Методические рекомендации по коррекции нарушений слоговой структуры слов у детей с ОНР
методическая разработка по логопедии ( группа) по теме

Комарова Светлана Сергеевна

Коррекция слоговой структуры слов- одна из приоритетных задач в логопедической работе с дошкольниками имеющими общее недоразвитие речи. Формирование слоговой структуры влияет на успешность овладения грамматическим строем речи, освоения звукового анализа, чтения, письма.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по коррекции нарушений слоговой структуры слов

     Первый год обучения детей 5-ти летнего возраста с ОНР в детском саду условно делятся на 3 периода обучения, каждый из которых имеет свою продолжительность, отличается задачами и объемом изучаемого материала.

 

- Приступать к работе по коррекции нарушений слоговой структуры слова целесообразно в начале 2-го периода обучения. Такие временные рамки обусловлены тем, что на фронтальных занятиях по формированию правильного произношения в 1-ом периоде изучены практически все гласные звуки 1-го ряда и звук “И”.  На индивидуальных занятиях к этому времени должна быть проведена работа по исправлению недостатков произношения йотированных гласных (как слогообразующих), мягкого согласного “Л” и работа по дифференциации этих звуков.

    - Работу по формированию слоговой структуры слова необходимо проводить индивидуально, как часть занятия по коррекции звукопроизношения.

   - Большое значение в работе имеет дифференцированный подход к детям, который предполагает учет психических особенностей ребенка, его работоспособность, речевые возможности дошкольника и характер нарушения слоговой структуры слова.

    - Из лексического материала упражнения необходимо исключать слова, с дефектно произносимыми звуками, входящего в состав слова.

    - Важно тщательно и последовательно отрабатывать каждый тип слоговой структуры даже, если ребенок не допускает в нем ошибок, так как классификация составлена по принципу наращивания и усложнения слогов. В последующем, любое многосложное слово может быть “разбито” ребенком на 2-3 более простых и изученных слоговые структуры.

    - Характерной особенностью коррекционной работы будет являться многократная повторяемость ее видов на разном речевом материале.

     Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков. В коррекционной работе можно выделить два этапа: подготовительный (работа проводится на невербальном материале; цель — подготовка ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка) и коррекционный (работа ведется на вербальном материале; цель — непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры у конкретного ребенка-логопата) .

I. Подготовительный этап

На этом этапе ребенку предлагается выполнить ряд заданий.

1. Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти на материале неречевых звуков («Где позвонили'.'», «Узнай музыкальный инструмент по звуку». «Сколько раз ударили в барабан?»).

Необходимость проведения этой работы обусловлена  тем, что искажение звукослоговой структуры слова у детей с ОНР часто связано с недостаточно развитым или неустойчивым слуховым вниманием

«Кто больше услышит» – предложить детям внимательно прислушаться к окружающим звукам. Потом задается вопрос - кто что услышал?;

-   «Горячо – холодно» - в этой игре назначается ведущий    / ребенок /. От него прячется игрушка, которую необходимо найти, ориентируясь на силу ударов в барабан. Если ребенок подходит близко к месту, где спрятана игрушка – удары громче, если удаляется – тише;

-   «Что делает Петрушка за ширмой?» - на столе расставляются различные предметы / озвученные игрушки, музыкальные инструменты, бытовые предметы / стакан, ложка и т.п. //. Манипулируя с ними, логопед предлагает детям внимательно слушать и запоминать издаваемые звуки. Затем предметы убираются за ширму, детям показывается Петрушка, который и будет «загадывать звуковые загадки». Детям предлагается отгадать, что звучит. Игру можно проводить в различных вариантах, постепенно увеличивая количество предметов;

-  «Будь внимателен» – детям показывается картинка и четко называется. Затем логопед объясняет: « Я буду называть эту картинку, то правильно, то неправильно, а вы внимательно слушайте. Когда я ошибусь – хлопните в ладоши ». Игра начинается со слов, простых по звуковому составу, и постепенно переходят к сложным по звуковому составу словам;

 -   «Угадай, где?» – ребенку предлагается закрыть глаза. С

   помощью колокольчика или другого музыкального        инструмента логопед издает звуки с разных сторон от ребенка, а тот должен определить направление звука      / справа, сзади, сверху и т.д. /

-   Запоминание и воспроизведение ряда слов.

Количество слов на начальных этапах работы составляет от 3 до 5, в дальнейшем количество слов может быть увеличено до 10. Слова могут быть связаны между собой определенным смыслом / вода, лодка, парус /, либо быть абсолютно не связаны друг с другом.

