Памятка для родителей "Звуковой анализ слова"
консультация по логопедии (подготовительная группа) на тему

Романченко Анна Владимировна

ПАМЯТКА для родителей.

ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА.

Наша речь состоит из предложений.

Предложения состоят из слов.

Слова состоят из звуков.

Звук - это то, что мы слышим и произносим.

Буква - это то, что мы видим и пишем.

Звук на письме обозначается буквой.

                               Звуки бывают гласные и согласные.

Гласные звуки - звуки, которые можно петь голосом

при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.

В русском языке шесть гласных звуков: [а] [у] [о] [и] [э] [ы].

На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом.

Гласных букв - десять: «а» «у» «о» «и» «э» «ы» «я» «ю» «е» «ё».

Шесть гласных букв - «а» «у» «о» «и» «э» «ы» - соответствуют звукам.

Четыре гласные буквы - «я» «ю» «е» «ё» - йотированные,

то есть обозначают два звука: («я» - [йа], «ю» - [йу],

«е» - [йэ], «ё» - [йо]) в следующих случаях:

 - в начале слова (яма, юла);

 - после гласного звука (маяк, заюшка);

 - после мягкого и твердого знаков (семья, подъем).

В остальных случаях (после согласных) йотированные гласные

буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего

согласного звука и гласный звук:

 «я» - [а], «ю» - [у], «е» - [э], «ё» - [о] (береза, мяч).

Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь,

так как воздух, выходящий изо рта при их произнесении,

встречает преграду.

Глухость и звонкость согласных звуков определяются

по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло.

Глухие согласные звуки (голосовые связки не работают,

 то есть горлышко не дрожит): [к] [п] [с] [т] [ф] [х] [ц] [ч] [ш] [щ].

Звонкие согласные звуки (голосовые связки работают,

то есть горлышко дрожит): [б] [в] [г] [д] [ж] [з] [й] [л] [м] [н] [р]..

Согласные звуки [б] [в] [г] [д] [з] [к] [л] [м] [н] [п] [р] [с] [т] [ф] [х]  

могут быть твердыми (если после них стоят

гласные буквы «а» «у» «о» «э» «ы»)

и мягкими (если после них стоят гласные буквы «и» «е» «ё» «ю» «я»).

Всегда твердые согласные: [ж] [ш] [ц].

Всегда мягкие согласные: [й] [ч] [щ].

Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом.

Мягкие согласные звуки на схемах обозначаются зеленым цветом.

ПРИМЕР ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА

                 

        Д      О      М                  Л       И       С      А

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_dlya_roditeley_-_zvukovoy_analiz_slova.docx14.99 КБ

Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА для родителей.

                                     ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА.

Наша речь состоит из предложений.

Предложения состоят из слов.

Слова состоят из звуков.

Звук - это то, что мы слышим и произносим.

Буква - это то, что мы видим и пишем.

Звук на письме обозначается буквой.

                               Звуки бывают гласные и согласные.

Гласные звуки - звуки, которые можно петь голосом

при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.

В русском языке шесть гласных звуков: [а] [у] [о] [и] [э] [ы].

На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом.

Гласных букв - десять: «а» «у» «о» «и» «э» «ы» «я» «ю» «е» «ё».

Шесть гласных букв - «а» «у» «о» «и» «э» «ы» - соответствуют звукам.

Четыре гласные буквы - «я» «ю» «е» «ё» - йотированные,

то есть обозначают два звука: («я» - [йа], «ю» - [йу],

«е» - [йэ], «ё» - [йо]) в следующих случаях:

 - в начале слова (яма, юла);

 - после гласного звука (маяк, заюшка);

 - после мягкого и твердого знаков (семья, подъем).

В остальных случаях (после согласных) йотированные гласные

буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего

согласного звука и гласный звук:

 «я» - [а], «ю» - [у], «е» - [э], «ё» - [о] (береза, мяч).

Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь,

так как воздух, выходящий изо рта при их произнесении,

встречает преграду.

Глухость и звонкость согласных звуков определяются

по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло.

Глухие согласные звуки (голосовые связки не работают,

 то есть горлышко не дрожит): [к] [п] [с] [т] [ф] [х] [ц] [ч] [ш] [щ].

Звонкие согласные звуки (голосовые связки работают,

то есть горлышко дрожит): [б] [в] [г] [д] [ж] [з] [й] [л] [м] [н] [р]..

Согласные звуки [б] [в] [г] [д] [з] [к] [л] [м] [н] [п] [р] [с] [т] [ф] [х]  

могут быть твердыми (если после них стоят

гласные буквы «а» «у» «о» «э» «ы»)

и мягкими (если после них стоят гласные буквы «и» «е» «ё» «ю» «я»).

Всегда твердые согласные: [ж] [ш] [ц].

Всегда мягкие согласные: [й] [ч] [щ].

Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом.

Мягкие согласные звуки на схемах обозначаются зеленым цветом.

ПРИМЕР ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА        

                 

        Д      О      М                                 Л       И       С      А


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ слов и предложений. Памятка для родителей.

Материал для родителей детей-логопатов...

Картотека игр по изучению темы «Звуковой анализ слова». Этапы звукового анализа слова.

В старшей группе дети приобретают навыки звукового анализа слов различной звуковой конструкции, дифференциации гласных, твердых и мягких согласных звуков. Они получают знания о слоговом строении...

Памятка для родителей "Как проводить звуковой анализ слов"

Материал предназначен для помощи родителям в обучении детей звуковому анализу слов...

Памятка для родителей по звуко-буквенному анализу слов

Данная памятка поможет родителем разобраться в таком сложном для них звуко-буквеном анализе слов. В ней приведены примеры фонетического разбора слов, классификация звуков в виде схемы....

Памятка для родителей по подготовке детей к обучению грамоте. Звуко-буквенный анализ слова.

Памятка  предназначена для родителей с целью восполнить пробелы в знаниях фонетического разбора слов (звуках речи русского языка), грамотно выполнять с детьми домашнее задание....

памятка для родителей по звуковому анализу слова

Данный материал поможет родителям освежить в памяти звуковой анализ слов...

Памятка по звуковому анализу слов.

Пример. Слово – вилка.В этом слове 5 звуков: вь, и, л, к, а.  (Звуки все называем кратко: не «эн», а «н»; не «ка», а «к».)Первый звук - &laqu...