Викторина "Животные жарких стран и Севера"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме

Вышлова Татьяна Владимировна

Активизация словаря по теме, совершенствование грамматического строя речи

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina.docx32.14 КБ

Предварительный просмотр:

Викторина «Животные жарких стран и Севера»

(подготовительная группа)

Коррекционно - образовательные цели:

Активизация и актуализация  словаря по лексической теме «Животные жарких стран и Севера»;

Совершенствование грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных, согласование существительных с числительными,  образование существительных с уменьшительными суффиксами; употребление предложно-падежных конструкций, употребление глаголов движения с приставками).

Коррекционно-развивающие цели: 

Закрепление навыка спокойной речи: умение дать четкий ответ на поставленный вопрос педагога;

Автоматизация и правильное произношение звуков;

Развитие общих речевых навыков;

Развитие речевого слуха;

Развитие мышления;

Развитие зрительного внимания и восприятия;

Формирование возможности перевоплощения с использованием мимики и пантомимики.

Воспитательные цели:

Развитие умения детей быть доброжелательными и корректными собеседниками;

Побуждение детей к более широкому и творческому использованию в играх полученных знаний об окружающей жизни;

Способствование укреплению устойчивых детских игровых объединений, установлению в игре ролевого взаимодействия.

Предварительная работа:

Посещение зоопарка, цирка. Просмотр слайдов, картинок по теме.

Чтение рассказов по теме.

 Оборудование: предметные картинки по лексической теме «Животные жарких стран и Севера», материал для составления схем предложений, картинки – баллы  (снежинки и солнышки), эмблемы команд: «Солнышко», «Снежинка»; магнитная доска

Ход занятия.

I. Организационный момент

Педагог предлагает детям соревнование на  правильное произношение слов  и предложений по теме «Животные жарких стран и Севера»

Дети делятся на две команды. Первая получает название «Мороз», вторая – «Жара». На магнитной доске выставляются эмблемы команд «Мороз» - снежинка. «Жара» - солнышко.

За правильный ответ команда «Мороз» получит снежинку, а команда «Жара» - солнышко (они крепятся на магнитной доске под эмблемой). В конце соревнования определится победитель по количеству заработанных  баллов, где один  балл – картинка.

II. Задания

  1. Отгадай загадки

Цель:  развивать произвольное внимание, словесно-логическую память, логическое мышление.

Ход игры. Педагог читает загадку, дети внимательно слушают и называют животное.

«Мороз»                                                                         «Жара»

Боится зверь ветвей моих,                                           Зверь я горбатый,

Гнезд не построит птица в них.                                  А нравлюсь ребятам.

В ветвях краса и мощь моя.                                                              (Верблюд)

Скажите быстро, кто же я?

(Олень)                                                                           Очень много силы в нем

                                                                                        Ростом он почти что с дом.

Я среди торосов                                                            У него огромный нос,

В теплой белой шкуре                                                  Будто тысячу лет рос.

Прячусь от морозов                                                                              (Слон)

И от снежной бури.

(Белый медведь)

  1. Игра «Подскажи словечко»

Цели:  развивать слуховое внимание, чувство рифмы.

Ход игры. Педагог читает стихотворение, дети внимательно слушают и договаривают последнее слово.

«Мороз»                                                                         «Жара» 

В Антарктиде среди льдин                       Раз в глубоком темном иле                      

Круглый год живет …(пингвин)                Рыбку рыбаки ловили,                                

                                                                      А к ним  в сети угодил                              

Может плавать целый день                     Злой зеленый…(крокодил)  

В ледяной воде…(тюлень)

                                                                      Панцирь крепкий, как гранит

                                                                      От врагов он защитит,                    

                                                                      И под ним, не зная страха,

                                                                      Медлительная…(черепаха).

  1. Игра «Чья, чей, чьи?»

Цель: формировать грамматический строй речи (образование притяжательных прилагательных от существительных)

Ход игры. Педагог предлагает рассмотреть картинку с изображение животных Севера и жарких стран и просит ответить на вопросы.

