"Содержание методики по формированию лексикона речи у дошкольников"
статья по логопедии

Мужиляк Дарина Юрьевна

Проблема формирования лексической стороны речи у детей занимает важнейшее место в современной логопедической науке, а вопрос о состоянии лексикона при различных речевых нарушениях и о методике его развития является одним из актуальных вопросов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodiki_po_formirovaniyu_leksikona_rechi_u_doshkolnikov.docx25.93 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание методики по формированию лексикона речи у дошкольников

При составлении программы работы по формированию лексикона речи у дошкольников, учитывались возраст детей (4-5 лет), последовательность предлагаемого лексического материала, общие этапы работы с детьми, а также были подобраны игры и упражнения, предложенные такими авторами, как: С.А. Безрукова, Л.Н. Бондаренко, В.К. Воробьева, В.А. Гончарова, Н.П. Деревянко, Е.А. Лапп, Л.Н. Ефименкова, Н.Г. Жемайтите, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Л.В. Забродина, В.В. Коноваленко, Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, Т.А. Матросова, Е.Е. Балашова, Г.А. Портнягина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Л.Б. Халилова, С.Н. Шаховская.

Намечая пути коррекции нарушений лексикона, были выделены следующие направления работы:

1. Расширение объема словаря.

2. Развитие структуры значения слова.

3. Формирование семантических полей и лексической системности, расширение связей между словами в лексиконе.

Выделение этих направлений способствует осознанию языковых процессов. Однако, их разграничение является условным, так как в процессе работы по формированию лексикона указанные направления тесно взаимосвязаны.

Этапы и задачи работы по формированию лексикона у дошкольников 4-5 лет:

I этап. Расширение объема словаря, уточнение значения слова.        

1. Расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формирование представлений о предмете.

2. Уточнение значений слов.

3. Формирование познавательной деятельности (мышления, представлений, памяти, внимания и др.).

II этап. Развитие структуры значения слова.

1. Формирование денотативного аспекта значения слов (развитие умения выделять конкретные признаки предмета).

2. Формирование понятийного компонента лексического значения слова:

– развитие понимания и активизация слов обобщающего значения;

– развитие понимания родовидовых отношений между словами;

– развитие умения выделять существенные признаки предмета;

– развитие умения объяснять значение слова.

3. Формирование контекстуального аспекта значения слова.

4. Развитие слухового внимания, вербальной памяти, ассоциативной памяти, логического мышления, общей и мелкой моторики

III этап. Формирование семантических полей и лексической системности, расширение связей между словами в лексиконе.

1. Формирование семантических полей.

2. Закрепление родовидовых отношений между словами.

3. Расширение словаря синонимов.

4. Расширение словаря антонимов.

5. Расширение связей между словами на различном лексическом материале.

Методы и приемы, использованные на разных этапах работы в процессе:

I этап. Расширение объема словаря, уточнение значения слова.

1 направление:

расширение словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формирование представлений о предмете.        Демонстрация предметов (изображений предметов) с одновременным их называнием. Дети исследуют предмет, рассматривают его детали, знакомятся с качествами. Обращать внимание ребят на существенные признаки с помощью вопросов: «Какого цвета, какой формы, какой величины, какой на ощупь?» и т.п.

Для расширения объема словаря существительных:

– Неожиданное появление живого существа или предмета. Дети отвечают на вопросы: «Кто это? Что это?». Используется «сюрпризный момент»

– Неожиданное исчезновение живого существа или предмета. Дети отвечают на вопросы: «Кто исчез? Что исчезло?»

– Создание ситуации поиска учеником исчезнувшего предмета. Дети ищут предметы в кабинете по подсказке: «Холодно, холоднее, теплее, еще теплее, горячо». Поиски исчезнувшего предмета помогают лучше запомнить новое слово.

Для расширения объема словаря глаголов и формирования представлений о предмете:

– Демонстрация действий с предметом с их называнием. Затем ребенок совершает действие с предметом и называет эти действия.

Для расширения объема словаря прилагательных и формирования представлений о предмете:

– Обследование педагогом предмета с называнием его качеств. Дети рассматривают предмет и указывают на его признаки.

– Рассматривание предмета, его изображения и ответы на вопросы об основных признаках этого предмета. Дети рассматривают предмет и отвечают на вопросы «Какого цвета, какой формы, какой величины, какой на ощупь?»

– Обследование предмета дошкольником по словесной инструкции педагога.

– Вычленение качеств предмета в сопоставлении с противоположным (например: какой на ощупь помидор (гладкий), какой на ощупь картофель (шершавый, шероховатый); яблоко сладкое – лимон кислый).

