Формирование правильного звукопроизношения
учебно-методический материал по логопедии ( группа) на тему

Комарова Светлана Сергеевна

Последовательность и этапы логопедической работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistema_formirovaniya_pravilnogo_zvukoproiznosheniya.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

        При формировании правильного звукопроизношения предлагается соблюдать ряд общих требований к последовательности этапов логопедической работы.

  1. Подготовительный этап:
  • Развитее слухового внимания и фонематического восприятия формируемого звука;
  • Формирование артикуляторных (речедвигательных) умений и навыков (артикуляционная гимнастика).
  1. Формирование  первичных произносительных умений и навыков:
  • Постановка звука;
  • Автоматизация звука;
  • Дифференциация формируемого и смешиваемого звуков.
  1. Формирование коммуникативных умений и навыков (безошибочное       употребление звуков речи во всех ситуациях общения).

Автоматизация поставленного звука  должна проводиться в строгой последовательности:

  1. автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);
  2. автоматизация звука в словах (в начале слова, в середине, в конце);
  3. автоматизация звука в предложениях;
  4. автоматизация звука в чистоговорках и стихах;
  5. автоматизация звука в коротких, а затем в длинных рассказах;
  6. автоматизация звука в разговорной речи.

В этой системе отправной точкой является слог и его место в слове. В зависимости от типа ставящегося звука в одном случае сначала берутся прямые слоги, а затем обратные (постановка звуков [Ш], [Ж], [С], [З]), а при постановке звука [P] вначале отрабатываются обратные слоги, а затем прямые.

              Например, вот как выглядит последовательность автоматизации и дифференциации свистящих звуков.

        Звуки [C],[C’] – [З], [З’]:

  1. звук [C] в прямом ударном слоге в начале слова.
  2. звук [C] в прямом ударном слоге в середине слова.
  3. звук [C] в прямом безударном слоге в начале  слова.
  4. звук [C] в прямом безударном слоге в середине слова.
  5. звук [C] в прямом  слоге при стечении согласных.
  6. звук [C] в обратном ударном слоге.
  7. звук [C] в обратном  безударном слоге.
  8. звук [C] в различных позициях.
  9. звук [C’] в ударных слогах.
  10. звук [C’] в безударных слогах.
  11. звук [C’]  при стечении согласных.
  12. Дифференциация произношения звуков [C] – [C’].
  13. Звук [З] в прямом ударном слоге.
  14. Звук [З] в прямом безударном слоге и при стечении согласных.
  15. Звук [З] в обратных слогах.
  16. Звук [З’] в различных позициях.
  17. Дифференциация произношения звуков [З] - [З’].
  18. Дифференциация  произношения звуков [C] – [C’] - [З] - [З’].

Усложнение лексического материала в рамках «изолированный звук/ текст» происходит  на каждом  коррекционном занятии. На каждом же занятии даются задания, требующие от ребенка и различных по самостоятельности (а, следовательно, и по трудности) высказываний: сопряженное, отраженное повторение, самостоятельное называние, творческий поиск ответов с грамматическим оформлением высказываний.

        Таким образом, уже на первых занятиях ребенок имеет возможность правильно проговаривать исправляемый звук в речи различной развернутости, что повышает социально – коммуникативную значимость коррекции, развивает речевые структуры, стимулирует употребление правильного звука в обиходно-бытовом общении, игровой и учебной деятельности, вселяет в ребенка уверенность в собственных возможностях, приучает выделять звук в слышимом речевом потоке.

        Основные требования:

  • Индивидуально регулировать длительность занятий;
  • Оптимально дозировать коррекционный лексический, грамматический и наглядный материал;
  • Сокращать и упрощать или, наоборот, усложнять предлагаемые задания;
  • Вводить чтение и письмо для детей, освоивших письменную речь;
  • Предлагать задания для самостоятельной отработки;
  • Варьировать произносительные задания: речевые игры за столом «Эхо», «Повторялки», «Передай дальше», «Скажи  громко» и др.;
  • Привлекать различные анализаторы: слуховой, зрительный ( работа перед зеркалом, рассматривание артикуляционных профилей, схемы, буквы, макеты слогов и слов); тактильный (ощущение вибрации голосовых связок ладонью, воздушной струи), кинетический и кинестетический (работа над звуком с закрытыми глазами, имитация артикуляционной позы и движения при помощи рук, физических упражнений и др.);
  • Использовать индивидуальные приемы создания положительной мотивации коррекции, стимуляции и поощрения.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЕ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ Ш, Ж, Ч, Щ

КАРТОТЕКА ИГР ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЕ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ Ш, Ж, Ч, Щ...

Календарный план фронтальной непосредственно образовательной деятельности по формированию правильного звукопроизношения, обучению грамоте и формированию ЛГСР в подготовительной к школе логопедической группе

Календарный план фронтальной непосредственно образовательной  деятельности  по формированию правильного звукопроизношения, обучению грамоте и формированию ЛГСР  в подготовительной к шко...

ИГРЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЕ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ Ш, Ж, Ч, Щ

ИГРЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯФОРМИРОВАНИЕ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ Ш, Ж, Ч, Щ...

Этапы логопедической работы по формированию правильного звукопроизношения. Формирование физиологического и речевого дыхания у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Развитие дыхания – один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей независимо от вида их речевого дефекта.У большинства детей с речевыми нарушениями наблюдается слабое п...

Игры для формирования правильного звукопроизношения формирование шипящих звуков

Игры для формирования правильного  звукопроизношения формирование шипящих звуков...