Логопедический массаж
методическая разработка по логопедии на тему

Лодейщикова Елена Викторовна

Логопедический массаж

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logopedicheskiy_massazh.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ

   Учитывая то, что у многих детей с ОВЗ отмечаются дизартрические проявления разной степени тяжести, спецификой работы по развитию артикуляционной моторики  является  её сочетание с дифференцированным логопедическим массажем (стимулирующим и расслабляющим), зондовым, щеточным, точечным массажем биологически активных точек, пассивной и пассивно-активной артикуляционной гимнастикой.  

Логопедический массаж оказывает общее положительное влияние на организм в целом, вызывая благоприятные изменения в мышечной и нервной системах. Под влиянием массажа повышается эластичность мышечных волокон, сила и объем их сократительной функции, работоспособность мышц артикуляционного аппарата, значительно сокращается процесс вызывания нарушенных звуков. Идет стимуляция речевых  зон коры головного мозга.

 Дифференцированный логопедический массаж позволяет повысить мышечный тонус при гипотонии артикуляционной мускулатуры и, напротив, понизить его при спастичности мышц; уменьшить гиперсаливацию; укрепить глоточный рефлекс; стимулировать проприоцептивные ощущения.

 Методы и способы проведения логопедического массажа даны в рекомендациях Архиповой Е.Ф., Мастюковой Е.М., Ермаковой И.И., Новиковой Е.В., Дедюхиной Г.В., Дьяковой Е.А., Приходько О.Г.  и других авторов.

Перед проведением логопедического массажа необходима консультация невролога, т.к. возможны противопоказания.

И необходимо отметить то, что детям с расстройствами аутистического спектра лицевой массаж допускается проводить на более поздних этапах коррекционной работы, только в случае его крайней необходимости. Лицевой массаж – это очень близкий контакт,  логопед его может делать только в том случае, если ребёнок ему доверяет, иначе может произойти ухудшение состояния.

Вот некоторые основные приемы, которые используются  при проведении логопедического массажа.

  Перед массажем языка и мягкого неба  необходимо разговаривать  с ребенком о том, что это не очень приятная процедура, но очень и очень нужная, во время проведения массажа максимально отвлечь его от неприятных ощущений: для детей раннего и младшего возраста можно придумать сказку и развивать её сюжет по ходу массажа (например: язычок захотел поиграть с зайчиком в мяч. Фиксировать местонахождение «мяча» и «зайчика»: катался по щеке, прыгал по язычку и т. д.), с детьми старшего возраста обговаривать все движения, объяснять их цель.

  Большинство детей достаточно быстро привыкают к процедуре массажа, неприятные ощущения при этом постепенно проходят.

     Нужно помнить, что противопоказаниями являются: инфекционные заболевания, заболевания кожи, герпес, стоматит, коньюктивит, травмы головы и лица.

  С осторожностью:  при эпиприпадках и судорогах в анамнезе, особенно во время негативной реакции ребенка.

  При выраженных нарушениях мышечного тонуса массаж нужно проводить ежедневно, в течение нескольких лет ( с небольшими перерывами). Если нарушения не столь значительны, то массаж рекомендуется проводить курсами по 15-20 сеансов, желательно каждый день, после перерыва 1 – 1,5 месяца курс повторяется, и так 1,5 -2 года.

 Длительность одного сеанса зависит от возраста ребенка, тяжести нарушения и индивидуальной реакции на проведение процедуры.  Первые сеансы массажа могут быть от 1-3 до 5 – 7 минут, постепенно время проведения массажа увеличивается до 10 -20 минут.

 У детей до года, массаж не должен превышать 7-10 минут; в младшем и среднем дошкольном возрасте – 15 минут.

 Если ребенок настроен негативно, первые сеансы массажа должны быть очень короткими и ограничиваться легким поглаживанием лицевой мускулатуры и массажем рук.

  Не нужно укладывать ребенка в горизонтальное положение  на первых сеансах. Лучше разместить его в детском кресле, на стуле или на руках у мамы. С момента привыкания ребенка к массажу, предложить ему лечь на кушетку. Детей до года можно положить на пеленальный столик («рефлекс запрещающие позиции»).

 Наиболее оптимальными,  для нормализации  мышечного тонуса являются следующие положения:

  1. Лежа на спине. Под головой маленький валик. Руки вдоль туловища.  Ноги лежат свободно или слегка согнуты в коленях.
  2. Полусидя в кресле с высоким подголовником.
  3.  В положении полусидя в коляске (при тяжелых гиперкинезах) или на руках родителей.

