Консультация на тему: "Сотрудничество логопеда и родителей в коррекции дефектов речи у детей."
консультация по логопедии на тему

Хлопина Светлана Васильевна

Консультация на заявленную тему дает возможность успешно проводить коррекционно-воспитательную работу по преодолению речевых дефектов у детей, а так же предполагает активное участие в нём родителей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сотрудничество логопеда и родителей в коррекции дефектов речи у детей.

(Всеобуч для родителей)

Успешность коррекционно-воспитательной работы по преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нём родителей.

Коррекционные приёмы формирования правильной речи.

I Развитие ручной умелости.

Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движение пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование правильной речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук:

Пальчиковые физминутки:

1. Пальцы-дружная семья, друг без друга им нельзя.

    Вот большой, а это средний. Безымянный и последний-

    Наш мизинец малышок! УУУ! Указательный забыли.

    Чтобы пальцы дружно жили, будем их соединять

    И  движенья выполнять…

2. Мы рога козы покажем и рога оленя даже…

    Мы про зайку не забудем- ушками водить мы будем.

    Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить!

Уровень развития мелкой моторики и координации движения рук – один из показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности к школьному обучению. Как правило, ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание и память, связная речь.

Многие учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьёзные трудности в овладении навыком письма. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики могут привести к возникновению негативного отношения ребёнка к учёбе и тревожного его состояния. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для накопления ребёнком практического двигательного опыта, развития навыков ручной умелости, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Возрастные особенности развития тонкой моторики рук у ребёнка 4-5 лет:

- рисует карандашами, мелками;

- собирает постройки из 9 кубиков;

- складывает бумагу более чем 1 раз;

- шнурует ботинки, лепит из пластилина.

Для развития ручной умелости дети дома должны:

- разминать пальцами глину, пластилин;

- катать по очереди каждым пальцем камешки, шарики, мелкие бусинки;

- выполнять пальчиковые игры и упражнения;

- рисовать ручкой, карандашами, мелом, гуашью, углем;

- вырезать ножницами и составлять из различных вырезанных фигур композиции;

- играть с конструктором, мозаикой, кубиками, спичками, палочками;

- штриховать, раскрашивать и обводить трафареты, шаблоны.

(Выкладывание родителями геометрических фигур: прямоугольник, квадрат, треугольник, схема «рожица»)

II Учимся правильно дышать.

Развивая правильную речь, обязательно нужно научить детей правильному дыханию.

Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Особое значение оно имеет для детей с речевыми нарушениями. Работу над коротким вдохом и длинным речевым выдохом начинают с упражнений, направленных на координацию ротового и носового дыхания.

(Показ по таблице «Ротовое, носовое дыхание»)

Упражнение «Хомячок»: пошмыгать носом, рот закрыт.

Упр. «Собачке жарко» (при этих упражнениях нужно чувствовать движения стенки живота).

Упражнения на развитие длительного выдоха:

«Согреть руки»: выдох со звуком хххо.

«Остудить воду»: выдох со звуком ффф.

«Сдуть бабочку»: «Бабочка на цветке сидела, ветер дунул – улетела».

«Ветерок» (на ватку, полоску бумаги, снежинки и т. д.)

«Лодочки» (из пенопласта, бумаги).

«Футбол» (на ватный шарик или через соломинку на горошинку)

«Подводная лодка» (в стакане воды через соломинку)

Упражнения на развитие направленной воздушной струи и укрепляющие язычные мышцы, что очень важно для постановки звуков:

«Фокус»: язык чашечкой, сдувать ватку с носа.

«Забей гол»: язык лопаткой, выдох толчками.

Упражнения для углублённого вдоха:

«Понюхать цветок», «Узнать фрукт по запаху» и т. д.

- Представим, что живот – воздушный шарик, заполняем его воздухом через нос, выпускаем воздух долго и медленно через нос, живот втягиваем. Левая рука на животе, правая на груди, при вдохе живот надувается, грудная клетка и плечи не поднимаются (выполняют все)

Это диафрагмальное дыхание, т. е. дыхание животом, самое правильное и полезное. Оно способствует насыщению и увеличению скорости кровотока, доставляющего кислород и питательные вещества ЦНС. Попробуйте подышать дома с ребёнком лёжа – для лучшего расслабления, на живот можно положить игрушку или лодочку из бумаги и наблюдать, как она качается по волнам.

Такое дыхание учит человека расслабляться, быстро восстанавливать свои силы. Перед проведением дыхательной гимнастики в помещении необходимо вытереть пыль, проветрить его, воспользоваться увлажнителем воздуха. Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить сразу после еды (через 1 ч).

III Технология массажа в работе с детьми, имеющими речевые нарушения.

Массаж – совокупность приёмов механического, дозированного воздействия в виде трения, давления, вибрации, проводимых непосредственно на поверхности тела человека.

Рассмотрим 1 из видов массажа – самомассаж, который активизирует движение лицевой мускулатуры, улучшает тонус мышц лица и всего тела. Длительность сеанса 5-10 мин., каждое упражнение 4-6 раз, сидя или лёжа.