Например: У медведя лапы. Чьи это лапы? ( Медвежьи)        

«Мороз»                                                                         «Жара»

У медведя уши (чьи?) - …      

У тюленя голова (чья?) - …

У песца лапы (чьи?) - …

У моржа бивни (чьи?) - …

У оленя рога (чьи?) - …

У кенгуру хвост (чей?) - …

У слона хобот  (чей?) - …

У тигра лапы (чьи?) - …

У обезьяны хвост (чей?) –…

У льва грива (чья?) - …

  1. Кто лишний?

Цель: развивать логическое мышление.

Ход игры. Игра проводится с использованием картинок с изображением животных Севера и жарких стран.

«Мороз»                                                                         «Жара»

Морж, олень, сова, тюлень.                                 Зебра, носорог, крокодил, лось.

Тюлень, олень, кенгуру, песец.                            Лазать, бегать, прыгать, рисовать.

Бурый медведь, белый медведь, морж, песец.  Зебра, жираф, крокодил, обезьяна.

  1. Назови детенышей

Цель: образование новых слов

«Мороз»                                                                         «Жара»

У белого медведя –...                                          У жирафов –...

У моржа –...                                                          У черепах –...

У оленя –...                                                           У верблюдов –...

У совы –...                                                            У кенгуру –...

У тюленя  - …                                                      У львов –...

  1. Употреби словосочетание в нужной форме

Цель: формировать грамматический строй речи (употребление существительных и прилагательных  в косвенных падежах,  учить детей правильно согласовывать имена существительные с именами прилагательными)

Ход игры. Педагог задает вопрос, а ребенок отвечает, правильно употребляя словосочетание в нужном падеже.

Мороз»                                                                         «Жара»

Кто? Белый медведь.                                         Кто? Полосатая зебра

Нет кого?...                                                         Нет кого?...

Дать еду кому?...                                                Дать еду кому?...

Покормить кого? ...                                           Покормить кого?...

Он был не бурым медведем, a...                      Она была не лошадью, а …

Сочинить рассказ о ком? ...                              Сочинить рассказ о ком? ...

  1. Физкультминутка «Чудесное превращение»

Цель: формирование возможности перевоплощения с использованием мимики и пантомимики

  «Жара»

 Покажите  животных жарких стран.

Моты-моты-моты – появились бегемоты.

(Показывают, как шагают бегемоты, как широко они открывают рты.)

Афы-афы-афы – жуют листики жирафы.

(Дети тянутся вверх, изображая жирафов.)

Ны-ны-ны – водой брызгают слоны.

(Надувают щеки, как бы набирая воду, затем, брызгают.)

Яны-яны-яны – по веткам скачут обезьяны.

«Мороз»

 Покажите  животных Севера

Лени – лени -  лени -  вот плывут тюлени

Вины – вины – вины – посмотри, идут пингвины

(показывают, как шагают пингвины)

Ами – ами – ами – гордится морж  усами и клыками

(показывают усы, оскал зубов)

Жа-жа-жа,жа-жа-жа- испугались мы моржа

(показать испуг)

  1. Назови ласково

Цель: учить детей правильно образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательным значением в форме единственного числа

«Мороз»                                                                         «Жара»

Хвост –...                                                                        Хобот - …

Лапа –...                                                                          Уши - …

Шерсть –...                                                                     Шея - …

Сова –...                                                                          Бегемот - …

  1. Измени по образцу

А) Цель: учить детей правильно образовывать глаголы с приставкой пере -

Например: Зимовать – перезимовать.                                           

«Мороз»                                                                         «Жара»

Плыть –...                                                                         Прыгнуть –...

Лететь –...                                                                         Бежать –...

Б) Цель: учить детей правильно образовывать имена прилагательные от имен существительных; образование множественного числа прилагательных

Например: Лед – ледяной – ледяные.

«Мороз»                                                                         «Жара»

Север –...                                                                      Юг - …

Холод –...                                                                     Жара - …

Ночь –...                                                                       День - …

Снег –...                                                                       Вода - …

  1. Что не так?

