Консультация для педагогов «Значение метода наглядного моделирования в коррекции звукопроизношения речи у детей с ОНР»
консультация по логопедии

Голованова Татьяна Николаевна

Одним из перспективных направлений в совершенствовании коррекционно-образовательного процесса с детьми с тяжелыми нарушениями речи является применение метода наглядного моделирования и схематизации. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_po_naglyadnomu_modelirovaniyu.docx17.84 КБ

Предварительный просмотр:

        Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №4 «Светлячок»

Консультация для педагогов

«Значение метода наглядного моделирования

 в коррекции звукопроизношения речи у детей с ОНР»

Учитель-логопед

Голованова Татьяна Николаевна

Богородск, 2024

        Одним из перспективных направлений в совершенствовании коррекционно-образовательного процесса с детьми с тяжелыми нарушениями речи является применение метода наглядного моделирования и схематизации. Работа с родителями воспитанников, организация сотрудничества, также является одним из основных основополагающих факторов, влияющих на результат коррекционной работы с ребенком.

        Актуальность использования наглядного моделирования состоит в: — применение метода наглядного моделирования способствует развитию всех компонентов речевой системы. Формирует познавательную активность и помогает решить проблему мотивации на логопедическом занятии; облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала. Применяя графическую аналогию, дети учатся видеть главное, систематизировать полученные знания.

        Наглядные модели являются формой доступной детям дошкольного возраста, позволяют ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст), научиться работать с ними. Это очень важно для дошкольников с тяжелой речевой патологией.  У таких детей страдает память, замедлен процесс запоминания. Наглядное моделирование является своего рода схематичной заменой изучаемого объекта.

        Овладение навыками наглядного моделирования происходит постепенно в определенной последовательности с постоянным повышением доли самостоятельного участия ребенка. При развитии навыков наглядного моделирования решаются следующие дидактические задачи:

  • знакомство с графическим способом представления информации;
  •  развитие умения дешифровки модели;
  • формирование навыка самостоятельного моделирования.

         В работе с детьми с ОВЗ моделирование выступает как определенный метод познания, с одной стороны, а с другой — как программа для анализа новых явлений.

        Сам процесс моделирования состоит из следующих этапов:

  • усвоение и анализ сенсорного материала;
  •  перевод его на знаково-символический язык;
  •  работа с моделью, схемой.

        Опорные схемы дают возможность задействовать для решения задач познавательного характера различные виды памяти, такие как: зрительная, двигательная, ассоциативная.

        Где можно начать использовать модели: артикуляционная гимнастика. Знакомя детей с названиями упражнений, логопед показывает ребенку правильную артикуляцию упражнения при использовании картинок-символов, которые отражают данное упражнение.

        Работа над звуками со знакомства с ними, логопед также использует модели-символы, которые показывают положение органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука. Процесс слияния звуков в слоги, зашифрованных с помощью символов. Это и есть моделирование чтения, а выкладывание слов с помощью символов является моделированием письма.

        Также мнемотаблицы облегчают запоминание стихотворений, пальчиковых гимнастик.

        Метод наглядного моделирования и схематизации открывает перед специалистами дошкольных образовательных организаций ряд дополнительных возможностей: использование аналогии символов облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, применение графической аналогии способствует развитию у дошкольников с ОНР мыслительных операций: анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения и систематизации, задания с использованием данного метода можно с легкостью использовать в домашних условиях.

 Литература:

  1. Акименко В. М. Новые педагогические технологии: учебно-метод. пособие.- Ростов н/Д; изд. Феникс, 2008. Акименко В. М. Развивающие технологии в логопедии.- Ростов н/Д; изд. Феникс, 2011.
  2. Акименко В. М. Речевые нарушения у детей.- Ростов н/Д; изд. Феникс, 2008.
  3. Макушева, И. А. Применение метода наглядного моделирования и схематизации в работе учителя-логопеда и педагога-психолога с детьми с тяжелыми нарушениями речи и их родителями / И. А. Макушева, А. И. Орлова, Е. С. Трошина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 15 (410). — С. 194-197. — URL: https://moluch.ru/archive/410/90336/ (дата обращения: 21.05.2024).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Использование метода наглядного моделирования в работе с детьми младшего дошкольного возраста"

Наглядное моделирование - воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта создание его заместителя и работа с ним.        В дошкольном возрасте ...

Опыт работы по теме «Применение метода наглядного моделирования в развитии речи у дошкольников»

В статье раскрывается суть одного из  подходов к развитию речи у дошкольников - метода наглядного моделирования. Освещены возможности его применения при решении различных  задач, решаемых...

Консультация для воспитателей "Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей дошкольного возраста."

Актуальность использования наглядного моделирования в работе с детьми дошкольного возраста состоит в том, что: • во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для большинства ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В РАЗВИТИИ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР

Работая с детьми с различной речевой патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении, приходится искать эффективные средства, стимулирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала....

Семинар – практикум для педагогов «Использование метода наглядного моделирования в развитии речи детей с ОНР»

  Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.    Научные исследования и практика по...

Мастер-класс «Использование метода наглядного моделирования в формировании речи у детей с ОВЗ»

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Де...