Проект "Быт русской деревни" для детей с ОНР средняя группа
проект по логопедии (средняя группа) по теме

Филимонова Оксана Николаевна

                           

    :         Развитие  речи  детей  дошкольного возраста с ОНР посредством патриотического воспитания.

Стимуляция активной речи и обогащение словаря детей  за счет:
- обогащения знаний о нашей стране и родном крае, 
- о национальных традициях,
- о народных  ремёслах и фольклоре,
- расширения зоны общения с взрослыми.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОБУ комбинированного вида детский сад№1

 МО Кореновский район

Педагогический информационный  проект

«Быт русской деревни». 

/ Развитие экспрессивной речи детей  среднего  дошкольного возраста с ОНР посредством патриотического воспитания и  ознакомления с историей

 нашей страны. /

2014-15 учебный год.

Автор проекта:  Филимонова Оксана Николаевна  учитель-логопед

Кучерёнок Елена Алексеевна  учитель-логопед

Участники:

Кастулина Лада Александровна  музыкальный руководитель МДОБУ

Дети группы ОНР-3

Дети группы ОНР-5

родители воспитанников.

База проекта:

МДОБУ комбинированного вида д/с№1,

МБУК «Кореновский историко-краеведческий музей»

Этапы реализации проекта:

1 этап: организационный  (сентябрь2014 г.)

2 этап: практический (октябрь 2014 г. апрель 2015г.)

3 этап: заключительный (май 2015 г.) 

Проект :«Быт русской деревни». 

/ Развитие экспрессивной речи детей  среднего  дошкольного возраста с ОНР посредством патриотического воспитания и  ознакомления с историей

 нашей страны. /

 Содержание

  1. Актуальность проекта………………………………………………………...4
  2. Программа исследования

- Цель проекта…………………………………………………………………5

- Задачи проекта……………………………………………………………….5

-Гипотеза………………………………………………………………………5

- Участники проекта…………………………………………………………..6

-Практическая значимость проекта………………………………………….6

- Предполагаемый результат проекта………………………………………..6

            - Основные принципы реализации проекта…………………………………6

            -Содержание проекта…………………………………………………………7

  1. Основные этапы реализации проекта «Быт русской деревни». …………………………………………………………………..8
  2. Выводы……………………………………………………..……………..11

Итоги проекта……………………………………………………………..

Дальнейшие перспективы реализации проекта…………………….......

  1. Список литературы……………………………………………………….

Приложения:

  1.  Результаты диагностики  знаний  детей группы.
  2.  Материально-техническое и методическое оснащение логопедического кабинета.
  3. Консультации для педагогов и родителей.
  4. План самообразования.
  5. Конспекты занятий с использованием мультимедийных презентаций.
  6. Фото-отчеты по итогам экскурсий в музей.
  7. Анкеты и отзывы родителей и педагогов.

  1. Актуальность проекта

     В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить  воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость".

      О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много. Поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю на которой живешь,  детям необходимо знать и изучать культуру своих предков.

         Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

                Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

 

      Но было замечено, что даже детям старшего и подготовительного возраста трудно дается восприятие  таких  понятий как: страна, Россия, Русь, русский, Отечество, Родина, родной город, столица, защитник Родины и др.  Без знания исторических корней трудно осознать и представить себе красоту и  богатство страны: «И красива и богата наша Родина, ребята…. ».  

Особенно трудно дается этот материал детям с общим недоразвитием речи. Недоразвитие речи тормозит развитие познавательной деятельности ребёнка, что часто проявляется задержкой психического развития в целом. Расстройство экспрессивной речи является специфическим нарушением развития, при котором ребенок использует разговорную выразительную речь значительно ниже того уровня, который в данное время соответствует его умственной возрастной планке. В то же время, понимание речи окружающих, чаще всего,  находится на нормальном уровне. 

Это подвело нас к мысли начать уже со средней группы работу  по развитию импрессивной речи, объединив её с работой по патриотическому воспитанию. И начали мы со знакомства с бытом и историей родной страны. С народными ремёслами и фольклором. С богатырями – защитниками древней Руси и их подвигами.