Массажу поражённой мышечной группы следует предварить воздействие на всю шейно-плечевую область. После того, как тонус органов артикуляции несколько нормализован, переходим к пассивной гимнастике.

 Точечный массаж  назначается  после консультации с неврологом и  физиотерапевтом.  Он основан на рассмотрении организма, как целостной системы, в которой каждый орган находится в тесном взаимодействии со всеми остальными. Были обнаружены локальные области, биологически активные точки – БАТ, стимуляция которых улучшает кровообращение, повышает тонус мышц и сосудов.                                              

Всего таких точек описано около 700, но наиболее часто используют около 150. Точечный массаж БАТ, дошедший  до наших  дней с глубокой древности, с честью выдержал проверку временем, доказав свою эффективность. Этот метод выгодно отличается простотой и доступностью. В основу точечного массажа положен тот же принцип, что и при проведении метода иглоукалывания, с  той лишь разницей, что на БАТ воздействуют пальцем или кистью.  

Противопоказания: наличие злокачественных и доброкачественных новообразований любой локализации, высокая температура, заболевания крови, состояние острого психического возбуждения, активная форма туберкулеза. Не рекомендуется делать точечный массаж натощак.

 Методика. Важно максимально точно найти БАТ. Перед массажем нужно расслабиться, постараться по возможности отвлечься от всего постороннего, разогреть руки и осторожно нащупать точку кончиком пальца. Надавливание не должно быть грубым, резким, вызывать сильную боль или оставлять синяки. Оно должно напоминать касание или легкое безостановочное поглаживание, при котором используется тяжесть пальца или кисти. Если малыш жалуется на боль  - массировать осторожнее, если возникает головокружение массаж необходимо прекратить.

 Движение пальца – горизонтально – вращательное, направленное по часовой стрелке, но всегда безостановочное. Вращение или вибрацию производят в определенном    темпе (замедляющем или ускоряющем) и сочетают с некоторым  давлением.

 Успокаивающий массаж выполняется непрерывными, медленными, вращательными движениями  без смещения кожи или надавливанием подушечкой пальца с постепенным нарастанием силы давления (без заметной ямки) и задержкой пальца на глубине. Прием повторяют 3-4раза с возвращением каждый раз к исходному положению, не отрывая пальца от точки.  

Тонизирующий массаж характеризуется  коротким сильным надавливанием и быстрым резким  удалением пальца от точки. К тонизирующему методу относится и прерывистая вибрация. Длительность воздействия 0,5 – 1 минута.

 Курс  включает 15 процедур. Между первым и вторым курсами  - интервал семь дней; между вторым и третьим – три месяца. В дальнейшем курсы повторяют в течение двух-трех лет через каждые полгода.

Нужно стремиться к тому, чтобы   ребенок овладел элементами самомассажа.

Во время массажа очень хорошо использовать  музыкотерапию. Музыкотерапия – это лекарство, которое слушают. О том, что, эмоции вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга, улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание, кровообращение, говорил в своих работах В.М. Бехтерев. Восприятие музыки не требует специальной подготовки, и доступно детям, которым нет ещё и года. Музыкальные образы и язык музыки должны соответствовать возрасту ребенка, «умерить слишком возбужденные темпераменты и расшевелить заторможенных детей». Целью использования музыки во время проведения логопедического массажа является: создание положительного эмоционального фона; снятие фактора тревожности; стимуляция двигательных функций;  развитие и коррекция сенсорных процессов.  

       Рекомендуется прослушивать  произведения В. Моцарта, П.И. Чайковского  «Времена года», вальсы из балетов;  А. Вивальди «Весна»; И. Глинка «Жаворонок»;  Ф. Шуберта, Л. Бетховена, И. Баха.  Прослушивать записи звуков природы : тихий шелест листвы, журчание ручья, птичьи голоса, легкий плеск воды и шум прибоя.  

Использовать живое пение песенки, рассказывание сказки или стихотворения.  Прослушивать можно только те произведения, которые нравятся ребенку.

  Уровень громкости не должен превышать уровень громкости средней разговорной речи. Магнитофон или другие звуконосители нужно размещать на расстоянии не менее 1,5 - 2 метров от ребенка.

  Массаж нужно проводить чистыми теплыми руками предварительно смазав их детским кремом или маслом. 

 Фитотерапия.  Хорошо использовать для этих целей масло из плодов можжевельника, кедра (при отсутствии аллергических реакций на данные растения ).  

 Кожа лица и губ ребенка тоже должна быть чистой, а рот свободным от крошек.

