Использование элементов хромотерапии на логопедических занятиях
методическая разработка по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Русанова Татьяна Викторовна

Большое внимание для оздоровления детей  уделяется цветотерапии. Установлено, что даже употребление овощей и фруктов нужного цвета, ношение одежды определенных цветов тоже могут дать положительный терапевтический эффект. Педагогам необходимо владеть элементарной информацией о цветотерапии и использовать эти знания в образовательном процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Русанова Татьяна Викторовна

МБДОУ «Детский сад №15»

Использование элементов хромотерапии в индивидуальной логопедической работе.

Дети  с общим недоразвитием речи испытывают некоторые трудности в определении цвета предметов. Четырехлетние малыши, поступающие в группы для детей с ТНР, часто не знают даже названий основных цветов, не узнают их и не соотносят их. Все это говорит о том, что с детьми, страдающими общим недоразвитием речи, необходимо проводить специальную работу по развитию цветовосприятия и цветоразличения. Ребенок, по выражению К.Д.Ушинского, «мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще». Поэтому мы в своей работе широко используем «Разноцветные сказки» Н.В.Нищевой, что помогает детям усвоить названия основных и оттеночных цветов.

Большое внимание для оздоровления детей  уделяется цветотерапии. Установлено, что даже употребление овощей и фруктов нужного цвета, ношение одежды определенных цветов тоже могут дать положительный терапевтический эффект. Педагогам необходимо владеть элементарной информацией о цветотерапии и использовать эти знания в образовательном процессе.

Данная технология может применяться на всех этапах работы:

- автоматизация и дифференциация  звуков;

  - совершенствование грамматического строя речи;

  -  развитие связной речи;

  -  развитие общей и мелкой моторики;

  - развитие правильного дыхания.

Зная основные свойства цвета, его воздействие на психику человека, учитывая спонтанность детского воображения, можно проводить первичную диагностику психоэмоционального состояния ребенка и его дальнейшую коррекцию.  

Так, для диагностики и коррекции эмоционального состояния детей используем   листы картона форматов  А3 красного, оранжевого,  желтого, коричневого, синего, голубого, фиолетового, зеленого, белого, черного цветов. Для оценки результата достаточно ознакомиться с характеристикой цветовой гаммы (См. слайд. В конце занятия детям предлагаю заменить  лист-основу. Всегда  видно: устал ребенок на занятии или наоборот, зарядился положительными эмоциями. Светлый лист заменил на более темный – устал, темный на более светлый – все в порядке, оставил тот же, тоже неплохой показатель, конечно, если этот лист изначально не был черного или излишне агрессивного цвета.  Через один – два месяца обучения, дети  без напоминания клали на стол приглянувшегося цвета лист, и, что самое главное, приучались комментировать свой выбор,  говорили о настроении, самочувствии и т.д.

Использование цветовой гаммы при  выполнении пальчиковой гимнастики, например, в игре  «Пианино» дает хороший результат.

На первый взгляд упражнения просты, но при их систематическом применении у детей улучшается внимание, память, развивается мышление.  

Проиграть «Пианино»

Ребята, положите квадраты в одну линию так, чтобы одинаковые квадраты не стояли рядом. Теперь поиграем в игру «Пианино». Вы будете показывать квадрат тем пальцем, который я скажу. Будьте внимательны!

Большой – синий,

Мизинец – зеленый

Указательный – красный

Безымянный – желтый

Средний - оранжевый

Убираем квадраты.

Дыхательная гимнастика

 - Ребята, а давайте сейчас  подышим цветом: 

дышим  как синее море: губы узкой трубочкой вперед, воздух выходит холодной тонкой струей (рисуем синюю  полоску на листе бумаги);  

 дышим, как жаркое  желтое  солнце:  рот  широко  открываем,  делаем «горячий» выдох из глубины рта (рисуем желтую полоску);

дышим, как спокойное зеленое поле: рот закрыт, делаем произвольный плавный выдох через нос (рисуем зеленую полоску);  

дышим, как черная ночь: рот открыт средним «хоботком», делаем вдох и выдыхаем вперед слегка вытягивая губы и собирая «хоботок» к центру (рисуем черную полоску);

дуем на раскаленный металл: агрессивный, напористый длительный выдох, губы собираем к центру рта (рисуем красную полоску)

Дети уходят.