  1. Для мышц головы и шеи.

«Я хороший» - поставить ладони обеих рук на голове ближе ко лбу, соединить пальцы в центре, провести ладонями по волосам, через уши к плечам (движения медленные, поглаживание).

  1. Для лицевой мускулатуры.

«Рисуем дорожки»- двигать пальцами от середины лба к вискам.

«Рисуем ёлочки»- то же.

«Пальцевый душ»- легко постукивать пальцами по лбу.

«Глазки спят»- закрыть глаза и легко прикрыть пальцами веки, удерживая 5с

«Нарисуем усы»-двигать указательным и средним пальцами от середины верхней губы к углам рта.

«Весёлый клоун»- двигать указательным и средним пальцами от середины нижней губы к углам рта, затем вверх к скуловой кости.

«Испечем блинчики»- похлопать ладошками по щекам.

«Умыли личико»- лёгкие поглаживающие движения ладонями обеих рук от середины лба вниз по щекам к подбородку.

  1. Для мышц языка.

«Непослушный язычок»- пошлёпать губами язык, произнося «пя-пя-пя».

«Покусывание»- легко покусывать язык, высовывая и убирая его назад.

«Погладим язык губами»- просунуть язык как можно дальше сквозь щель между губами, расслабить его так, чтобы боковые края языка касались углов рта.

  1. Расслсбляющий самомассаж кистей и пальцев рук.

- растирать ладонями шестигранный карандаш с постепенным увеличением усилий;

- растирать ладони движениями вверх-вниз;

- боковые поверхности сцепленных пальцев;

- разминать, затем растирать каждый палец вдоль, затем поперёк;

- делать круговые движения положенным между ладонями грецким орехом, постепенно увеличивая нажим и темп. Можно выполнять упражнение с 2-мя грецкими орехами;

- разминать кисти правой руки пальцами левой, и наоборот, затем поочерёдно их растирать.

Массаж биологически активных зон:

Ра-ра-ра, погляди-ка, детвора.

(Ладони приставить ко лбу «козырьком» и растирать лоб движениями в стороны к центру.)

Ря-ря-ря, взошла красная заря.

(Раздвинуть указательный и большой пальцы и растирать точки перед и за ушами.)

Ре-ре-ре, растет рябина на горе.

(Кулачками энергично провести по крыльям носа 7 раз.)

Ри-ри-ри, клюют рябину снегири.

(Пальцами легко пробежаться по щекам.)

Массаж лица.

Носик, носик! Где ты носик?

(Провести кулачками по крыльям носа 4 раза)

Лобик, лобик. Где ты лобик?

(Всеми пальцами провести по лбу от середины лба к вискам 4 раза)

Щёчка, щёчка! Где ты щёчка?

(Пальцами погладить сверху вниз 4 раза)

Где ты щёчка? Будет чистенькая дочка.

(Погладить ладонями шею.)

Будет чистенький сынок.

(Растереть ладошками уши)

И котёнок-малышок.

(Потереть ладони друг о друга.)

Массаж «Кисонька»

СА-са-са, кисонька-краса (погладить ладонями шею).

Сы-сы-сы, есть у кисоньки усы (кулачками провести по крыльям носа 7 раз).

Исы-исы-исы, молоко для кисы (провести пальцами по лбу от середины к вискам 7 раз).

Иса-иса-иса, бантиком играет киса(ладонями растереть уши).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция дефектов речи у детей с помощью дыхания и массажа

Семинар - практикум для воспитателей и родителей...

Мастер - класс «Сотрудничество логопеда и родителей в коррекции дефектов речи у детей дошкольного возраста 5–6 лет».

Чистота речи зависит от многих факторов: от развития речевого слуха, речевого внимания, речевого дыхания, голосового и речевого аппарата. Все эти компоненты без специальной их «тренировки» часто не до...

Статья "Сотрудничество логопеда с родителями в коррекции речевых нарушений у детей с ОНР".

Статья освещает вопрос сотрудничества логопеда с родителями в коррекционно- развивающей работе с детьми, имеющими речевые нарушения....

Консультация учителя-логопеда для родителей. "Какие бывают нарушение речи у детей"

.Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, грамма...

Сотрудничество учителя-логопеда и родителей в коррекции дефектов речи у детей

Успешность коррекционно-воспитательной работы по преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нем родителей.Совместная работа учителя-логопеда с родителями – неотъемлемая часть в...

Методические рекомендации родителям по коррекции нарушений речи у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Овладение речью и дальнейшее её формирование находятся в тесной зависимости от физического и психического развития ребенка, от особенностей развития его высшей нервной деятельности....

Консультация для воспитателей "Взаимодействие воспитателей и родителей по коррекции нарушения речи у дошкольников"

Консультация для воспитателей по коррекции речи у дошкольников. Подробно расписаны 6 стадий взаимодействия воспитателей и родителей в коррекционном обучении детей с ОНР....