Коррекция дефектов речи у детей с помощью дыхания и массажа
учебно-методический материал на тему

Семинар - практикум для воспитателей и родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Алёнка»

пгт Кикнур Кировской области

«Коррекция дефектов

речи у детей с помощью дыхания  и массажа»

Семинар – практикум для воспитателей и родителей

                                         

                                                  Педагог - дефектолог

                                                              Золотарева Е.А.

                                                              Образование высшее

                                                               2 квалификационная категория

                                                           Стаж работы 3 года

пгт Кикнур,2011

«Коррекция дефектов речи у детей с помощью дыхания и массажа»

Развивая правильную речь, обязательно нужно научить детей правильному дыханию – энергетической основы нашей речи.

Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Особое значение оно имеет для детей с речевыми нарушениями. Работу над которым вдохом и длинным речевым выдохом начинается с упражнений, направленных на координацию ротового и носового дыхания.

Вдох и выдох носом.

Вдох носом, выдох ртом.

Вдох ртом, выдох носом.

Вдох и выдох ртом.

Упражнение «Хомячок» - пошмыгать носом, рот закрыт.

Упражнение «Собачке жарко»

При этих упражнения нужно чувствовать движения стенки живота.

С помощью следующих упражнений развивается длительный выдох.

Упражнение «Согреть руки» - выдох со звуком х-х-хо

Упражнение «Остудить воду» - выдох со звуком ф-ф-ф

Упражнение «Бабочка» - сдувать бабочку на ниточке с цветка.

Бабочка на цветке сидела,

Ветер дунул – улетела.

Можно подуть на ватку, полоски бумаги.

Упражнение «Лодочка»- дуть на лодочку из пенопласта.

Упражнение «Футбол» - дуть через соломинку на горошину, стараясь попасть в ворота.

Упражнение «Подводная лодка» - пускать через соломинку воздух в стакане воды.

Нужно следить, чтобы выдох был полным, т.е. не прерывался для небольшого вдоха.

Следующие упражнения развивают направленную воздушную струю, но и укрепляют язычные мышцы, что очень важно для постановки звуков.

Упражнение «Фокус» - язык чашечкой, сдувать ватку с носа.

Упражнение «Забей гол»:

- плавный выдох, губы трубочкой;

- плавный выдох, губы в улыбке;

- плавный выдох, язык лопаткой;

- язык лопаткой, выдох толчками.

Для углублённого вдоха детям предлагается «Понюхать цветок», узнать по запаху фрукт или овощ с закрытыми глазами. Во время вдоха нужно следить, чтобы голова приподнята, шея выпрямлена, плечи не поднимались.

Представим, что живот – воздушный шарик, заполняем его воздухом через нос, выпускаем воздух медленно и долго через нос, живот втягиваем. Левая рука на животе, правая на груди, при вдохе живо надувается, грудная клетка и плечи е поднимаются.

Это диафрагмальное дыхание, т.е. дыхание животом, - самое правильное и самое полезное. Оно способствует насыщению и увеличению скорости кровотока, доставляющего кислород и питательные вещества ЦНС. Используя этот тип дыхания, мы, по сути, постоянно тренируем важные функции организма: сердечную, нервную, иммунные системы, что в свою очередь снимает психологическое напряжение, поднимает настроение, укрепляет здоровье, увеличивает внимание, мышление. При таком благополучном состоянии все коррекционные процессы пойдут быстрее.

Попробуйте подышать дома с ребенком лёжа – для лучшего расслабления, на живот можно пожить игрушку или лодочку из бумаги и наблюдать, как она качается по «Волнам». Упражняясь 5-10 минут с перерывами по 1 мин каждый день, вы заметите, что ребенок быстрее засыпает, становится спокойнее.

Такое дыхание учит человека расслабляться, быстро восстанавливать свои силы. Оно полезно не только детям с нарушением речи, но и взрослым, которые испытывают физические нагрузки, стресс, перенапряжение, часто болеют простудными заболеваниями.

Перед проведением дыхательной гимнастики в помещении необходимо вытереть пыль, проветрить его, воспользоваться увлажнителем воздуха.

Дыхательную гимнастику не рекомендуют проводить после еды. Между занятиями и приемами пищи должен пройти ходя бы час. Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения. Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди.

Техника массажа в работе с детьми имеющими речевые нарушения.