-   Заучивание наизусть потешек, загадок, стихов.    

   Данный материал может быть использован для развития кратковременной и долговременной памяти.

    Развитие слухового внимания и слуховой памяти позволяет добиваться наиболее эффективных и ускоренных результатов развития фонематического восприятия. Это очень важно, т.к. неумение вслушиваться в речь окружающих часто является одной из причин неправильного звукопроизношения и искажения звукослоговой структуры слова.

2. Работа над ритмом (сначала над простым, затем над сложным). Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание ладонью по столу, оттопывапис ногой, отстукивание мячом об пол с использованием музыкальных инструментов: барабана, бубна, металлофона.

Виды работ:

1) сравнение ритмов: / //, //.....// /;

2)узнавание ритмов и соотнесение их с определенным ритмическим рисунком;

3)  воспроизведение определенного ритма по образцу логопеда, по заданному ритмическому рисунку;

4) задания с использованием ударения для выделения части ритмического рисунка:

5)  произвольное воспроизведение ритма ребенком с последующей записью ритмического рисунка символами:

6) воспроизведение долгих звуков (дудка, губная гармошка — символ - ) и коротких (барабан, бубен — символ +). Ритмический рисунок может быть следующим: —+, ++- и т.д.

3.  Формирование   обшей   координации движений под ритмичную музыку: маршировка, ходьба, легкий бег1.

4.  Упражнения на развитие динамического праксиса рук: выполнение движений (левой, правой рукой, двумя руками) по образцу, по словесной инструкции, под счет: кулак - ребро, кулак-ребро-ладонь.

5.  Упражнения на развитие реципрокной координации рук: выполнение одновременных движений: кулак (левая рука) — ребро (правая рука) и т.п.

(). Упражнения на переключения (графические): . + . + , о-о-.

П.Коррекционная работа на вербальном материале

Работу по формированию фонематического восприятия рекомендуется начинать с различения на слух неречевых звуков. Далее в работу включаются все звуки речи, входящие в звуковую систему языка.

 Ниже представлены виды заданий, используемых для реализации целей данного раздела:

  • Выделение звука из ряда звуков; на фоне слова.
  • Повторение  слогов с оппозиционными звуками / па-ба, та-да, ка-га и т.д. /.
  • Дифференциация оппозиционных звуков по представлению / ребенку предлагается показать картинку, на которой изображены предметы на слова – квазиомонимы /
  • Слухо-произносительная дифференциация слов – квазиомонимов / ребенку предлагается повторить за логопедом пары слов /.

 Фонематический и слоговой анализ слов:

Помимо работы над фонематическим восприятием рекомендуется использовать задания по развитию фонематического анализа и синтеза:

Определение места звука в слове.

Определение количества звуков в слове.

Определение последовательности звуков в слове.

 Составление слова из отдельных звуков, слогов.

1)  игра «Телеграф»: «передать» слово, отстучав его ритмическую структуру (количество слогов);

2)  игры на деление слов на слоги: ударим, мячом об пол столько раз, сколько слогов в слове, удары сопровождаются четким произнесением слогов;

3) деление слов на слоги, произнесение слогов с одновременным выполнением действия (нанизывание колец на стержни), сравнить слова: где колец больше, то слово длиннее;

4)  ребенок записывает  цифру, обозначая

 количество слогов в слове (слова диктует логопед);

5) разбор слова с количественным и качественным анализом его звукослогового состава;

6) разбор слова по схеме: сколько слогов, какой первый, последний, какой слог стоит перед слогом, после слога, между слогами;

7) «разрезные картинки»: разрезать картинки па столько равных частей, сколько слогов и слове, подписать, назвать каждый слог;

5)  «рассели животных по домам»: одноэтажный   - кот, двухэтажный — лиса (каждый  слог   записать  на  отдельный  «этаж» дома);

9)  игра с мячом: дети передают друг другу мяч и одновременно называют слог какого-то слова;

10)  объяснить значение слова пароход: из каких двух слов оно образовано:

11)  исправить ошибку в словах: моталок, моколо    .