Для расширения объема словаря наименованиями частей, деталей предметов, частей тела животных, формирования представлений о функциях частей предметов и развития логического мышления:

– Рассматривание предметов (их изображений) с отсутствующими частями. Нужно обращать внимание детей на отсутствующую деталь предмета, просить правильно её назвать, а также поразмышлять о последствиях такого явления.

– Раскрашивание контурных изображений предметов, называние предметов, их частей, признаков цвета. Детям предлагается раскрасить контурные изображения предметов, выбрав цвета самостоятельно или по инструкциям (например, кабину грузовика раскрась синим цветом, кузов – зеленым, колеса - коричневым, руль – черным, форы – желтым»). Затем дошкольники, отвечая на вопросы (какого цвета…?), называют цвета и части предметов.

– Дорисовывание недостающих частей предметов, их называние. Педагог задает ученикам вопрос об отсутствующей детали предмета и просит дорисовать её «Чего не хватает? Дорисуй».

Для расширения объема словаря наименованиями материалов, из которых изготовлен предмет:

– Рассматривание предмета, изготовленного из иного материала. С помощью вопросов внимание детей привлекается к материалу, из которого изготовлен предмет. В ходе беседы помогаем дошкольникам осознать зависимость функциональной пригодности предмета от материала, из которого он изготовлен.

2 направление коррекционной работы – уточнение значений слов.

Для уточнения значения слов, обозначающие сходные предметы, используются игры: «Собираемся в путешествие», «Сходства и отличия», «Похожее» и т.п.

– Детям предлагается рассмотреть изображения двух предметов, признаков или действий (снег – метель, ночь – вечер, черный – тёмный, светит – горит, пьет – лакает, бежит – ползет…).

– Требуется показать картинку, соответствующую произнесенному слову, объяснить разницу значений сходных предметов, признаков, действий. Например, педагог называет слова «Пушистый и шерстяной. Эти слова обозначают одно и тоже? (Нет).

Для уточнения представлений о признаках предметов используются такие игры: «Кто больше?», «Что бывает?», «Пантомима», «Бывает – не бывает», «Посылка» и т.п.

– Назвать признаки предмета в ответ на названное слово.

– Назвать слово в ответ на названный признак предмета: «Что бывает красным (круглым, высоким, сладким…)?», дошкольники поочередно предлагали по одному варианту ответа.

– Изобразить жестами, мимикой какой-либо предмет, и отгадать его.

– В ответе на заданное предложение, содержащее верное или ошибочное суждение, исправить ошибки в случае необходимости (яблоко соленое, морковь круглая, еж пушистый, заяц смелый…).

– Называть «лишнее» слово и объяснить свой выбор из заданных слов, три из которых обозначали признак предмета (цвета, размера, качества поверхности…), а четвертое слово – иной признак (Красный, зеленый и синий – это цвета, а круглый – это форма предмета).

– Угадать предмет путем исключения названных логопедом признаков («Мне нужна чашка не в красный горошек, не большая и не пластмассовая…»)

В играх использовались предметные и сюжетные картинки, тематическое лото, «почтовый ящик», сходные предметы, мяч.

II этап. Развитие структуры значения слова.

1 направление - формирование денотативного аспекта значения слова (развитие умения выделять конкретные признаки предмета).

Уточнение признаков конкретного предмета (например: стол, находящийся перед глазами ребенка), развитие операции обобщения на основе главных признаков (например: стол и стул, другие предметы мебели имеют общий функциональный признак, служат человеку для того, чтобы лежать, сидеть и класть вещи).

Уточнение представлений о цвете и его оттенках осуществлялось на материале объектов (предметов), для которых цвет – значимый существенный признак («Растения», «Животные»…). Для этой цели может использоваться игра «Цветовое лото»: четыре большие карты, разделенные на четыре части, которые имеют свой цвет. Детям предлагается:

– Соотнести цвет предмета с цветом фона и назвать его («Что это? Какой предмет по цвету?»…).

– Проводить соревнования: кто больше вспомнит предметов такого цвета, как на карте и т.п.

Для уточнения представлений о форме предметов, например, используется игра «Геометрическое лото»: пять больших карт, в центре каждой из которых – геометрическая фигура (квадрат, круг, прямоугольник, овал, треугольник). К каждой большой карте подбираются комплекты картинок по лексическим темам («Растения», «Мебель»…). Детям предлагается:

– Различить формы предметов внутри одной тематической группы («Что это? Какой предмет по форме?...)

