Волшебный сундучок из АБВГДЕЙКИ
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Тема: «Волшебный сундучок из Абвгдейки».
Цель: формирование словарного запаса и грамматического строя речи у детей.
Коррекционно-образовательные задачи: закрепить знание названий мебели, её отдельных частей и обобщающее слово «мебель»; расширить знания о назначении мебели, различных её видах; учить составлять простые распространённые предложения, образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом, образовывать множественное число существительных, согласовывать числительные от одного до пяти с существительными.
Коррекционно-развивающие задачи: Развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику детей; развивать слуховое внимание и логическое мышление, воображение, зрительное восприятие. Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать бережное отношение к мебели, бережное отношение к труду взрослых; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с мебелью, разгадывание загадок о мебели, разучивание пальчиковой гимнастики «Много мебели».
Методы:
- наглядные (картинки на проекторе с изображением мебели, предметные картинки, мнемо-таблица для пальчиковой гимнастики);
- словесные (беседа, вопросы, загадки);
- практические (артикуляционная и пальчиковая гимнастика, самомассаж).
Оборудование: мультимедийный проект, индивидуальные зеркала, сундук с ключами, карандаши.
Ход занятия:
Слайд 1.
1. Орг. момент
Л.: Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости.
Гости дорогие, важные такие,
В группе здесь у нас сидят,
Улыбкой нас встречают, Очень тёплой и простой,
Чем ответим ДОБРОТОЙ.
Л.: Давайте пожелаем нашим гостям доброго утра. Скажем все вместе «Доброе утро».
Слайд 2.
Л.: Ребята, я получила по почте сундучок и письмо: «От Клёпы и Шпильки из страны АБВГДейки»! Давайте прочитаем его.
Слайд 3.
ЛОГОПЕД ЧИТАЕТ ПИСЬМО.
«Дорогие дети группы «Теремок»!
Пишет вам Клёпа и Шпилька из страны АБВГДейки! До нас дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Мы прислали для вас подарок в сундучке. Но сундучок волшебный, с замками. К каждому замку есть свой ключ с заданием. Подобрать ключ к замку вы сможете по геометрической фигуре и цвету. Найти ключи несложно, нужно лишь угадать, где они лежат. Наши волшебные помощники спрятали ключи у вас в группе. Отгадайте наши загадки и узнаете, где искать ключи. Выполните задание, затем приложите ключи к замкам и сундучок откроется! Желаем успеха! Клёпа и Шпилька».
Л.: Вот это да! Ну, что, интересно узнать, что находится в сундучке?
Д.: Да.
Л.: Тогда нужно искать ключи. А вот в письме есть загадки. Ключ находится там, о чём идёт речь в загадке:
Слайд 4.
Есть в комнате портрет,
Во всём на вас похожий.
Засмейтесь – и в ответ
Он засмеётся тоже.
Д.: Это зеркало!
Слайд 4. На экране появляется картинка-отгадка.
Л.: Надо искать там, где зеркало!
/Дети вынимают ключ из-за зеркала./
Л.: Молодцы ребята, пройдите на свои места.
Слайд 5.
Л.: Ребята, а вот на ключе задание. Что мы каждый день делаем перед зеркалом?
Д.: Гимнастику для язычка и массаж.
Л.: Молодцы. Придвиньте зеркала, сделаем артикуляционную гимнастику и самомассаж. Справимся с этим заданием, один замок откроем! Гимнастику для язычка мы сделаем с нашим клоуном Стёпой.
Слайд 6.
Л.: Упражнение «Улыбка».
Наши губки улыбнулись,
Прямо к ушкам потянулись.
Ты попробуй «ииии» скажи
Свой заборчик покажи!
Л.: Молодцы.
Слайд 7.
Л.: Упражнение «Лопатка»
Пусть язык наш отдыхает,
Пусть немножко подремает.
Л.: Молодцы.
Слайд 8.
Л.: Упражнение «Иголочка»
Улыбаюсь: вот шутник –
Узким-узким стал язык.
Меж зубами, как сучок,
Вылез длинный язычок.
Л.: Молодцы.
Слайд 9.
Л.: Упражнение «Часики»
Тик – так, тик – так –
Ходят часики – вот так!
Влево тик,
Вправо так.
Ходят часики – вот так!
Л.: Молодцы.
