Тема: «Поздняя осень».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Малина Светлана Григорьевна

Закрепиль знания детей о растительном мире осенью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema1pozdnyaya_osen.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Поздняя осень».

Цель: закрепить знания детей о растительном мире осенью.

Задачи образовательные: обобщить знания детей о видах деревьев

Совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы;

Задачи развивающие: формировать логическое мышление дошкольника через решение проблемы ситуации;

развивать познавательный интерес детей, их внимание и память, мыслительную деятельность.

Задачи коррекционные: совершенствовать словарь детей по теме.

Закреплять умение согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе, закреплять употребление существительных во множественном числе предложного падежа и существительных в единственном числе родительного падежа с предлогом «с» в предложениях

Активизировать умение и навыки в словообразовании притяжательных прилагательных, сложных слов путем слияния основ;

Закреплять употребление существительных во множественном числе предложного падежа и родительного падежа с предлогом «с» в предложении.

Подбирать антонимы.

Развивать диалогическую речь с использованием сложноподчиненных предложений;

Формировать умение строить фразу по данной схеме;

Развитие общей и мелкой моторики.

Задачи воспитательные: воспитывать у детей бережное отношение к природе;

Развивать культуру речевого общения детей с друг с другом.

Оборудование: разрезная пейзажная картинка «осень» листья деревьев, предметные картинки деревьев, схемы предложения, схемы сложных прилагательных, посылка с вазой и листьями.

Предварительная работа: экскурсия в парк «Авиаторов», проектная деятельность с детьми ;

Работа с раздаточным материалом по теме ;

Беседа по темам «осень», «деревья»;

Дидактические и словесные игры, упражнения;

Художественное творчество (рисование, аппликация, конструирование)

Рассматривание картины золотая осень И.Левитана, иллюстраций по данной теме;

Наблюдение за живой природой.

1. Вводная часть. (Логопед с детьми входит в группу)

-Здравствуйте! Сядет на свое место тот, кто скажет, какой он.

Например: «Я заботливый» (смелый, красивая, умная ит.д.)

2.Ввод в мотивацию. Беседа

Обратите внимание на столы, что вы замечаете? ( на столе лежит посылка).

Хотите узнать, от кого она? (Логопед открывает посылку) А может мы  догадаемся от кого она, отгадав загадку.

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю.

Птиц к югу отправляю,

Деревья укрываю,

Но не касаюсь сосен и елочек,

Кто я?....(осень).

Посмотрите осень прислала в конверте разрезные картинки. Давайте их соберем.

3.Составление картины. Игра «Скажи наоборот» (подбор антонимов).

Дети собирают части

-Как вы думаете, что это? (на картине осень)

- Что изображено на разрезной картине?

-Какая это осень? Как вы думаете почему? (на деревьях не осталось листочков, на небе темные тучи, птицы улетели на юг, стало холодно).

-Это осень ранняя? ( Нет поздняя)

-День на картине ясный? ( Нет пасмурный!)

-Небо светлое? (нет темное!)

-Облака белые? (нет черные!)

-Деревья одетые? (нет голые!)

Время теплое? (нет холодное!)

-Осень прислала вам свою картину в подарок. Она украсит нашу группу.

Посмотрите в посылке стоит ваза, а в ней …

-Как вы думаете, может быть? (листья)

-Кто их так раскрасил? (осень)

-Возьмите осенний листок, который вам больше нравится.

4.Образование сложных прилагательных по образцу.

Игра «Необычные листочки».

-Осень разноцветными красками раскрасила листья. Что в них необычного?

-( листья не одного цвета, а двух цветов?)

-Как же можно сказать, какой, лист если он желтый и красный? (желто-красный).

-Какой твой лист? ( Мой лист желто-коричневый, желто-зеленый, оранжево-красный ит.д.)

Дети называют по очереди, какой лист.

5.Употребление существительных в родительном падеже с предлогом.

-С какого дерева упал желто-красный лист? Желто-красный лист  упал с клена, дуба, с ивы, рябины…).

6.Образование относительных прилагательных от существительных.

-Лист упал с дуба, какой он?  у меня лист дубовый, селеновый, и т.д.

-Листья растут на чем? ( На ветке).

-Откуда же эти листики? (не знаем)

-Может быть с этого дерева? Что не так? (дети подходят к мольберту, на котором нарисовано « чудо-дерево» (на одном дерев не могут расти ветки и листья от разных деревьев)

-Это «чудо-чудоево»

-Посмотрите и найдите ветку своего листика. Все, увидели с какой ветки ваш листик? ( дубовый лист растет на дубовый ветке и т.д.    )

-Назовите, какой лист, растет на какой ветке. Например: «Кленовый лист растет на кленовой ветке»

7.Пальчиковая гимнастика.

- Раз, два, три повернись, и пройдись. Какие мы видели красивые веточки на дереве! Вспомним о листочках и покажем пальчиками. (Дети присаживаются на ковер и выполняют пальчиковую гимнастику).

Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал: (загибаем пальцы)

Вот дубовый, вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки - золотой,

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку…(Дети выполняют взмахи кистями рук, затем загибают пальцы правой руки в кулак).

8.Образование однокоренных существительных.

-Мы посчитали листья деревьев. Скажите, где мы могли бы увидеть много деревьев? ( в лесу, парке).