Массаж – совокупность приемов механического, дозированного действия в виде трения, давления, вибрации. Проводимых непосредственно на поверхности тела человека как руками, так и специальными аппаратами через воздушную струю, водную или другую среду.

Методика массажа или самомассажа оставленная с учетом клинико – физиологических принципов, - эффективное средство лечения, восстановление работоспособности, снятия усталости, предупреждения и профилактики заболеваний, активное средство оздоровления организма.

Рассмотрим один из видов массажа  - самомассаж, который активизирует движения лицевой мускулатуры, улучшает тонус мышц лица и всего тела, можно проводить одновременно с несколькими детьми в любое время дня.

Длительность одного массажа 5-10 минут. Каждое упражнение выполняется 4-6 раз. Дети  могут сидеть или лежать (после сна).

Для самомассажа мышц головы и шеи можно рекомендовать следующие упражнения.

«Я хороший» - поставить ладони обеих рук на голове ближе ко лбу, соединить пальцы в центре. Провести ладонями по волосам, опускаясь вниз через уши и боковую поверхность или к плечам (движения медленные, поглаживание).

« Наденем шапочку» - и.п. рук тоже, двигать ладони вниз к ушам, затем по передней боковой части к подбородку.

Для лицевой мускулатуры

«Рисуем дорожки» - двигать пальцами от середины лба к вискам.

«Рисуем ёлочки» - двигать пальцами ото лба к вискам.

«Пальцевой душ» - легко постукать пальцам по лбу.

«Глазки спят» - закрыть глаза и легко прикрывать пальцами веки, удерживать 3-5с

«Нарисуем усы» - двигать указательным и средним пальцами от середины верхней губы к углам рта.

«Веселый клоун» - двигать указательным и средними пальцами от середины нижней губы к углам рта, затем вверх к скуловой кости.

«Испечем блинчики» - похлопать ладошками по щекам.

«Умыли личико» - легкие поглаживающие движения ладонями обеих рук от середины лба вниз по щекам к подбородку.

Для мышц языка.

«Непослушный язычок» - пошлепать губами язык, произнося «пя-пя-пя»

«Покусывание» - легко покусывать язык, высовывая и убирая его назад.

«Поглаживание языка губами» - просунуть язык как можно дальше сквозь узкую щель между губами, затем расслабить его так, чтобы боковые края языка касались уголков рта.

Расслабляющий самомассаж кистей и пальцев рук.

  • Надавливать сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основание большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки. Затем положение рук изменить;
  • Растирать ладонями шестигранный карандаш с постепенным усилением;
  • Растирать ладони движениями вверх – вниз;
  • Боковые поверхности сцепленных пальцев;
  • Разминать, затем растирать каждый палец вдоль, затем поперек;
  • Надавливать не заточенным карандашом на боковые точки ладони, затем вращать карандаш вправо – влево;
  • Разминать кисти правой руки пальцами левой. И наоборот, затем поочередно их растирать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Роль семьи в преодолении дефектов речи у детей старшего дошкольного возраста"

Родительское собрание " Роль семьи в преодолении дефектов речи у детей старшего дошкольного возраста". Собрание проводится в I квартале учебного года....

Консультация на тему: "Сотрудничество логопеда и родителей в коррекции дефектов речи у детей."

Консультация на заявленную тему дает возможность успешно проводить коррекционно-воспитательную работу по преодолению речевых дефектов у детей, а так же предполагает активное участие в нём родителей....

Мастер - класс «Сотрудничество логопеда и родителей в коррекции дефектов речи у детей дошкольного возраста 5–6 лет».

Чистота речи зависит от многих факторов: от развития речевого слуха, речевого внимания, речевого дыхания, голосового и речевого аппарата. Все эти компоненты без специальной их «тренировки» часто не до...

Использование элементов песочной терапии в коррекции развития речи у детей дошкольного возраста, с помощью речи реализуется потребность в общение.

Сегодня в наше время мы часто сталкиваемся  с  проблемой развития речи у детей дошкольного возраста. Потребностью и главной функцией для нас является речь . Вот этим мы отличаемся от животны...

"Роль семьи в преодолении дефектов речи у детей "

роль семьи в преодалении дефектов речи  у детей дошкольного возраста....

Сотрудничество учителя-логопеда и родителей в коррекции дефектов речи у детей

Успешность коррекционно-воспитательной работы по преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нем родителей.Совместная работа учителя-логопеда с родителями – неотъемлемая часть в...