II. Программа исследования

 

Цель: развитие импрессивной речи  детей  дошкольного возраста с ОНР посредством патриотического воспитания.

Стимуляция активной речи и обогащение словаря детей  за счет:

- обогащения знаний о нашей стране и родном крае,

- о национальных традициях,

- о народных  ремёслах и фольклоре,

- расширения зоны общения с взрослыми.

Задачи:

  • воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
  •  формирование бережного отношения к природе и всему живому;
  •  воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам;
  • формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах России;
  • знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);  развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
  • формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. 
  • целенаправленно обогащать словарь детей по выбранной теме; закреплять и активизировать   лексический материал на занятиях по развитию речи, других занятиях, в режимных моментах;
  • формировать потребность детей в общении с взрослыми и сверстниками посредством речи;
  • создать специальную среду, побуждающую ребенка к активному образовательному процессу;
  •  совершенствовать пропаганду логопедических знаний среди воспитателей и родителей;
  •  совершенствовать тонкую и общую моторики при ознакомлении с фольклором и народными промыслами;
  • использовать методы и средства, побуждающие детей к яркому, эмоциональному процессу развития речи;
  • развивать  фонематическое восприятие;
  • развивать память, внимание и мышление.

Гипотеза: Ознакомление дошкольников с историей страны и народными промыслами помогает сформировать патриотические чувства дошкольника и развить его экспрессивную речь.

Участники проекта:

- Учителя-логопеды

- Музыкальный руководитель

- Инструктор физкультуры

- Родители

- Дети

Практическая значимость проекта: включение родителей в единое образовательное пространство через  разработку методических мероприятий совместно с детьми и родителями. 

Предполагаемый результат проекта:

-Организация и систематическая работа семейного интернет-клуба;

-повышение уровня педагогической компетентности родителей;

-проведение кружковой работы с детьми  дошкольного возраста;

-улучшение артикуляционной, тонкой  и общей моторики детей;

-проявление уважения и любви к труду;

-развитие интереса к русским традициям и промыслам;

-целостное воздействие на речевую систему, речевое раскрепощение ребенка;

-позитивное взаимодействие детей в коллективе;

-обогащение игротеки дидактических игр по выбранной теме;

-обогащение предметно-развивающей среды группы.

Основные принципы реализации проекта:

  1. Принцип доступности – обучение и воспитание ребёнка осуществляется в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, чтения литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности.
  2. Принцип гуманистичности – предполагает индивидуально-ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребёнка.
  3. Принцип деятельности – развитие  осуществляется через различные виды детской деятельности.
  4. Принцип интеграции – необходимость взаимодействия всех субъектов педагогического процесса в данном направлении.
  5. Принцип системности – решение задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видах деятельности в рамках МДОУ и семьи.
  6. Принцип преемственности – организация и поддержание связей между возрастными категориями, учёт разноуровневого и разновозрастного развития.
  7. Принцип регионализма – использование объектов культуры своей местности с учётом историко-географических и этнографических особенностей.

Содержание проекта.

1. Разработка и реализация системы педагогических мероприятий, связанных с решением проблемы в которой обозначены: проблема, задачи патриотического воспитания в логопедической работе, принципы реализации, основные направления, рекомендуемые методы и приемы, виды деятельности, организация учебно-воспитательного процесса, предложенная система, это:

- ориентировка на широкое использование  цифровых технологий, авторских дидактических игр, развивающей предметно-игровой среды, созданной в учреждении и направленных на углубленное развитие экспрессивной речи посредством патриотического воспитания в течении всего учебного года;

- широкое использование специальной учебной и детской литературы;

- совместная деятельность родителей и детей;

- регулярное включение игровой деятельности, обучающих ситуаций в систему обучения и воспитания;

- оптимальное соотношение и сочетание педагогических мероприятий в повседневной жизни и открытых занятиях.

2. Разработка и практическое использование перспективного плана по патриотическому воспитанию на 2014-2015 учебный год.

