Автоматизация звука Ш
консультация по логопедии (подготовительная группа) на тему

Смирнова Ирина Ивановна

Четко произносить прямые слоги:

 ша – ша – ша

шо – шо – шо

шу – шу – шу

ши – ши – ши

ше – ше – ше

 ша – шо – шу – ши – ше

шо – шу – ши – ше – ша

шу – ши – ше – ша – шо

ши – ше – ша – шо – шу

ше – ша – шо – шу – ши

 

Внимательно послушай начало каждой рифмовки. Добавь подходящее по рифме нужное количество одинаковых слогов.

Говорит взрослый:                                     Говорит ребенок:

Уложили малыша,                                    ша-ша-ша, ша-ша-ша.

Шапку новую ношу,                                 шу-шу-шу, шу-шу-шу.

Поздравленье напиши,                             ши-ши-ши, ши-ши-ши.

Как прекрасно на душе,                           ше-ше-ше, ше-ше-ше.

 

Чётко произносить слова:

С ударением на слоге:

Ша  шаг, шагом, шаль, шайба, шапка, шахта, шах, шахматы, шавка,

мы-шата, боль-шая, у-шанка, ме-шать, ды-шать, ло-шадка, лап-ша, ду-ша;

шо  шов, шок,шоу,

ме-шок, пу-шок, пету-шок, боль-шой, мы-шонок;

шё   шёл, шёлк, шёпот, у-шёл, на-шёл, во-шёл;

ши  шик, шило, шина, шип, шить, шили,

 ды-ши, пи-ши, камы-ши, малы-ши, у-шиб, о-шибка, ма-шина, кув-шин, ков-ши;

шу  шум, шумный, шут, шуба, шутка, шумите, шутите;

ми-шутка, ды-шу, но-шу, пи-шу, ту-шу,уку-шу;

ше  шея, шей, шейка, шеф,

ми-шень, о-шейник,

 

 

Без ударения на слоге:

Ша  шаги, шагать, шалить, шакал, шаланда, шалфей, шалун, шампунь,

ваша, наша, ноша, ниша, каша, Даша, Маша, Луша, Паша, Миша, Яша, Алёша, Наташа, Катюша , лошадь, вешалка, афиша;

шо    шоколад;

шу   шутить, шутник, шумовка;

ши   шинель, шипеть, шиповник, шипы, уши, мыши, наши, ваши, калоши, ландыши, младший, тишина, шимпанзе, клавиши, шитьё, баклуши;

      ше   камешек, шелуха, тише, выше, башенка, вишенка, шептать, плюшевый, шептунья.


Чётко произносить слова тройками:

Шина – машина – ошибка.            Малыши – камыши – ландыши.

Дышу – ношу – тушу.                  Маша – Даша – Паша.

Ваша – наша – каша.                   Миша – Паша – Яша.                   

Ванюша – Танюша – Валюша.    Наташа – Танюша – Катюша.

 

Чётко произносить словосочетания:

Шум шагов.               Шелковая шаль.            Шум в шалаше.   

Шашки и шахматы.  Мышонок-шалун.          Шины у машины. Шутка Мишутки.      Шапки и шубы.             Шёпот Миши.

Шумит машина.         Ошибка Маши.             Шоу Даши.

 

Чётко произносить предложения:

Наташа пишет.                                Вот Маша.
У Маши шапка.                               У Лёши ландыши.  

 Малыши шагают.                          У Паши большая машина.            Миша нашёл камешек.                  Лёша ел кашу.                              
У шиповника шипы.                       Паша и Наташа, не шумите.
Яша пошёл к камышам.                 Миша играет в шахматы.              У Наташи шёлковая шапка.           Мышонок упал в кувшин.

Миша и Паша едут на лошадке.     Два малыша у шалаша.

У нашей машины новые шины.    Шутки у Мишутки. Луша у душа.

Чётко произносить обратные слоги:

аш – ош – уш – ыш.      яш – ёш – юш – иш         аш – яш – ош – ёш.

уш – юш – ыш – иш      аш – ош – уш – ыш.       яш – ёш – юш – иш             

Внимательно послушай начало каждой рифмовки. Добавь подходящее по рифме нужное количество одинаковых слогов.