Цели:  развивать слуховое внимание, мышление

«Мороз»                                                                         «Жара»

Упряжку впрягли в оленя.                         Белый медведь лакомится медом.

Морж живет в норе.                                  Белый медведь – это южное животное,

                                                                    а жираф — северное.

У тюленя есть рога.                                   Кенгуру и полярная сова –

                                                                    это животные Севера.

  1. Какое слово отличается от других?

Цели:  развивать фонематический слух, внимание.

«Мороз»                                                                         «Жара»

Сова, сова, трава, сова.                                     Львица, львица, тигрица, львица.

Морж, морж, корж, морж.                                    Слон, тон, слон, слон.

Тюлень, тюлень, олень, тюлень                         Хобот, хобот, хобот, робот.

Север, северный, северяне, веер.                     Пеликан, пеликан, великан, пеликан

Сова, совок, совушка, совенок                           Кенгуру, кенгуру, заберу, кенгуру

  1. Сосчитай до пяти (2, 5)

Цель:  учить детей правильно согласовывать имена существительные с именами числительными один, два, пять

Ход игры. Педагог предлагает детямправильно посчитать животных.     Например:Одна ловкая обезьяна – две ловкие обезьяны, пять ловких обезьян

 «Жара»                                                                        «Мороз»                                                                        

Один африканский слон –...                                 Один толстый тюлень -

Один грозный лев –...                                           Один  белый медведь -

Одна старая черепаха –...                                    Один быстрый олень -

  1. Скороговорка  

Цели: развивать общие речевые навыки, четкость дикции, правильное звукопроизношение, правильное голосоведение, слуховую память.

Ход игры. Педагог предлагает детям соревнование, кто быстрее и правильнее произнесет скороговорку. Картинка гиппопотама передается следующему ребенку после того, как будет правильно произнесена  чистоговорка

«Жара»                                                                      «Мороз»

 За  гиппопотамом  гиппопотам                 Тюлень  вставать не торопится,

 топает по пятам.                                        Жирок под шкурой копится.

                               

  1. Игра «Составь схему»

Цели: закреплять навык анализа предложений на слова.

Ход игры. Педагог предлагает детям прослушать предложения, сосчитать количество слов и начертить схемы.

«Мороз»                                                                         «Жара» 

Слон поднимает грузы хоботом.            Белый медведь спит на льдине

  1.  Итог.

Логопед подводит итог занятия. Подсчитывает набранные баллы -  картинки в командах и  определяет победителя. Благодарит детей за старание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для подготовительной к школе группыпо теме: « Животные жарких стран и Севера»

Непосредственно образователная детеьнось направлена на расширение и углубление заний  детей о диких животных: о северном олене, о белом медведе, о верблюде. Учить детей по внешнему виду живо...

Конспект НОД по обучению грамоте, для показа родителям с детьми подготовительной группы, на тему: «Звуки [Р] – [Р’]. Буква Р. Животные жарких стран и севера».

Открытое занятие для родителей, по подгруппам. В данной деятельности дети 6-7 лет, знакомятся с буквой Р, упражняются в словообразовании, развивают  пространственные ориентировки....

Конспект:" Животные жарких стран и севера". Старшая группа.

Продолжать знакомить детей с животными жарких стран и севера. Употреблять названия животных в правильном падеже,числе, роде. Делить на слоги....

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей в старшей группе на тему «Животные жарких стран и Севера»

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей в старшей группе на тему «Животные жарких стран и Севера»Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «...

Животные Жарких стран и севера (презентация)

В данной презентации представлены животные Жарких стран и Севера с кратной информацией о каждом, красивыми иллюстрациями....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе по теме: « Животные жарких стран и Севера».

расширить и углубить представление детей о диких животных: о северном олене, о белом медведе, о верблюде. Учить детей по внешнему виду животного определять его место жительства, делать сравнительный а...

Тема недели: Зоопарк. Животные жарких стран. Животные Севера.

Лексические игры и упражнения для развития и активизации словаря....