3. Взаимодействие с родителями (собрания, заседания интернет-клуба, участие в конкурсах внутри группы, помощь в изготовлении наглядно – практического материала).

4.Диагностическая работа по определению эффективности педагогического воздействия. 

5. Создание базы дидактических игр по патриотическому воспитанию.

7. Подготовка и заинтересованность воспитателей, для закрепления полученных детьми знаний. Так как для детей дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому обращение к одному и тому же элементу несколько раз способствует развитию внимания и длительному сохранению интереса.

III. Основные этапы реализации проекта «Быт русской деревни»

Этапы

Формы работы

Деятельность педагогов

Работа с детьми и родителями

Первый этап

организационный

(подготовительный)

(сентябрь 2014 г.)

Выдвижение   гипотезы, определение цели и задач проекта.

Изучение необходимой литературы, подбор методического материала.

Разработка тематического плана для реализации проекта.

Налаживание контактов с

Кореновским историко-

Краеведческим музеем.

Диагностирование детей.

Разработка положения о семейном родительском  клубе.

Проведение организационного родительского собрания с целью ознакомления с темой проекта , списком мероприятий по проекту и выяснения возможного участия родителей в мероприятиях по проекту. «Семейный интернет-клуб родителей группы» – как одна из форм совместной работы педагогов и родителей по воспитанию  и развитию детей дошкольного возраста».

Второй этап

практический

(реализация намеченных планов)

(октябрь - декабрь)

Разработка конспектов занятий, мультимедийных презентаций,  консультаций для детей.  Проведение просветительской работы с педагогами и родителями (консультации, рекомендации, мультимедийные презентации, ведение и постоянное обновление материала на страничке интернет-клуба «Радуга» для педагогов МДОБУ и родителей группы).

Посещение семьи, индивидуальные беседы.

Анкетирование родителей.

Проведение открытых занятий

и  праздников.

Отбор тем для экскурсий в музей.

Оформление промежуточных результатов.

 

 

—Разработка и проведения цикла занятий:

«Убранство русской избы», «Лекарственные растения», «Богатыри -защитники Родины»,  «Народные ремёсла. Откуда к нам деревянная ложка пришла», «Народные ремёсла . Кузнец-молодец», «Народные ремёсла. Гончар», «Обрядовые песни, игры», «Народные  песенки, сказки, потешки, игры»

—

 В творческой мастерской интернет – клуба: Конкурсы  для детей и родителей: «Подари радугу», «Роспись на ложках»

«Сочиняем частушки»,

 Изготовление

буклетов, памяток, мультимедийных презентаций  информирующих родителей о этапах реализации мероприятий по проекту.

Проведение заседаний семейного интернет-клуба.

Практическая работа с детьми по плану реализации проекта  

Реализация вышеизложенных мероприятий в рамках проекта и закрепление полученных результатов во всех видах деятельности.

Практическая работа с родителями по плану реализации проекта

Проведение круглых столов, мастер классов,  ознакомление с промежуточными результатами работы, обмен мнениями. Проведение индивидуальных консультаций, открытых занятий и праздников, конкурсов.

Третий этап заключительный (обобщающий) (январь  2015 г.) 

 

  • Диагностирование детей с целью определения уровня усвоения материала в рамках реализации проекта.

Проведение открытых мероприятий.

Оформление выставок детских работ.

Распространение опыта работы.

Публикации, участие в семинарах, научно-практических конференциях.

Оформление результатов работы над проектом в виде отчёта, таблиц и диаграмм.

Анализ результатов реализации проекта.

  • Презентация проекта.

Проведение итогового мероприятия по проекту: РМО учителей –логопедов и РМО воспитателей  открытое занятие «Быт русской деревни»  

Заключительное заседание семейного клуба

Анкетирование родителей  (отзыва, пожелания и выявления направлений дальнейшей работы)



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад №1 МО Кореновский район

ПЛАН-КОНСПЕКТ

 логопедической  НОД    с применением ИКТ

в группе для детей с ОНР (средней).

Тема:«Быт русской деревни».