а) слова написаны неправильно;

6)  слова произносятся логопедом неправильно.  Если трудно, то в помощь дается предметная картинка:

12)  назвать лишнее слово: мартышка, бегемот, .жираф, крокодил;

13)  что изменилось в слове: лис-лиса-лисица;

14)   ребенку предлагается ряд картинок (слов)- из них выбрать самое длинное слово, самое короткое, назвать одинаковые по количеству слогов слова;

15)  логопед показывает картинки, а дети должны   показать   цифру,   обозначающую ударный слог в этих словах:

16)  анализ слов: изменилось ли количество слогов в слове с появлением новой буквы (звука): низ -- вниз, шил — сшил;

17)  чтение слов, лишенных смысла, отхлопывание ритмической структуры слова (например, аоракадаора);

18)  какие слова рифмуются, а какие — нет? Анализ количества слогов в них (рак — бак, зайка — зазнайка);

19)   найти слово,  которое по слоговой структуре не похоже на остальные: рак -бак — так   - банан;

20)  найти одинаковые 3 буквы в словах:

парик, пир, парикмахер, парикмахерская, пароход. Объединить слова в 2 группы по смыслу. Найти самое длинное слово, самое короткое. Объяснить значения слов.

 Фонематический и слоговой синтез  слов:

1)дополнить данный слог одинаковым слогом ША: на..., ка...',

2) ребусы: коф-, лас-, кос-.

3) из кубиков «построить» слово, соединив их стрелками:

4) из двух слов образовать одно: лед, колоть (ледокол);

5) логопед произносит слово, медленно по слогам: со...6a..кaa а ребенок угадывает все слово;

6) «разрезные картинка»: ребенку дается задание сложить картинку, которая разреза-на на столько частей, сколько слогов в слове. Ребенку объясняется, что если сложить картинку неправильно, то слоги поменяются местами и слово потеряет смысл;

7) образовать слово по аналогии (упражнение на словообразование): дом-домик, кот-... (какой слог появляется во всех словах?);

8) дополнить слово подходящим слогом: землями,., смороди..;

9) дописывание названий к картинкам: маши... куби.;

10)  выбрать слоги из таблицы и составить слова: Маша. лапа. ура. уши, рама, наши

ма

У

ра л а

па

ши

ша

па

II) из карточек, на которых написаны слоги, составить слова, лишенные смысла, прочитать их.

  При отработке слов различной слоговой структуры надо учитывать следующее:

а) структура слова расширяется за счет конструкций, уже имеющихся в речи ребенка:

б) формирование слоговой структуры слов ведется на основе определенных схем слов. которые закрепляются как изолированно, так и в составе фразы;

в) в наиболее тяжёлых случаях работу следует начинать с вызывания или закрепления имеющихся слов-звукоподражаний Особое внимание следует уделять повторению звукоподражаний, что создает определенные возможности для усвоения слогового ряда (например, ав-ав-ав);

г) переход к двусложным словам осуществляется с помощью уже усвоенных простых слоговых конструкций. Детям предлагаются двусложные слова типа: СГ+СГ с одинаковыми повторяющимися слогами (мама, баба).

Порядок отработки слов с различными. типами слоговой структуры, цель которой в уточнении контура слова, предложен  Е.С. Большаковой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция нарушений слоговой структуры слова (для детей 6-ти лет)

Упражнения для коррекции нарушений слоговой структуры слова (для детей 6-ти лет)....

Профилактика и коррекция нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с учетом ФГОС ДО.

Ведущая форма работы с детьми дошкольного возраста является игра. Предлагаю вашему вниманию серии игр «Бесполезное – полезно» и «Весёлая затея». Я уверенна, что забавные игры понравятся педагогам, род...

Коррекция нарушений слоговой структуры слова (для детей 6-ти лет)

Коррекция слоговой структуры слова - одна из приоритетных задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими нарушения речи. Искажения слогового состава слова признаны ведущими и стойкими проявлени...

Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия по коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей подготовительной группы. Тема: «Путешествие в Слоголандию».

Тема: «Путешествие в Слоголандию».Дата проведения занятия: 28.02.2018 год.Группа детей по структуре речевого нарушения: ОНР 3 уровня (2 год обучения).Оборудование: - для детей: стулья, сто...

Индивидуальный план самообразования учителя-логопеда по теме «Коррекция нарушения слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста»

Тема самообразования: «Коррекция нарушения слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста».Время работы над темой: сентябрь 2017 – май 2018 года.Цель: разработать сис...

Коррекция нарушений слоговой структуры слов (для детей 5-6 лет)

Коррекция слоговой структуры слова - одна из приоритетных задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими нарушения речи.Искажения слогового состава слова признаны ведущими и стойкими проявления...

Планирование работы по коррекции нарушений слоговой структуры слов у детей с общим недоразвитием речи

Причины нарушений слоговой структуры слова.Анализ литературы по этому вопросу свидетельствует о том, что существует зависимость овладения слоговой структурой слова от состояния фонематического восприя...