– Проводить соревнования: кто больше вспомнит предметов такой же формы, как на карте.

Для уточнения представлений о величине предметов может использоваться игра «Разложи по величине»: большие карты, разделенные на четыре сектора. В каждом секторе расположена геометрическая фигура в порядке увеличения слева направо. К каждой карте предлагалось 4 картинки с изображениями предметов различного размера («Растения», «Животные»…).

В игре у детей развивается ассоциативная память и закрепляются представления о признаках предметов, пассивно усваиваются наименования этих признаков.

Игра «Слово напомнит картинку»: педагог показывает несколько картинок, которые дошкольники должны запомнить и называть их словом, обозначающим признак изображенного предмета (показывали помидор, называли круглый, огурец – пупырчатый, картофель – шершавый…), затем называется признак предмета, и дети вспоминают сам предмет.

Для уточнения представлений об особенностях внешнего вида, строении предметов, о действиях предметов и живых существ, о местоположении предметов используют такую игру как «Лексическое лото», которое применялось в играх «Что без чего?», «Придумай загадку», «Нелепицы» и т.п. Применяют следующие приемы:

– Собрать недостающие части предмета и назвать их;

– Найти картинку по описанию частей предметов (обувают на ноги в холодное время года (ботинки); растет на улице, украшает дом в Новый год (ель); белая, круглая, искристая (снежинка); прыгает, рычит, нападает (лев), лакает, мяукает, умывается (кошка)…);

– Загадать и отгадать загадки;

– Придумать предметы, которые могут находиться в определённом месте («Что может находиться на кухне?» - «Кастрюля, чайник, миска, ковш…»)

2 направление - формирование понятийного компонента значения слова.

Расширение словаря за счет формирования представления о конкретных признаках предметов (то есть денотативного аспекта), за счет формирования представлений о существенных признаках предмета (то есть понятийного аспекта). Употребление слова в различных контекстах (контекстуального аспекта), формируя понимание зависимости значения слова от речевой ситуации. Различение и обобщение предметов по смыслоразличительным признакам (например: овощи – это растения (а также их плоды), выращиваемые на грядках в огороде, а фрукты – на дереве в саду. Смыслоразличительным признаком является местоположение предмета (на грядках, в саду.

На основе выделения главных (существенных) признаков предметов, их обобщение происходит формирование понятийного компонента значения слова.

Для развития понимания и активизации слов обобщающего значения применяют такие игры:

– Из предъявленных картинок найти и отложить картинки одной лексической категории (например. «Диких животных»…).

– Найти и закрыть кружочками картинки одной лексической категории.

– Подобрать обобщающее слово для группы предметов, или действий (наливать, накладывать, есть, откусывать, жевать, пить, благодарить – обедать…) и т.п.

Для развития понимания родовидовых отношений между словами практикуют такие игры, как: «Аналогии», «Что общего», «Тематическое домино», «Найди похожую картинку». Детям предлагалось:

– дополнить слово по образцу (лиса – зверь..), затем, наоборот, к слову обобщающего значения придумать слово конкретного значения (одежда – рубашка, овощ – огурец…);

– найти подходящую по смыслу картинку к заданной;

– выбрать из четырех картинок «лишнюю» и объяснить почему («Мяч – лишний, потому что это – игрушка, а чашка, ложка и тарелка – это посуда»);

– заменить обобщающее слово словом конкретного значения в предложении, в котором родовые слова использованы неверно (Овощи вкуснее помидоров – огурцы вкуснее помидоров),

– отгадывание загадок, составленных из обобщающего слова и нескольких слов, характеризующих признаки, местонахождение или предназначение предметов (Это сладкий, желтый, продолговатый фрукт; назови одним словом, что растет на грядках в огороде…) и т.п.

Для развития умения выделять существенные признаки предмета рекомендуются такие игры, как: «Съедобное – несъедобное», «Превращения», «Что к чему», «Что из чего», «Бывает – не бывает». Использовались такие приемы:

– Найти нужную картинку к соответствующему изображению, предъявленному педагогом («Это что? К какой картинке подходит? Почему?).

– Проводить соревнования: кто больше придумает, например, деревянных и шерстяных предметов, мучных и молочных продуктов.

– Из перечисленного ряда слов отобрать одно, обозначающее существенный признак предмета, без которого предмет не может существовать (сад – забор, фруктовые деревья, собака, скамейка; огород – чучело, ведро, земля, трава…).