Слайд 10.
Л.: Упражнение «Вкусное варенье»
Нашей Маше очень смело,
На губу варенье село,
Нужно ей язык поднять,
Чтобы капельку слизать.
Л.: Молодцы, гимнастика окончена, вытираем салфеткой ротик и делаем самомассаж.
Слайд 11.
Ручки растираем и разогреваем | Ручки трутся друг о друга. |
И лицо теплом своим мы умываем | «умывают» лицо ручками |
Грабельки сгребают все плохие мысли | Пальчиками «грабельками» проводят от середины лба к вискам |
Ушки растираем вверх и вниз мы быстро | Ушки растираем ладошками |
Их вперёд сгибаем | Ушки делаем вперёд и назад |
Тянем вниз за мочки | Тянем ушки вниз |
А потом уходим пальцами на щёчки | Пальчиками проводим от ушей к щёчкам. |
Щёчки разминаем чтобы надувались | Трём ладошками по щёчкам |
Губки разминаем, чтобы улыбались | Проводим одним пальцем обеих рук сверху и снизу губ. |
Мы теперь утятки – клювики потянем, Разомнём их мягко, не задев ногтями | Большим и указательным пальцами обеих рук прижимать губы от середины до уголков губ. |
Уголками губ мы щёчки поднимаем | Указательным пальцем поднимаем поочерёдно уголки губ вверх и вниз. |
А потом от носа вниз к губкам стекаем | Указательным пальцем обеих рук проводим от «крыльев» носа вниз к подбородку. |
Губки пожуём мы | «кусают» верхнюю и нижнюю губу. |
Шарики надуем | «шарик» надуваем |
И губами вправо – влево потанцуем | Указательные пальцы ставим сверху и снизу губы и делаем движение вправо и влево. |
Мы язык за губку заворачиваем | Язык убираем за верхнюю губу |
Кулачком по губке поколачиваем | Кулачком правой руки «бьём» по верхней губе |
За другую губу заворачиваем | Язык убираем за нижнюю губу |
И другим кулачком поколачиваем | Кулачком левой руки «бьём» по нижней губе |
Тянем подбородок и к ушам щипаем | Ручками щипаем подбородок до ушей |
А потом по шейке ручками стекаем. | Ручки гладят шейку и плечики. |
Л.: Молодцы, зеркала закрываем. Ребята, мы справились с первым заданием, вот вам ключ откройте первый замок.
Слайд 12.
Л.: Слушайте следующую подсказку, где искать ключ:
Слайд 13.
Не куст, а с листочками,
Не человек, а разговаривает,
Не рубашка, а сшита.
Д.: Книга!
Слайд 13. На экране появляется картинка – отгадка.
Л.: Ключ будем искать там, где у нас в группе книги!
/Дети находят второй ключ, выполняют второе задание./
Л.: А задание такое, Клёпа и Шпилька приготовили для вас загадки, а на экране картинки отгадки.
Слайд 14.
*****************
На четырёх ногах стою,
Ходить я вовсе не могу.
Когда устанешь ты гулять,
Ты можешь сесть и отдыхать.
Л.: Что это?
Слайд 14. (Стул)
Слайд 15.
******************
Для семьи большой и дружной,
Он на кухне самый нужный.
Он полезен нам всегда, ведь на нем стоит еда,
И тарелки, вилки, кружки –
верные его подружки.
Л.: Что это?
Слайд 15.
(Стол)
Слайд 16.
************************
Хорошо, когда он есть,
На него и лечь, и сесть...
Он для отдыха нам дан,
Мягкий плюшевый…
Л.: Что это?
Слайд 16.
(Диван)
Слайд 17.
******************
Здесь и вешалки, и полки,
Словно в доме этажи.
Брюки, кофточки, футболки –
По порядку все лежит.
Л.: Что это?
Слайд 17.
(Шкаф)
Слайд 18.
*****************
На него садятся, но не стул.
Есть подлокотники, но не диван.
Есть подушки, но не кровать.
Л.: Что это?
Слайд 18.
(Кресло)
Слайд 19.
*****************
Если ты устал играть,
На ней можно полежать,
На рассвете и закате
Сладко спится на...
Л.: Что это?
Слайд 19.
(Кровать)
Слайд 20.
