Играя обучаем, развиваем речь
статья по логопедии на тему

Белокурова Лидия Юрьевна

Применение игры, как средства формирования лексико-грамматического строя речи, в работе с детьми с общим недоразвитием речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon primenenie_igry.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Применение игры, как средства формирования лексико-грамматического строя речи, в работе с детьми с общим недоразвитием речи.

Актуальность опыта.

- дети с общим недоразвитием речи (далее ОНР) испытывают колоссальные трудности в оформлении грамматического строя речи, что нарушается в лексических затруднениях, ошибки связаннее со слабостью лексических дифференцировок, ошибки грамматического структурирования, связности, последовательности изложения, смысловые пропуски, нарушение синтаксической связи; бедность и однообразие используемых средств фразовой речи, пропуски слов;

- формирование грамматически правильной речи старших дошкольников с ОНР необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к школьному обучению. Весь процесс школьного обучения построен таким образом, сто он совершенно не мыслим без грамотного, свободного владения ребёнком речи;

- необходима интеграция комплексной коррекционно-развивающей работы в учебно-воспитательном процессе жизнедеятельности детей.

Использование игр и упражнений в коррекционной работе с детьми по формированию лексико-грамматического строя речи.

Известно, что игра ведущий вид деятельности и  как форма способствует гармоническому развитию у него психических процессов, личностных черт, интеллекта, у ребенка, взявшего на себя в игре определенную роль, процесс запоминания протекает быстрее и легче. Она является определяющим фактором в развитии личности, в том числе и влияет на один из важнейших познавательных процессов человека - речь. Игра невозможна без речевого общения. Хорошо развитая речь является необходимым условием успешного обучения в школе. Обладая развитой связной речью, дети могут давать развёрнутые ответы на вопросы, аргументировано и логично излагать свои суждения. игра является сильнейшим стимулом для проявления детской самодеятельности в области языка, они должны быть, в первую очередь, использованы в интересах развития речи детей.

Коррекционная работа  становится более эффективной при применении различных игр и упражнений  с привлечением различного наглядного материала: предметов, игрушек картинок и специально изготовленных пособий. При опоре на зрительный образ дети быстрее усваивают материал. Чтобы вызвать у детей интерес к обучению,  использую различные пособия, настольно – печатные игры, игровые упражнения с использованием различных игрушек, игровые упражнения с использованием элементов речедвигательной ритмики, игровые упражнения с использованием музыкального сопровождения.

Работа строится с учетом принципа индивидуально-дифференцированного  подхода к детям, начального уровня их речевого развития и динамики усвоения предлагаемого материала.

Эффективность формирования грамматических навыков зависит от следующих условий:

- систематического проведения:

- размещения игр и упражнений в порядке возрастающей сложности;

- подчиненности заданий выбранной теме;

- вариативности упражнений. 

Игры и игровые упражнения с использованием картинок - помощников.

«Покажите ребёнку картинку, и он заговорит» - говорил  К.Д. Ушинский. Картинки-помощники незаменимые спутники в работе воспитателя группы компенсирующей направленности на любом этапе.  С картинками ребёнку становиться интересней и увлекательней, помогают скрасить однотипность упражнений применяемых в компенсирующей группе. Игра строится так, чтобы как можно больше слов проговорили дети. задача воспитателя превратить волшебную картинку в увлекательную историю или рассказ, чтобы ребёнок захотел поиграть и в процессе игры решаются поставленные коррекционные задачи. поэтому игры подбираются те, которые носят комплексный характер и в процессе коррекции происходит:

- укрепляется психологическая база речи: память, восприятие, мышление, внимание;

- знакомство со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями;

- согласование прилагательных с существительными разных родов;

- правильное употребление местоимений «он, она, они»;

- образование формы родительного падежа у существительных разных родов и чисел;

- у детей закрепляется  навыки правильного согласования притяжательных местоимений «мой, моя, моё» с существительными разных родов единственного числа и существительными множественного числа; навык сравнения предметов по величине, форме, цвету и другим признакам.

- расширяется и обогащается  словарный запас.

Использование такого подхода в работе с детьми логопатами позволяет автоматизировать звуки, многократно повторить и запомнить большое количество речевого материала, компенсировать недостатки смысловой стороны речи.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПб., 2002.
  2. Александрова Т.В. Практические задания по формированию грамматического строя у дошкольников: Пособие для логопедов и воспитателей.- СПб., 2007
  3. Жукова Н.С, Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников.- М., 2000.
  4. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПб., 2001.
  5. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. – спб.: детство-пресс, 2004.
  6. Ткаченко Т. А. Формирование лексико-грамматических представлений: Альбом дошкольника. – М.: гном и Д, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры помогают развивать речь

Дидактические игры для развития речи старщих дошкольников...

Игры на кухне (играем и развиваем речь)

Рекомендации учителя-логопеда для родителей. Оформлены в виде буклета. Особенно актуально для тех родителей, у которых очень мало времени для игр с детьми....

Опыт работы с детьми с общим недоразвитием речи по теме "Играем пальчиками - развиваем речь".

  Представленный опыт работы раскрывает эффективные методы и средства работы над актуальной и своевременной проблемой, с которой сталкиваются и родители, и воспитатели детского сада :...

Деловая игра «Как развивать речь у ребенка или путешествие по стране «Развитие речи»

Деловая игра «Как развивать речь у ребенка или путешествие по стране  «Развитие речи»...

Сценарий мастер- класса для родителей в подготовительной логогруппе " Играя, обучаем, развиваем".

Цель:  повышение педагогической компетентности родителей и обучение их способам подготовки детей к обучению в школе.....

Картотека игр для развития речи детей раннего возраста "Играем и развиваем речь малыша"

Картотека игр для развития речи детей раннего возраста "Играем и развиваем речь малыша"...

Мастер-класс по развитию речи старших дошкольников "Играем и развиваем речь дошкольника"

Сообщение о мастер-классе по развитию речи в                     подготовительной группе.В этом учебном г...