 Можно предложить ребенку подержать во рту теплую воду, а еще лучше прополоскать горло – работает мягкое небо. Хорошо использовать для этих целей настои трав, при отсутствии противопоказаний. При паретичной форме дизартрии рекомендуются следующие травы: душица обыкновенная, мята перечная, женьшень обыкновенный, донник лекарственный.  При спастичной форме дизартрии и неврозоподобном заикании эффективны: ромашка аптечная, цветы календулы, валериана лекарственная, пустырник пятилопастный, вереск обыкновенный.

Разумеется, необходимо каждый конкретный случай обговаривать с врачом.  

Успех в работе зависит от тесного взаимодействия логопеда с неврологом, физиотерапевтом, педиатром и другими специалистами.

   Перед массажем  проводится дыхательная  гимнастика.

  После массажа проводится пассивная артикуляционная гимнастика. Пассивные движения нужно производить в медленном темпе, с постепенным увеличением нагрузки и обязательным обговариваем упражнений («Язычок сейчас вверху, почувствуй его»).                                                                                                           Постепенно, исходя из возможностей ребенка переходим к пассивно-активной гимнасике: учим ребёнка пить через соломинку, захватывать и удерживать губами салфетки, палочки разного размера, облизывать ложки, леденцы и т.д. При спастичности учить широко открывать рот, при паретичности, наоборот, закрывать. Обязательно фиксировать внимание на открытом и закрытом рте. Наблюдения показывают, что при тяжёлых формах ДЦП ребёнок в ряде случаев легче закрывает рот при слегка согнутой голове и легче его открывает при слегка откинутой назад.

Далее переходим к активным движениям. Начинаем с наиболее простых. В процессе развития артикуляционной моторики  необходимо использовать элементы народного фольклора, игротерапию, не допускать утомления ребёнка.

Если в состоянии артикуляционной моторики нет тяжёлых парезов, то после проведения логопедического массажа переходим к активным упражнениям.

  При проведении активной артикуляционной гимнастики хорошо использовать помимо общепринятых в логопедии упражнений, следующие:

  • Набирание воздуха под губу;
  • Выдувание воздуха каждым уголком губ с фиксацией противоположного угла;
  • Втягивание верхней губы на нижнюю;
  • Подъем нижней губы;
  • Покусывание кончика языка;
  • Продвижение языка между зубами («чешем язык»);
  • Надувание щек при плотно сжатых губах и имитация лопнувшего шарика;
  • Втягивание щек в рот;
  • Имитация жевания и другие упражнения и другие упражнения.

     С целью развития межанализаторных связей сочетать артикуляционную гимнастику с движением рук  - биопластика.  Вот пример её проведения.

Комплекс №1

«Улыбка» - растянуть губы в улыбке. Удерживать 3 – 4 секунды

Руки в стороны.

Исходное положение.

Выполнять 3 - 5 раз

«Хоботок» - собрать губы в хоботок. Удерживать 3 – 4 секунды

Руки вытянуть вперёд, перед грудью.

Исходное положение.

Выполнять 3 – 5 раз.

«Улыбка» - «Хоботок»

Чередовать данные упражнения.

«Часики» - движения языком к правому и левому углам рта.

Движения руками перед грудью в ту же сторону, что и языком.

Выполнять чётко под счёт, обращать внимание на то, чтобы руки и язык были в одном направлении (на начальных этапах выполнять это упражнение  детям с ДЦП бывает сложно, требуется помощь взрослого, но научить выполнять ребёнка необходимо, т.к.  велика польза – дети учатся ощущать своё тело).

Выполнять 5 – 7 раз.

«Качели» - движения языком вверх – вниз.

Движения ладонями вверх – вниз, синхронно с движениями языком.

Руки перед грудью. Выполнять 5 – 7 раз.

«Лопаточка»

Расслабленный язык  лежит на нижней губе.

Руки перед грудью. Ладони раскрыты, пальцы раздвинуты.

Удерживать 3 – 5 секунд.

«Блинчики»

Шлёпать губами по расслабленному языку, лежащему на нижней губе, произносить: пя – пя – пя.

Ладошками дети «пекут блинчики».

Выполнять 5 – 7 раз.

«Расчёска»

Протаскивать язык между зубами, как бы причёсывая его (самомассаж).

Пальцы одной руки чешут по ладони другой, производится смена рук.

«Лошадка»

Щёлкать языком медленно и сильно.

Ладошками хлопать по коленям, соблюдая заданный темп.

Дыхательные упражнения.

«Понюхай цветок»

Глубокий вдох через нос.

«Цветок» сделать из ладоней.

«Задуй огоньки»

Выдох на каждый пальчик.

Выполнение данных упражнений хорошо сопровождать  стихотворными текстами, сюжетом, счётом, показом картинок или фотографий.

