Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в коррекционно-развивающей работе логопеда ДОУ.
статья по логопедии на тему

Айплатова Александра Васильевна

Использование информационно-коммуникативных технологий для предотвращения утомления детей, поддержания у них познавательной активности, повышение эффективности коррекционно-развивающей работы в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolz_ikt.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в коррекционно-развивающей работе логопеда ДОУ.

Цель: повышение интереса детей к изучаемому материалу и качества коррекционно-развивающей работы

В последние годы отмечается увеличение детей с различными недостатками развития речи.  Этим детям официально присвоен статус ОВЗ – дети с ограниченными возможностями здоровья (нарушением речи) и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей.

Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе. Данное направление развития образовательной отрасли, как подчёркивается в государственных документах, признаётся важнейшим национальным приоритетом.

 Отечественные и зарубежные исследования ученых использования компьютера в дошкольных образовательных учреждениях убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этих технологий, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребенка. (С. Л. Новоселовой, И. Пашелите, Г. П. Петку, Б. Хантер и других)

Но даже при широком внедрении новых информационных технологий, актуальной остается проблема коррекции и развития речи ребенка-дошкольника. Ведь именно от уровня развития его речевых способностей зависит дальнейшее овладение знаниями и полноценное развитие.

 Современные родители мало обращают внимания на речевое развитие ребенка, неохотно читают своим детям, не побуждают их к диалоговой речи, поэтому связная речь дошкольников не отличается особой выразительностью, наблюдается неточное значение и употребление многих обиходных слов. В активном словаре  преобладают существительные и глаголы. Мало слов, характеризующих качества, признаки, состояния предметов и действий. Большое количество ошибок  допускают в использовании простых предлогов (в, на, под, с). У детей недостаточная сформированность грамматических форм языка – ошибки в падежных окончаниях, смешении временных и видовых форм глаголов, в согласовании и управлении. Способами словообразования дети почти не владеют. В активной речи используют преимущественно простые предложения. Отмечаются большие затруднения распространять предложения и строить сложные предложения. У многих,  нарушено звукопроизношение, снижен фонематический слух. Наблюдаются трудности в воспроизведении слов сложной слоговой структуры. Дошкольники не владеют звуковым анализом и синтезом. Встречается незнание отдельных слов и выражений, смешение смысловых значений слов, близких по звучанию, слабо владеют грамматическими формами и конструкциями при составлении предложений. В повествовании  нарушены временные и логические связи: переставляют местами части рассказа, пропускают важные элементы сюжета, зачастую допускают в своей речи аграмматизмы, ограничиваются односложными ответами.

Из-за неразвитости речи, бедности словарного запаса у воспитанников часто пропадает интерес на занятиях по развитию речи, отсутствует учебная мотивация.

В современных условиях к нам в помощь приходит использование информационных технологий как один из источников повышения мотивации. Возможности компьютера здесь неисчерпаемы. Он позволяет погрузить ребенка в определенную игровую ситуацию, сделать непосредственно образовательную деятельность более содержательной, интересной, привлекательной и по-настоящему современной.

ИКТ становятся необходимым инструментом не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни.

Как учитель –логопед,   использую ИКТ в своей практике. Занятия с использованием компьютера провожу фрагментарно, с обязательным соблюдением СанПиНа, где определены требования к размеру экрана, высоте установки, расстоянию между ребенком и монитором, а также к длительности и частоте занятий.

Использование презентационных инструментальных средств помогает детям усвоить материал быстрее и в полном объеме.  Считаю, что использование в работе компьютерных презентаций, предотвращает утомление детей, поддерживает у них познавательную активность, повышает эффективность работы в целом. Их применение на занятиях по коррекции речи интересно дошкольникам и притягивает внимание, которого  порой сложно добиться при групповой работе с детьми.

В развитии речевых навыков использую различные задания и игры из компьютерных программ  «Логопедия для малышей», «Уроки Феи правильных звуков»,  «Домашний логопед»; «Баба-Яга. Память и логика», «Сказка о веселом язычке», собственные презентации по логоритмическим упражнениям, загадки, рифмовки про времена года, наглядный материал, дидактические, речевые игры.

Расскажу о некоторых из них:                                                                                                              Компьютерное пособие «Сказка о веселом язычке» использую  при закреплении правильного выполнения артикуляционных упражнений, а также при постановке и автоматизации звуков. Детям очень нравится делать гимнастику для языка вместе с человечком из «Сказки о веселом язычке», когда упражнения появляются на мониторе в ярком виде.

Интересно проходит зарядка для глаз, подготовленная с помощью компьютерных технологий. Детям представляется таблица со слогами, на краю таблицы сидит бабочка, которая перелетает при каждом щелчке мыши с одного слога на другой. Ребенок читает один за другим слоги, на которые приземляется бабочка, и произносит в итоге полученное слово.

Любят дети играть в «Рифмовки» с помощью компьютерной презентации с показом слайдов.  -  Зимним вечером видна в небе жёлтая… (луна) – показ слайда с изображением луны, - Из трубы летят колечки -  это дым из нашей… (печки) –показ слайда с изображением печки и т.д.

Загадывать загадки, отгадки проговаривать и смотреть на слайдах. 

     По данным промежуточного мониторинга речевого развития, в  результате использования современных технологий с применением ИКТ:  уровень мотивации и  познавательной активности у воспитанников повысился на  28%, улучшение речи по всем показателям на 32%.

Применение ИКТ в коррекционной работе позволило сделать  следующие выводы:

  • коррекционно-развивающая деятельность проходит на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (фотографии, анимация, музыка)
  • обеспечивается наглядность, привлекается большое количество дидактического материала;
  • помогает преодолеть интеллектуальную пассивность детей;
  •  способствует развитию у детей слухового восприятия;
  • формирует навыки звукового анализа и синтеза, правильного произношения звуков, слогов, слов;
  • развивает умения связано говорить, самостоятельно строить предложения;
  • позволяет осуществлять индивидуализацию обучения;
  • способствует повышению качества образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе логопеда

Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе логопеда...

"Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения речи»

Рассказывается об актуальности использования ИКТ в работе с детьми, имеющими нарушения речи, варианты использования ИКТ на разных этапах коррекционно-развивающей деятельности. Даётся перечень компьюте...

«Использование информационно-коммуникационных т технологий в условиях ДОУ. Сопровождение педагогов учреждения в использовании нового сайта в конструкторе E-pablich для эффективной работы с родителями»

Обновление содержания и изменение условий образовательной деятельности повлекли за собой преобразование организации управления и методической работы, потребовали совершенствования уровня профессиональ...

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений с использованием информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий «Школа юных космонавтов»

Конспект непосредственно образовательной деятельностис детьми старшего дошкольного возрастапо формированию элементарных математических представлений с использованием информационно-коммуникационн...

Презентация к конспекту НОД с детьми старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений с использованием информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий «Школа юных космонавтов»

Презентация к конспекту непосредственно образовательной деятельностис детьми старшего дошкольного возрастапо формированию элементарных математических представлений с использованием информационно-комму...

«Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения речи».

             Коррекция недостатков речи детей требует систематических занятий, отнимает много сил и времени как у педагога, так и у детей. Большинство детей с...

18.01.2024 Использование современных здоровьесберегающих технологий в системе коррекционно-развивающей среды, как инновационной формы работы в ДОУ

В современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования современных образовательных технологий. С целью достижения новых образовательных результатов в своей раб...