Учитель-логопед: Филимонова О.Н.

Ноябрь 2014г.

Цель: Развитие речи посредством ознакомления детей с историей страны, ее бытом, ремёслами и фольклором.

задачи:

Обогащение словаря и развитие связной речи детей.

 Формировать  умение понимать значение устаревших слов и понятий  русского языка.

Учить подбирать и правильно применять данные слова и выражения в любом контексте.

Развивать темпоритмические способности и общую моторику.

Воспитывать любовь и бережное отношение к истории страны, родному языку, народным традициям.

 Ход занятия:

           Давайте поздороваемся с нашими гостями и представимся им. Сегодня я вам предлагаю отправиться в волшебное путешествие. Во времена старинные, когда ещё ваших бабушек на свете не было.  Когда не ездили по улицам машины, когда не было самолётов и телевизоров. Помните, мы с вами ходили в музей и видели панораму Кубанского куреня? (слайд 2)

Давайте вспомним, что казаки строили в центре села? (церковь и мельницу) (слайд 3-4)

(слайд 5) Из чего строили  дома? (из глины и из дерева)

А как назывались такие дома из глины? (Хата)

Чем крыли крышу хаты? (камышом или соломой).

(слайд 6) Закройте глазки и представьте, что пришли  мы с вами в гости в  хату. Стучим в дверь, заходим и видим самый красивый угол хаты. Украшен он рушниками вышитыми, иконами. Как называется самый красивый угол хаты? (красный угол)

(слайд 7) Большой стол с самоваром накрыт, гостей ждет. А почему самовар  так называли ? САМ+ВАРИТ сам воду греет,  чаем нас поит.

(слайд 8) А что ещё мы в хате увидели? (печь) Для чего нужна была печь? (Еду в печи готовили, хату печь  грела, дети малые и старики хворые  на ней спали)

А в чем кашу и борщи варили? В кастрюле? (нет, в чугунке)

 А как в горячую печь чугунок поставить? (ухватом) (слайд 9-11)

(слайд 12) А ещё на печи спал Котик-коток, раскудрявый животок. А зачем кота в хате держали? (он от мышей  защищал) А мы с вами песню старинную о котике  знаем, давайте нашим гостям споем!

ФИЗМИНУТКА:

Песня :  «Был у бабушки коток» (движения по показу)

Посмотрите на картинку, кто догадается, что это такое? (люлька) Для чего нужна была люлька? (в ней качали малых деток) Правильно, деток качали и песни им пели. Как называется песня под которую так сладко спиться? (колыбельная) (слайд 13)

Колыбельная «Баю-баю-баюшки» давайте представим, что мы с вами малыша качаем. (слайд 14)

     Когда малыш заснул, хозяйка пошла к печи, обед готовить. А какой же посудой пользовались в старину? Мы с вами уже видели чугунок, а это что? (кувшин, крынка, кадушка, деревянные ложки- миски)(слайды 15, 16, 17, 18) 

Ой! Мне кажется, что я заболела.  А интересно, чем лечились люди в давние времена, ведь ни врачей, ни таблеток еще не было? (лекарственными растениями)

Каким растением мы разбитую коленочку полечим (черёмуха, подорожник), а если живот заболит, а если кто-то простудился, чем будем  лечить? (малиновый отвар)

( слайд 19-21) Хорошо, вот все и здоровы.

 (слайд 22) Поставила хозяйка обед готовиться и выглянула во двор, где большие детки играли! А в какие игры играли в старину? Телевизоров не было, компьютеров и планшетов тоже… А играли они в весёлые подвижные игры. И мы с вами такую игру знаем, а называется она…

Фольклорная музыкальная игра «Зайчик –выстрыбайчик».  (слайд23) Прыгает зайчик на лугу через веточки.  Нужно через веточки прыгать  и ни одну не задеть, а мы увидим, кто из вас  самый ловкий зайчик?

Закрепление знаний

Какая весёлая игра получилась!

И в гости к хозяйке Кубанской хаты мы сходили и много интересного видели.