  ДЫХАНИЕ И ГОЛОС

На этом же этапе ведется работа над развитием дыхания. Начинать  её  нужно с общих дыхательных упражнений,  после консультации с врачом ЛФК или инструктором по физической культуре.

 Цель этих упражнений увеличить объем дыхания, нормализовать ритм, подготовить ребенка к работе над постановкой и развитием речевого дыхания.

      Для работы над речевым дыханием подбираются комплексы специальных игр.

Например: 1) Для тренировки вдоха и выдоха через рот, «подышать как собачка, которая быстро бежит»; 2) Для удлинения вдоха через нос «понюхать цветок»;

 3) Для удлинения выдоха через рот дутье в банку с водой через трубочку, соломинку. Преимущества этого упражнения в том, что ребенок  «видит и слышит» свой выдох. Для усиления кинестетических ощущений рекомендуется дуть с закрытыми глазами.  Давать задания: Делай большие пузыри. Маленькие. Один большой, один маленький.

 4)  Для формирования силы и направления речевого выдоха используются общепринятые в логопедии игры и упражнения. Хорошо использовать дутье в свисток,  дудочку, губную гармошку, т.к. наряду с выдохом укрепляются мышцы губ. Игры-соревнования: «Чей пароход дольше гудит?», «Чья птичка дальше улетит?»; «Листопад»; «Снегопад» и другие.

   Характерными особенностями дизартрии являются мелодико – интонационные расстройства. Нарушения голоса обусловлены парезами мягкого неба, голосовых складок и мышц гортани.

 Нарушения голоса при этом крайне разнообразны: глухой, хриплый, сдавленный, монотонный, прерывистый, форсированный, напряженный.    Работа по восстановлению голоса трудоёмка и чрезвычайно индивидуальна. Для восстановления голоса используются методические рекомендации, предлагаемые: Таптаповой С.Л., Алмазовой Е.С., Ермаковой И.И., Мастюковвой Е.М., Ивановской Ф.А. и других авторов. Все разрабтанные разными авторами методы воздействия являются комплексными.

  Вот некоторые из используемых упражнений.  

     Для активизации движений мягкого неба: покашливание, зевота, глотание капель воды, полоскание горла, «мурлыканье», произнесение звука «а» на твердой атаке, при этом внимание ребенка фиксируется на умении поднять и удержать в таком положении небную занавеску. В наиболее трудных случаях полезно использовать механические раздражители для активизации мягкого неба – соску, шпатель, массаж мягкого неба.

   Для мышц шеи: опускание головы вниз, запрокидывание назад, повороты головы вправо – влево; в дальнейшем эти движения сочетаются с произнесением звуков:  и - э –о – у – а – ы.

 Движение гортани и голосовых складок:                                                                       А) поглаживающий и вибрационный массаж гортани;                                                                                         Б) кашлевые движения, подражание голубиному воркованию, стону, мычанию, что может сочетаться с вибрационным массажем гортани.

  Упражнения для развития чёткой, координированной работы артикуляционного аппарата с одновременной тренировкой дыхания:                                                         

 А) произнесение гласных медленно, сначала одной артикуляцией, затем на шепоте и громко;                                                                                                                                    

 Б) произнесение цепочки гласных звуков;                                                                                                

В) произнесение слогов и слов на выдохе, на шепоте и громко, что подготавливает артикуляционный, дыхательный и голосообразующий аппарат к последующим интенсивным голосовым упражнениям.

   Хороший результат при проведении этой работы дают упражнения по фонетической ритмике, которые  проводятся в «Круге». Они формируют у детей умение изменять силу и высоту голоса, нормализуют речевое дыхание, развивают умение выражать свои эмоции разнообразными интонациями, соединяют работу речедвигательного, слухового и зрительного анализаторов с развитием общей моторики.

 При этом обращает на себя внимание гипотеза о целебных свойствах  многих звуков. Созданы даже реестры их воздействия, которые во многом совпадают с рекомендациями, разработанными в древности на  Востоке. Данная гипотеза основана на том, что многие явления в мире имеют волновую природу, например, вибрации, колебания и звуки.

Например:

Звук «И» - прочищает  нос,  лечит  глаза;

«У» - укрепляет  горло  и голосовые  связки;

«Э»;»М»; «В»; «Н» - улучшают  работу  головного  мозга;

«О»; «А»; «И»; «М»; «С» - лечат  заболевания  сердца;

«У»;  «Ы»; «Х»; «Ч» -улучшают  дыхание;

«Ц»; «К»; «И»; «Щ» -лечат  уши.