Для развития умения объяснять значение слова можно можно воспользоваться такими играми, как: «Объясни Незнайке». Дети объясняют значение слова с помощью называния обобщающего понятия и существенных признаков предмета, отличающих его от других предметов данной группы («Кастрюля – это металлическая посуда, в которой варят пищу…).

III этап. Формирование семантических полей, лексической системности и расширение связей между словами в лексиконе.

1 направление – формирование семантических полей и лексической системности.

Достижение распределения лексики ребенка на смысловые группы и наличие крепких связей между выражающими родовидовые отношения словами.        

1) закрепление родовидовых отношений между словами

Для закрепления родовидовых отношений между словами рекомендуются такие игры, как: «Классификация», «Группировка слов». Детям предлагалось:

– Рассмотреть, назвать предметы и разложить на группы,

– Выбрать «лишнее» слово в ряду предъявленных. Рассматриваются слова разных частей речи (семантически далекие: кружка, шапка, стакан, семантически близкие: тонкий, маленький, толстый).

2) расширение словаря синонимов

Для расширения словаря синонимов используются такие игры, как: «Назови другим словом», «Два из трёх», «Придумай предложение». Детям предлагается:

– Подбирать синонимы к словосочетаниям (малое дитя – ребенок, бросить мяч – кинуть), к отдельным словам разных частей речи (актер – артист, боец – воин…),

– Из трех слов выбрать два слова «приятеля» (судно – волна – корабль),

– Составить предложения с каждым из трёх названных слов – синонимов (событие – происшествие – случай).

3) расширение словаря антонимов

Для расширения словаря антонимов пользуются играми,например: «Придумай предложение», «Закончи предложение», «Скажи наоборот», «Сделай наоборот», «Пантомима», «Бывает – не бывает», «Пара к паре», «Два из трех», «Сравнение», «Исправь ошибку», «Подбери пару». Детям предлагается:

– Подобрать слово - «неприятель» и составить с ним предложение (встречаю: я провожаю друга домой),

– Подобрать нужное слово к незаконченному предложению (лимон посыпали сахаром, чтобы он стал (горьким, кислым, сладким)),

– Изобразить противоположные действия к заданным словосочетаниям (злой волк – добрый медведь),

– Определить, какое слово в предложении используется неверно, и заменить его словом с противоположным значением (мы замерзли у костра),

– Выбрать из трёх слов два слова «неприятеля» (взлет, падение, высота),

– Сравнить предметы по высоте, по вкусу, по ширине, по толщине, по возрасту, по весу, по цвету, по скорости передвижения, по глубине, по мягкости, по красоте и назвать пару слов – «неприятелей» (кресло и диван по ширине, Золушку и Бабу Ягу по красоте и т.п.).

2 направление – формирование устойчивых связей слов

С целью развития синтагматических и парадигматических связей задействовали задания:

– Подобрать названия действий к названию предмета (объекта)

– Кто как передвигается: конь скачет, гусеница ползает…

– Кто как голос подает: ворона каркает, кукушка кукует, соловей поет, утка крякает, курица квохчет, …

– Кто как ест: кошка лакает, собака грызет, корова жует, курица клюет.

– Подобрать максимальное количество слов к названию действия: Согревает (кто? что?) - собака (щенков), шуба, носки, солнце, огонь. Согревает (как?) - мягко, нежно, любовно, хорошо, слабо. Лежит (кто? что?) - человек, пес, пальто, снег. Лежит (как?) - комом, расслабленно, грациозно, неуклю¬же, ровно, красиво, прямо, неаккуратно, небрежно, давно, долго, слева, справа. Стирают (что?) - рубашку, платье и т. д. Отбеливают (что?) - блузку, белье и т. д. Вяжут (что?) - кофту, варежки и т. д. Шьют (что?) - пальто, шорты и т. д. Добавить одно общее слово к двум словам Огурец, сосна (что делают?); ветка, трава (что делают?).

– Добавить слово, обозначающее признак предмета: На лыжную прогулку обуем (какие?) ботинки. В сильный мороз (какие?) валенки не дадут ножкам замерзнуть. Паша почистил (какие?) туфли. Весной обувают (какие?) сапоги.

– Дополнить предложения словами: На огороде выросли... Во дворе растут... В корзине лежали... Мама пожарила...

– Составить предложения с парой слов: Шарф – магазин, морозы – шуба, варежки – руки, перчатки – пальчики, спицы – кофта.

– Исправить ошибочные суждения: Огурец тонкий, а кабачок тяжелый. Лимон кислый, а яблоко круглое.

