем известно, что взаимодействие педагогов детского сада с родителями – достаточно сложный процесс, и семья должна быть равноправной его стороной. Основную роль в работе с родителями практически во в...

Мастер- класс для родителей в форме СОД (дети, родители и воспитатель) с использованием нетрадиционных форм работы по речевому развитию младших дошкольников в рамках проекта «Школа красивой речи» «Зимнее настроение»

В представленном материале использованы технологии: биоэнергопластика, Су Джок терапия, дыхательная гимнастика и целебные звуки, нетрадиционные техники лепки ( плоскостная с декором) как средство рзви...