Конспект фронтального логопедического занятия
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Абрамова Елена Николаевна

План - конспект  фронтального  логопедического занятия  в старшей  группе для детей с общим недоразвитием речи «Звуки [А],[У],[И],[О]»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvuki_a_u_i_o_konspekt.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

                         

План - конспект  фронтального  логопедического занятия  в старшей  группе для детей с общим недоразвитием

речи «Звуки [А],[У],[И],[О]» 

 

                                                                                                     Учитель - логопед

                                                                                                                    высшей

           категории

        Абрамова Елена    

         Николаевна

                                                        2013

         Цель: Автоматизация гласных звуков [А], [У], [И], [О].                                                        

                                             Задачи занятия:

  • Закреплять умение четко артикулировать гласные звуки [А], [У], [И], [О].

      Учить определять гласный звук в начале и середине слова.

  • Развивать зрительное, слуховое восприятие, мелкую моторику, произвольное внимание.
  • Воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.

                                                        Оборудование:

      Красные ленточки по количеству детей; кукла в коляске; демонстрационный материал «Дорожка для Колобка»; аудиокассета с записью произведения С.С. Прокофьева «Петя и волк»; красный мяч, предметные картинки в конвертах и аналогичные картинки, спрятанные под лист цветной бумаги, нарезанной тонкими полосками (по количеству детей); символы гласных звуков; звуковые линейки; звуковые дорожки»; «говорящая азбука»; игрушки (собака, кошка, мышка).

 

                                                         Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Логопед. - Дети, давайте завяжем, друг другу красные ленточки, посмотрим и   удивимся.    Мы умеем удивляться!      

                    (дети удивленно поднимают брови)

Наверное, нас ждет что-то интересное. Давайте покажем, как мы этому рады.

                          (дети улыбаются)

 К сожалению, наше хорошее настроение омрачает тоскливая и пасмурная погода.    Давайте посмотрим в окно и нахмурим брови.

                          (дети нахмуривают брови)

А теперь повторим еще раз:

                        Мы умеем удивляться,

                        Мы умеем улыбаться,

                        Мы умеем хмуриться!

  1. Сообщение темы занятия.

Логопед. – Ребята, сегодня мы отправимся в Страну гласных звуков. Вход туда всегда свободен. Мы подготовились к путешествию и повязали друг другу красные ленточки. А почему мы выбрали именно красные ленточки?

Дети. – Потому что мы отправимся в страну гласных звуков, а гласные звуки обозначаются красным цветом.

Логопед. – Все готовы? Итак, мы отправляемся в путь!

  1. Соотнесение гласных звуков с конкретным образом.

(появляется плачущая кукла)

Логопед. – Дети, посмотрите. Здесь плачет чья-то кукла. Вспомните, какой гласный звук нужно произнести, чтобы ее успокоить?

Дети. – Гласный звук [А].

             (логопед предлагает успокоить куклу нескольким детям, пропев звук [А])        

Логопед. – Посмотрите, кот это катится по дорожке?

             (обращает внимание детей на появившуюся картинку)

Дети. – По дорожке катится Колобок.

Логопед. – Правильно, это Колобок катится по дорожке и весело поет. Кто догадался, какой гласный звук поет Колобок?

Дети. – Гласный звук [И].

    (логопед вызывает одного ребенка, он двигает фигурку Колобка по дорожке, остальные дети длительно произносят звук [И]).

(Далее звучит фрагмент из произведения С.С. Прокофьева «Петя и волк»).

Логопед. – Послушайте музыку и угадайте, какому животному подходит этот музыкальный отрывок.

           (Дети слушают и определяют, что прозвучавшая музыка подходит волку.)

Как вы думаете, что делает волк?

Дети. – Идет, воет….

Логопед. – Какой гласный звук ему подходит?

Дети. – Гласный звук [У].

Логопед. – Давайте покажем, как волк идет и воет.

             (Дети изображают волка и произносят звук [У]).