– Объяснить последствия жизненного явления (например, зима) по образцу: «Зимой заяц меняет цвет шубки на красивый белый цвет. Это хорошо. Зимой у него меньше пищи. Это плохо».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Безрукова С.А. К вопросу о формировании лексико-грамматических средств языка у дошкольников с ОНР // Логопед в детском саду. - 2007. - № 6. - С.40-52.
  2. Бондаренко Л.Н. Применение игровой обучающей ситуации при формировании словаря у детей 5-6 лет с ОНР // Логопед. - 2008. - № 1. - С. 33-40.
  3. Воробьева В.К. Ошибки в использовании глаголов детьми с общим недоразвитием речи // Пятая научная сессия по дефектологии. - М.: Просвещение, 1967. - С. 219-220.
  4. Гончарова В.А. Логопедическая работа по коррекции нарушений лексикона у детей с общим недоразвитием речи // Логопед в детском саду. - 2008. - № 2. - С. 19-38.
  5. Деревянко Н.П., Лапп Е.А. Формирование словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи // Практическая психология и логопедия. - № 4. - 2006. - С. 22-25.
  6. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М.: Национальный книжный центр, 2015. - 176 с.
  7. Жемайтите Н.Г. Формирование лексико-грамматических средств языка у дошкольников с общим недоразвитием речи // Логопед в детском саду. - 2007. - № 5. - С. 49-61.
  8. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - М.: КнигоМир, 2011. - 320 с.
  9. Забродина Л.В. Тексты и упражнения для коррекции лексико-грамматических нарушений речи у детей. - М.: АСТ, 2005. - 159 с.
  10. Коноваленко В.В. Родственные слова. Лексико-грамматические упражнения и словарь для детей 6-8 лет. - М.: Гном, 2011. - 24 с.
  11. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. - СПб.: Союз, 2001. - 222с.
  12. Матросова Т.А., Балашова Е.Е. Нарушения лексического строя речи и пути их коррекции у дошкольников пяти-шести лет с общим недоразвитием речи // Школьный логопед. - 2011. - № 3. - С. 3-13.
  13. Портнягина Г.А. О развитии лексикона детей дошкольного возраста // Логопед в детском саду. - 2008. - № 3. - С. 26-32.
  14. Филичева Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольника. - Екатеринбург: АРД ЛТД, 1997. - 78 с.
  15. Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. Практическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2008. - 224 с.
  16. Чиркина Г.В. Основы логопедической работы с детьми: Учеб. пособие для логопедов, воспитателей дет. садов, учителей нач. кл., студентов пед. училищ. 2-е изд., испр. - М.: АРКТИ, 2003. - 240с.
  17. Халилова Л.Б. Семантические нарушения и пути их преодоления у детей с расстройствами речи // Психолингвистика и современная логопедия. / Под ред. Л.Б. Халиловой. - М.: Экономика, 1997. - С.227-239.
  18. Шаховская С.Н. Развитие словаря в системе работы при общем недоразвитии речи // Психолингвистика и современная логопедия. / Под ред. Л.Б. Халиловой. - М.: Экономика, 1997. - С.240-250.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол для воспитателей «Формирование правильной речи у дошкольников» (методика проведения игр и упражнений)

Успех формирования правильной речи у дошкольников с нарушением речи во многом зависит от того, насколько продуктивно осуществляется процесс закрепления речевых навыков и умений, приобретаемых детьми п...

Развивающие игры математического содержания как средство формирования умственных способностей младших дошкольников

Развивающие игры математического содержания как средство формирования умственных способностей младших дошкольников с перспективным планом работы на год....

Методика коррекционной работы по формированию связной речи старших дошкольников с ОНР в процессе обучения пересказу

В коррекционной логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи формирование связной речи приобретает особое значение, становится главной конечной целью всего коррекционного процесса....

Организация, содержание работы по формированию временных представлений у дошкольников с ЗПР в условиях детского сада

Трудно переоценить значение развитого пространственного восприятия, умения ориентироваться в пространстве, сформированности пространственных, пространственно-временных и предложно-падежных конструкций...

Консультация для воспитателей ДОУ « Методика формирования связной речи у дошкольников».

Детский сад развивает все детские способности и наклонности, в том числе и способность,владеть речью....

Развивающие игры математического содержания как средство формирования умственных способностей младших дошкольников

Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателей и родителей — помочь ему сохранить и...

Семинар-практикум для педагогов «Развивающие игры математического содержания как средство формирования умственных способностей младших дошкольников»

Семинар-практикум для педагогов «Развивающие игры математического содержания как средство формирования умственных способностей младших дошкольников»    ...