Нужно обязательно дома маме рассказать об этом! И о Кубанской хате, и о деревянной посуде, и  о лекарственных растениях , и о Котике, и  о зайчике –выстрыбайчике.  А чтобы не забыть, мы с вами пойдем в группу и нарисуем то, что нам больше понравилось. Что ты нарисуешь, Оля?.... А ты Саша что запомнил? Что тебе понравилось?  Вы молодцы!

прощаемся с гостями и отправляемся в группу.

 Слайды

  1. Музей панорама
  2. Церковь
  3. Мельница
  4. Хата
  5. Красный угол
  6. Стол с самоваром
  7. Печь
  8. Чугунок
  9. Ухват
  10. Каша
  11. Котик
  12. Люлька
  13. Кувшин
  14. Крынка
  15. Кадушка
  16. Соленья
  17. Деревянная посуда
  18. Черёмуха
  19. Подорожник        
  20. Малина                  

     22. печка

     23. Зайчик


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ДЕТСКИЙ САД 1 МО КОРЕНОВСКИЙ РАЙОН Педагогический информационный проект «Быт русской деревни». / Развитие экспрессивной речи детей среднего дошкольного возраста с ОНР посредством патриотического воспитания и ознакомления с историей нашей страны. /

Слайд 2

Автор проекта: Филимонова Оксана Николаевна учитель-логопед Кучерёнок Елена Алексеевна учитель-логопед Участники: Кастулина Лада Александровна музыкальный руководитель МДОБУ Дети группы ОНР-3 Дети группы ОНР-5 родители воспитанников. База проекта: МДОБУ комбинированного вида д/с№1, МБУК «Кореновский историко-краеведческий музей» Этапы реализации проекта: 1 этап: организационный (сентябрь2014 г.) 2 этап: практический (октябрь 2014 г. апрель 2015г.) 3 этап: заключительный (май 2015 г.)

Слайд 3

В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость".

Слайд 4

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много. Поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю на которой живешь, детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Слайд 5

Но было замечено, что даже детям старшего и подготовительного возраста трудно дается восприятие таких понятий как: страна, Россия, Русь, русский, Отечество, Родина, родной город, столица, защитник Родины и др. Без знания исторических корней трудно осознать и представить себе красоту и богатство страны: «И красива и богата наша Родина, ребята…. ». Особенно трудно дается этот материал детям с общим недоразвитием речи. Недоразвитие речи тормозит развитие познавательной деятельности ребёнка, что часто проявляется задержкой психического развития в целом.

Слайд 6

Это подвело нас к мысли начать уже со средней группы работу по развитию экспрессивной речи, объединив её с работой по патриотическому воспитанию. И начали мы со знакомства с бытом и историей родной страны. С народными ремёслами , фольклором, лекарственными растениями. С русскими богатырями – защитниками древней Руси и их подвигами.

Слайд 10

Самовар:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект игры — драматизации по мотивам русской народной сказки «Теремок» для средней группы

Цели и задачи: Развивать интерес детей к театрализованной игре. Учить разыгрывать несложные представления по знакомому литературному произведению. Учить использовать для воплощени...

Воспитание сказкой. Русская народная сказка "Гуси-лебеди" средняя группа

Нравственное воспитание. "Как аукнется, так и откликнется"...

Конспект игры — драматизации по мотивам русской народной сказки «Теремок» для средней группы.

Конспект игры — драматизации по мотивам русской народной сказки «Теремок» для средней группыВыполнила: Воспитатель: Дроганова В.В  Цели и задачи: Развивать интерес детей к театрализова...

Конспект НОД на тему: «Русская изба. Колыбель». (Развитие речи) Средняя группа.

Конспект НОД на тему: «Русская изба. Колыбель». (Развитие речи) Средняя группа....

Праздничное мероприятие, посвященное русскому народному празднику «Яблочный спас». Средняя группа.

Сценарий праздника, был создан для расширения знаний детей, о традициях и русских народных праздниках....

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей 4-5 средней группы на тему «Русские народные традиции и культура»

ull;Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинств...