Практические рекомендации родителям,воспитывающим детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, по проведению логопедического самомассажа
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

Елизарова Светлана Владимировна

Практические рекомендации родителям,воспитывающим детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, по проведению логопедического самомассажа 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennoe_predstavlenie.docx13.83 КБ

Предварительный просмотр:

           Современное представление о здоровье ребенка неразрывно связано с его речевым развитием. Поэтому возникает необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить ситуацию. Одним из таких путей является организация коррекционно-образовательного процесса с использованием нетрадиционных форм работы, одной из которых является самомассаж — один из видов пассивной гимнастики, оказывающей тонизирующее действие на центральную нервную систему, улучшающей функции рецепторов, проводящих путей. Это массаж, выполняемый самим ребенком, имеющим речевую патологию. Его систематическое применение имеет целенаправленное, эффективное и безопасное воздействие на речевое развитие и на здоровье детей в целом, и в частности ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

           Дети с ОВЗ — это дети с различными отклонениями в состоянии психосоматического здоровья, которые нуждаются в коррекционно-развивающем образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям. Наибольший эффект приносит система коррекционно-образовательной работы, основанная на применении самомассажа, как способа стимуляции коры головного мозга для развития речевых возможностей ребенка с ОВЗ. Она содействует снижению его двигательной и эмоциональной расторможенности, нормализации мышечного тонуса, совершенствует навыки пространственной ориентации, развивает память, внимание. Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. А все виды самомассажа проводятся только в игровой форме и вызывают у дошкольников положительные эмоции, приучают к дисциплине и самоконтролю. Даже гиперактивные дети при проведении игрового самомассажа способны сосредоточиться на выполнении упражнений и гораздо меньше отвлекаются. А потому при правильном, грамотном руководстве со стороны педагога, самомассаж через игру способен творить чудеса.

           В работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, целесообразно использовать такие виды самомассажа, как: самомассаж кистей рук, массаж жевательно-артикуляторных мышц, массаж аурикул (ушных раковин), лица, головы, шеи, СУ-джок массаж и т. д. На первом этапе упражнения показывает логопед, дети при этом копируют их. Затем он выполняет их вместе с детьми. После этого дети выполняют самомассаж самостоятельно, по инструкции педагога. Самомассаж лучше сопровождать стихами. Одним из главных условий проведения самомассажа является следующее правило: во время выполнения движений у ребенка не должно быть ощущений дискомфорта, все движения самомассажа должны приносить ребенку только удовольствие, радость и хорошее настроение.

          Существует большое количество видов самомассажа. Начинать работу необходимо с самого простого метода — самомассажа, который заключается в поглаживании в направлениях от кончиков пальцев к запястью, а все массажные движения выполняются строго по направлению к лимфатическим узлам — от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. В конце каждого упражнения делать расслабляющие поглаживания, встряхивания рук. Самомассаж кистей и пальцев рук является связующим звеном между развитием тонких движений пальцев рук и развитием речи, т. е. речевая деятельность формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук, повышается тонус коры головного мозга. Так же самомассаж рук регулирует и работу всех внутренних органов (рефлекторных зон), согласовывает работу понятийного и двигательного центров речи, развивает чувство ритма и координацию движений, подготавливает руку к письму, поднимает настроение ребенка. Выполнять его необходимо ежедневно. Формирование словесной речи ребенка с ОВЗ начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, поэтому развитие ручной моторики как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. Самомассаж кистей и пальцев рук состоит из трех типов упражнений:                Самомассаж тыльной стороны кистей рук.                Самомассаж ладоней.                Самомассаж пальцев рук. Приведу несколько примеров: «Мельница» — сцепить пальцы рук и большими пальцами изобразить мельницу. Закружилась мельница, Быстро мука мелется. «Точилка» — сжав одну руку в кулачок, вставляем в него поочередно по одному пальцу другой руки и покручиваем влево-вправо каждый пальчик по 2 раза.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями (опыт построения диагностического обследования).

Построение диагностического обследования согласно предложенному плану позволяет :  -дать объективную оценку состояния эмоционально-волевой сферы детей, -организовать коррекционную р...

Формирование физиологического и речевого дыхания у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Из опыта работы правильного формирования физиологического и речевого дыхания у детей....

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями посредством игр с водой и песком

Дошкольный возраст – наилучшее время для запуска человеческих способностей, когда формирование личности ребенка происходит наиболее быстро.  Л. Н. Толстой писал: «От пятилетнего ребенка до меня –...

Оптимизация двигательной активности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями на коррекционных занятиях учителя-логопеда ДОУ.

В современных условиях развития общества проблема сохранения и укрепления здоровья детей приобретает глобальный характер и является как никогда ранее актуальной, т.к. достичь необходимого уровня интел...

Предметно- развивающая среда для развития речевого дыхания детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Предметно-развивающая среда  для развития речевого  дыхания детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями....

Этапы логопедической работы по формированию правильного звукопроизношения. Формирование физиологического и речевого дыхания у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Развитие дыхания – один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей независимо от вида их речевого дефекта.У большинства детей с речевыми нарушениями наблюдается слабое п...