Ой, от такого воя медведь в берлоге проснулся и застонал. Покажите, как застонал медведь.

             (Дети изображают медведя и длительно произносят звук [О]).

Вспомните, какие гласные звуки мы сейчас с вами произносили.

Дети. – Гласные звуки [А], [У], [И], [О].

Логопед. – Как называются эти звуки?

Дети. – Гласные.

Логопед. – Чем они отличаются от согласных звуков?

Дети. – Их можно петь и тянуть.

  1. Формирование направленного длительного выдоха.

Логопед. – Сейчас мы отправимся на волшебную поляну. Посмотрите, здесь «заколдованы», какие – то картинки. Давайте попробуем их «расколдовать».

                          Вышли на поляну,

                          Сели все в кружок.

                          Угадай картинку,

                          Милый мой дружок!

              Дети садятся в кружок. Перед ними лежат картинки, спрятанные под лист цветной бумаги, нарезанной тонкими полосками, и конверты с картинками – отгадками.

Логопед. –  Дети, поднесите спрятанную картинку к своим губам. Положите язык на нижнюю губу и подуйте на него так, чтобы картинка открылась. Даю вам подсказку: название каждой картинки начинается с гласного звука.

              Задание проводится в виде игры с мячом. После выполнения дыхательного    упражнения один ребенок называет свою картинку, затем катит мяч другому: «У меня аист, а что у тебя?» Игра проводится до тех пор, пока каждый из детей не назовет свое слово. Затем логопед предлагает детям проверить себя, посмотрев отгадку в конверт.

  1. Соотнесение гласных звуков со зрительным символом. Закрепление умения      называть слова на заданный звук.

Логопед. – Молодцы, ребята! Все картинки узнали. А теперь возьмите свои картинки и поставьте их на доске рядом с нужным символом.

( дети подходят к доске, где выставлены символы гласных звуков, и помещают картинку рядом с нужным символом.)

Логопед. – А какие картинки можно было бы добавить в эти ряды? Я начинаю, а вы продолжайте.

  Логопед называет ряд слов, начинающихся с одного гласного звука, а дети называют другие слова. Например: аист, автобус, Африка, апельсин.

  1. Проговаривание  чистоговорок.

Логопед. – Дети, наше путешествие продолжается. Посмотрите, здесь живут три брата.

       НА доске выставляются три картинки с изображением одинаковых мальчиков в разных эмоциональных состояниях: в радости, в грусти, в испуге. Дети определяют, чем они похожи и чем они отличаются.

Логопед. – Давайте повторим следующие чистоговорки:

                У-У-У – Я домой пойду!

                 О-О-О – Вот мое пальто!

                 А-А-А – Спать уже пора!

Угадайте. Кто из изображенных мальчиков мог так сказать.

     Дети отвечают и сами пытаются подобрать к этой чистоговорке нужную интонацию.

  1. Развитие мелкой моторики.

      Дети садятся за столы, перед ними карточки со «звуковой дорожкой» из символов гласных звуков.

Логопед. – Будем подниматься снизу вверх указательными средним пальцами, проговаривая каждый звук.

    Один ребенок произносит звуки. Остальные дети двигают пальчиками и следят за говорящим ребенком. Дети выполняют упражнение сначала правой рукой снизу вверх, затем сверху вниз, потом также левой рукой.

  1. Определение гласного звука в середине слова.

 Появляется Звукоежка.

Звукоежка. – А, не ждали?! Наконец – то я дошел до вашей Страны гласных звуков. Принес вам письмо. Вот читайте.

  Звукоежка передает письмо логопеду.

Логопед. –  Дети, послушайте, что в нем написано.

                 Это добрая собачка

                  Нам отправила письмо.

                  Пишет нам, что Звукоежка

                  Лишил голоса ее.

                  Кошка Мурка замолчала,

                  Слышно только «мр» да «мр».

                  А мышонок пискнул только

                  А потом совсем притих.