-Послушайте и ответьте, одним словом. Большой – это лес, а если он маленький, как назвать? (Лесок)

-Тропинка в саду садовая, а в лесу? (лесная)

- Этот человек, следит за лесом, чтобы никто не обижал зверей в лесу, не бросал мусор, не ломал деревья, не рвал цветы. ( Лесник)

-Как назвать доброго сказочного героя, живущего в лесу? (лесовик, лесовичок)

-А сказочное чудовище, которое старается сделать все, чтобы путники заблудились? (Леший)

-Повторяйте за мной: лес, лесок, лесник, лесовик, леший, лесная.

Сколько слов я назвала? (шесть)

-Что вы можете сказать об этих словах? (слова похожи)

-Верно, слова похожи, в них общая часть – лес.

Слова с общей частью называются родственными.

Внимательно послушайте и скажите, какое слово лишнее?

-Лесник, лесовик, лента, лесная, лесовик. (Лишнее слово лента).

9.Употребление существительных множественного числа предложного падежа.

Игра «Что лишнее?»

-Я хочу вас проверить, запомнили ли вы, кто такой лесник? ( Это -…)

-За чем присматривает лесник в лесу? Подойдите к мольберту, отберите нужные картинки. Лесник присматривает за кустами, деревьями , травами. А за пальмой он не присматривает, потому что это дерево растет в жарких странах.

В лесу лесник встречает и наблюдает за кем? Какими ? Теперь отберите картинки птиц, живущих в лесу.

(Птицами). Лесник заботится о дятлах , о воробьях  кукушках.

За пингвином лесник не наблюдает, потому что он живет…)

-Отберите картинки , о ком заботится в лесу лесник? (Лесник заботится о лесных животных, а о лошади не заботится, потому что это домашнее животное).

-Молодцы! Ничего не напутали.

10.Образование притяжательных прилагательных.

-Вспомните, а какое сказочное чудище, которое шутит, путает, старается сделать все, чтобы путники заблудились? (Леший)

И снами леший решил пошутить. Вот какого зверя нарисовал .Как вы думаете , живут в лесу такие животные? (Нет .Это сказочное животное.)

-На каких животных оно похоже? (Оно похоже на зайца, у этого животного заичьи уши, на волка, у него волчьи ноги, на медведя, у него медвежье туловище).

-Молодцы, мы разгадали загадку лешего, ему не удалось нас испугать.

11.Игра «Где же хвост? (Употребление притяжательных прилагательных в сложноподчиненных предложениях). Составление предложения с использованием схемы.

-А вот звери лесные испугались и попрятались.

Определите по хвосту, кто, где спрятался. Почему ты так думаешь?(Лиса спряталась за кустом , потому что я вижу лисий хвост.

-Чтобы животные появились , давайте расхвалим их  хвосты. Нам поможет эта схема

-Логопед демонстрирует образец.

«Лисий хвост длинный , овальный, пушистый , рыже-белый».

(О зайце составляем аналогичное предложение).

Леший не только умеет шутить, еще он умеет загадывать сказочные загадки, а загадки он спрятал в красном, пластмассовом, детском…(ведерке).

12.Образование сложных прилагательных путем сложения основ.

-Давайте разгадаем

загадки лешего. Заморочки из мешочка»

Команды по очереди достают из мешочка бочонки с номерками , каждому номеру соответствует схема .Дети обсуждают и говорят ответ.

(Тонкошеей лебедь, остроклювый дятел и т.д.)

-Все ли эти птицы останутся зимовать в лесу? (Все улетают на юг.)

-Молодцы! Со всеми заданиями справились .

Педагог обращает внимание  на пустующем ранее стуле стоит корзина с ягодами и грибами)

-Ребята, посмотрите на столе , где раньше лежала посылка , что-то стоит…(Дети подходят к корзине , достают осенние подарки).

13.Итог занятия

-Чем мы занимались, что запомнилось? (Ответы детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по теме"Поздняя осень. Предзимье".

Конспект мероприятия по связной речи в подготовительной логопедической группе....

Конспект НОД по связной речи в подготовительной логопедической группе по теме: "Поздняя осень. Предзимье".

Конспект мероприятия по связной речи в подготовительной логопедической группе....

Тема «Поздняя осень» (Старшая группа ЗПР)

Цель: закрепление знаний детей о признаках осени, деревьях.Задачи: образовательные – уточнить и закрепить знания детей о признаках осени, закрепить знания о деревьях;коррекционно-развивающие – развива...

Конспект НОД по теме: « Звук и буква Д» на материале лексической темы «Поздняя осень»

Цель:Знакомство  с буквой Д.Задачи: - Определение наличия звуков «д», «дь» в словах; - Дифференциация звуков «д» - «дь» в словах; - Закрепление признаков поздней осени...

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей с ОВЗ на лексическую тему: «Поздняя осень».

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей с ОВЗ (сенсорное развитие) . «Поздняя осень».  ...

Конспект занятия по обучению детей рассказыванию на тему:"Поздняя осень"

В своей деятельности, обучая детей рассказыванию, я использовала современную образовательную технологию - мнемотехнику, которая подразумевает применение мнемотаблиц.Мнемотаблица - это схема, в которой...

Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи тема: "Поздняя осень"

Литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду, М, Мозаика-синтез, 2005 Дни стали короче, длиннее стали ночи,   Кто скажет, кто знает, когда это бывает?...