Говорит взрослый:                                           Говорит ребенок:

Я достану карандаш,                             аш-аш-аш, аш-аш-аш.

Есть на кухне острый нож,                    ош-ош-ош, ош-ош-ош.

Починил сантехник душ,                       уш-уш-уш, уш-уш-уш.

У меня на блузке брошь,                      ошь-ошь-ошь, ошь-ошь-ошь

За окном такая тишь,                            ишь-ишь-ишь, ишь-ишь-ишь На реке шумит камыш,                         ыш-ыш-ыш, ыш-ыш-ыш.

Мы построили шалаш,                          аш-аш-аш, аш-аш-аш.

Чётко произносить слова:

С ударением на слоге:

Аш  ваш, наш, башня, пашня, кашка, букашка;

Ош кошка, мошка, окошко, лукошко, ладошка, Антошка;

Уш  душ, тушь, ушки, мушка, пушка, душно, опушка, лягушка, подушка, катушка, кукушка, квакушка, макушка, волнушка, болтушка, избушка;

Ыш вышка, мышка, пышка, малышка, камыш, малыш;

Яш Яшка, яшма, гуляш;

Ёш даёшь, льёшь, пьёшь, поёшь, берёшь, Алёшка, лепёшка;

Еш пешка, вешний, поешь;

Иш бишка, вишня, мишка, лишний, тишь, домишко;

Юш плюшка, клюшка, конюшня.

Без ударения на слоге:

Аш  башмак, башлык, кашне, каштан;

Уш  ушли, петушки, бабушка, дедушка, Алёнушка, пушнина, камушки;

Ыш ландыш, детёныш, донышко, пятнышко;


Юш  полюшко;

Иш  мякиш, финиш, валишь, делишь, пилишь.

 

Чётко произносить слова тройками:

Вышка – мышка – пышка.           Кошка – мошка – ложка.

Подушка–лягушка–квакушка.     Малышка–ладошка – лукошко.

Бабушка–дедушка–донышко.      Валишь – делишь – пилишь.

Бишка – мишка – домишко.         Льёшь – пьёшь – даёшь.

Ладошка – окрошка – картошка.   Матрёшка – рыбёшка – лепёшка.

 

Чётко произносить словосочетания:

 

Хлопушки у Илюшки.                 Пышки у нашей мышки.

 Оладушки у бабушки.                 Беседушки у дедушки.

 Шутки у Мишутки.                     Луша у душа.

 Шашки у Наташки.                      Шишки у малышки.

Кошка у окошка.                           У окошка Антошка.          

Я машу малышу.                           Книжки под мышкой.      

Кукушка на опушке.                     На вышке пушка.

На Кешке шапка.                           У Мишки шишка.         

 

Чётко произносить предложения:

 

  У нашего Илюшки шайба и две клюшки.

 Пишу шутки для малыша Мишутки.

 На ножках у Антошки жёлтые сапожки.

 Дали Наташке пшенной кашки.

 Ушки у мышки, мышки-малышки.

 

Свинушки-старушки.         Кармашки на рубашке.

Игрушки у Андрюшки.     Кармашки у Наташки.

Ромашки у Наташки.         У Даши в кармашке маки и ромашки. Малыши   хороши.

Чётко произносить чистоговорки:

 

Ши-ши-ши -                      шина, шило, камыши.
Ша-ша-ша -                       купаем голыша.
Ша-ша-ша -                       наша Маша хороша.
Ша-ша-ша -                       выходи из камыша.
Шо-шо-шо -                      Паша пишет хорошо..
Шу-шу-шу -                      я письмо пишу.
Шу-шу-шу -                      помогите малышу.

Шу-шу-шу -                      Маша кушает лапшу.
Шу-шу-шу -                      шубу новую ношу.

Ше-ше-ше -                      кошка в шалаше.
Ше-ше-ше -                      шепчет Шура в шалаше.
Ши-ши-ши -                     ну-ка, попляши.
Ши-ши-ши -                     на поляне малыши.
Ши-ши-ши -                     кашу ешьте, малыши.
Ши-ши-ши —                  что-то шепчут камыши.