   Что же это ты натворил, Звукоежка?

Звукоежка. – А я взял да и съел все гласные!

 Логопед. –  Дети, давайте вернем гласные животным. Как лает собака?

Дети. –  Собака лает: гав-гав-гав.

Логопед. – Какой гласный звук слышится в ее лае?

 Дети. –  Звук  [А]. 

  Дети ставят символ звука в середину слова.

Логопед. – Мышонок по имени Пик просит ему помочь. Какой гласный звук живет в его имени?

 Дети. – Звук  [И].

Логопед. – А почему кошка перестала мурлыкать?

Дети. – Потому что Звукоежка съел звук [У].

   Дети ставят символ звука в середину слова.

Логопед. – Молодцы, ребята! Спасибо вам за то, что вернули голоса животным. Теперь вы поняли, что без гласных никак нельзя! Очень важные звуки.

Логопед. – А теперь, ребята, мы загадаем Звукоежке загадку: «Найди части лица, в названии которых есть звук [О]».

Звукоежка. – Ой, ребята, помогите мне!

Дети. – Лоб, рот, нос.

Логопед. – А теперь повторяйте все  за мной, да смотрите – не ошибитесь. Покажите указательным пальцем правой руки лоб, нос, рот.

            Задание проводится в виде игры. Логопед несколько раз меняет порядок слов, усложняя игру неправильным показом.

  1. Итог занятия.

Звукоежка. – Молодцы, Ребята, за ваши познания подарю я вам «говорящую азбуку».

Звуки вы произносите хорошо, а теперь пора вам и буквы изучать.

Логопед. – Спасибо, Звукоежка за подарок. Ребята, вам понравилось наше путешествие?

Дети. – Да, понравилось. Гласные звуки всегда нужны, без них не обойтись и слов не произнести.

                                   Используемая литература:

          

                                Нищева, Н.В. Программа коррекционно – развивающей работы в логопедической

                                группе детского сада для детей с ОНР (с 4 до 7 лет) / Н.В. Нищева. – М.:

                                Детство – Пресс, 2007.  

                                Коноваленко, В.В. Развитие связной речи / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – М.:

,                               Издательство Гном, 2001.

                               

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия "Логопедическая разминка"

«Логопедическая разминка» - ежедневное утреннее коррекционно-развивающее занятие, проводимое логопедами отделения. Эти занятия состоят из тематических комплексов, включающих в себя: артикуляционные уп...

Конспект логопедического занятия в средней логопедической группе с элементами сказкотерапии и песочной терапии по сказке В. Сутеева «Кто сказал мяу».

Конспект открытого логопедического занятия в средней логопедической группе с элементами сказкотерапии и песочной терапии по сказке В. Сутеева «Кто сказал мяу»...

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме "Звуки З и Зь".

В приложенном файле представлен конспект занятия в старшей логопедической группе по обучению грамоте на тему: "Звуки З и Зь".  В конспекты прописаны цели и задачи, оборудование,  ход занятия...

Конспект логопедического занятия в подготовительной логопедической группе "Звук и буква Щ"

Конспект занятия по обучению граммоте в подготовительной логопедической группе. Составлен с учетом Федеральных Государственных Требований ....

Здоровье сберегающие технологии на логопедических занятиях Массаж, самомассаж, пальчиковая и дыхательная гимнастики используемые на занятиях с дошкольниками с ОНР. спользование приемов самомассажа в логопедической практике

Комплекс по самомассажу и массажу.Все массажные движения выполняются по направлению к лимфатическим узлам: от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. После каждого упр. следует делать ра...

Индивидуальное логопедическое занятие для детей с ОНР по автоматизации звука [с] с использованием ИКТ МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида» РМ Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с

Конспект содержит подробное изложение хода логопедического занятия. В нём отражены коррекционные задачи. Занятие содержит этапы работы, которые взаимосвязаны между собой.Речевой материал - используемы...