Ребята знают теплые и холодные тона, спокойные и возбуждающие. Учимся дышать «цветом». Вот вам и готовое пособие для занятий в кабинете и  для домашнего задания, выполненное своими руками. Интересно, полезно, быстро!

Результативным оказалось и использование хромотерапии в работе по коррекции звукопроизношения. При постановке и автоматизации наиболее трудных для данного ребенка звуков, учитывались его цветовые предпочтения. Например, ребенок чаще выбирал зеленый цвет. При созерцании приятного цвета, сглаживаются ожидание неудачи, страх перед «трудным» звуком, исчезает внутреннее напряжение. Для раздаточного материала используем  карточки разного цвета,  на них наклеиваем картинки на конкретные звуки. Это способствует правильному проговариванию отрабатываемых звуков  в названии предметов, формирует ассоциативные связи, дает чувство уверенности.

«Цветные картинки»

Назови картинки.

Что ты заметила на этих картинках?

Выбери и назови картинки, в названиях которых есть звук [р].

А теперь назови картинки, в названии которых есть звук [л]

Для автоматизации звуков используем чудо-парашют.

«Парашют»

Ребята, выберите себе цвет, встаньте около него.

- Какой у тебя цвет?

- А теперь выберите по два контура картинки, которые бывают вашим цветом, и положите себе на парашют.

- Назови, какая картинка у тебя получилась?

В ходе этой игры у детей не только закрепляется звукопроизношение, но и формируется грамматический строй речи, дети соотносят  цвет с предметом.

На первый взгляд упражнения просты, но при их систематическом применении у детей улучшается внимание, память, развивается мышление. Играм находим более широкое применение: работаем над  звуками, лексикой, грамматикой, связной речью (назови/загадай/опиши   предметы на заданный цвет; согласуй цвет с предметом, с предметом и числительным; придумай «желтую сказку», «синий рассказ» и т.д.)

Ежедневную монотонную работу можно  превратить  в увлекательное путешествие.  Использование элементов  хромотерапии в работе с детьми, имеющими несложные дефекты звукопроизношения, скорее всего, будет носить эпизодический характер, но,  тем не менее,     улучшит качество  работы. Элементы новизны, разнообразия повысят интерес к логопедическим занятиям.

Упражнение «Помоги»

Посмотрите, все камушки разных цветов перемешались. Необходимо рассортировать их по цветам.

Упражнение «Графический диктант»

Положите красный камушек в центр листа. Синий - в левый верхний угол, зеленый - в правый верхний угол, синий - в правый нижний; зеленый - в левый нижний.

Таким образом, включая элементы хромотерапии на логопедических занятиях,  мы можем говорить о том, что процесс коррекции речевых нарушений проходит быстрее,  вызывает у детей интерес, дарит яркие образы, хорошее настроение, формирует эстетические чувства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии хромотерапии в логопедической работе.

Помимо традиционных здоровьесберегающих компонентов большая роль в логопедической работе отводится и нетрадиционным формам. К ним относится технология хромотерапии (цветотерапия).Хромотерапия — ...

Конспект групповой непосредственно - образовательной деятельности с использованием элементов хромотерапии "Путешествие в Радужную страну" в группе комбинированной направленности для детей 5-6 лет с нарушением речи.

План - конспект групповой непосредственно - образовательной деятельности, направленной  на развитие речи, активизацию эмоционального восприятия и мыслительной  активности дошкольников, ...

Использование элементов криотерапии на логопедических занятиях

Работа с детьми с ТНР в дошкольной образовательной организации...

Конспект занятия по развитию речи с использованием элементов хромотерапии.

Конспект занятия по развитию речи с использованием элементов хромотерапии....

Конспект непосредственно- образовательной деятельности (логопедическое занятие с использованием элементов хромотерапии) Тема: "Путешествие в Красную страну"

Конспект открытого занятия в старшей   группе компенсирующей направленности для детей с ТНР с использованием элементов хромотерапии...