Формирование лексикона у дошкольников
презентация к уроку по логопедии ( группа) на тему

Рогозина Наталья Владимировна

В презентации показаны особенности лексикона у дошкольников с ОНР, источники пополнения, направления логопедического воздействия,перечень игр на его развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon puti_formirovaniya_leksikona_u_doshkolnikov_s_onr.zip694.65 КБ

Подписи к слайдам:

Игры, задания
на
развитие атрибутивного словаря

1. «Назови лишнее слово»
(Захарова А.В.).
2.
Отгадывание по картинкам загадок-описаний
(Захарова А.В
.).

3.
Отгадывание названий предмета по описанию его дифференциальных признаков.
(Захарова А.В.).


4.
Уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного (Захарова А.В.).
Ответы на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?».
5.
Добавить слово в предложение, отвечающее на вопросы «Какой?», «Какое?», «Какое?», «Какие?».








В современной науке под
л
ексиконом

понимается лексический компонент речевой организации человека, функциональная динамическая система, самоорганизующаяся вследствие постоянного взаимодействия процессов переработки, упорядочивания речевого опыта и его продуктов. (
Залевская
А.А.)




В традиционном понимании лексикон рассматривается, как словарь личности ребенка в количественном и качественном аспектах.


«Состав начального детского лексикона неоднороден, но уникален для данного ребенка».
(М.Б. Елисеева).










Игры, задания на обогащение словаря синонимов

1.
Игра
«Придумай предложение»
(
Краузе
Е.Н.)
2.
Игра
«Как сказать?»
(
Коноваленко
В.В.,
Коноваленко
С.В.).
3.
Игра
«Конкурс слов- сравнений»
(
Коноваленко
В.В.,
Коноваленко
С.В.).


4.
Игра
«Подбери слово»
(
Коноваленко
В.В.,
Коноваленко
С.В.).

5. Игра
«Солнышко»
(
Краузе
Е.Н
.).

Игры и задания на развитие словаря обобщающих слов


1.
Задания на классификацию предметов по картинкам (
Новоторцева
Н.В.).
2. Задание на выделение из серии слов только названий домашних животных, транспорта. (
Коноваленко
В.В.,
Коноваленко
С.В.).

3
. Игра «Назови
лишнее слово»
(
Коноваленко
В.В.,
Коноваленко
С.В.).

4. Игра «Назови одним словом»
(
Коноваленко
В.В.,
Коноваленко
С.В.).

5. Задание – объяснение «Что общего?» у предметов.
(
Коноваленко
В.В.,
Коноваленко
С.В.).



Пути ф
ормирования
лексикона у дошкольников с ОНР

Рогозина Наталья Владимировна
Направления логопедического воздействия

1 направление. Обогащение словаря синонимов.
2 направление. Развитие атрибутивного словаря.
3 направление. Развитие номинативного словаря.
4 направление. Обогащение словаря антонимов.
5 направление. Развитие предикативного словаря.
6 направление. Развитие словаря обобщающих слов.


Этапы направлений

1. Обогащение пассивного словаря.
2. Активизация и закрепление лексикона.

Игры и задания на развитие предикативного словаря.


1.
Лото
«Кто быстрее принесет картинку»
(Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В.).
2.
Игра
«Найди приятеля»
(Седых Н.А.).
3.
Игра
«Кто как кричит?»
(
Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В
.).
4.
Игра
«Кто как передвигается?»
(Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В.).

5.
Игра с мячом
«Скажи наоборот»
(Седых Н.А.)



Ист
очники
пополнения лексикона
дошкольника



1. Окружающая действительность, отраженная в речи взрослых: игрушки, предметы домашнего обихода, привычные действия.

2. Реальность, отраженная в книгах, мультфильмах, аудио-видео-ресурсах, в устных текстах стихов,
потешек
, ритуальных игр.
(М.Б. Елисеева).

Игры и задания на обогащение словаря антонимов
1.
Задание выбрать из трех слов два «слова-неприятеля».
2.
Игра
«Закончи предложение»
(
Краузе
Е.Н.).
3.
Игра
«Сравни!»
(
Краузе
Е.Н.).

4.
Игра с мячом «Скажи наоборот»
(
Коноваленко
В.В.,
Коноваленко
С.В.).

5.
Задание придумать «слова-неприятели» к словам имен существительных, прилагательных, глаголов (
Коноваленко

В.В.,
Коноваленко
С.В.).

Особенности лексикона у дошкольников с
ОНР

- Ограниченность
словарного запаса
;

-
Расхождение между объемом пассивного и активного словаря;
-
Несформированность
семантических полей, трудности актуализации слов, неточность их употребления;

- Различные вербальные парафазии.



Игры и задания на развитие номинативного словаря.

1.
Проговаривание наименований предмета
(Ушакова О.С.)
2.
Создание ситуации поиска ребенком исчезнувшего предмета (Захарова А.В.).
3.
Игра
«Кто так делает?».
4.
Игра
«Чудесный мешочек».
5.
Задание
«Разложи картинки по сходству»
(Ушакова О.С.).
6.
Игра
«Пара к паре»
(подобрать слова по аналогии на основе различных признаков) (
Коноваленко
В.В.,
Коноваленко
С.В.).

7.
Задание на дополнение смыслового ряда
(
Коноваленко
В.В.,
Коноваленко
С.В.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Обогащение содержания работы по формированию ЭМП у дошкольников с ОНР лексиконом в рамках тематического планирования".

Теоретическая значимость опытаДанный опыт представляет собой систему работы по формированию ЭМП у детей с ОНР.Практическая значимость опыта.          Преимущест...

"Содержание методики по формированию лексикона речи у дошкольников"

Проблема формирования лексической стороны речи у детей занимает важнейшее место в современной логопедической науке, а вопрос о состоянии лексикона при различных речевых нарушениях и о методике его раз...

РПМО. Педагогическая мастерская: «Формирование экологической грамотности дошкольников» Тема: «Формирование экологической грамотности дошкольников посредством кейс-технологии»

Цель: создание условий для распространения педагогического опыта по использованию кейс-технологии для развития экологической грамотности детей дошкольного возраста.Задачи:1. Познакомить участнико...