РОЛЬ ЗАГАДОК В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ
статья по логопедии на тему

Резкова Ирина Валерьевна

Загадки как средство развития речи детей. Какие коррекционные и развивающие задачи можно решать с их помощью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_zagadki.docx20.82 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ  ЗАГАДОК В   РАЗВИТИИ  РЕЧИ   ДЕТЕЙ.

Часто учитель-логопед, воспитатель сталкиваются с трудностями не только учебного, но и поведенческого характера со стороны детей с нарушениями речи: ребята чрезмерно подвижны, внимание у них неустойчивое, проблемы в эмоционально-волевой сфере, много трудностей с дисциплиной. Как привлечь внимание, с помощью каких средств и методов сделать обучение увлекательным?

Сделать обучение более радостным и интересным можно с помощью игрового занимательного материала!

Чем притягивают занимательные игры детей и взрослых? Прежде всего тем, что это какая-то тайна, «шифровка», секрет, который надо разгадать. Как часто можно видеть взрослых людей, увлечённо разгадывающих кроссворды, ребусы, решающих головоломки! А ведь дети так эмоциональны, так восприимчивы к слову, образу, игре. Такие занимательные игры очень полезны и детям. Они пробуждают у них любознательность, интерес и любовь к языку, развивают языковое чутьё, внимание, сообразительность, создают эмоционально положительный фон для занятий.

Самая древняя, самая распространенная  из этих игр -  ЗАГАДКИ.

Загадки - это удивительная игра, это соревнование на смекалку. Какое огромное количество разнообразных образовательных, коррекционных, воспитательных задач можно решать через эту, казалось бы, обычную, известную всем с детства игру!

Загадки в стихах, с рифмованной отгадкой, типа «Доскажи словечко»,

учат прислушиваться к рифме, к стихотворному размеру, развивают чувство

ритма. Они хороши в работе над слоговой структурой слов.

Верещунья, белобока,        Кто шагает с сумкой книг

И зовут её ...(сорока).        Утром в школу? ... (ученик).

Часто загадки, вполне заслуженно, логопеды, воспитатели используют в работе над лексическими темами. Загадки обладают большими возможностями для наблюдений за окружающим миром, учат воспринимать жизнь многогранно, совершенствуют речь. В загадках используется большое количество синонимов, антонимов, сравнений, ярких образных эпитетов, иногда звукоподражания,

прямая речь, диалоги. Через загадки идёт активное накопление словарного запаса, особенно словаря прилагательных и глаголов (который чаще всего ограничен у детей с нарушениями речи). Есть загадки, построенные на одних глаголах, например:

Гладишь - ласкается,        Светит, сверкает,

Дразнишь - кусается, (собака)        Всех согревает, (солнце)

Есть загадки, построенные на внешнем описании предмета:

Щёки красные, нос белый.

В темноте сижу день целый. А рубашка зелена,

Вся на солнышке она  (редис)

Ряд загадок - это описание функций предмета, его назначения:

Я бываю выше дома        Что за птица:

И легко одной рукой        Песен не поёт,

Поднимаю груз огромный.        Гнезда не вьёт,

Кто, скажите, я такой?        Людей и груз везёт?

(подъёмный кран)        (самолёт)

Ряд загадок   основаны на внешнем сходстве различных предметов, либо используют многозначность слов в русском языке, явления омонимии:


Этот конь не ест овса,

Вместо ног - два колеса,

 Сядь верхом и мчись на нём,

 Только лучше правь рулём.

(велосипед)

Хоть у нас четыре ножки,

Мы не мышки и не кошки.

Хоть мы все имеем спинки,

Мы не овцы и не свинки.

Мы не кони, хоть на нас

Вы садились много раз  (стулья)

В младшем и среднем возрасте мы сначала учим детей отгадывать загадки, вместе с ними анализируем их, выделяем значимые признаки. Далее учим их самостоятельному отгадыванию с опорой на предметные картинки - отгадки и лишь потом отгадыванию по представлению.

Полезно предлагать детям заучивать загадки наизусть, чтобы затем загадывать их в детском саду и дома.

Разбирая загадки, проговаривая их вслух, мы развиваем не только пассивный словарь, но и активный. Знакомим детей с окружающим миром; закрепляем названия различных предметов, явлений, действий; формируем обобщающие понятия, называем части целого.

Можно научить детей самим придумывать загадки. Чаще логопеды предлагают детям составление описательных рассказов - загадок по алгоритму, либо образцу взрослого. Но возможны разные варианты составления загадок. Например: «Круглое, румяное, сладкое, сочное, вкусное - что это?» (яблоко)

«Рыщет, ходит, бродит, злится, охотится, нападает - кто это?» (волк)

«Стекло, рама, форточка, подоконник - что это?» (окно)

Загадки тренируют психические функции ребёнка: слуховое внимание, память, все процессы мышления - анализ, синтез, сравнение, обобщение. Развиваются воображение и фантазия.

Загадки могут быть использованы при изучении звуков, при автоматизации и дифференциации. Логопед загадывает загадки, а затем, получив ответ детей, предлагает различные вопросы и упражнения:

  • с какого звука начинаются отгадки;
  • где стоит заданный звук в слове, подобрать соответствующую схему;
  • определить наличие звука в слове;
  • выбрать из предметных картинок отгадки, назвать их;
  • разложить предметные картинки - отгадки под соответствующими буквами;
  • сколько слогов в отгадке, показать соответствующую цифру или схему и т. д.

Загадки – одна из малых форм народного фольклора. В них  заложена вековая народная мудрость, наблюдательность. Знакомя детей с народными загадками, мы приобщаем их к истокам,  к традициям  своего народа. Тем самым не только развиваем речь, но и  осуществляем патриотическое воспитание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья

Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья в условиях ДОУ...

Перспективный план по обучению детей грамоте (начальный этап) для детей общего развития и детей с кохлеарными имплантами (средний, дошкольный возраст).

Целью данной деятельности является доступ детей с КИ к качественному образованию в условиях интеграции. Единый тематический речевой материал позволяет  воспитание звуковой культуры ре...

Распределение ролей для организации совместной деятельности детей в дошкольной образовательной организации (педагог-дети, дети-дети)

Педагог должен научить ребенка самостоятельно получать знания, помочь развить познавательный интерес, потребность в получении новых знаний, мотивацию к обучению. Он должен стать субъектом организованн...