Л.: Ребята, скажите, как эти предметы можно назвать одним словом.
Д.: Мебель.
Л.: Ребята давайте поговорим о мебели. Где делают мебель?
Слайд 21.
Д.: Мебель делают на мебельной фабрике.
Л.: Кто знает, из чего делают мебель?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.
Слайд 22.
Л.: Мебель - это предметы, изготовленные из дерева или пластмассы. Мебель может быть обтянута кожей, дерматином, тканью.
Л.: Где мебель продают?
Слайд 23.
Д.: Мебель продают в мебельном магазине.
Л.: В магазине продают много разной мебели. Здесь можно увидеть мебель для кухни, мебель для спальни, мебель для гостиной, мебель для прихожей, мебель для детей.
Слайд 24.
Л.: Ребята, для чего нужна мебель?
Д.: Мебель нужна для того, чтобы сидеть (лежать, кушать, читать, писать, отдыхать, работать, вешать ставить и т. д.)
- Что делают за письменным столом? (Пишут.)
- За обеденным? (Обедают.)
- Для чего нужен диван? (Чтобы сидеть, отдыхать.)
- Стул? (Чтобы сидеть.)
- Платяной шкаф? (Чтобы хранить одежду.)
- Посудный шкаф? (Чтобы хранить посуду.)
Слайд 25.
Л.: Молодцы. Ребята, мы справились со вторым заданием, вот вам ключ откройте второй замок.
Слайд 26.
Л.: Слушайте следующую подсказку, где искать ключ:
Что за чудо – кирпичи
Я в подарок получил.
Что сложу из них – сломаю,
Всё сначала начинаю.
Д.: Это кубики!
Слайд 26.
Л.: Ключ будем искать там, где у нас в группе кубики.
/Дети находят третий ключ, выполняют третье задание./
Л.: А задание такое, Клёпа и Шпилька приготовили для вас игры.
Слайд 27.
- Игра «Один — много».
- Одна полка, а много... (Полок.)
- Один диван, а много... (Диванов.)
Слайд 28.
- Один стол, а много … (Столов).
- Один шкаф, а много … (Шкафов).
Слайд 29.
- Одна кровать, а много …(Кровати).
- Один стул, а много … (Стульев).
Л.: Молодцы ребята, а теперь другая игра.
Слайд 30.
- Игра «Большой – маленький»
- Большой стол, а маленький…(столик)
- Большой стул, а маленький…(стульчик)
- Большой шкаф, а маленький…(шкафчик)
Слайд 31.
- Большой диван, а маленький…(диванчик)
- Большая кровать, а маленькая…(кроватка)
- Большая полка, а маленькая …(полочка)
Л.: Молодцы ребята, а сейчас игра.
Слайд 32.
- Игра «Весёлый счёт».
Л.: А теперь мы посчитаем нашу мебель.
- Один стул, два стула, 5 стульев.
- Один стол, 2 стола, 5 столов.
- Одна кровать, 2 кровати, 5 кроватей.
Слайд 33.
- Один диван, 2 дивана, 5 диванов.
- Одно кресло, 2 кресла, 5 кресел.
Л.: Молодцы. Ребята, мы справились с третьим заданием, вот вам ключ откройте третий замок.
Слайд 34.
Л.: Ещё нам нужно ключ найти, ну, а где его искать, постарайтесь угадать:
Слайд 35.
Бьют его, а он не плачет,
Только выше, выше скачет!
Д.: Это мяч!
Слайд 35.
Л.: Ребята, где у нас лежат мячи?
Д.: В спортивном уголке!
Л.: Ребята, давайте возьмём ключ с заданием. Ребята, а здесь задание поиграть с мячом. Подойдите ко мне, станьте в кружок. Поиграем в игру «Расскажи какой? какая?»
- Кровать из дерева – деревянная кровать.
- Стол из стекла - стеклянный стол.
- Диван из кожи - кожаный диван.
- Стул из пластмассы - пластмассовый стул.
- Мебель для кухни - кухонная мебель.
- Полка для книг - книжная полка.
Л.: Молодцы, а теперь поиграем в игру «Доскажи слово». Догадайтесь и скажите, о какой мебели говорится в стихотворении.
Если ты захочешь спать,
В спальне ждёт тебя…(кровать).
Чтобы ноги отдохнули,
Посиди-ка ты на…(стуле).