 

 

Аш-аш-аш -                      шар, машина, карандаш.
Аш-аш-аш -                      я  точу карандаш.
Аш-аш-аш -                      в  лесу стоит шалаш.
Аш-аш-аш -                     дайте карандаш.
Ош-ош-ош -                     Буратино дали грош.
Ош-ош-ош -                     у меня нож.
Уш-уш-уш -                     принимаем душ.
Уш-уш-уш -                     тёплый душ.
Уш-уш-уш -                     в саду много груш.

 Ыш-ыш-ыш -                  у Кати камыш.
Ыш-ыш-ыш -                   крепко спит малыш.
Ыш-ыш-ыш -                   у меня малыш.
Ашка-ашка-ашка -          летит букашка.
Ошка-ошка-ошка -         на окошке кошка.
Ушка-ушка-ушка -         лягушка-квакушка.
Ышка-ышка-ышка -       маленькая мышка.

Закрепление произношения звука Ш в рифмовках, свободных от звука Р

Чётко, выделяя звук Ш, произнеси каждую рифмовку 3-5 раз. Затем повтори ш в быстром темпе, сохраняя правильность и четкость произношения. Понравившиеся рифмовки заучи.

 

Паша пашет, Маша пляшет.

У мышки — мышонок, у лягушки — лягушонок,

у индюшки — индюшонок.

В шалаше шалуны, шум и шепот там слышны.

У Наташи под ушком пышная подушка.

Вова взял у папы шляпу, чтоб похожим быть на папу,

Надевает шляпу эту? Где же Вова? Вовы нету!

Желтые штанишки у Машеньки-малышки.

Луша в душе мылит шею и уши.

Маша меньше, Миша выше, Миша Маше что-то пишет.

Маша вышла на опушку и увидела кукушку.

Миша метил в лукошко, попал Миша в окошко.

Наша Маша маленькая, на ней шубка аленькая.

Одеваем малыша, малыша-голыша,

В меховую шапку, в шубку одеваем мы Мишутку.

У большого шалаша шмель качает малыша.

У Миши и Илюшки две большие клюшки.

У Мишутки-Мишки камешки и шишки.

Не найду я ушки у нашей лягушки.

Шишки у Мишки, шашки у Пашки.

 

Хорошо шагать, воздухом дышать.

Я нашла букашку на большой ромашке.

Уронила белка шишку, шишка стукнула зайчишку.

Хороши в дорожку пирожки с горошком.

Шла с базара кошка, у кошки лукошко.

У Петрушки в бульоне лаврушка, у Лаврушки в бульоне петрушка.

Вот руками машет Маша: «Надоела ваша каша!»

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автоматизация звуков с использованием знаков-символов. Автоматизация звука [р] в начале слова с открытым слогом. (индивидуальное занятие для детей с нарушением интеллекта 4 год обучения)

Коррекционно-образовательные цели:-автоматизация правильного произношения звука [р] в прямых слогах, в начале слова;-обучение навыку звукового анализа слова (определение места звука в слове);-развитие...

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ. СКУЧНО?.. НЕТ, ИНТЕРЕСНО! ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ

ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВУчителям-логопедам и родителям детей, посещающих коррекционные группы, хорошо известно, насколько труден и длителен процесс автоматизации поставленного звука в речи. Одноо...

Развитие связной речи дошкольников с речевыми нарушениями на основе текстов для автоматизации звуков (часть 2) . Автоматизация звука «Р» в рассказе Открытые ворота.

Автоматизация звука «Р» в связной речи и обучение  пересказыванию  на материале  рассказа "Открытые ворота"....

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».

Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую  деятельность, участников по совместной деятельности....

Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [с] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

Цель: правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях. Задачи:  Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [С] в слогах, словах, предложениях...

Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

Цель: правильно и четко произносить звук [ш] в слогах, словах, предложениях. Задачи:  Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [ш] в слогах, словах, предложениях...

"Автоматизация звука "Л", "Автоматизация звуков "Ш,Ж,Л", "Автоматизация поставленных звуков"(ш,ж), "Автоматизация поставленных звуков"(л,р)

Данный материал содержит упражнения, задания и игры на автоматизацию уже поставленных звуков удетей старшего дошкольного возраста....