Доказано,  что  целебными  свойствами  обладают  различные  звукосочетания:

АП;  АМ;  АТ;  ИТ;  УТ  -  исправляют  речь;

АЙ;  ПА  - снимают  боли  в  сердце;

ОМ – снижает  кровяное  давление

Эти  и  многие  другие  звукосочетания  основаны  на  целебном  воздействии  колебаний,  возникающих  при  их  произношении.

  (Из  статьи кандидата  медицинских  наук  Алексея  Борова)

Занимающиеся данным исследованием ученые, считают, что эти и многие другие звукосочетания основаны на целебном воздействии колебаний, возникающих при их произнесении.

 Преимуществом упражнений по фонетической ритмике является и то, что они выполняются детьми с большим удовольствием. Дети, которым трудно стоять выполняют упражнения сидя или лежа.

В научной литературе доказана филогенетическая связь  между развитием движений и формированием произношения. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности и монотонности речи.  Раскованность  и непринужденность,  приобретаемые детьми при выполнении ритмических  движений телом, оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов.

Цели, которые  определяют основные направления в занятиях по фонетической ритмике, заключаются в:

  1. Развитии межанализаторных связей (соединена работа речедвигательного, слухового, зрительного анализатора с развитием общей моторики)
  2.  Использовании целебных свойств звуков;
  3.  Развитии голосовых модуляций;
  4. Нормализации речевого дыхания;
  5.  Воспроизведение речевого материала в заданном темпе.

Говоря о значении голосовых упражнений, невозможно не сказать о  вокалотерапии- лечении голосом, пением.

На Руси с помощью вокалотерапии издревле осуществлялось лечение.

 Мелодика старинных русских фольклорных песен, порой построенная на 2-3-х нотах, поражает своим разнообразием и красотой. Она предлагает пройти путь от унисона до созвучий, учит гармонии  внешнего и внутреннего.

Методы вокалотерапии активно используются во всем мире для лечения и профилактики как физических, так и психических расстройств: неврозов, фобий (навязчивые, болезненные страхи перед чем-либо), депрессий, бронхиальной астмы, головных болей и др.

Голос – это уникальнейший музыкальный инструмент.

Пение – как сольное, так и хоровое – испокон веков использовалось для лечения душевных недугов. Аристотель и Пифагор рекомендовали пение при лечении душевных расстройств. На Тибете монахи до сих пор лечат нервные болезни при помощи вокальных упражнений.

      Пение исключительно важно для детей. Его значение в развитии и поддержании здоровья детского организма сложно переоценить. Когда преподаватель по вокалу занимается развитием вокальных навыков ребенка, он позитивно воздействует на весь организм ученика в целом, улучшается работа всех систем организма.

Занятия вокалом значительно улучшают дикцию детей с детским церебральным параличом и ускоряют процесс автоматизации звуков, бесценно значение пения для детей с алалией и болезнью Дауна – оно  активизирует работу речевых центров.

Хороводные игры с использованием русских фольклорных песен полезны как детям, так и взрослым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедический проект «Использование логопедического массажа и ДЕНС-терапии в коррекциии дизартрических проявлений нарушений речи дошкольников в условиях ДОУ»

Автор рассматривает возможность  привлечения в реабилитационный процесс дополнительных средств воздействия на детский организм, не нарушающих естественное постоянство его внутренней среды.Одним и...

Конспект логопедического занятия с использованием логопедического массажа и самомассажа "В гости кошка к нам пришла"

В данном конспекте используются приемы логопедическго массажа  и самомассажа....

Индивидуальное логопедическое занятие с использованием различных видов логопедического массажа (для старшего дошкольного возраста) ТЕМА: ВЫЗЫВАНИЕ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ.

Индивидуальное логопедическое занятие с использованием различных видов логопедического массажа(для старшего дошкольного возраста) ТЕМА: ВЫЗЫВАНИЕ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ....

Методическая разработка занятия по теме: "Звук [Р]" (логопедическая технология логопедический массаж с элементами локальной гипотермии"

Предоставлен конспект занятия по постановке звука [Р]с применением логопедического массажа и локальной гипотермии....

УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА. ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ К НАЗНАЧЕНИЮ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА.

При составлении схемы логопедического массажа для коррекции тяжелых нарушений речи необходимо соблюдать определенные условия, а также учитывать некоторые противопоказаниями к проведению массажа....

Использование здоровьесберегающих технологий в системе логопедических занятий в условиях ДОУ по теме «Использование элементов логопедического массажа и самомассажа в коррекции речи детей»

Актуальность проблемы связана с нарастающей тенденцией появления в массовых садах большого количества детей с нарушениями речи различной степени тяжести, в том числе и детей с тяжелыми нарушениям...