С пирогами чай попьём
За обеденным…(столом).
Как приятно нашей Тане
Поваляться на…(диване).
Свитер, кофту, тёплый шарф
Аккуратно сложим в…(шкаф).
Смастерил вчера Николка
Для своих игрушек…(полку).
Л.: Молодцы. Ребята, мы справились и с этим заданием, вот вам ключ откройте замок.
Слайд 36.
Л.: Ну, а чтобы нам найти пятый ключик, отгадаем ещё одну загадку:
Слайд 37.
Пишет он, когда диктуют,
Он и чертит, и рисует, -
А сегодня вечерком
Он раскрасит наш альбом.
Д.: Это карандаши!
Слайд 37.
Л.: Надо искать ключ там, где у нас лежат карандаши!
Л.: Молодцы, а вот и задание. Ребята Клёпа и Шпилька придумали задание дорисовать и раскрасить мебель. Пройдите на свои места. Но сначала мы разомнём наши пальчики.
Слайд 38.
Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире».
Раз, 2, 3, 4, | Хлопают в ладоши. |
Много мебели в квартире, | Сжимают и разжимают кулачки. |
В шкаф повесим мы рубашку, А в буфет поставим чашку, Чтобы ножки отдохнули, Посидим чуть-чуть на стуле, А когда мы крепко спали, На кровати мы лежали, А потом мы с котом, Посидели за столом | Загибают пальчики, начиная с большого. |
Чай с вареньем дружно пили. | Хлопают в ладоши. |
Много мебели в квартире. | Сжимают и разжимают кулачки. |
Л.: Молодцы. Приступаем к работе.
Дети соединяют по точкам части мебели.
Л.: Молодцы ребята, а раскрасим свои рисунки после сна.
Слайд 39.
Л.: Молодцы. Ребята, мы справились и с этим заданием, вот вам ключ откройте последний замок.
Слайд 40.
Л.: Ребята, мы с вами открыли все замки, давайте посмотрим что там. Ой ребята, посмотрите Клёпа и Шпилька нам прислали полезный сок и сладости.
Л.: Ребята, давайте мы с вами пошлём по почте наши рисунки с мебелью в страну АБВГДейку, которые раскрасим после сна.
Слайд 41.
Итог занятия. Ребята, вам понравилось занятие? Какие интересные задания мы сегодня выполняли от Клёпы и Шпильки?
Ответы детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкальное занятие "Волшебный сундучок"
Доминантное зантие в подготовительной группе по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах....
Конспект индивидуального занятия с детьми старшего возраста «Волшебный сундучок»
Форма и тип занятия: индивидуальное, изучение нового материала Цель: закрепить умение соотносить предметы по величине.Задачи1. Закрепить умения различать ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/20/picture-635891-1432134602.jpg)
Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/22/picture-693867-1445515226.jpg)
Районный театрализованный фестиваль ДОО «Волшебный мир сказок» Спортивная сказка «Путь к волшебному сундучку»
Районный театрализованный фестиваль ДОО «Волшебный мир сказок»Действующие лица:Музыкальный руководительСергей Иванович Мещерин Ведущие – воспитатели группыЛариса Николаевна Паскидова,Валентина Ар...
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/28/picture-1040747-1527509330.jpg)
Необычные волшебные приключения.(Волшебный сундучок.) Сценарий осеннего праздника для старшей группы
Необычные волшебные приключения (Волшебный сундучок) Сценарий осеннего праздника для детей старшей группы...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/20/picture-180870-1542738602.jpg)
31.05.2020 Конспект НОД по речевому развитию "Волшебный сундучок из страны АБВГДейка"
Конспектнепосредственно – образовательной деятельности по речевому развитиюс воспитанниками старшего дошкольного возраста"Волшебный сундучок из страны АБВГДейка"ВоспитательМБДОУ «...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/12/picture-1504309-1705088604.jpg)
Открытое занятие Волшебный сундучок по сказке В.Г. Сутеева "Яблоко" по технологии Сторисек. Загадочный сундучок по сказке "Яблоко" (по технологии Сторисек).
Загадочный сундучок по сказке "Яблоко" (по технологии Сторисек). Цель: Создавать условия для познавательного интереса к сказке через технологию "Сторисек". Образовательные задачи: -Уточнить и о...